Вот Пчёлка прилетела...

giantflier
DmitryB:

Вот и они про то же, но все же хочу на смолу, даже из за того чтобы научиться хорошо клеить смолой…

не делайте этой ошибки. не клейте мягкое дерево (каковым является фанера из тополя) смолой. ПВА - наилучший клей для мягкого дерева.
я уже давно отказался от смолы и все конструкции клею ПВА.
если вы не верите мне и не верите рекомендациям производителя, загляниет в любой фирменный ARF и увидите, что там везде ПВА.

в одном из номеров журнала Fine Woodworking, в прошлом году, по-моему, была опубликована статья, в которой описывались результаты испытаний всевозможных клеевых соединений.

наилучшим клеем для дерева по результатм исследований был назван ПВА!

еще один нюанс. есть разные типы ПВА. не берите первый попавшийся, например, белый клей для бумаги. хотя и он подойдет в большинстве случаев.
самый луший для этих целей - специальный СТОЛЯРНЫЙ ПВА, или в просторечье называемый желтый клей (yellow glue). это модифицированный ПВА, который при высыхании приобретает желтый оттенок а на ощупь почти такой же жесткий как эпоксидная или полиэфирная смола. кроме того, он сохнет гораздо быстрее и гораздо более удобен в работу. желтый клей полимеризуется в очень прочную пленку, которая не подврежена влиянию влажности. есть спейциальные модификации этого клея (например, производства компании Dupont), для внешних работ, таких как садовая мебель и т.п.
это очень прочный и очень быстросохнущий клейклей.

вот тут то и зарыта собака. преимущество ПВА перед смолой состоит в том, что он гораздо более пластичен и в этом смысле ближе по своим характеристикам к дереву. клеить бальзу и легкую фанеру на эпоксидную смолу, это все равно что привинчивать пуговицы к рубашке на болтах М20. в результате вы, как это вам не покажется странным, разупрочняете соединение.
дело в том, что смола, как неизмеримо более прочный и жесткий материал в таких соединенях создает так называемый “концентратор напряжений”.

собирайте все без исключения на ПВА, даже мотораму.
смолу используйте только для формирования стеклопластика. например, вам понадобится обклеить какие-то части обшивки и т.п.

и еще один немаловажный фактор - вес.
клеевые соединения на ПВА будут гораздо более легкими, по сравнению со смолой.
ПВА - это эмульсия поливинилацетата в воде и, поскольку это высыхающий клей (т.е. высыхающий по мере испарения растворителя, каковым является вода) и при высыхании уменьшает свой вес раза в полтора-два.

смола - это, так называемый полимеризующийся клей, то есть твердеющий в результате химической реакции двух компонентов и ни вес ни объем почти не изменяет.

наиболее распространенная ошибка любого начинающего моделяра - лить реки смолы, перетяжеляя соединения.

не наступайте на грабли, на которые ваши предшественники уже не раз наступили.

VOX

Хочу заверить всех - в наших наборах очень качественный клей фирмы Henkel. Мы об этом уже беседовали с Дмитрием. Я, наример, тоже полностью собираю все свои модели на ПВА. В наших магазинах три разновидности этого клея - 5мин., 15 мин. и водостойкий 30 мин.

DmitryB

Андрей, Вы меня не правильно поняли, я клею самолет на ПВА, а вот площадку шасси и мотораму хотел на смоле, как и рекомендует производитель. сейчас разговаривал с одним из разработчиков, он сказал клеить на смоле площадку шасси и мотораму, говорит он считал под смолу.
Теперь по поводу смолы, я сегодня взял у знакомого смолы, вернее я приехал попросить смолы быстрой, он мне дал сначала 12 минутной, потом спросил зачем, я сказал зачем, а он говорит тогда лучше не эту и вынес мне две здоровые бутылки, он отлил где-то у ребят которые занимаются в большой авиации, так вот там типа кампаунд, он говорит пластичный после полимеризациии остается и такого рода элементы лучше клеить на нем, вот и все.
Что скажете на это? Может все же площадку шасси и мотораму на этот кампаунд? Названия вот жаль не запомнил, завтра спрошу, а может он здесь отпишет сам.
Такие вот мысли…

ЗЫ: вот не успел отписаться… Клей просто супер, теперь бы выяснить про смолу и кампаунд.

giantflier
DmitryB:

… Клей просто супер, теперь бы выяснить про смолу и кампаунд.

любой состав или смесь, клей, краска и т.п. состоящие из более чем одного компонента (например, эпоксидная смола, полиэфирная смола, двухкомпонентный паркетный лак, двухкомпонентая краска и т.п.) - это все компаунды (compound).
компаунд - это есть нечто, состоящее из нескольких компонентов.

так что не давайте себя морочить сложными наукообразными терминами.
эпоксидная смола и компаунд в вашем случае - это одно и тоже.

современная эпоксидная смола состоит из двух компонентов - собственно смола (epoxy resin) и отвердитель (epoxy hardener). в просторечии именно смолу иногда называют компаундом. это несовсем правильно. что имел ввиду ваш товарищ, я не знаю, спросите у него.

в зависимости от вида смолы и производителя, соотношения смолы и отвердителя могут быть разными. например, я использую компаунд Airpoxy. это очень качественная высокопрочная смола. это прозрачная, консистенции очень жидкого меда жидкость. производтся, если я не ошибаюсь, в Германии. применяется в авиационной промышленности. галлон счмолы (4,5 литра) в комплекте с отвердителем (около 1,5 л) стоит здесь около 90 канадских долларов.
для этой смолы берется 100 частей смолы и 27 частей отвердителя. ПО ВЕСУ!

отвердитель может быть разным в смысле скорости отверждения смеси. я использую отвердитель, который позволяет работать со смолой в течение 60 минут. по истечение этого времени, смола начинает полимеризоваться и дальнейшая работа с ней практически невозможна.

с одной и той же смолой можно применять разные отвердители того же производителя - например, 5 минут, 15 минут, 30 минут и т.п. в зависимости от ваших нужд и по рекомендации производителя.
при формовании матриц, желательно, чтобы смола была наиболее долгоживущей - как минимум час, а то и два, в зависимости от вида работ.
при вклейке шпангоутов, нервюр и прочего набора в отфромованные корки или при ремонте удобно использовать быстростающие отвердители - 5, 10 минут и т.п.

вот собственно и все хитрости. надеюсь вам поможет.

если у вас элементы моторного шпангоута или детали крепления шасси из березовой фанеры, их можно клеить эпоксидной смолой. но я еще раз повторяю вам - в этом нет никакого смысла.

DmitryB

Спасибо за подробный ответ.
Ну да продолжим…
Вчера вклеил остальные шпангоуты и готовил следующие детали.
Теперь надо будет подготовить шасси, хотя может быть займусь другими деталями, надо делать рули высоты и направления, это будет интересно.


Ну и вот боковые пластинки.

После этого, зачистил по совету производителя все выступающие шипы, после этого места соединения практически не видно, создается ощущение целостности и красоты. приятно все таки сделать красиво… 😃

Александр_Иванов

добавлю свои 5 копеек, по результатам работы со смолой и мягким деревом обнаружил интересный эфект - соединение разваливается (я еще часто бью самолеты) таким образом: на одной детали остается смола и поверхностный слой другой детали - т.е. наблюдается просто отслоение дерева. это происходит из-за того что смола не пропитывает дерево, а дерево очень мягкое и легко слоиться. скажите что-нибудь по этому поводу, …

an2an

Не используйте “быструю” смолу в нагруженных местах, она просто не успевает пропитывать дерево.

DmitryB

Я такое замечал и на долгой смоле, по моему здесь ничего не спасет, если уж приложил, то приложил модель и развалится она независимо от клея. Здесь может спасти увеличеная площадь контакта, т.е. шиповое соединение. Тогда нагрузка будет распределяться по всей толщине материала, а не отрывать поверхностный слой.

VOX

…падение модели не входило в расчёты конструктора…
В воздухе не развалилась ещё ни одна конструкция.

DmitryB

Хе, хе, как сказать… У меня и такое бывало… 😃

VOX

Даю все 100% , что наша не развалится даже при значительных перегрузках. Вот это как раз входило в расчёты…

stud
DmitryB:

Может все же площадку шасси и мотораму на этот кампаунд? Названия вот жаль не запомнил, завтра спрошу, а может он здесь отпишет сам.
теперь бы выяснить про смолу и кампаунд.

Если верить справочнику " Пластические массы", то эпоксидным компаундом называется смесь смолы с пластификаторами. Возможен наполнитель. Отвердитель, действительно может быть разный. Отвердитель на основе, например, кислот Льюиса, может быть “быстрым”. Теперь, что и чем клеить. Там, где возможно попадание бензина, то я бы использовал клей на основе эпоксидной смолы. В других местах можно и ПВА. Компаунд, который я дал Диме, называется “Этал 370”. Вязкость смолы определяется не сравнением с мёдом или сметаной, а по вискозиметру.

giantflier
stud:

…Вязкость смолы определяется не сравнением с мёдом или сметаной, а по вискозиметру.

ну насчет “сметаны” я упомянул, чтобы наглядно объяснить человеку, что такое смола и с чем ее едят, поскольку, мне показалось, он не очень знаком с этим явлением природы.

тем не менее, вискозиметра у меня все равно нет и никогда не было.
между тем, свежая смола будет, пожалуй, даже жиже, чем жидкий мед.

забыл еще упомянуть, старайтесь держать смолу в хорошо закупоренном сосуде и желательно в сухом месте. неполимеризовавшаяся смола очень гигроскопична.
если вы увидите, что она у вас слегка помутнела, значит там вода.

stud:

Если верить справочнику " Пластические массы", то эпоксидным компаундом называется смесь смолы с пластификаторами. …

сейчас, по-моему, все смолы поставляются уже пластифицированные. во всяком случае, те, что употребляются в авиа- и судостроении, точно.
наверное, те времена уешли, когда мы добавляли касторку и прочую дребедень в смолу, чтобы она не была хрупкой, как силикатный клей.

VOX

Шаг за шагом соберётся твоя Пчёлка… Несколько фото для мотивации…

DmitryB

Ха мотивации то у меня хоть отбавляй, вот со временем не очень…
Ну ничего соберу конечно.

DmitryB

Небольшая задержка в постройке из за неожиданной занятости по личным делам. Но надеюсь скоро смогу заняться плотнее.
Вчера сумел только подготовить и просверлить стойки шасси и просверлить площадку для крепления шасси. А также подготовил площадки для серв руля высоты. Окончательно продумано крепление сервы газа, прекрасно получилось на мой взгляд, использовал окно облегчения. Сегодня вечером все отфотографирую и вынесу на всеобщий суд.
Сегодня если позволит занятость, постараюсь вклеить площаку шасси и мотораму, как раз приобрел несколько струбцинок.
Ну а далее… далее надо клеить боковины фюзеляжа, но для этого производитель рекомендует использовать абсолютно ровный стол чтобы не возникло каких либо перекосов, а вот стола то как раз и нет, вернее нет стола к которому можно было бы приколоть фюзеляж. Не могу найти здесь контору которая могла бы сделать мне хорошиую столешницу, ровную и с мягким покрытием… Но сегодня вроде нашел, завтра постраюсь до них добраться и заказать, хочется побыстрее, а никак не получается…

DmitryB

Итак, продолжаем.
Я весь в сомнениях… клеить площадку на эпоксидку или на ПВА.
Вчера попробовал склеить две сосновые рейки ПВА, с утра попробовал разорвать. В общем на излом соединение разорвалось, половина оторвался клей и половина расслоилось дерево, субъективные ощущения - очень крепко.
Так это еще была и не сушеная сосна, такая смолистая совсем…
Вчера ходил вокруг да около фюзеляжа… Опять же дома при всех смолой не очень хочется заниматься… Запах знаете ли, испарения… В общем сегодня дочку к бабушке отправил, вечером буду клеить. Хотя конечно и ПВА держит просто выше всех похвал… Не знаю в общем.
Далее вклеивал площадки для серв руля высоты.
Подготовил сам узел:

Ну и потом уже установил на боковушку фюзеляжа и приклеил рамку.

Таким же образом сделал и вторую боковушку.
В общем вечером по любому буду делать площадку шасси и мотораму.
постараюсь вечером же и отписаться, хотя скорее всего только завтра утром до компьютера доберусь.

an2an
DmitryB:

Я весь в сомнениях… клеить площадку на эпоксидку или на ПВА.

Да чего париться-то? Само не отвалится хоть смолой клей, хоть ПВА. От удара о землю сломается все равно. Нет великой разницы, особенно если все собрано “в шип”. Клей тем, чем тебе удобнее, драматически это на результат не повлияет, т.к. конструкция продумана (судя по картинкам).

DmitryB

Да уж, конструкция продумана от и до… Ладно посмотрю как пойдет, может и на ПВА приклею, все равно там все, все в шип, моторама за боковины цепляется и на площадке шасси шипов столько что по протяженности контакта два периметра самой площадки если не больше получается. а клеить ПВА намного удобнее конечно.

DmitryB

Решил таки сегодня отписаться.
В общем, решил клеить на ПВА, завтра утром посмотрю что получилось, но по моему очень крепко. К этому моменту уже появился какой никакой опыт, так что вроде нигде ничего не пропустил, все склеено.
Сначала вклеил площадку шасси. Главное закрепить соединения нормально после вставки. С этим я вроде справился.
Судите сами:

Когда высохло взялся за мотораму, здесь вообще без проблем.

Ну и пока фюзеляж трогать нельзя решил заняться гаргротом.
Обнаружил одну деталь на которой еще не запилены радиусы от фрезы, в общем, все подготовил и зашкурил.

Ну а уж склейка вообще уже не проблема.
Опять же закрепляем все и выдерживаем прямой угол, где это необходимо.

Теперь пусть все это сохнет до утра.
Завтра ответсвенный день. Очевидно буду клеить боковины фюзеляжа.
Большие длинные детали с обилием шипов, надо заготовить прищепок и предварительно примериться на сухую.
Завтра будет интересно… 😉
До чего же приятно собирать настолько продуманную и качественно выполненую конструкцию… Песня просто…

VOX

Дмитрий, один добрый совет…Когда применяешь струбцины, то очень советую под металлическую лапку подкладывать кусочки фанеры. Плотность тополевой фанеры, из которой сделан почти весь самолёт может оказаться недостаточной при точечной нагрузке, которую ты создаёшь струбциной. Как итог рискуешь получить вмятину, что невсегда приятно.