Проект биплан

kun-v

Расстояние от задней кромки нижнего крыла до передней кромки стабилизатора 450. Хорда стабилизатора 280. Высота киля 400, хорда 300.
Большие поверхности стабилизатора и особенно киля очень важны для устойчивости бипланов против сваливания, xороший пример Ultimate.

vadim73

На Ultimate как раз стабилизатор не пронорционально маленький.И площадь киля меньше,чем у той же Extra,для примера.А ему больше и не надо,на ноже летит как в сметане,а причина тому боковые подкосы между крыльев.

LehaBarnaul

Это я заметил! При висении на ноже против ветра.

kun-v

Привожу перевод цитаты из статьи Carl Risteen «Секреты бипланов»
«Воздушный поток, омывающий хвостовые поверхности биплана более возмущен, чем у моноплана, в частности, если фюзеляж имеет не самые лучшие обводы. Чтобы это компенсировать, бипланы нуждаются в значительной поверхности хвостового оперения, вертикального и горизонтального . Значительно увеличенное вертикальное оперение может существенно улучшить поведение «вертких» бипланов. Я предпочитаю использовать вертикальное и горизонтальное оперения, имеющие поверхность примерно 10 % и 20% от площади крыльев соответственно. У многих из обычных, полукопийных моделей, которые сейчас доступны, на мой взгляд, эти цифры занижены. Ультимет это хороший пример биплана с площадью вертикальной хвостовой поверхности необходимой для отличной поперечной устойчивости.»
Целиком с ним согласен. Опыт доводки и двух перестроек моего первого биплана,
а ему уже 5 лет (размах 1370 двигатель АСП 52 4т) этот факт подтверждает.
Правда, надо учесть, что пилот я неважный. Для хорошо тренированного пилота это может быть несущественным.
Что касается Экстры. Привожу масштабные эскизы Ультимета и Экстры. Зачернены вертикальные поверхности стабилизаторов. По отношению к площади крыла у Экстры и к суммарной площади крыльев у Ультимета они примерно одинаковы и составляют примерно15%, что очень много. На всякий случай привожу фото модели Ультимет копийных пропорций (не моя)
Бипланы, как правило, имеют более значительную поверхностью крыльев, при одинаковых габаритах с монопланами, поэтому при снятых крыльях киль у биплана выглядит великовато, но бояться этого не надо. Кстати, у моего биплана на снимках площадь киля примерно 11%.

vadim73
kun-v:

По отношению к площади крыла у Экстры и к суммарной площади крыльев у Ультимета они примерно одинаковы

Да,но киль Экстры имеет ещё и роговой компенсатор!

kun-v

Да, доля рулевой поверхности в общей площади вертикального оперения у Экстры велика и компенсатор служит для снижения нагрузки на привод руля поворота. На эскизах отмечена полная расчетная площадь вертикального оперения, куда входит и площадь руля с компенсатором. Именно полная площадь определяет устойчивость от сваливания на малых скоростях. В принципе, наверное, для плоского штопора можно все вертикальное оперение сделать поворотным.
Кстати на большом биплане я не стал делать компенсатора на руле поворота, чтобы при возможном перевороте при жесткой посадке не повредить руль. Тем более там основная неприятная нагрузка от рулевого колеса. Машинка справляется. А вот на горизонтальном - сделал, все-таки машинка одна на обе половинки.

LehaBarnaul

Я свои модели не проэктирую с учетом переворотов, хотя и такое бывало, стараюсь максимально облегчить участь серво. Хвостового колеса нет не на одном самолете, без него неплохо.

vadim73

Сегодня обмерил два самолёта:
1.Extra 300S размах 2270мм / S крыла-94,2 дц
S стаба-26 дц
S киля-8,2 дц
2.Ultimate размах 1800мм/ S крыла-108 дц
S стаб-15 дц
S киля-7,6 дц
Т.Е. Extra / отношение S крыла к S стаба=3,62
Ultimate / S крыла к S стаба=7,2 и тд.
Где тут увеличение хвостовое оперение? Это не статья, реальные самолёты,полукопии,находятся у меня в моделке.Вот,Лёха,как то так.

LehaBarnaul

Сегодня прочертил первые эсскизы, размах буду делать два метра, ширина крыла 40см, площадь крыла 160дм2, площадь стаба 21дм2, вынос верхнего крыла 10см, плечо- 70см между средними хордами нижнего крыла и стаба. Расстояние между крыльями 40см, высота фюза 40см, длинна фюза 2м.

vadim73

Под ZDZ-80 ? Я бы хорду 35 см сделал,площадь большая,планер получится.

LehaBarnaul

Это не окончательный вариант. Еще есть над чем подумать.

LOGRUS

А что смущает, Лёха?
Все размеры и соотношения есть. Бери и строй себе.
Тока как бы это сказать - то, что хорошо для маленького самолета, не всегда хорошо и правильно для большого. Если просто тупо увеличить все размеры маленького биплана - не факт что Большой Брат полетит так же хорошо.
У тебя ведь нет возможности аэродинамически продуть строящийся биплан.

vadim73
LOGRUS:

А что смущает, Лёха?
Все размеры и соотношения есть. Бери и строй себе.
Тока как бы это сказать - то, что хорошо для маленького самолета, не всегда хорошо и правильно для большого. Если просто тупо увеличить все размеры маленького биплана - не факт что Большой Брат полетит так же хорошо.
У тебя ведь нет возможности аэродинамически продуть строящийся биплан.

Я делаю так.Беру чертежи настоящего и чертежи модели.Сравниваю,смотрю все ЗА и ПРОТИВ,и черчу свой.Зачем изобретать “велосипед”?Могу быть не прав,хотя эта технология меня пока не подводила.

LOGRUS

Так и я о том же.
Нефик нам велосипед, все пути уже пройдены и не раз.
И Ваш подход - ещё одно решение. Довольно толковое на мой взгляд.
А как Лёха делает?

vadim73

Лёха молодец! Мы с ним по телефону общаемся переодически.Вот только недавно узнал что последняя Экстра,которую он делал, только общими чертами напоминает Экстру.Оказывается он этот самолёт полностью пересчитал:все отношения плоскостей,какие то изменения вносил,и тд.Одним словом,молодец,делает сам,и не просто тупо копирует,а конструирует,творит.И как мы видим очень даже не безуспешно.Вот и сейчас ,видимо, только знакомыми очертаниями самолёт будет похож на Ultimate.А на самом деле будет что то СВОЁ.
Лёха,какой биплан будет,Ultimate?

3 months later
LehaBarnaul

Проект сдвинулся с мертвой точки, напилил себе своего рода “кит”.😒
Осталось собрать все в кучу.😃
Чертежик выложу, как только освою солидовскую чертилку.😁

Col_Chaos

Когда освоишь , подсядешь навсегда! Уж больно много возможностей открывается!
Возможности компоновки, легкость изготовления точных чертежей… Потом будешь удивляться, как обходился без этого раньше!