Проект биплан

LehaBarnaul

Хотелось бы усышать о реальной нагрузке.
Чисто внутренний голос подсказывает, чем крылья ближе друг к другу находятся, тем лучше, стабилизатор с двигателем на одной оси и на одинаковом расстоянии между в. и н. крылом. Особо интересен вопрос касаемо продольной устойчивости. Думаю, что формулы для расчета монопланов здесь несколько непригодны. Хочу попробовать подогнать формулы, но нужны конкретные размеры, которых к большому сожалению пока нет.
Есть мысль замутить простейший по конструкции билан, простой как палка, дабы опробовать схему.

vadim73

У меня на маленьком:площадь 108 дц,вес 8 кг.
на большом: 223дц,вес 24кг.
А ты в “Компасе” чертежи открыть сможешь?

LehaBarnaul

В первом варианте 74гр.дм., во втором 107.
Думал будет меньше.
По поводу удлиннения крыла есть какое-нибудь мнение?
На электро получилось 4,3. На монопланах в среднем около 5,3-5,7

vadim73:

А ты в “Компасе” чертежи открыть сможешь?

Я такими штуками не пользуюсь, привык ручками, на бумаге

vadim73

Чёрт побери,совсем плохой стал,торможу.На Ultimate хорда 300,размах 1800.Думаю у всех пилотажных пропорции примерно такие.

LehaBarnaul

Ух! Нифигасе!
Получается ажно 0,6
То-то они вертлявые такие, однозначно хорду буду увеличивать хотябы до 5,5
При размахе 190 хорда будет 345-350мм

vadim73

На счёт элеронов не забудь.А в крыльях я лонжероны считал так же как и на простой самолёт,только полученую площадь сечения делил на два.Т.е ту же прочность раскидываешь на два крыла.На маленьком лонжерон получился 6 на 3,точно не помню.А нервюры пенопластовые 8 мм толщиной, с полками из бальзы 2мм.Вес одного крыла размах 1800,хорда 300 получмлся 600 гр,с машинками.Верхнее крыло на алюм стойках 10 на 4,через винты М3.Нижнее на штырях в фюэ,и винтами на М4, к низу фюза. Боковые стойки тоже винтами М3 и верхнее крыло,и в нижнее.
Гайки обяз-самоконтр.Весь сезон отлетал,по узлам крепления без воросов.Причём падал несколько раз😁

LehaBarnaul

600грамм довольно неплохо, для такого крыла!

kun-v
LehaBarnaul:

Слетав сегодня на мелком плосколетном биплане rutube.ru/tracks/2580623.html?v=86296192d1f4d2822c…
Захотелось сделать большенький.
А так ли он летает? Нагрузку не берем в расчет, интересно управление и устойчивость.
Особый интерес вызывают такие вопросы, как проэктирование геометрии.
А также, расстояние между верхним и нижним крылом, и чем этот выбор обусловлен.
Какой делать вынос верхнего крыла, относительно нижнего.
Если будут дельные цифры и размеры, вааще будет супер.
Ну и, еще пара тройка дельных советов.
Планируемый размах, от 190 до 230см, пока не решил, но склоняюсь к 190.
Хочу создать именно свое, и не на что не похожее.
За раннее благодарен!

Самодельный биплан для классического пилотажа. Размах 1800; длина 1750; хорда крыла 300,ширина элеронов 75; вынос верхнего крыла 150; расстояние между крыльями 300; профиль симметричный NACA 0012; размах стабилизатора 800; углы установки крыльев и стабилизатора 0°. Ось тяги совпадает с плоскостью стабилизатора и находится на одинаковом расстоянии от осей профилей крыльев. Двигатель ROTO 25. Выкос вправо 2,5°. Машинки 4 HS 635 (хватает с избытком) и 2 HS 311 газ и заслонка. Крылья и стабилизатор съемные. Оба крыла(половинки) соединяются углепластиковыми трубами диаметром 16х12. Вся конструкция бальсовая, немного фанеры 0,8. Крыло наборное. Вес пустого 6,5 кг. При хорошей бальсе можно было снизить до 6. Винт MENZ 18x10 на снимках сезона 08 года. Гораздо лучше в этом сезоне мотор работал с более инерционным винтом MAS 18x10. Очень летучий самолет. С выключенным мотором на посадку приходится заходить метров с 200. На флаперонах с включенным двигателем можно сесть накоротке. Делает все классические фигуры. Если захочется висеть, то нужно кубиков 40.

LehaBarnaul

Для Владимира Куничан
Спасибо!
Еще вопросик будет. Если не сложно не могли бы вы померить расстояние между нижним крылом и стабилизатором, и среднюю хорду стабика.

kun-v

Расстояние от задней кромки нижнего крыла до передней кромки стабилизатора 450. Хорда стабилизатора 280. Высота киля 400, хорда 300.
Большие поверхности стабилизатора и особенно киля очень важны для устойчивости бипланов против сваливания, xороший пример Ultimate.

vadim73

На Ultimate как раз стабилизатор не пронорционально маленький.И площадь киля меньше,чем у той же Extra,для примера.А ему больше и не надо,на ноже летит как в сметане,а причина тому боковые подкосы между крыльев.

LehaBarnaul

Это я заметил! При висении на ноже против ветра.

kun-v

Привожу перевод цитаты из статьи Carl Risteen «Секреты бипланов»
«Воздушный поток, омывающий хвостовые поверхности биплана более возмущен, чем у моноплана, в частности, если фюзеляж имеет не самые лучшие обводы. Чтобы это компенсировать, бипланы нуждаются в значительной поверхности хвостового оперения, вертикального и горизонтального . Значительно увеличенное вертикальное оперение может существенно улучшить поведение «вертких» бипланов. Я предпочитаю использовать вертикальное и горизонтальное оперения, имеющие поверхность примерно 10 % и 20% от площади крыльев соответственно. У многих из обычных, полукопийных моделей, которые сейчас доступны, на мой взгляд, эти цифры занижены. Ультимет это хороший пример биплана с площадью вертикальной хвостовой поверхности необходимой для отличной поперечной устойчивости.»
Целиком с ним согласен. Опыт доводки и двух перестроек моего первого биплана,
а ему уже 5 лет (размах 1370 двигатель АСП 52 4т) этот факт подтверждает.
Правда, надо учесть, что пилот я неважный. Для хорошо тренированного пилота это может быть несущественным.
Что касается Экстры. Привожу масштабные эскизы Ультимета и Экстры. Зачернены вертикальные поверхности стабилизаторов. По отношению к площади крыла у Экстры и к суммарной площади крыльев у Ультимета они примерно одинаковы и составляют примерно15%, что очень много. На всякий случай привожу фото модели Ультимет копийных пропорций (не моя)
Бипланы, как правило, имеют более значительную поверхностью крыльев, при одинаковых габаритах с монопланами, поэтому при снятых крыльях киль у биплана выглядит великовато, но бояться этого не надо. Кстати, у моего биплана на снимках площадь киля примерно 11%.

vadim73
kun-v:

По отношению к площади крыла у Экстры и к суммарной площади крыльев у Ультимета они примерно одинаковы

Да,но киль Экстры имеет ещё и роговой компенсатор!

kun-v

Да, доля рулевой поверхности в общей площади вертикального оперения у Экстры велика и компенсатор служит для снижения нагрузки на привод руля поворота. На эскизах отмечена полная расчетная площадь вертикального оперения, куда входит и площадь руля с компенсатором. Именно полная площадь определяет устойчивость от сваливания на малых скоростях. В принципе, наверное, для плоского штопора можно все вертикальное оперение сделать поворотным.
Кстати на большом биплане я не стал делать компенсатора на руле поворота, чтобы при возможном перевороте при жесткой посадке не повредить руль. Тем более там основная неприятная нагрузка от рулевого колеса. Машинка справляется. А вот на горизонтальном - сделал, все-таки машинка одна на обе половинки.

LehaBarnaul

Я свои модели не проэктирую с учетом переворотов, хотя и такое бывало, стараюсь максимально облегчить участь серво. Хвостового колеса нет не на одном самолете, без него неплохо.

vadim73

Сегодня обмерил два самолёта:
1.Extra 300S размах 2270мм / S крыла-94,2 дц
S стаба-26 дц
S киля-8,2 дц
2.Ultimate размах 1800мм/ S крыла-108 дц
S стаб-15 дц
S киля-7,6 дц
Т.Е. Extra / отношение S крыла к S стаба=3,62
Ultimate / S крыла к S стаба=7,2 и тд.
Где тут увеличение хвостовое оперение? Это не статья, реальные самолёты,полукопии,находятся у меня в моделке.Вот,Лёха,как то так.