Композитный или деревянный самолет?
Приложив в очередной раз свою композитную Кубу, задумался вот о каком вопросе. Прикладывал я ее пять раз, два раза вставал двигатель на “хариере”, отделался ремонтом площадки шасси и перенавеской элеронов. Один раз срезало качалку на руле поворота, плоский штопор с достаточно приличной высоты… Отремонтировал. Дальше ошибся на висении, не хватило высоты для выхода, жестко плюхнул плашмя… Заказал новые крылья и снова в небо. Сегодня встал мотор на висении, успел перевернуться и морковкой в землю.
Думаю к выходным отремонтирую.
Так собственно к чему я это, как я вижу композитный самолет более прочный и выдерживает гораздо более сильные удары, гарантированно, что в трех из пяти таких случаев я деревянный самолет сложил бы в пакетик и отнес на помойку.
Цена композитного самолета от 25 до 40 тысяч, цена деревяшки от 17 до 25 тысяч. В итоге, грубо, деревяшек я бы наколотил на 60 тысяч плюс еще 20, что бы снова летать, а композит с учетом запчастей мне встал в 40 тысяч. Таким образом, я вижу прямую экономию средств, пусть композит изначально дороже, но похоже он и гораздо живучей!
Привет Дмитрий!
Это у Вас есть мастерская и условия для ремонта “композита”-стекла одним словом. Опять таки же малярка профессиональная тож есть. А, как же 99,87% моделистов будет чинить сей конструкцию из стекловолокна?
И дело не в деньгах, а в условиях.
Привет Дим. Думаю не всё так просто. Для кого-то, как для тебя, ремонт ( в том числе и покраска) композита дело понятное и относительно простое. А некоторые бегут от такой техники, как чёрт от ладана. Кому-то выпилить несколько шпангоутов, нарастить десяток стрингеров, затянуть всё пленочкой занятие хоть и невесёлое, но привычное и понятное. Ведь востанавливают же морды до гаргрота, высыпавшиеся из крыльев нервюры. А то, что композит прочнее… Это смотря как приложить. А уж в этом деле мы все мастера, нам и композит нипочем. Собственно, ты и сам всё знаешь.
Хорошо, что Куба бальзовая, пенный сэндвич ремонтируется менее приятно.
Дим Димыч, я композитный свой еще на запустил, приятно, если он действительно такой ремонтопригодный.
А вот тренер мой 3Дэшный Як-54 2.2 метра пережил уже более 30 падений подобного плана.
После каждого падения он упрощается и облегчается. С 8 кг веса счас осталось 7200 сухого и каждое следующее падение все менее и менее драматичное, все лишнее, что отваливалось ломая соседние детали, уже было вырезано. Все ломающиеся части определы и вклеены отдельно и при паднниях отваливалось именно по этим срезам-склейкам. Стоимость ремонта - никакая… Обтяжка - скотч.
Так что если говорить о стоимости и технологчности, то согласен а AVP63.
Ну внешний вид конешно страдает, но для тренировок, на мой взгляд, это не так важно, и тем более для тренировочных самиков…
Похоже вы правы, ремонтопригодность Кубы похоже действительно обусловлена бальзовым наполнителем, да и доступность, у меня, к покрасочным работам, тоже сказалась. Но вот чего не отнять, так это того, что после морковки самолет подлежит восстановлению, а деревянный сложился бы до хвоста. Может это конечно обусловлено удачной конструкцией самолета, хотя композитовскуцю Экстру я тоже жестко прикладывал, и ничего жива…
Я вот внесу свой рубль в разговор: восстановить разрушенный ударом о планету самолет наборной конструкции для меня проще- детальки-то свою форму сохраняют. А далее циакрин и ПВА Недостающие фрагменты дублируются по принципу интерполяции.Смоляная конструкция грешит после ремонта искажениями формы. Мне так каацо.
Хлопнул тут композитный Thunder 3D. Фюзеляж при ударе сложился пополам, потом разогнулся обратно, встав шов-в шов, как было 😉
Геометрия не изменилась. За фонарем два тонких шва - место перелома. Внутри по швам проклеил лентами угля, затем слой стекла - как будто ничего и не было.
Деревянный фюз превратился бы в опилки…
Единственный геморой - замята четверть одного крыла (законцовка). Жесткость восстановить не проблема, но с косметикой будет засада - там довольно сложная графика, и выводить поверхность в идеал тоже проблематично. Посему решил не мучиццо, и заказать новое.
композитный фокс (фюз - стекло облитое полиэфиркой) я колотил в динаме уже более десяти раз.
и ничего так … пена или бальза рассыпались бы в брызги (опыт имеется). Ремонт - склеить циакрином, снутри стеклом на том же циакрине подкрепить и в небо …
А вот консоли у фокса - наборные. Так им вооще падения - пофик дым 😃)
Удачное сочетание оказалось. Композитный фюзеляж и наборное крыло.
Приветствую всех на этой ветке. Кто посоветует как решить проблему? На Кубе переломился лонжерон причом на двух консолях. Внутри физюляжа лонжероны лежали близко к канистре и от нагрева смола расплавилась и пипец. Хорошо заметил перед полетом, а тобы креш былбы не минуем. Еслибы был самолет деревянный 100% проблему решилбы а тут смотрю на крыло и не вижу выхода… кроме заказать за 13 т.р. новые консоли.
Сейчас с финансами туго, а летать охото!!!
Колбашу на Зуме типа ломки летные облегчаю:). Но зум это птица немного не того полета, соскучился по здоровой, зеленой пердящей бензиновым мотором Кубе.
ЧТО ДЕЛАТЬ??? Вот в чом вопрос.
Кто посоветует как решить проблему?
Фотки глянуть бы…
Фотки глянуть бы
К вечеру выложу.
А труба у Кубы в консолях предусмотрена?
Трубы у КУБЫ нет, соединение происходит за счет продолжения лонжерона который проходит через фюзеляж и входит в другое крыло. Лонжероны в крылья заложены со смещением, та что они проходят рядом друг с другом. На фотографиях как раз и видно обломленный хвост лонжерона.
ЧТО ДЕЛАТЬ??? Вот в чом вопрос.
Я бы заказал фрезеровщику матрицу для лонжерона, аккуратно опилил то что осталось от лонжеронов и “зацепившись” матрицей за оставшуюся часть сформировал бы новый хвост лонжерона. А для надежности, выбрал бы дримелем сердечник лонжерона и вставил новый.
А почему бы не сделать пенал для трубы в фюзеляже и на консолях тоже и крепить их по классической схеме ?
Я бы заказал фрезеровщику матрицу для лонжерона, аккуратно опилил то что осталось от лонжеронов и “зацепившись” матрицей за оставшуюся часть сформировал бы новый хвост лонжерона. А для надежности, выбрал бы дримелем сердечник лонжерона и вставил новый.
Там скорее всего проложен угольный ровинг по верхней и нижней полке лонжерона и главная проблема заключается в том, что невозможно обеспечить достаточную прочность только заменой сердечника и покрытием углетканью поврежденного участка.
А почему бы не сделать пенал для трубы в фюзеляже и на консолях тоже и крепить их по классической схеме ?
Ну по идее можно и так, но как сделать пеналы в консолях? Нужно ведь удалить старый лонжерон, на его место вклеить пенал на достаточную глубину, да еще и сделать все ровно… Смотреть нужно и думать как починить.
Думать можно … но делать надо. Вырезать напрочь этот лонжерон и вместо него пенал. а чтобы было точно - метки нанести со всех ракурсов фламастером. Я так восстановил , своего почти трупа, ЭКСТРЫ . Конечно делал вскрытие , снизу. А вообще хлипкая конструкция , если малейшего влияния из вне боится. Хотя я и преклоняюсь перед мастерством авторов сия Чуда ! Я серьезно.
Конструкция лонжерона Кубы очень надежная, по моему горькому опыту при довольно жестких и неоднократных падениях лонжерон неразу не страдал. О! кстати, у меня есть пара битых крыльев с целыми лонжеронами. А, что если вклеить части лонжеронов в накладку к существующим и придумать как их еще и механически соединить.
Композит, это палка о двух концах: кому как везёт, при выходе с прямого лита “прошлёпал” высоту выхода-результат, фюз пополам. Ремонт: 6 (шесть) уголных стрингеров, и две полоски угля
.По времени -один вечер, и снова в “путь”. Когда уронил “деревяшку” , времени и “финансов” на востановленние, ушло намного больше( как правило, геометрия не сохраняется, с нужной плёнкой тоже “облом”, а вообще , конечно самому решать, по какому пути двигать.
Огромное спасибо за такое количество советов. Для себя я думаю буду делать пенал для трубы. Как удалять остатки лонжеронов пока думаю. Но честно говоря к ремонту душа мало лежит. Сам самолет ОЧЕНЬ тяжелый стал 10200гр. Много заплаток неграмотных и т.д. При модернизации крыла он вес только наберет. А летать на кирпиче маленький кайф.
самолет ОЧЕНЬ тяжелый стал 10200гр
- Это уже просто метательный снаряд! На запчасти его.
Был у мя полукомпозитный ЛАРГ от роббе 14 лет назад, так до сих пор летает!
Як-54 50СС 2.16 м , в полете машинка рудера в крайнее положение после чего сгорает,
Результат: плоский штопор брюхом, выломанна полощадка шасси , треснул капот и все )),
Перед ремонтом :
Внутри физюляжа лонжероны лежали близко к канистре и от нагрева смола расплавилась и пипец.
Вот ужос то!!! Это насколько близко должен быть глушак? Там и мозги все могут поплавиться. У меня ничего подобного не было, хотя и в жару летал.