Строим Alliance F3A на бензине

SVK=

В результате поисков недорого кита для эксперимента по постройке полноразмерной тренировочной F3A пилотажки с бензиновым мотором, мой выбор пал на клон легендарного Alliance, производства чешского мастера Петра Худомеля.

Итак:
Строить будем вот такую птицу

Размах: 1920 мм
Длина: 1995 мм
Площадь крыла: 66 дм2
Расчетная масса: 4800 г

Двигатель DLE-30

Сервы:
Элероны и Элеватор - Hyperion Atlas High Voltage DH20-FTD
Руддер - Hyperion Atlas High Voltage DH20-UTD
Газ - Hyperion Atlas High Voltage DH16-FMD

SVK=

Для начала небольшой обзор кита:

Кит производится в Чехии в 2х вариантах.
От Петра Худомеля и от RC MAX MODELS.

Кит от Петра Худомеля является немного доработанной версией оригинального кита от ZN Line.
Кит от RC MAX MODELS включает в себя фюзеляж производства Худомеля и опциональные разъемные крылья и оперение.
RC MAX MODELS немного ближе к ARF и включает трубки для крыла и Стабилизатора и шасси.

По ряду причин для данного проекта был выбран и приобретен кит от Худомеля.

Худомель и RC MAX MODELS являются партнерами. В частности мой кит Петр отправлял в Москву через Игоря - владельца RC MAX MODELS.

Полученный мной кит был упакован в прочную двойную картонную коробку. Все части отдельно проложены пенопластом. До Москвы кит доехал без повреждений, несмотря на упорные (судя по состоянию внешней упаковки) попытки нашей почты его разбомбить.
За упаковку - однозначно +.

Кит состоит из следующих компонентов:

1. Композитный фюзеляж. Сендвич стекло-пенопласт.

В общем сам фюзеляж достаточно жесток. Но по мои ощущениям не помешало бы установить 2-3 промежуточных шпангоута в хвостовой части и пустить вдоль фюзеляжа несколько карбоновых стрингеров.
Забегая вперед скажу, что вес кита это позволяет.
Качество изготовления на высоте. Непроклея не замечено.

2. Крылья. Стабилизатор и руддер - пенопластовое ядро, обшитое 2мм бальзой.
Крыло имеет профиль NACA0012, стабилизатор - NACA0009.


В ките от Худомеля идет цельное крыло. Элероны и элеватор не отделены.
RC MAX MODELS предлагает опцию с разъемным крылом и отрезанными и полностью оформленными рулевыми поверхностями.
Кит от Худомеля практически повторяет оригинальный кит от ZN Line. Из доработок - установленные и отшлифованные законцовки крыла и стабилизатора.

3. Фонарь кабины пилота отштампованный из целлулоида.
Думаю имеет смысл выклеить вместо него стеклопластиковый.

4. сборочные чертежи

В кит НЕ ВХОДЯТ

  1. Стойки шасси. Рекомендованная высота 22см.
  2. Труба крепления стабилизатора. Требуется диаметр 9-10мм

Вес отдельных компонентов КИТа:
Фюзеляж - 945г.
Крыло - 640г.
Стабилизатор (вместе с элеватором) - 125г.
Руддер - 37 г.

Итого: ~ 1700г.

Думаю вполне реально будет в итоге уложиться в 4800.

При постройке самолета буду опираться на опыт старших товарищей, описанный по следующим ссылкам:

RC Universe: ZNLine factory: Enigma Building
RC Design: Хочу собрать Top Line

Продолжение следует…
Завтра начну разметку и установку файрвола.

Bil

Семён, привет!
Крыло и стабилизатор ровно в два раза легче, чем у меня. Замечательно!!!
Кстати, а чертежи какие нибудь к нему имеются? Если есть, то выложите плиз фотки, очень хочется посмотреть.
Стабилизатор съёмный будете делать, или целиком вклеивать?

SVK=

Андрей,

Скан буклета, который был приложен к КИТу во вложении.

Стабилизатор думаю делать регулируемым на трубе. Правда вот не знаю как эту трубу внутри крепить , если там только пенопластовое ядро без силового набора.
Задал вопрос Петру - посмотрим что скажет.

PS: Разбирая упаковочный материал, нашел в коробке бонус - футболку с логотипами мастерской Петра Худомеля и Alliance.
Пустячок, а приятно. Хотя честное слово, лучше бы стойки шасси включили в комплект 😉

Alliance_Schema.zip

Bil

ОК, спасибо, очень интересно было. Внимательно всё просмотрел.
Там похоже рекомендуют для крепления передней кромки крыла вклеить один центральный штырь. Сделайте лучше два (в каждой половине крыла), крыло будет на скрутку в фюзе лучше держаться, а веса много не добавит.
И ещё, я пока не понял как они рекомендуют прорезать руль высоты?

SVK=:

нашел в коробке бонус - футболку с логотипами мастерской Петра Худомеля и Alliance.

Бонус - это всегда приятно и тем более, когда с качественным самолётом приходит. Я кстати про свой горе набор написал Худомелю на сайт.

SVK=

Я не буду использовать штыри для крепления крыла вообще. Вместо этого крыло будет крепиться 4мя 4мм металлическими болтами, как рекомендует ZN Line для своих китов:

RC Universe:ZNLine factory: Enigma Building : Post#60 and below

Элеватор и элероны будут прорезаться несквозь, т.е. часть законцовки будет частью элерона или половинки РВ.
(опять же как в треде ZN Line)

Bil

Это очень хорошая идея, тогда можно будет и установочный угол крыла регулировать в случае необходимости. Кстати, как крышка капота прилегает к нижней поверхности крыла? Большая щель остаётся?

SVK=

Списался с Худомелем. Говорит - конструкция предусматривает вклейку стаба в фюзеляж намертво. Никаких элементов усиления для установки пенала трубы в стабе не предусмотрено.
Думаю… Стоит ли городить огород с навеской стаба на трубе?
Если да - то как закрепить пеналы внутри половинок стаба без полной переделки оного ?

SVK=

Вчера начал размечать место установки файрвола, и сразу первая существенная проблема - носовая часть фюзеляжа слишком узка для DLE 30.
При установке на штатное место “уши” картера упираются в стенки мотоотсека, а капот не налезает на голову цилиндра.
Выхода 2 :
1 - либо прорезать отверстия и впихивать мотор на штатное место.
2 - обрезать нос фюзеляжа на 8 см.

Думаю пойти по второму пути.

ДАВ
SVK=:

2 - обрезать нос фюзеляжа на 8 см. Думаю пойти по второму пути.

Ой! Не надо этого делать! Уж лучше потом выступающие лапки крепления мотора задекорировать какими-нибудь аэродинамическими наплывами а в капоте прорезать дырку под головку цилиндра, чем получить “безносый” самолет.

Abe
SVK=:

Элеватор и элероны будут прорезаться несквозь, т.е. часть законцовки будет частью элерона или половинки РВ.
(опять же как в треде ZN Line)

Хмм… Мне имхуется, что это не совсем удачная идея - продлять элерон на законцовку, там и без этого чёрт те что со срывом потока происходит. Это же не планер, в конце концов, чтобы профиль гнуть по всему размаху.

SVK=
ДАВ:

Ой! Не надо этого делать! Уж лучше потом выступающие лапки крепления мотора задекорировать какими-нибудь аэродинамическими наплывами а в капоте прорезать дырку под головку цилиндра, чем получить “безносый” самолет.

Уговорили 😃
Сегодня с утра переспал с этой идеей, снова взял машинку в руки и придумал как разместить мотор с минимумом кромсаний фюза.

Опять же - вчера разговаривали с Худомелем - он тоже был против идеи “обрезания” из соображений центровки.

Короче, нос обрезать не будем.
Вечером начну разметку файрвола.
Чую монтаж бензинки в таком пространстве обещает быть редкой проктологической операцией 😃

Abe:

Мне имхуется, что это не совсем удачная идея - продлять элерон на законцовку, там и без этого чёрт те что со срывом потока происходит.

Может это и не так плохо - сыграет свою положительную роль на snap-roll’e. Ведь изначально ZN-Line зачем-то именно так и сделали?
Посмотрел фото различных F3A самолетов - на половине элероны прорезаны насквозь (все модели ZN-Line) , на половине - до законцовки (например Europa)

1 month later
SVK=

В последнее время не было времени писать в форуме, однако постройка потихоньку движется.
Как уже писал раньше начать решил с изготовления файрволла.
Для этого:

  1. Изготовил и смонтировал на носовом срезе фюзеляжа монтажную шайбу для крепления двигателя, с тем расчетом, чтобы план-шайба выступала за границы фюзеляжа на 2мм.

  2. Монтируем на данной шайбе двигатель
  3. Масштабируем и переносим на потолочку шаблон файрволла из чертежей. Подгоняем его по месту, размечаем отверстия для болтов крепления, топливопровода, тяг газа и чока.
  4. По шаблону изготвливаем файрволл из переклея 2х слоев 3х миллиметровой 5ти слойной авиационной фанеры.

Перед тем как вклеивать файрволл - займемся площадкой шасси.

площадка представляет собой конструкцию из собственно площадки , изготовленной из переклея 2х и 3х миллиметровой авиа-фанеры и 2х поперечин из 3х мм. фанеры.

вклеиваем эту конструкцию на смоле с микросферой

и, наконец, вклеиваем файрволл. После вклейки формируем “fillet” из смолы со сферой по его периметру.

теперь можно переходить к монтажу крыла.

1 month later
SVK=

Закончилась очередная командировка. Возвращаемся к Альянсу.
Устанавливаем крыло.

Оригинальная конструкция кита предусматривает крепление крыла штырьком в передней кромке и 2-мя болтами в районе задней.
Вместо этого буду крепить крыло 4мя 4х мм болтами , чтобы придать дополнительную жесткость конструкции в целом.

Задняя пара:
Производитель уже установил буковые бруски. В них и заделываем шипастые гайки.

Передняя пара.
Из 3х мм фанеры , усиленной в местах установки гаек накладками из 2х мм., делаем скобу и вклеиваем , выравнивая крыло пока смола не высохла.

В последствии скоба будет обрезана как показано красными линиями на фото. Жесткость даст само крыло.

В крыле строго симметрично размечаются и сверлятся отверстия строго перпендикулярно плоскости симметрии крыла.
Для примерки этого достаточно. В последствии в отверстия будут вклеены карбоновые трубки 4x6 , чтобы избежать деформации крыла болтами.

Можно переходить к монтажу стабилизатора.
Конструкция кита предусматривает жесткую вклейку стаба в фюзеляж.
Я хочу сделать стабилизатор съемным с регулируемым углом установки.

И тут сразу нужна помошь зала.

Место установки стаба на фюзеляже выглядит так:

Подскажите, как абсолютно симмертично разметить отверстия для несущей трубы и штырька механизма регулировки на фюзеляже ?

SVK=

Пока суть да дело сделал посадочные места для сервомашинок элеронов в крыльях.

Слоты для машинок в крыльях уже были прорезаны изготовителем.
По их размеру изготовлены и вклеены сервобоксы из 3х мм бальзы и 2х мм фанеры.

Теперь чтобы закончить крыло, нужно решить один вопрос :
ZN Line в своих рекомендациях по сборке оригинального кита рекомендует ламинировать центроплан несколькими слоями стекла. Но там в ките крыло поставляется в виде 2х половинок, склеиваемых при сборке.
В ките Худомеля (мой случай) крыло сразу изготовлено неразъемным. Поверх пенопластового ядра идет монолитный слой стекла и сверху зашито бальзой.

Вот собственно и диллема - ламинировать ли центроплан, или съкономить вес и понадеяться на то , что неразъемное крыло худомеля итак достаточно прочно ?
Как вы считаете ?