Вот Пчёлка прилетела...

DmitryB

Андрей, Вы меня не правильно поняли, я клею самолет на ПВА, а вот площадку шасси и мотораму хотел на смоле, как и рекомендует производитель. сейчас разговаривал с одним из разработчиков, он сказал клеить на смоле площадку шасси и мотораму, говорит он считал под смолу.
Теперь по поводу смолы, я сегодня взял у знакомого смолы, вернее я приехал попросить смолы быстрой, он мне дал сначала 12 минутной, потом спросил зачем, я сказал зачем, а он говорит тогда лучше не эту и вынес мне две здоровые бутылки, он отлил где-то у ребят которые занимаются в большой авиации, так вот там типа кампаунд, он говорит пластичный после полимеризациии остается и такого рода элементы лучше клеить на нем, вот и все.
Что скажете на это? Может все же площадку шасси и мотораму на этот кампаунд? Названия вот жаль не запомнил, завтра спрошу, а может он здесь отпишет сам.
Такие вот мысли…

ЗЫ: вот не успел отписаться… Клей просто супер, теперь бы выяснить про смолу и кампаунд.

giantflier
DmitryB:

… Клей просто супер, теперь бы выяснить про смолу и кампаунд.

любой состав или смесь, клей, краска и т.п. состоящие из более чем одного компонента (например, эпоксидная смола, полиэфирная смола, двухкомпонентный паркетный лак, двухкомпонентая краска и т.п.) - это все компаунды (compound).
компаунд - это есть нечто, состоящее из нескольких компонентов.

так что не давайте себя морочить сложными наукообразными терминами.
эпоксидная смола и компаунд в вашем случае - это одно и тоже.

современная эпоксидная смола состоит из двух компонентов - собственно смола (epoxy resin) и отвердитель (epoxy hardener). в просторечии именно смолу иногда называют компаундом. это несовсем правильно. что имел ввиду ваш товарищ, я не знаю, спросите у него.

в зависимости от вида смолы и производителя, соотношения смолы и отвердителя могут быть разными. например, я использую компаунд Airpoxy. это очень качественная высокопрочная смола. это прозрачная, консистенции очень жидкого меда жидкость. производтся, если я не ошибаюсь, в Германии. применяется в авиационной промышленности. галлон счмолы (4,5 литра) в комплекте с отвердителем (около 1,5 л) стоит здесь около 90 канадских долларов.
для этой смолы берется 100 частей смолы и 27 частей отвердителя. ПО ВЕСУ!

отвердитель может быть разным в смысле скорости отверждения смеси. я использую отвердитель, который позволяет работать со смолой в течение 60 минут. по истечение этого времени, смола начинает полимеризоваться и дальнейшая работа с ней практически невозможна.

с одной и той же смолой можно применять разные отвердители того же производителя - например, 5 минут, 15 минут, 30 минут и т.п. в зависимости от ваших нужд и по рекомендации производителя.
при формовании матриц, желательно, чтобы смола была наиболее долгоживущей - как минимум час, а то и два, в зависимости от вида работ.
при вклейке шпангоутов, нервюр и прочего набора в отфромованные корки или при ремонте удобно использовать быстростающие отвердители - 5, 10 минут и т.п.

вот собственно и все хитрости. надеюсь вам поможет.

если у вас элементы моторного шпангоута или детали крепления шасси из березовой фанеры, их можно клеить эпоксидной смолой. но я еще раз повторяю вам - в этом нет никакого смысла.

DmitryB

Спасибо за подробный ответ.
Ну да продолжим…
Вчера вклеил остальные шпангоуты и готовил следующие детали.
Теперь надо будет подготовить шасси, хотя может быть займусь другими деталями, надо делать рули высоты и направления, это будет интересно.


Ну и вот боковые пластинки.

После этого, зачистил по совету производителя все выступающие шипы, после этого места соединения практически не видно, создается ощущение целостности и красоты. приятно все таки сделать красиво… 😃

Александр_Иванов

добавлю свои 5 копеек, по результатам работы со смолой и мягким деревом обнаружил интересный эфект - соединение разваливается (я еще часто бью самолеты) таким образом: на одной детали остается смола и поверхностный слой другой детали - т.е. наблюдается просто отслоение дерева. это происходит из-за того что смола не пропитывает дерево, а дерево очень мягкое и легко слоиться. скажите что-нибудь по этому поводу, …

an2an

Не используйте “быструю” смолу в нагруженных местах, она просто не успевает пропитывать дерево.

DmitryB

Я такое замечал и на долгой смоле, по моему здесь ничего не спасет, если уж приложил, то приложил модель и развалится она независимо от клея. Здесь может спасти увеличеная площадь контакта, т.е. шиповое соединение. Тогда нагрузка будет распределяться по всей толщине материала, а не отрывать поверхностный слой.

VOX

…падение модели не входило в расчёты конструктора…
В воздухе не развалилась ещё ни одна конструкция.

DmitryB

Хе, хе, как сказать… У меня и такое бывало… 😃

VOX

Даю все 100% , что наша не развалится даже при значительных перегрузках. Вот это как раз входило в расчёты…

stud
DmitryB:

Может все же площадку шасси и мотораму на этот кампаунд? Названия вот жаль не запомнил, завтра спрошу, а может он здесь отпишет сам.
теперь бы выяснить про смолу и кампаунд.

Если верить справочнику " Пластические массы", то эпоксидным компаундом называется смесь смолы с пластификаторами. Возможен наполнитель. Отвердитель, действительно может быть разный. Отвердитель на основе, например, кислот Льюиса, может быть “быстрым”. Теперь, что и чем клеить. Там, где возможно попадание бензина, то я бы использовал клей на основе эпоксидной смолы. В других местах можно и ПВА. Компаунд, который я дал Диме, называется “Этал 370”. Вязкость смолы определяется не сравнением с мёдом или сметаной, а по вискозиметру.

giantflier
stud:

…Вязкость смолы определяется не сравнением с мёдом или сметаной, а по вискозиметру.

ну насчет “сметаны” я упомянул, чтобы наглядно объяснить человеку, что такое смола и с чем ее едят, поскольку, мне показалось, он не очень знаком с этим явлением природы.

тем не менее, вискозиметра у меня все равно нет и никогда не было.
между тем, свежая смола будет, пожалуй, даже жиже, чем жидкий мед.

забыл еще упомянуть, старайтесь держать смолу в хорошо закупоренном сосуде и желательно в сухом месте. неполимеризовавшаяся смола очень гигроскопична.
если вы увидите, что она у вас слегка помутнела, значит там вода.

stud:

Если верить справочнику " Пластические массы", то эпоксидным компаундом называется смесь смолы с пластификаторами. …

сейчас, по-моему, все смолы поставляются уже пластифицированные. во всяком случае, те, что употребляются в авиа- и судостроении, точно.
наверное, те времена уешли, когда мы добавляли касторку и прочую дребедень в смолу, чтобы она не была хрупкой, как силикатный клей.

VOX

Шаг за шагом соберётся твоя Пчёлка… Несколько фото для мотивации…

DmitryB

Ха мотивации то у меня хоть отбавляй, вот со временем не очень…
Ну ничего соберу конечно.

DmitryB

Небольшая задержка в постройке из за неожиданной занятости по личным делам. Но надеюсь скоро смогу заняться плотнее.
Вчера сумел только подготовить и просверлить стойки шасси и просверлить площадку для крепления шасси. А также подготовил площадки для серв руля высоты. Окончательно продумано крепление сервы газа, прекрасно получилось на мой взгляд, использовал окно облегчения. Сегодня вечером все отфотографирую и вынесу на всеобщий суд.
Сегодня если позволит занятость, постараюсь вклеить площаку шасси и мотораму, как раз приобрел несколько струбцинок.
Ну а далее… далее надо клеить боковины фюзеляжа, но для этого производитель рекомендует использовать абсолютно ровный стол чтобы не возникло каких либо перекосов, а вот стола то как раз и нет, вернее нет стола к которому можно было бы приколоть фюзеляж. Не могу найти здесь контору которая могла бы сделать мне хорошиую столешницу, ровную и с мягким покрытием… Но сегодня вроде нашел, завтра постраюсь до них добраться и заказать, хочется побыстрее, а никак не получается…

DmitryB

Итак, продолжаем.
Я весь в сомнениях… клеить площадку на эпоксидку или на ПВА.
Вчера попробовал склеить две сосновые рейки ПВА, с утра попробовал разорвать. В общем на излом соединение разорвалось, половина оторвался клей и половина расслоилось дерево, субъективные ощущения - очень крепко.
Так это еще была и не сушеная сосна, такая смолистая совсем…
Вчера ходил вокруг да около фюзеляжа… Опять же дома при всех смолой не очень хочется заниматься… Запах знаете ли, испарения… В общем сегодня дочку к бабушке отправил, вечером буду клеить. Хотя конечно и ПВА держит просто выше всех похвал… Не знаю в общем.
Далее вклеивал площадки для серв руля высоты.
Подготовил сам узел:

Ну и потом уже установил на боковушку фюзеляжа и приклеил рамку.

Таким же образом сделал и вторую боковушку.
В общем вечером по любому буду делать площадку шасси и мотораму.
постараюсь вечером же и отписаться, хотя скорее всего только завтра утром до компьютера доберусь.

an2an
DmitryB:

Я весь в сомнениях… клеить площадку на эпоксидку или на ПВА.

Да чего париться-то? Само не отвалится хоть смолой клей, хоть ПВА. От удара о землю сломается все равно. Нет великой разницы, особенно если все собрано “в шип”. Клей тем, чем тебе удобнее, драматически это на результат не повлияет, т.к. конструкция продумана (судя по картинкам).

DmitryB

Да уж, конструкция продумана от и до… Ладно посмотрю как пойдет, может и на ПВА приклею, все равно там все, все в шип, моторама за боковины цепляется и на площадке шасси шипов столько что по протяженности контакта два периметра самой площадки если не больше получается. а клеить ПВА намного удобнее конечно.

DmitryB

Решил таки сегодня отписаться.
В общем, решил клеить на ПВА, завтра утром посмотрю что получилось, но по моему очень крепко. К этому моменту уже появился какой никакой опыт, так что вроде нигде ничего не пропустил, все склеено.
Сначала вклеил площадку шасси. Главное закрепить соединения нормально после вставки. С этим я вроде справился.
Судите сами:

Когда высохло взялся за мотораму, здесь вообще без проблем.

Ну и пока фюзеляж трогать нельзя решил заняться гаргротом.
Обнаружил одну деталь на которой еще не запилены радиусы от фрезы, в общем, все подготовил и зашкурил.

Ну а уж склейка вообще уже не проблема.
Опять же закрепляем все и выдерживаем прямой угол, где это необходимо.

Теперь пусть все это сохнет до утра.
Завтра ответсвенный день. Очевидно буду клеить боковины фюзеляжа.
Большие длинные детали с обилием шипов, надо заготовить прищепок и предварительно примериться на сухую.
Завтра будет интересно… 😉
До чего же приятно собирать настолько продуманную и качественно выполненую конструкцию… Песня просто…

VOX

Дмитрий, один добрый совет…Когда применяешь струбцины, то очень советую под металлическую лапку подкладывать кусочки фанеры. Плотность тополевой фанеры, из которой сделан почти весь самолёт может оказаться недостаточной при точечной нагрузке, которую ты создаёшь струбциной. Как итог рискуешь получить вмятину, что невсегда приятно.

DmitryB

Спасибо, Альберт, я это и сам понимаю но постоянно наступаю на эти грабли.
Будем исправляться, хотя сегодня опять так делал, но частично, просто не хватило под рукой проставок под все струбцины.
Начнем:
С утра решил заняться боковиной, а потом вспомнил что надо еще сделать серву газа. Её то я и закрепил с самого начала с помощью двух пластинок фанеры отрезаных от стапеля крыла. Стапелю это нисколько не повредит, а мне пригодится.

Все получилось очень даже неплохо. Серва стоит как надо.
Далее начал заниматься боковиной фюзеляжа…
Достаточно знаете ли трудно… Сначала примерил на сухую. Одна совпала полностью легко, вторая внатяг маленько, ну чуточку подпилил надфилем и все встало на свои места. Клеить решил в два этапа. Да, кстати, повторюсь, что производитель советует все делать на ровном столе, но я как всегда пошел своим путем. Ну нет у меня пока такого стола ну хоть ты тресни. а терпежа тоже нет, так что как срослось так срослось. Рискую попасть на кручение, но уж так или иначе, буду делать так.
Так вот значит в два этапа… Почему? Да потому что проклеить весь фюз и успеть поставить боковину и прижать все, ну как то не совсем реально для меня на данный момент, а так по половинке вполне себе очень даже неплохо. Сначала сдела перед самолета. Так и то не хватило струбцин и прищепок, использовал что попалось под руку, чтобы придавить и прижать, дабы успеть пока клей не схватился. Он конечно дает время подумать но все же хочется по быстрому успеть, а то вдруг начнет застывать…

Оставил так на полдня. Чтобы уж точно все схватилось. Да и дела надо все таки поделать и кроме самолета… И надо же все прочно просто супер.
После этого уже вечером вторая часть боковины, промазал, приладил, прищепки, струбцины, опять не хватило площадок под струбцины… ужас короче, но ничего, это мы все вышкурим потом, все будет ровно и красиво, не извольте даже беспокоиться.

Такие вот дела… Пока стоит сохнет, попозже продолжу со второй боковушкой.

Да кстати, комментарии приветсвуются! Высказываемся товарищи…

VOX

На крутку ты вряд-ли попадёшь. После того, как приклеишь обе боковины фюзеляжа ты должен будешь замкнуть контур, т.е. приклеить нижнюю пластину. Вот этот момент для тебя наиболее важен! Обязательно сделай это за один раз и обязательно на ровном столе, пусть и без стапеля. Закрепи нижнюю деталь и загрузи фюзеляж сверху чем-то тяжёлым. Основание прижмётся к столу, тем самым получишь ровную плоскость.
Мы как-то не подумали, что рабочие столы со стапелями для сборки есть не у всех… Надо в будущем иметь этот ввиду.