35% Extra 300S 2.6m kit + турбопроп + ВИШ - долгострой
В такой компановке подшипников есть минус- используется не вся площадь опоры упорного подшипника, а только его часть, ограниченная размерами шайб-проставок. В предложенной мною схеме используется вся площадь- с внутренней стороны это стенка цапфы, с наружней шайба под болтом. Так сделано, например, в немецких вертолетах Mikado. Как показала практика- конструкция жизнеспособная и надежная.
Микадо - хороший референс, слов нет.
Шпиндель от Микадо видимо буду брать и подшипники, они на 12 мм у немцев.
Может я не въехал, но у мя единственный вопрос, ВИШ делается для оптимизации показателей винта под турбину или под 4D?
4D скорее как следствие, если все получится.
Основная идея - побороть турболаг и добиться скорости управленя тягой, остаточной для 3d.
Алексей,в ютубе попадался ролик,QQ як 54 турбовинтовой,управляемый Самезини.Размер примерно твой,про ВИШ не помню. Попробуй поискать может пригодится.[/I]
Олег, спасибо!
Все ролики уже просмотрел практически по этой тематике.
Сомензини ЯК почти пионер в этом направлении, ВИШа там не было.
Почитал форумы буржуйские, картина вырисовывается не такая радужная.
Все турбопропы - изделия деликатные, подшипники и редуктора вторичного вала очень чувствительны к радиальным нагрузкам. Даже от гироскопического момента легкого винта. На копиях не так критично ввиду стиля полета, на 3D становится уже проблемой.
В моем случае все только усугубляется:
- Винт маслает всегда на максимальных оборотах = максимальный гироскопический момент
- Удлиненный вал для тарелки шага ВИШа = большое плечо действия сил, в том числе посадочных перегрузок.
- Сам ВИШ - нормальный такой кусок металла в полкило веса, крутящийся на 7000 оборотах на длинном плече. Супермаховик на зависть Нурбею Гулиа прямо!
Сдается мне, в первоначальном виде задумка приведет к быстрой кончине редуктора турбопропа.
Нужно разносить оси ВВ и вала турбопропа, городить разгрузочный вал для передачи момента с вала ТП на вал ВВ ременной передачей.
Это геморрно, но и плюсы есть - можно делать ВИШ с полым валом и тягой внутри, что сильно упрощает кинематику. Также турбину можно задвинуть поближе к ЦТ и избежать геморра с центровкой.
Это как раз турбопроп с ВИШ от Якодовского. Я писал о нем ранее, видимо на данный момент единственный коммерчески доступный готовый вариант турбопропа с ВИШем.
У Якодовского изначально компоновка такая, что двухступенчатый редуктор по несоосной схеме решен.
У ДжетКэтовского турбопропа выходной вал соосен валу турбины.
Можно не разносить валы ВВ и ТП на разные оси, просто разомкнуть жесткую связь вала с ВИШем.
Добавить опоры подшипниковые и нагрузка с редуктора снимется тем самым.
Граждане- а кто-нибудь видел в продаже модельный ВИШ (для самолета) диаметром более 10 дюймов ?
Boroda.de (если не ошибаюсь)как-то давал ссыль на немецкий магаз- но там винты с устанавливаемым вручную на земле шагом…
Александр,
Загуглите
Soloprop
Varioprop
Заказал вертолетную комплектуху для ВИШа:
Полый каленый вал D=15мм от TT Raptor G4 E700/820 - для вала винта ВИШ
Подшипниковый узел от TT Raptor G4 E820 для подвески вала ВИШа - 2 шт.
Фиксатор аксиального перемещения вала от Раптор 820 - 2 шт.
Полый каленый шпиндель D=12мм от Mikado Logo Extreme 800 - для оси лопастей
Подшипники цапф радиальные 12х23х7 - 4 шт от Mikado Logo 800.
Подшипники цапф аксиальные 12x23x7 - 2 шт. от Mikado Logo 800.
- для стаканов лопастей соответсвенно
Как придет железо - можно начинать фрезеровать остальное и собирать ВИШ.
Немного по комплектации планера:
Сервы по кругу Hitec HS-7955TG V2
Элероны - 4 шт. попарно
РВ - 2 шт
РН - 2 шт с промежуточной качалкой и тросовым миксером SWB
Серва ВИШ вертолетная - Savox SC-1267SG максимально быстрая
Повербох Cockpit SRS
Борт 2х1900 2S LiPo ThunderPower
Борт СУ - родной джеткэт
Аппа Spectrum DX18 с 4-мя разнесенными приемниками
Телеметрия
Пока как-то так.
Просьба по выбору серво покритиковать, мож получше сетап подобрать можно
Не увидел в списке аксиальных подшипников для вала ВИШа. Можно, конечно, и без них, но с ними кошернее. 😃
Указаны подшипники, просмотрели видимо )
Соазу после радиальных
Я об основном вале
Теперь понятно
Нагрузки на этот узел на два поряка ниже чем в узле ВИШа.
Три десятка кгс тяги в идеале, в пиках до сотни при знакопеременных нагрузках. Обычные радиальные за глаза.
Имел опыт с установкой дополнительного аксиальных подшипников на вал Logo 600. В момент подрыва динамика стала заметно лучше. И это при массе модели всего в 4 кг. Думаю на самолете 12-14 кг это будет достаточно заметно. Ведь, радиальный подшипник при аксиальной нагрузке слегка подклинивается обоймами.
Илья, логика ясна, стоит задуматья…
Не подскажите, чтобы долго не искать, где найти аксиалы на 15мм?
В вертолетном арсенале таких типоразмеров не нашел, может не все варианты пошукал
Господа, такой вопрос:
Лопасть воздушного винта имеет крутку, это понятно. Теоретически шаги любых сечений лопасти должны быть равными и соответсвовать номиналу.
При выставлении нулевого шага на ВИШе получится, к примеру, что комель создает тягу в одном направлении, законцовка - в обратном, результирующая тяга винта - нулевая.
Где-то по размаху лопасти будет сечение, которое геометрически стоит в нулевом угле атаки относительно плоскости вращения винта.
Вопрос - примерно на каком расстоянии от центра находится такое сечение (в процентах)? Вопрос теоретический, понятно что разброс будет в зависимости от конкретного винта.
Возможно, в теории воздушных винтов есть такое понятие.
Спасибо заранее!
В умных книжках пишут-“шагом винта называют шаг расчетного сечения лопасти, отстоящего от оси вращения на расстояние, равное 75% размаха лопасти”
Во, то что я хотел услышать!
Т.е. примерно на 75% размаха вешаю на лопасть угломер и ловлю нейтраль.
Дальше эмпирически меряю тягу - должна быть нулевая или примерно нулевая.
Если нет - отхожу от теоретических 75% размаха и ищу иное положение этого сечения, верно?