Белланка 33%
Да, нет проблем! Я на своём столе и по-более модельки собирал… А на счёт как выкручиваюсь - так очень просто! Я, к примеру собрал без стапеля носовую часть, благо там всё и так на свои места встает. Затем уже заднюю, а она всего 1300мм. Стапель сделан таким образом, что необходимая фиксация фюзеляжа при сборке требует только установки на стапель шпангоутов , начиная с четвёртого. Всё продумано до мелочей! - как говаривал один известный киноперсонаж.
Вот и завершился следующий день работы с моделью. В результате - практически законченный фюзеляж. Много времени отняла обработка боковых формообразующих поверхностей. Их необходимо сделать максимально точно и обязательно ровно. Ведь это создает внешний вид самолёта. Именно на этих плоскостях любой человек остановит свой взгляд…
Следующий этап работы - это оформление канала,в котором будут расположены патрубки глушителя. Это место немного позже будет проклеено стеклотканью на смоле, также как и передний шпангоут. Сегодня я их немного подшпаклевал и вышкурил…
На нижней части фюзеляжа расположены скобы для крепления подкосов крыла. Их необходимо установить до момента полной обклейки бальзой нижней боковой поверхности. После затягивания болтов крепления их надо просто смазать клеем ПВА, чтобы не выкрутились…Далее это место зашивается бальзовым шпоном и обрабатывается по контуру.
Левое переднее окно тоже имеет свою форму. Без труда вклеивается эта деталь, которая сразу придаёт конструкции какой-то завершённый вид.
Завтра будет продолжение…
Здравствуйте Альберт. Как на счёт весового контроля,укладываетесь?
Да, вес под контролем. Я думаю, что модель получится в районе 12-13 кг., может быть и чуть легче. По опыту вижу, что всё нормально с весом. Сегодня взвешу…
Интересный подбор материалов и компановка.Гармонично,и впечатляет!
Новшество этой модели - главным образом в новизне её конструкции. По опыту эксплуатации было выявлено много слабых мест серийных китов, в особенности передней части фюзеляжа. Конструкция фюзеляжа этой модели в значительной степени усилена. Не за счёт увеличения толщины материала, а за счёт грамотного проектирования.
А материал - это бальза, лёгкая фанера и в самых нагруженных местах берёзовая фанера.
Также использован опыт эксплуатации предыдущей, 25% версии этого самолёта. Сборка стала ещё проще…
Ещё по поводу веса. Мне не нужно особо заниматься контролем веса. Дело в том , что с большой долей точности он известен ещё на стадии проектирования. Ошибки совсем незначительные. Тоже самоё относится и к центру тяжести, и к углам установки мотора…
Интересно наблюдать за работой мастера. Всё мечтаю, что у меня рука так же набъётся…😃
Интересно наблюдать за работой мастера. Всё мечтаю, что у меня рука так же набъётся…😃
Жень,это первые 10 лет тяжело.Потом привыкаешь.Шучу.
А если серьёхно,давно наблюдаю за проэктом,повторюсь-впечатляет.Просто люблю классические схемы.
Набьётся рука, обязательно!! Было-бы реальное желание работать - и работать ПРАВИЛЬНО и ЧИСТО!! Когда-то ещё во времена Дома пионеров один из моих учителей сказал: - Модель должна быть красива не только с наружи, но внутри! Красивые модели хорошо летают! Запомнил я это напутствие, всю жизнь его вспоминаю…
Приветствую коллеги!
Работа с фюзеляжем практически завершена. Остались конечно мелочи, которые будут решены в рабочем порядке, так сказать…
Сегодня я вновь собрал стапель для сборки крыла. Ещё раз проконтролировал углы установки, чтоб 90 градусов везде! Ну, и начал собирать… Не спеша( но быстро!). За час управился с этими пазлами. От монотонной работы аж горло пересохло. Пришлось немного пива попить, чтоб вернуть настроение…
За ночь всё просохнет основательно, а уж потом я кромки-лобики приклею. Недолго это сделать.
Так-как стандартная длина бальзового шпона 1000мм, о мне пришлось склеить шпон до необходимой длины, а также и ширины. Затем уже я приступил к дальнейшей сборке.
Задняя кромка крыла. Она собирается из двух бальзовых пластин., кромки которых состроганы под небольшой угол, повторяющий контур элерона и закрылка.
Лобик крыла приклеивается на стапеле. Процедура стандартная и не требует особых коментариев. В то время пока клей под ним сохнет нарезаем бальзовые накладки. Они, приклееные между задней кромкой и лобиком крыла, создадут необходимый профиль и придадут жесткости нервюрам. Кстати, стоит отметить тот факт, что только этот самолёт из всех выпускающихся в настоящий момент в мире комплектов, имеет точно столько нервюр в крыле, как и оригинал.
Работа с моделью продолжается…
Нижняя часть крыла собирается тоже поэтапно. В начале необходимо вклеить детали крепежа раскосов, потому что уже после приклеивания нижнего лобика крыла к ним доступа уже не будет.
Теперь очень ответственная операция - установка кронштейнов крепления закрылка. Они приклеиваются на смоле и привинчиваются двумя болтами М3. Очень важно соблюсти соосность всех трёх кронштейнов. Я для этого использую калиброванную проволоку диаметром 3 мм, которую протираю машинным маслом и вытираю тряпочкой перед установкой в кронштейны. Эта операция не позволит проволоке схватится с клеем. После полимеризации смолы я зажимаю конец проволоки в электродрель и плавно прибавляя обороты вытаскиваю из кронштейнов… Таким образом сооснось соблюдена!
Затем оформляется торцевая часть области закрылка. Бальза мочится и без труда укладывается на этот контур. После просыхания - тоже приклеивается. Необходимо помнить, что при склеивании этих деталей должна получится острая кромка. Поэтому перед склейкой надо прострогать обе плоскости до необходимого угла.
Задние кромки закрывающие элерон тоже имеют такой угол. Его конечно можно сделать и после приклеивания, но я рекомендую эту операцию делать сразу - это значительно проще!Работа с моделью продолжается…
Нижняя часть крыла собирается тоже поэтапно. В начале необходимо вклеить детали крепежа раскосов, потому что уже после приклеивания нижнего лобика крыла к ним доступа уже не будет.
Теперь очень ответственная операция - установка кронштейнов крепления закрылка. Они приклеиваются на смоле и привинчиваются двумя болтами М3. Очень важно соблюсти соосность всех трёх кронштейнов. Я для этого использую калиброванную проволоку диаметром 3 мм, которую протираю машинным маслом и вытираю тряпочкой перед установкой в кронштейны. Эта операция не позволит проволоке схватится с клеем. После полимеризации смолы я зажимаю конец проволоки в электродрель и плавно прибавляя обороты вытаскиваю из кронштейнов… Таким образом сооснось соблюдена!
Затем оформляется торцевая часть области закрылка. Бальза мочится и без труда укладывается на этот контур. После просыхания - тоже приклеивается. Необходимо помнить, что при склеивании этих деталей должна получится острая кромка. Поэтому перед склейкой надо прострогать обе плоскости до необходимого угла.
Задние кромки закрывающие элерон тоже имеют такой угол. Его конечно можно сделать и после приклеивания, но я рекомендую эту операцию делать сразу - это значительно проще!
На листе пенопласта я устанавливаю и прижимаю струбцинами крыло к столу. Этот способ всегда позволяет мне добится параллельности крыла. В таком положении и приклеивается нижнй лобик крыла.
После схватывания клея нужно вставить накладки на нервюры и аккуратно оформить места крепления кронштейнов и рулевых машинок.
На торцевой нервюре до её полной зашивки бальзой надо установить посадочное место для грибка М6 и вставить буковый штырь диаметром 10мм фиксации установки крыла.
Теперь останется приклеить и обработать переднюю кромку и пластиковую законцовку крыла…Но, это немного позже.
Альберт, привет!
Обратил внимание вот на эту насадку, понял, что это похоже не камень. Поделись плиз, что это и для чего.
Дак это ж шкурка дремелевская цилиндрическая. надевается на резиновый цилиндрик с хвостовиком и зажимается раздувая резину и таким образом фиксируя шкурку.
Хороша для выточки в деревяхах и фанерах. Как фреза, тока недолговечная
Это именно так…Очень удобная штука, советую заиметь. Также есть и многие другие подобные насадки со шкуркой разного профиля. У меня в руках PROXON…
Уважаемый Альберт, простите за оффтоп…
хотел поинтересоваться относительно разрабатываемого вами кита самолета У-2 (По-2) - как пробдвигаются работы, и продвигаются ли вообще?
Я был на вашем сайте, читал ваши отчеты о собираемых моделях - очень здорово. Поэтому с удовольствием приобрел бы себе кит нашего самолета вашей разработки…
Расскажите, если несложно, есть ли прогресс по проекту? если нет, то будет ли…
Заранее благодарен…
Проект такой есть… Много раз мы к нему возвращались, но ещё так и не завершили. Причиной тому очень аккуратное к нему обращение. Очень хочется повторить конструкцию оригинала. Вариантов планируется два - с мотором 150см3 и 250 см3. (МОКИ) Я даже не знаю когда он завершиться, мы вынуждены заниматься коммерческими проектами… Скажу однозначно только одно - первым будет биплан WACO YMF-5 в масштабе 33%… А ПО-2 будет, обязательно будет!
Проект такой есть… Много раз мы к нему возвращались, но ещё так и не завершили. Причиной тому очень аккуратное к нему обращение. Очень хочется повторить конструкцию оригинала. Вариантов планируется два - с мотором 150см3 и 250 см3. (МОКИ) Я даже не знаю когда он завершиться, мы вынуждены заниматься коммерческими проектами… Скажу однозначно только одно - первым будет биплан WACO YMF-5 в масштабе 33%… А ПО-2 будет, обязательно будет!
С Вако будьте осторожны - обязательно нужно сделать прочные крепления расчалок тросовых как в консолях, так и на фюзеляже - в этом самолете они работают как негры. Фактически только за счет расчалок бипланная коробка остается жесткой.
Сам с этим столкнулся когда проектировал и воплощал waco UPF-7 в масштабе 1/6
Да, конечно именно так!! Я тоже делаю не первый такой самолёт…Знаю эти “прелести”.У меня на модели нет тросовых растяжек. Я использую в этом случае металлическую калёную пластину, как и оригинал. Такие делает фирма в Швейцарии в нескольких масштабных линейках. Мой масштаб 33%, конструкция как у оригинала -трубчатый фюзеляж и наборное крыло, мотор 250см3 MOKI. Следующий этап 45%.
Работа со вторым крылом уже практически завершена. Операции с ним одинаковые, поэтому повторяться я не стал.
Следующая операция по сборке - это закрылки и элероны.
Закрылок. Какое счастье, что есть стапель для их сборки. Отфрезерованные из лёгкой фанеры детали и бальзовые пластины и рейки укладываются с клеем в положенные им места. Приклеивается верхний лобик закрылка, предварительно совсем немного смоченный водой. Задняя кромка, состоящая из двух бальзовых пластин, также собирается на стапеле. Как итог -абсолютно ровный закрылок, собранный за очень короткое время.
Элерон. Сегодня я согнул по трубе, которая соединяет крылья, бальзу, размоченную в воде, чтобы он соответствовала профилю элерона. Собирать сегодня я их не стал… Это завтра.
Вот и подходит к концу этап основной сборки самолёта. Уже не осталось “лишних” деталей, всё склеено.
На стапеле были собраны элероны. Их конструкция практически эдентична конструкции закрылка. Никаких трудностей это не представляет. У меня на сборку одного элерона ушло 30 минут…
Также я начал потихоньку оклеивать стеклотканью( 163гр.м2) передний шпангоут и моторный блок. Я так делаю на всех моделях - это гарантия надёжности и долговечности этого узла.
Следующим этапом - сборка воедино всей модели, выверка углов и подгонка всех стыков. Работа не совсем заметная, но отнимающаяя достаточно много времени. К тому-же очень ответственная!