классический биплан super lazy ace - 2500mm, мотор 100см3.
Скажу сразу - эта тема была полностью подготовлена моим отцом, как часть его книги по моделированию. Именно классическому моделированию с применением очень простых технологий и обычного инструмента. С его разрешения я выложу часть этого материала.
Я хочу рассказать вам о постройке моего нового биплана - SUPER LAZY ACE. Этот самолёт является продолжением легендарного LAZY ACE созданного прекрасным американским конструктором Чаком Куннигхаммом, к сожалению недавно умершего. Впервые я узнал об этом самолёте в 1984 году, получив от моих друзей из тогдашней Чехословакии пачку старых американских журналов RC Modeler Magazine. Там и было описание и чертёж этого самолёта. О больших моторах никто и не мечтал тогда, поэтому Моки 10см3 был единственным вариантом силовой установки. Самостоятельно увеличив чертёж из журнала я построил этот первый большой биплан в Орехово-Зуево. Вместе с Сергеем Тороповым мы удачно его облетали и тогда впервые нам удалось сделать конвеер, причём неоднократно. Модель прекрасно летала много лет и была подарена мной чешскому коллеге .
Прошли годы… Судьба забросила меня с семьёй в Австрию, где мы благополучно живём уже много лет. В 2006 году я вновь решил возродить этот самолёт. была сильная ностальгия по этой модели, уж больно хорошо он в воздухе!! тому-же мой третий сын Юрий в свои 8 лет прекрасно" оседлал" практически все мои небольшие самолёты и вполне сносно начал летать пилотажный комплекс. Я понял - нужен тренировочный биплан.
Я заказал его чертежи в Америке и спустя 5 дней имел их на своём рабочем столе. Бальза была в тот-же день куплена в магазине за углом и вечером я приступил к постройке. За пару недель самолёт был собран. Мотор я поставил туда 4-х тактный 20см3.
С этим мотором модель хорошо летала, но мощности было явно мало… Решено было модернизировать - поставил 20см3 бензиновый Зенох. Сын полетал с недельку и говорит вертикали слабые Новая модернизация - теперь уже тогда только появившися DLE 30. Вот с этим мотором мы получили просто сказку в воздухе!! Посмотрите на полёт сына и вы сами это увидите. В 9 лет Юрка прекрасно справляется с его управлением!
www.rcmovie.de/video/…/Lazy-Ace
Это была предистория, которая поможет вам понять , почему я до сих пор фан этого самолёта. Итак приступаем!
Постройку модели я начал с пары крыльев. Никаких CNC, только руки и хороший и острый инструмент. Постройка является классической для цельно деревянных моделей. Я умышленно всё делал сам и применял самые классические технологии. Сын мне во многом помогал и тоже почерпнул из этой постройки очень многие приёмы работы.
В начале из фанеры 2мм я вырезал шаблоны профиля крыла крыла. Пару часом достаточно нудной и однотипной работы позволили мне получить 48 нервюр. Именно столько мне потребуется для сборки двух крыльев. Затем на циркулярной модельной пиле я напилил вставки из бальзы 5мм. Их длина критична, она служит кондуктором при сборке, одновременно являясь силовым элементом. Прямой стапель, чертёж и клей - это всё, что необходимо для работы. Как это происходило можете посмотреть на приложенных фото…
Как я уже писал - эта работа демонстрирует классические приёмы работы с деревом. Точность , аккуратность во время сборки и никаких клеевых “соплей” - так нас учили, так мы привыкли работать. Этому я стараюсь научить и своих детей и коллег по хобби. Именно для людей, которые заинтересованы в самостоятельной работе так подробно расписываются мои темы на многих форумах. И, поверьте, многие по-тихоньку начинают забывать о китайском мусоре и шаг за шагом начинают строить модели сами.
Итак крыло…Из готового шпона вырезаются бальзовые пластины для верха и низа обшивки лобика крыла. Так-же вырезаются накладки на нервюры и детали задней кромки. Сборка начинается с аккуратной укладки готовых пластин на чертёж. Не забудьте при этом скотчем проклеить будущие места клеевых стыков, иначе потом ваш чертёж придёт в нигодность, когда вы будете снимать с него свою конструкцию.
На нижний лобик приклеиваем рейку и устанавливаем первую нервюру. Всё строго по чертежу! От неё всё начинается…Затем в дело идут заготовленные уже вставки из 5мм бальзы. Слои этих вставок строго перпендикулярны лонжерону и сама вставка находится между сосновыми рейками. Такая конструкция позволяет вам получить тавр в сечении. Это очень прочно! На изгиб такое сечение работает прекрасно, а в комбинации с обшивкой верхнего и нижнего лобика бальзой вообще превратит переднюю кромку в замкнутый кессон. Поверьте, чтобы сломать такое нужно ооочень постараться!
Верхнее крыло этого биплана не имеет элеронов. Поэтому его сборка более простая. Теперь, когда половинка крыла полусобрана мы должны приклеить в окончание задней кромки рейку из бальзы сечением 5х3мм. Она необходима для того, чтобы укрепить заднюю кромку при склейке с верхней накладкой. Я делаю так всегда - это позволяет в значительной степени усилить клеевой шов.
На нижней части каждой половинки крыла вклеиваются бобышки из фанеры. В них в последствии будут вставлены стальные грибки М6 для крепления крыла к пилону.
Две половинки стыкуются при помощи фанерных накладок толщиной 2мм. Как формируется стык я думаю вполне ясно из фото, поэтому следует добавить лишь то, что эта работа выполняется на смоле.
Передняя кромка соостоит из двух бальзовых пластин толщиной 5мм. Первая из них приклеивается на нижний лобик крыла, затем прострагивается рубанком до фрмы профиля. После приклейки верхнего лобика торец кромки вышкуривается и затем приклеивется вторая рейка передней кромки. Она своей шириной полностью закрывает стык и в дальнейшем при помощи рубанка и шкурки очень легко добиться желаемого профиля передней кромки.
По окончании работ со второй половиной крыла мы их на смоле соединяем и зашиваем согласно чертежа верх и низ шпоном.
Маленький совет - никогда не прикрепляйте бальзовый шпон просто вколов в него иголку. Сделайте это через бальзовую рейку или кусок бальзового шпона. Это позволит избежать вмятин на поверхности и дырок, которые может оставить игла… Стабилизатор… Немного нервюр, пара законцовок и четыре рейки. И из этого можно собрать вполне симпатичную и , что главное прочную конструкцию. Смотрите сами…
Начинаем с того, что сторого по чертежу нарезаем рейки и накладки. Изготавливаем сразу и законцовки. Выкладываем на чертёж детали нижней части стабилизатора и склеиваем. Затем на получившуюся конструкцию приклеиваем нервюры, изготовленные в пачке, также, как и нервюры крыла. Верхний лонжерон и пара кромок завершают эту работу. После просыхания клея ( я использую ПВА фирмы Хенкель) останется только немного придать профиль передней и задней кромке и прошкурить законцовки под небольшой радиус. Вот в общем-то и вся работа! Ведь не сложно, правда??
Нижнее крыло биплана с элеронами по всему размаху. Это в значительной мере упрощает и ускоряет работу. Конструкция этого крыла абсолютно идентична верхнему, с той лишь разницей, что будет отрезанный элерон. Те-же нервюры, та-же последовательность работы. Элерон собирается одновременно с основной частью крыла. Это гарантирует его абсолютную стыковку по всей длине оси качения.
Я по ходу работы вносил некоторые изменения в конструкцию модели. Создавалась модель в 70-е годы прошлого уже века, много чего изменилось в конструктивных подходах, в материалах и т.д. Мои изменения пошли только на пользу самолёту, а вот его стиль или дух, можно сказать, остался прежним.
Одним из изменений был конструкция элерона, принцип его подвески и расположение сервопривода в каждой половине крыла.
Также узел крепления нижнего крыла был полностью видоизменён, что упростило в последствии сборку модели.
Нижнее крыло имеет угол поперечного “V” в полтора градуса, так что необходим был небольшой стапель для сборки.
Петли крепления элерона… Для них я сделал отдельные посадочные места из кусочков бальзы. Затем вклил полученную конструкцию в элерон. Такая конструкция гарантирует точность посадочного места и соосность.
Узел крепления нижнего крыла к фюзеляжу был также изменён. Оригинальный вариант крепления - резиновые петли…Не мог я себе позволть такой “роскоши”!! Конечно пластиковые болты М6. Соответственно под новый вариант была усилена конструкция центроплана крыла. Были добавлены силовые нервюры из берёзовой фанеры 2мм, а также изготовлены подкладки из фанеры в местах упора болтов.
По завершению этих работ на нижней части крыла я проложил кабель для сервопривода и полностью зашил бальзой носовую часть крыла , заднюю кромку и приклеил накладки поверх нервюр.
Вторая половина крыла собиралась абсолютно также… Теперь я должен был соединить обе половины нижнего крыла. Фанерные силовые накладки 2мм были мной в начале вклеены при сборке в одну из половин крыла. Соответственно, чтобы продолжить работу с верхней частью крыла я должен был произвести стыковку. На смоле половинки состыковались без проблем и через сутки я продолжал работу,заклеивая и лобик крыла и полностью весь центроплан бальзой.
Итак стык нижнего крыла. Я выполнил его по другому. Такой вариант крепления очень прост в исполнении и гарантирует быструю сборку и надежную фиксацию крыла в полёте. Выглядит это вот так:
Продолжение следует…
Ну, теперь можно браться и за фюзеляж…Форму фюзеляжа я сохранил в первозданном виде, дабы сохранить неизменным дух и стиль этого самолёта задуманного Чаком Куннигхамом. Я не знаю, как кому, но для меня подобный подход очень важен. А вот сам конструктив я выполнил по уже годами отработанной мной схеме.
Принцип постройки фюзеляжа элементарен. Вначале делаются боковины, затем они соединяются через шпангоуты, создавая силовую коробку. делается гаргрот, капот и т.д.по кругу…
Боковины выполнены из реек и бальзового шпона 5мм. Силовая рейка только средняя по всей длине фюзеляжа. Она из сосны 10х10мм. Я тут немного перестраховался, помня о том, что сын обязательно что-то начнёт вытворять…По нормальному за глаза хватило-бы и бальзы аналогичного сечения. Весь остальной набор боковины из бальзы 10х10мм. передняя часть собирается из двух частей бальзового шпона 5мм. Наружная часть имеет направление слоёв вдоль оси фюзеляжа, внутренняя часть поперёк. Такой переклей даёт в сумме необходимые 10мм толщины, а за счёт перекрещивающихся слоёв большую прочность. Вот так это начиналось:
В местах крепления сервоприводов и самого крыла необходимы усиления из фанеры, что я и сделал.
В конечном итоге. за вечер работы я получил две идентичные зеркальные боковины. Теперь их надо соединить. Пилить шпангоуты из целого куска не было ни какого желания и я сделал шпангоуты сборными. Для этого я напилили на циркулярке из тополевой лёгкой фанеры толщиной 6мм пластины шириной 20мм. Из них я нарезал куски необходимой длины, согласно моих боковин и чертежа. В начале я приклеил мои кусочки фанеры на вышкуреные боковинки, а затем, поставив боковины вертикально на мой рабочий стол, вклеил поперечные части шпангоутов. Эта конструкция проверена годами и практикой. Эстетично и практично!
Теперь, когда конструкция стала прочной , я закрепил её на чертеже, чтобы согнуть хвостовую часть фюзеляжа, придав ей необходимую форму. Затем я вклеил поперечные рейки и зашил бальзой 2,5мм полностью весь низ от задней кромки нижнего крыла до хвоста. Туда-же была вклеена на смоле фанерная пластина 6мм из березовой фанеры, к которой будет крепиться хвостовая стойка.
Теперь настала очередь стыка крыла и шасси. Шпангоут стыкового узла вырезан на сей раз цельной, также как и площадка под крепление основных стоек шасси. Материал берёзовая фанера 6мм. В начале вклеивается первая деталь, которая свяывает боковины по внутреннему размеру. Затем, после формирования узла стыка шпангоутом из фанеры 3мм , накладывается вторая силовая часть площадки под шасси. Такой вариант силовой площадки очень надёжен при грубых посадках, т.к. площадь клеевого шва очень большая. Все работы по склейке производятся смолой. Вклейка шпангоута осуществляется с уже вставленным крылом, чтобы была возможность проконтролировать геометрию модели.
Теперь время взяться за гаргроты - передний и задний. сказано - сделано! Из бальзы 5мм я выпилил радиусные шпангоуты. Они спереди все одинаковые. Затем были изготовлены пластины из фанеры 6мм, которые приклеиваются параллельно оси модели. Их назначение связать воедино первый шпангоут, площадку крепления шасси и узел крепления крыла. Вообще о такой “связке” можно сказать отдельно. Если вам, не важно в какой модели, это удалось сделать, то вы таким образом достигнете максимально возможной прочности. Например, для меня - это святое! Далее по той-же схеме, что и в случае с площадкой для крепления шасси, вклеиваем передний шпангоут. После полимеризации смолы в торец приклеиваем второй шпангоут, но уже имеющий необходимый радиус гаргрота. От возможной вибрации закрепляем его двумя диагональными опорами. Ставим на свои места бальзовые шпангоуты и связываем их продольной рейкой. Всё! Теперь можно вырезать обшивку…
Обшивкой переднего гаргрота служит лист фане ры 1мм, вырезанный по контуру, повторяющему долевое сечение обшивки гаргрота.После того, как обе половинки готовы, приклеиваем их поочерёдно на свои места. Фанера достаточно лёгкая для такого размера и придаёт необходимую прочность всей конструкции.
Гаргрот задней части состоит из шпангоутов и реек. Шпангоуты изготавливаются из бальзы. В качестве реек я использовал буковые палочки диаметром 5мм.Почему круглые? Потому-что они после обтяжки плёнкой сразу создадут желаемую форму поверхности и, к тому-же достаточно прочны и не требуют дополнительной обработки перед установкой. Кабель для двух сервоприводов руля высоты тоже самое время закрепить…
Теперь сделаем подголовник, который переходит в фор- киль модели. Такого у оригинала нет. Но, я делал это на многих самолётах и знаю, что оптически это выглядит замечательно! Материал - только бальза!
Продолжение следует…
Надо сделать киль, его явно не хватает! По опыту эксплуатации подобных бипланов я знаю, что площадь киля и особенно руля направления нужна немного больше, чтобы без подгазовки делать вертикальные повороты. Я немного подкорректировал форму и руль направления. Также при помощи бальзовых пластин сделал кль профильным. Веса никакого, а оптически очень красиво будет. Вот как у меня это получилось…
Теперь нужно приклеить киль к стабилизатору и далее всё это приклеить к фюзеляжу. Эту процедуру нужно сделать с нижним крылом в сборе, дабы вновь иметь возможность проконтролировать геометрию всего самолёта. Когда клей высох,я сделал сопряжение фор-киля и самого киля. Бальзовые куски вырезанные по форме и шкурка - всё , что для этого потребуется.
Попробуем установить на место руль направления и проверить углы его отклонения…
Для выравнивания нижнего обвода фюзеляжа собирается небольшой гаргротик их бальзовых реек. Пока подсыхает клей начинаем собирать площадку крепления верхнего крыла. Она изготовлена из берёзовой фанеры 6мм.
Сервопривод руля высоты без проблем встаёт на подготовленное для него место. Сделать её и скорректировать длину - дело нескольких минут.
Шасси… Потребуется стальная калёная проволока 6мм, пара пружин, пара колёс диаметром 150мм, 4 втулки, газовая горелка , ну и пара моих рук…
Делаем бак объёмом 1 литр. Затем проволочные стойки пилона верхнего крыла.
Пилон верхнего крыла. Он реализован из проволоки 4мм в диаметре и 2,5 мм в диаметре в качестве растяжек. Порезал провоку на куски необходимой длины, немного погрел горелкой и согнул под нужными углами в нужные стороны. Ушло у меня на это пара часов. На доске сделал разметку пилона, чтобы собрать совершенно одинаковые, но зеркальные половинки. Закрепил всё это дело и горелочкой с серебрянным припоем прошёлся по стыкам. Затем всё снял со стапеля, ещё раз нагрел до красна и закалил на воду, чтобы проволока вновь оказалась подкалёной.
Теперь полученное шасси надо прикрепить на площадку к фюзеляжу. Я использую для этого прочную алюминевую полоску, от которой отрезаю куски необходимой длины. Раз шасси уже прочно стоят на своём месте сделаем первую примерку мотора DLE 112, именно он будет “тягать” бипланчик в воздухе.
Далее пришло время сделать боковые подкосы. Я их тоже модернизировал, также как и вариант их крепления к крылу. В оригинале подкос крепится на дюралевый угольник, шурупом привинченный прямо в лонжерон… Ну, в лонжерон я конечно ничего привинчивать не буду, т.к. это сильно его прослабит в этом месте. Поэтому я изготовил из дюралевой пластины проушины, которые будут вклеены к силовым нервюрам. Таким образом и место крепление усилится и и доступ к проушине будет свободным.
В отличии от своего младшего предшественника Lazy Ace этот биплан имеет иную конструкцию пилона верхнего крыла. В этой модели подкосы пилона отклонены примерно на 20 градусов от вертикальной оси модели. Это придаёт большую жесткость конструкции. В дополнение к этому я ещё прибавил пару раскосов впереди, что сделало пилон вообще “мёртвым”.
Когда готов пилон и готовы подкосы необходима первая примерка. Что я и проделал… Всё замечательно подошло и состыковалось. Потребовалоась лишь вполне допустимая корректировка длин подкосов.
Стабилизатор имеет достаточно большой размах и площадь. Чтобы защитится от флаттера нужен подкос. Его я и сделал при помощи угольной трубочки 4мм и кое-каких гвоздиков из магазине стройматериалов…
Отверстие в лонжероне пришлось просверлить. Я вставил в него метллическую трубочку и усилил это место бальзой.
Дальше будем обтягивать плёнкой…Ораковер, Орастик, Оралайн - как много возможностей в этих словах! Ну, что-ж попробую их реализовать на ваших глазах…
Что осталось сделать? Конечно капот мотора для полного счастья. городить негативную форму ради пары капотов нет никакого смысла. Буду делать по позитиву. Это быстро и очень просто! Поехали!!
В начале сделаем небольшой кондуктор, чтобы определиться с длиной капота , чтоб был точно по размеру. Пара фанерок и проволчка, всё что для этого потребуется. Кружёчек впереди вточности повторяет диаметр будущего обтекателя винта.
Далее вокруг этого “безобразия” собираем из бальзы 10мм контур будущего капота.
Теперь берём разделительный вакс и пару раз с промежуточной просушкой и располировкой обрабатываем поверхность капота. Разводим эпоксидную смолу и в три слоя укладываем стеклоткань(2х 0,63 и 1х 0,15). После полимеризации смолы лёгким усилием руки снимаем полученный капот с мастер-модели.
По ходу дела вырезаются стёкла для кабин и примеряются по месту стыка, чтобы потом, после обтяжки уже со специальным клеем занять своё место.
Покрасить внутреннее пространство кабины нужно обязательно. опять-же для эстетики и гармонии… Привычка такая…
После того, как капот склеен я его вышкурил и прошпаклевал…
Затем нужно было сделать прорези под выступающие цилиндры мотора.Так как выхлопные патрубки таже выходят наружу, то эту работу нужно проделать собрав воедино мотор, патрубки, глушители. Достал я свою горелочку и начал ваять из трубок выхлопные патрубки. сваял, привинтил на место и всё аккуратно промерил и вырезал. Стало вот так:
Теперь, когда подогнаны вырезы под глушители надо сделать вырезы под охлаждение. А уж потом еще раз шпалевка, вышкуривание и покраска. А ничего вроде капотик получился!
Тут сынишка Юрка напомнил мне, что было-бы неплохо иметь на модели шлепкуплюнг, буксировочный зацеп наверно будет правильнее сказать по русски. Подумал я и сделал его, и в правду не помешает…
Стойки пилона верхнего крыла в оригинале только проволока. Ну, не солидно как-то для такого самолёта иметь подобное и прямо на самом виду! решил я их облагородить, сделав визуально массивными и объёмными. Для этого я нарезал сосновые рейки, вырезал в них поднутрения и склеил попарно на каждой стойке. Клей высох, я их вышкурил. А вот самые кончики я прошпаклевал и обработал шкуркой так, чтобы визуально не нарушалась симметрия линий и обводов.
Это была последняя “мусорная операция” у меня на столе… Пропылесосил комнату, протёр пыль…Для чего? Для того, чтобы пыль не мешала мне спокойно работать с плёнкой. Я начинаю обтягивать свой бипланчик! В начале белый - это основной цвет выбранной мной окраски. затем на него рисунок. Особо “выпендриваться” не было времени, поэтому всё сделал быстренько и без особой хитрости, но с притензией на оригинальность…
Впаиваем сервоприводы а свои места и ещё раз всё контролируем…
Теперь настало время фюзеляжа. Вновь белая основа, потом рисунок…
Рисунок повторяет форму и размеры цвета крыла…
Орастик позволяет делать любые рисунки на крашенной и полированной поверхности, чем я и воспользовался, приклеивая свои квадратики и полоски на капоте.
Осталось только поклеить хвостик и конечно-же с абсолютно идентичным рисунком. Надо-ж , чтоб всё было красиво и гармонично.
Поклейка завершена… Надо теперь вклеить шарнирные петли и установить рулевые поверхности на свои места. Аккуратно защищаем места , где будут вклеиваться петли строительным скотчем и вклеиваем все петли.
Устанавливаем мотор и глушители.
Самое время заняться установкой электроники. В модели будет стоять приёмник 9 каналов, Пауэр Бокс, пара аккумулятор на питание, пара сенсорных выключателей с беком на 6 вольт, один аккумулятор на зажигание. Никаких примудростей, только необходимый минимум. Вот так всё это было смонтированио.
Наконец вклеиваем на посадочные места стёкла кабины и сажаем пилота…Куда-ж без него!!
И последние операции по сборке и регулировке модели. Все мелочи должны быть учтены и проконтролированы…
Ну, вот мы и на флюгплатце…Превый полёт. Это всегда волнительно и приятно! Модель на удивление абсолютно ровно разбежалась и через 40-50 метров плавно и совершенно ровно начала набирать высоту. Всё предсказуемо и под контролем! В первый день мы не производили никаких дополнительных регулировок и настроек. Просто летали раз десять. Спалили 6 литров топлива и попробовали все полётные режимы. Шампанское было выпито с друзьями по клубу. Модель достойно прописалась в нашем с сыном модельном ангаре.
Такая вот история… Но у неё есть и продолжение…
И всё-же , моя цель была доказать, что при желании и небольшом опыте работы вполне возможно самому создать очень даже достойные конструкции. Убедил я хоть какого-то или сомнения гложут ваши души? Мне просто интересно…
Честно говоря сомнений и не было, сам с детства перестроил кучу самолетов от кордовых “плосколетов” до радио “фантиков 50сс”.
Сей час конечно как и большинство подсел на наркотик в виде АРФ, однако руки как держать лобзик не забыли, кстати этот лобзик у меня с
11 летнего возраста, мне его отец доработал что бы было легче пилку менять. А на Вашу работу смотреть одно удовольствие, спасибо!
И всё-же , моя цель была доказать, что при желании и небольшом опыте работы вполне возможно самому создать очень даже достойные конструкции. Убедил я хоть какого-то или сомнения гложут ваши души? Мне просто интересно…
Сложно сказать😒😒😒 Тех кто никогда не строил ничего, убедить невозможно, пока сами не захотят. (почитайте соседние темы, люди на полном серьезе о качестве коков рассуждают по принципу, нужно в нем распиливать отверстия под винт или так лезет. Типа если растачивать не нужно, значит кок хороший…) Другая часть аудитории знает, что все в этом мире возможно.
И не удивляется, а просто восхищается высочайшим Вашим профессиональным уровнем изготовления, не смотря на вроде бы простые фотки😁
Если только тех, кто первые шаги в изготовлении начинает. Да, для них все очень убедительно.
Как всегда достойно.
Спасибо за ваши комментарии.
Так-как этот самолёт является вторым в модельном ряду этой серии бипланов, то нужно хотя-бы краем упомянуть первый, так сказать, родоначальник всего это рода “Лентяев”.
Модель эта была спроектирована в 1976 году Чаком Куннигхамом. Первый её вариант успешно летал с мотором 10см3. как написал в сопроводительной статье Чак - это самолёт для спокойных полётов в выходные дни, а также прекрасное средство отдыха вечером после работы. Что-ж с этим можно согласиться!
Мой отец, ещё живя в России, в 1984 году сделал его…
Затем модель была повторена уже в Австрии, спустя 20лет. Отец сделал модель для моего брата Юрия, который уже в свои 5 лет успешно пилотировал папины модели. Вот он:
Чем интенсивнее становился пилотаж, тем всё больше ощущалось, что мощности четырёхтактной “двадцатки” стало мало. Отец купил Зенох 20см3. Тоже мало! И тогда он переделал носовую часть под мотор 30см3 ДЛЕ. Вот с ним всего стало предостаточно!
Вероятно многих заинтересуют чертежи этого достойного для повторения биплана. Я выложу их:
Хочу ещё добавить, что модель просто великолепно летает. В нашем семейном ангаре она занимает самое почётное место. Самолёт “крутит” любые фигуры пилотажа, не смотря на свой плоско-выпуклый профиль.
Заказать рабочие чертежи вы можете вот здесь в масштабе 1:1 www.kitcutters.com/RCM/RCMScale/RCMLazyAce.htm
Небольшое техописание модели:
Размах биплана 1900мм, вес 5800гр. нагрузку даже не считал. Просто я знаю, что он очень лёгкий. Крылья из бальзы 2мм, пара лонжеронов из сосны только. Фюзеляж тоже цельнобальзовый. первый шпангоут фанера 6мм только и шпангоут крепления крыла, остальные бальзовые. С высоты метров без мотора 30 биплан без проблем сделает пару кругов перед посадкой. Но, Юрка любит садится с большой высоты, метров с 70-80. Он вертикально падает к началу взлётной полосы и на высоте метров 10 выходит в прямой полёт. Убирает обороты и модель плавно садится . Торможение у модели даже с двухлопастным винтом 20х8 очень хорошее. Кстати, если посмотрите видео по ссылке, то можете увидеть эту посадку - это на 3.32 минуте.
www.rcmovie.de/video/…/Lazy-Ace-Teil-3
Эта модель очень стабильна на всех режимах полёта, я-бы рекомендовал такой самолёт всем, кто хочет быстро научится летать и освоить азы красивого пилотажа. Единственный минус - это обратные фигуры. Профиль плосковыпуклый, это и мешает…
На этом самолёте Юрий много раз менял режимы работы рулей, мотора…экспериментировал. И когда отец подарил ему новый передатчик FUTABA FX40, он первым делом запрограммировал по новому свой любимый Лази.
Вероятно многих заинтересуют чертежи этого достойного для повторения биплана. Я выложу их:
А покрупнее не нашлось ? Впрочем: www.outerzone.co.uk/search/results.asp?keyword=laz…
Постом выше я дал прямую ссылку на чертежи.
www.kitcutters.com/RCM/RCMScale/RCMLazyAce.htm
Там-же можно заказать и нарезку… Именно там есть и чертежи всех последующих модификаций этого биплана.
Я могу показать, как у нас разбирается этот самолёт. Хвостовое оперение съёмное, что очень удобно при транспортировке.
Самый последний вариант был сделан в прошлом году. Композитный фюзеляж и бальзовые крылья. Модель имела большой успех…
Сейчас в работе модель с размахом 3300мм и мотором 222см3. Самолёт создаётся в двух экземплярах для тренировки синхронных полётов.
Хочу выполнить своё обещание по поводу съёмной части хвостового оперения у модели маленького биплана с мотором 30см3.
Итак… для того, чтобы иметь подобный вариант конструкции вам необходимо будет внести изменения в рабочие чертежи. Необходимо будет вдоль основной силовой рейки фюзеляжа , в хвостовой его части, сделать площадку из лёгкой фанеры 6мм толщиной. В ней должны будут сделаны пазы для шипов крепления. Два спереди площадки и один в хвостовой его части. Вот так…
Далее изменения коснутся стабилизатора. Две центральные нервюры надо будет сделать из фанеры 3мм. К ним необходимо будет привязать крепление пары площадок из 6мм фанеры Одну в месте крепления передних шипов. И вторую сзади для третьего шипа.
Теперь рассмотрим киль. В нем соответственно имеется вырез под лонжерон. Но, внутри тела киля, в нижней его части нужно будет вклеить пару фанерных или буковых вставок. Они необходимы для того, чтобы в них входили шурупы крепления киля. Эти отверстия видны на фото…
Киль вставляется между центральными нервюрами достаточно плотно. Эти нервюры центрируют его автоматически. Снизу достаточно только ввернуть пару шурупов. Это очень надёжное соединение! Под головки шурупов на фюзеляже я сделал небольшие углубления.
Теперь полученную конструкция хвостового оперения вы вставляете в задний паз фюзеляжа. Немного продвигаете вперёд и пара передних шипов встаёт в свои пазы. Двигаете дальше и соединение автоматом замыкается!! Причём шипы подгоняются к пазам очень точно. Это гарантирует отсутствие люфтов в соединении. Теперь достаточно только ввернуть один шуруп сбоку и ВСЁ!!. Мёртвая конструкция…Надо только отметить, что боковая часть фюзеляжа , в месте , где проходит шуруп также усилена фанерными накладками “заподлицо” вклеенные в фюзеляж.
Ставим на своё место заднюю стойку и - можно лететь. Сборка- разборка этого узла - максимум пара минут…
Крепление верхнего крыла на болтах М6. Для них в пластины крепления вставлены специальне грибки. Проушины в крыле имеют отверстия для этих крепёжных болтов.
Нижнее крыло также на болтах М6. В его центроплане сделан шип, аналогичный тому, о котором я писал в этой теме. А взади пара болтов. Для них сделаны специальные проушины из фанеры 6мм. Я думаю, что из фото всё понятно.
Шасси также съёмное, но не на резине, как в оригинале. Переклейка фанерных пластин и несколько шурупов. вот и все технологические “хитрости”…
Эта модель находится в эксплуатации, очень надо сказать интенсивной, вот уже 8 лет… Ни разу не было никаких проблем со сборкой и демотажём. Поэтому можно смело утверждать, что такая конструкция проверена временем.
Не могу говорить за всех, себя я считаю новичком, но я лично в восхитительном шоке.Великолепное повествование, очень много фотографий и законченность прекрасной работы. Один маленький осадок; Сделано не в России.Огромное спасибо, за красивый показ профессиональной работы.С уважением, Фёдор.
Но, сделано-то русскими…
Но, сделано-то русскими…
- И, это отрадно, можно сказать;чувствуется Советская школа моделизма!
Немного новых фоток этого биплана с нашего последнего шоу полёта…Мы не только делали классический пилотаж, но и таскали планера. публике всё это ужасно нравилось и мы каждый раз получали громкие аплодисменты…
Самолёт уже налетал более 200 “боевых” вылетов… Основная “рабочая лощадка” в этом сезоне.
Уже началась постройка нового биплана этой-же схемы. Размах 3300мм, мотор 222см3. Будет дым, пиропатроны на концах крыльев, сброс парашютистов и конечно-же 1кг. конфет для детей…Типичный шоу самолётик…