35% Extra 300S 2.6m kit + турбопроп + ВИШ - долгострой

дмитрий482

Может я не въехал, но у мя единственный вопрос, ВИШ делается для оптимизации показателей винта под турбину или под 4D?

Desmo

4D скорее как следствие, если все получится.
Основная идея - побороть турболаг и добиться скорости управленя тягой, остаточной для 3d.

y_oleg

Алексей,в ютубе попадался ролик,QQ як 54 турбовинтовой,управляемый Самезини.Размер примерно твой,про ВИШ не помню. Попробуй поискать может пригодится.[/I]

Desmo

Олег, спасибо!

Все ролики уже просмотрел практически по этой тематике.
Сомензини ЯК почти пионер в этом направлении, ВИШа там не было.

Почитал форумы буржуйские, картина вырисовывается не такая радужная.
Все турбопропы - изделия деликатные, подшипники и редуктора вторичного вала очень чувствительны к радиальным нагрузкам. Даже от гироскопического момента легкого винта. На копиях не так критично ввиду стиля полета, на 3D становится уже проблемой.

В моем случае все только усугубляется:

  1. Винт маслает всегда на максимальных оборотах = максимальный гироскопический момент
  2. Удлиненный вал для тарелки шага ВИШа = большое плечо действия сил, в том числе посадочных перегрузок.
  3. Сам ВИШ - нормальный такой кусок металла в полкило веса, крутящийся на 7000 оборотах на длинном плече. Супермаховик на зависть Нурбею Гулиа прямо!

Сдается мне, в первоначальном виде задумка приведет к быстрой кончине редуктора турбопропа.

Нужно разносить оси ВВ и вала турбопропа, городить разгрузочный вал для передачи момента с вала ТП на вал ВВ ременной передачей.
Это геморрно, но и плюсы есть - можно делать ВИШ с полым валом и тягой внутри, что сильно упрощает кинематику. Также турбину можно задвинуть поближе к ЦТ и избежать геморра с центровкой.

VolodiaP

Нужно разносить оси ВВ и вала турбопропа

Desmo

Это как раз турбопроп с ВИШ от Якодовского. Я писал о нем ранее, видимо на данный момент единственный коммерчески доступный готовый вариант турбопропа с ВИШем.
У Якодовского изначально компоновка такая, что двухступенчатый редуктор по несоосной схеме решен.

У ДжетКэтовского турбопропа выходной вал соосен валу турбины.
Можно не разносить валы ВВ и ТП на разные оси, просто разомкнуть жесткую связь вала с ВИШем.
Добавить опоры подшипниковые и нагрузка с редуктора снимется тем самым.

Aleksandr1974

Граждане- а кто-нибудь видел в продаже модельный ВИШ (для самолета) диаметром более 10 дюймов ?
Boroda.de (если не ошибаюсь)как-то давал ссыль на немецкий магаз- но там винты с устанавливаемым вручную на земле шагом…

Desmo

Александр,
Загуглите
Soloprop
Varioprop

Desmo

Заказал вертолетную комплектуху для ВИШа:

Полый каленый вал D=15мм от TT Raptor G4 E700/820 - для вала винта ВИШ

Подшипниковый узел от TT Raptor G4 E820 для подвески вала ВИШа - 2 шт.

Фиксатор аксиального перемещения вала от Раптор 820 - 2 шт.

Полый каленый шпиндель D=12мм от Mikado Logo Extreme 800 - для оси лопастей

Подшипники цапф радиальные 12х23х7 - 4 шт от Mikado Logo 800.
Подшипники цапф аксиальные 12x23x7 - 2 шт. от Mikado Logo 800.

  • для стаканов лопастей соответсвенно

Как придет железо - можно начинать фрезеровать остальное и собирать ВИШ.

Немного по комплектации планера:

Сервы по кругу Hitec HS-7955TG V2
Элероны - 4 шт. попарно
РВ - 2 шт
РН - 2 шт с промежуточной качалкой и тросовым миксером SWB

Серва ВИШ вертолетная - Savox SC-1267SG максимально быстрая

Повербох Cockpit SRS
Борт 2х1900 2S LiPo ThunderPower
Борт СУ - родной джеткэт
Аппа Spectrum DX18 с 4-мя разнесенными приемниками
Телеметрия

Пока как-то так.
Просьба по выбору серво покритиковать, мож получше сетап подобрать можно

incomer

Не увидел в списке аксиальных подшипников для вала ВИШа. Можно, конечно, и без них, но с ними кошернее. 😃

Desmo

Указаны подшипники, просмотрели видимо )
Соазу после радиальных

Desmo

Теперь понятно

Нагрузки на этот узел на два поряка ниже чем в узле ВИШа.
Три десятка кгс тяги в идеале, в пиках до сотни при знакопеременных нагрузках. Обычные радиальные за глаза.

incomer

Имел опыт с установкой дополнительного аксиальных подшипников на вал Logo 600. В момент подрыва динамика стала заметно лучше. И это при массе модели всего в 4 кг. Думаю на самолете 12-14 кг это будет достаточно заметно. Ведь, радиальный подшипник при аксиальной нагрузке слегка подклинивается обоймами.

Desmo

Илья, логика ясна, стоит задуматья…
Не подскажите, чтобы долго не искать, где найти аксиалы на 15мм?
В вертолетном арсенале таких типоразмеров не нашел, может не все варианты пошукал

Desmo

Господа, такой вопрос:

Лопасть воздушного винта имеет крутку, это понятно. Теоретически шаги любых сечений лопасти должны быть равными и соответсвовать номиналу.
При выставлении нулевого шага на ВИШе получится, к примеру, что комель создает тягу в одном направлении, законцовка - в обратном, результирующая тяга винта - нулевая.
Где-то по размаху лопасти будет сечение, которое геометрически стоит в нулевом угле атаки относительно плоскости вращения винта.

Вопрос - примерно на каком расстоянии от центра находится такое сечение (в процентах)? Вопрос теоретический, понятно что разброс будет в зависимости от конкретного винта.
Возможно, в теории воздушных винтов есть такое понятие.

Спасибо заранее!

incomer

В умных книжках пишут-“шагом винта называют шаг расчетного сечения лопасти, отстоящего от оси вращения на расстояние, равное 75% размаха лопасти”

Desmo

Во, то что я хотел услышать!

Т.е. примерно на 75% размаха вешаю на лопасть угломер и ловлю нейтраль.
Дальше эмпирически меряю тягу - должна быть нулевая или примерно нулевая.
Если нет - отхожу от теоретических 75% размаха и ищу иное положение этого сечения, верно?

incomer

Я думаю, что ничего больше не нужно. Ведь, регулировка шага не ступенчатая , а плавная, т.е. после грубой уставновки нулевого шага с помощью этого правила, Вы можете точно отрегулировать нулевую тягу кривой шага в передатчике

Desmo

Это я понимаю.

Мне нужна была база, относительно которой выставлять базовые длины тяг и весь расчет кинематики. Согласитесь, будет обидно поймать нейтраль в положении, когда диапазона смещения управляющих элементов не осталось или его совсем мало.
Пока получается диапазон поворота лопасти - -23/+30 градусов