Строим Alliance F3A на бензине
В результате поисков недорого кита для эксперимента по постройке полноразмерной тренировочной F3A пилотажки с бензиновым мотором, мой выбор пал на клон легендарного Alliance, производства чешского мастера Петра Худомеля.
Итак:
Строить будем вот такую птицу
Размах: 1920 мм
Длина: 1995 мм
Площадь крыла: 66 дм2
Расчетная масса: 4800 г
Двигатель DLE-30
Сервы:
Элероны и Элеватор - Hyperion Atlas High Voltage DH20-FTD
Руддер - Hyperion Atlas High Voltage DH20-UTD
Газ - Hyperion Atlas High Voltage DH16-FMD
Для начала небольшой обзор кита:
Кит производится в Чехии в 2х вариантах.
От Петра Худомеля и от RC MAX MODELS.
Кит от Петра Худомеля является немного доработанной версией оригинального кита от ZN Line.
Кит от RC MAX MODELS включает в себя фюзеляж производства Худомеля и опциональные разъемные крылья и оперение.
RC MAX MODELS немного ближе к ARF и включает трубки для крыла и Стабилизатора и шасси.
По ряду причин для данного проекта был выбран и приобретен кит от Худомеля.
Худомель и RC MAX MODELS являются партнерами. В частности мой кит Петр отправлял в Москву через Игоря - владельца RC MAX MODELS.
Полученный мной кит был упакован в прочную двойную картонную коробку. Все части отдельно проложены пенопластом. До Москвы кит доехал без повреждений, несмотря на упорные (судя по состоянию внешней упаковки) попытки нашей почты его разбомбить.
За упаковку - однозначно +.
Кит состоит из следующих компонентов:
1. Композитный фюзеляж. Сендвич стекло-пенопласт.
В общем сам фюзеляж достаточно жесток. Но по мои ощущениям не помешало бы установить 2-3 промежуточных шпангоута в хвостовой части и пустить вдоль фюзеляжа несколько карбоновых стрингеров.
Забегая вперед скажу, что вес кита это позволяет.
Качество изготовления на высоте. Непроклея не замечено.
2. Крылья. Стабилизатор и руддер - пенопластовое ядро, обшитое 2мм бальзой.
Крыло имеет профиль NACA0012, стабилизатор - NACA0009.
В ките от Худомеля идет цельное крыло. Элероны и элеватор не отделены.
RC MAX MODELS предлагает опцию с разъемным крылом и отрезанными и полностью оформленными рулевыми поверхностями.
Кит от Худомеля практически повторяет оригинальный кит от ZN Line. Из доработок - установленные и отшлифованные законцовки крыла и стабилизатора.
3. Фонарь кабины пилота отштампованный из целлулоида.
Думаю имеет смысл выклеить вместо него стеклопластиковый.
4. сборочные чертежи
В кит НЕ ВХОДЯТ
- Стойки шасси. Рекомендованная высота 22см.
- Труба крепления стабилизатора. Требуется диаметр 9-10мм
Вес отдельных компонентов КИТа:
Фюзеляж - 945г.
Крыло - 640г.
Стабилизатор (вместе с элеватором) - 125г.
Руддер - 37 г.
Итого: ~ 1700г.
Думаю вполне реально будет в итоге уложиться в 4800.
При постройке самолета буду опираться на опыт старших товарищей, описанный по следующим ссылкам:
RC Universe: ZNLine factory: Enigma Building
RC Design: Хочу собрать Top Line
Продолжение следует…
Завтра начну разметку и установку файрвола.
Семён, привет!
Крыло и стабилизатор ровно в два раза легче, чем у меня. Замечательно!!!
Кстати, а чертежи какие нибудь к нему имеются? Если есть, то выложите плиз фотки, очень хочется посмотреть.
Стабилизатор съёмный будете делать, или целиком вклеивать?
Андрей,
Скан буклета, который был приложен к КИТу во вложении.
Стабилизатор думаю делать регулируемым на трубе. Правда вот не знаю как эту трубу внутри крепить , если там только пенопластовое ядро без силового набора.
Задал вопрос Петру - посмотрим что скажет.
PS: Разбирая упаковочный материал, нашел в коробке бонус - футболку с логотипами мастерской Петра Худомеля и Alliance.
Пустячок, а приятно. Хотя честное слово, лучше бы стойки шасси включили в комплект 😉
ОК, спасибо, очень интересно было. Внимательно всё просмотрел.
Там похоже рекомендуют для крепления передней кромки крыла вклеить один центральный штырь. Сделайте лучше два (в каждой половине крыла), крыло будет на скрутку в фюзе лучше держаться, а веса много не добавит.
И ещё, я пока не понял как они рекомендуют прорезать руль высоты?
нашел в коробке бонус - футболку с логотипами мастерской Петра Худомеля и Alliance.
Бонус - это всегда приятно и тем более, когда с качественным самолётом приходит. Я кстати про свой горе набор написал Худомелю на сайт.
Я не буду использовать штыри для крепления крыла вообще. Вместо этого крыло будет крепиться 4мя 4мм металлическими болтами, как рекомендует ZN Line для своих китов:
RC Universe:ZNLine factory: Enigma Building : Post#60 and below
Элеватор и элероны будут прорезаться несквозь, т.е. часть законцовки будет частью элерона или половинки РВ.
(опять же как в треде ZN Line)
Это очень хорошая идея, тогда можно будет и установочный угол крыла регулировать в случае необходимости. Кстати, как крышка капота прилегает к нижней поверхности крыла? Большая щель остаётся?
Списался с Худомелем. Говорит - конструкция предусматривает вклейку стаба в фюзеляж намертво. Никаких элементов усиления для установки пенала трубы в стабе не предусмотрено.
Думаю… Стоит ли городить огород с навеской стаба на трубе?
Если да - то как закрепить пеналы внутри половинок стаба без полной переделки оного ?
Как вариант.
rcopen.com/files/49f9becd9970730077ea08a7
Вчера начал размечать место установки файрвола, и сразу первая существенная проблема - носовая часть фюзеляжа слишком узка для DLE 30.
При установке на штатное место “уши” картера упираются в стенки мотоотсека, а капот не налезает на голову цилиндра.
Выхода 2 :
1 - либо прорезать отверстия и впихивать мотор на штатное место.
2 - обрезать нос фюзеляжа на 8 см.
Думаю пойти по второму пути.
2 - обрезать нос фюзеляжа на 8 см. Думаю пойти по второму пути.
Ой! Не надо этого делать! Уж лучше потом выступающие лапки крепления мотора задекорировать какими-нибудь аэродинамическими наплывами а в капоте прорезать дырку под головку цилиндра, чем получить “безносый” самолет.
Элеватор и элероны будут прорезаться несквозь, т.е. часть законцовки будет частью элерона или половинки РВ.
(опять же как в треде ZN Line)
Хмм… Мне имхуется, что это не совсем удачная идея - продлять элерон на законцовку, там и без этого чёрт те что со срывом потока происходит. Это же не планер, в конце концов, чтобы профиль гнуть по всему размаху.
Ой! Не надо этого делать! Уж лучше потом выступающие лапки крепления мотора задекорировать какими-нибудь аэродинамическими наплывами а в капоте прорезать дырку под головку цилиндра, чем получить “безносый” самолет.
Уговорили 😃
Сегодня с утра переспал с этой идеей, снова взял машинку в руки и придумал как разместить мотор с минимумом кромсаний фюза.
Опять же - вчера разговаривали с Худомелем - он тоже был против идеи “обрезания” из соображений центровки.
Короче, нос обрезать не будем.
Вечером начну разметку файрвола.
Чую монтаж бензинки в таком пространстве обещает быть редкой проктологической операцией 😃
Мне имхуется, что это не совсем удачная идея - продлять элерон на законцовку, там и без этого чёрт те что со срывом потока происходит.
Может это и не так плохо - сыграет свою положительную роль на snap-roll’e. Ведь изначально ZN-Line зачем-то именно так и сделали?
Посмотрел фото различных F3A самолетов - на половине элероны прорезаны насквозь (все модели ZN-Line) , на половине - до законцовки (например Europa)
В последнее время не было времени писать в форуме, однако постройка потихоньку движется.
Как уже писал раньше начать решил с изготовления файрволла.
Для этого:
- Изготовил и смонтировал на носовом срезе фюзеляжа монтажную шайбу для крепления двигателя, с тем расчетом, чтобы план-шайба выступала за границы фюзеляжа на 2мм.
- Монтируем на данной шайбе двигатель
- Масштабируем и переносим на потолочку шаблон файрволла из чертежей. Подгоняем его по месту, размечаем отверстия для болтов крепления, топливопровода, тяг газа и чока.
- По шаблону изготвливаем файрволл из переклея 2х слоев 3х миллиметровой 5ти слойной авиационной фанеры.
Перед тем как вклеивать файрволл - займемся площадкой шасси.
площадка представляет собой конструкцию из собственно площадки , изготовленной из переклея 2х и 3х миллиметровой авиа-фанеры и 2х поперечин из 3х мм. фанеры.
вклеиваем эту конструкцию на смоле с микросферой
и, наконец, вклеиваем файрволл. После вклейки формируем “fillet” из смолы со сферой по его периметру.
теперь можно переходить к монтажу крыла.
Закончилась очередная командировка. Возвращаемся к Альянсу.
Устанавливаем крыло.
Оригинальная конструкция кита предусматривает крепление крыла штырьком в передней кромке и 2-мя болтами в районе задней.
Вместо этого буду крепить крыло 4мя 4х мм болтами , чтобы придать дополнительную жесткость конструкции в целом.
Задняя пара:
Производитель уже установил буковые бруски. В них и заделываем шипастые гайки.
Передняя пара.
Из 3х мм фанеры , усиленной в местах установки гаек накладками из 2х мм., делаем скобу и вклеиваем , выравнивая крыло пока смола не высохла.
В последствии скоба будет обрезана как показано красными линиями на фото. Жесткость даст само крыло.
В крыле строго симметрично размечаются и сверлятся отверстия строго перпендикулярно плоскости симметрии крыла.
Для примерки этого достаточно. В последствии в отверстия будут вклеены карбоновые трубки 4x6 , чтобы избежать деформации крыла болтами.
Можно переходить к монтажу стабилизатора.
Конструкция кита предусматривает жесткую вклейку стаба в фюзеляж.
Я хочу сделать стабилизатор съемным с регулируемым углом установки.
И тут сразу нужна помошь зала.
Место установки стаба на фюзеляже выглядит так:
Подскажите, как абсолютно симмертично разметить отверстия для несущей трубы и штырька механизма регулировки на фюзеляже ?
Пока суть да дело сделал посадочные места для сервомашинок элеронов в крыльях.
Слоты для машинок в крыльях уже были прорезаны изготовителем.
По их размеру изготовлены и вклеены сервобоксы из 3х мм бальзы и 2х мм фанеры.
Теперь чтобы закончить крыло, нужно решить один вопрос :
ZN Line в своих рекомендациях по сборке оригинального кита рекомендует ламинировать центроплан несколькими слоями стекла. Но там в ките крыло поставляется в виде 2х половинок, склеиваемых при сборке.
В ките Худомеля (мой случай) крыло сразу изготовлено неразъемным. Поверх пенопластового ядра идет монолитный слой стекла и сверху зашито бальзой.
Вот собственно и диллема - ламинировать ли центроплан, или съкономить вес и понадеяться на то , что неразъемное крыло худомеля итак достаточно прочно ?
Как вы считаете ?