Retro-3

Щорс

Открываю тему в надежде на ценные советы опытных коллег и возможность почерпнуть новый для меня опыт.

Предисловие

В общем, начался этот проект с того, что решил я строить новую копию. В качестве прототипа после долгих поисков и раздумий выбрал амфибию Ш-2, масштаб ¼. Модель по прикидкам получилась размахом 3,25 м., вес – около 12 кг., из чего мотор коллеги порекомендовали 60 куб.
Таких больших моделей я никогда не строил и не эксплуатировал, бензиновых моторов то же. Кроме того, Ш-2 имеет интересные компоновочные и аэродинамические особенности. Оценив количество неизвестных, я решил построить для начала учебный самолет. Термин «учебный» в данном случае подразумевает отработку следующих задач:

  1. узнать особенности конструкции больших бензиновых моделей. Сюда так же входит желание создать фюзеляж ферменной конструкции из сосновых, липовых и ясеневых реек с мягкой обшивкой. Очень люблю самолеты 20-30х годов, поэтому такая технология мне близка. Всякие фанерные «пазлики» душа не принимает, но для ускорения процесса иногда ограниченно использую.
  2. при строительстве модели отработать технологию отдельных узлов, которые будут и на копии, проверить их надежность и ресурс при эксплуатации модели. Так же будут изготавливаться стапеля и оснастка (с учетом постройки копии) для крыльев и стабилизатора.
  3. отработать вопросы перевозки большой модели, сборки-разборки в поле, ее хранения и т.д.
  4. научиться эксплуатировать бензиновый мотор, получить опыт полетов на большой модели.
  5. никогда не летал на травяном покрытии – пора пробовать.
    Кроме этого, я уже давно мечтал сделать моноплан-парасоль, а тут как раз есть повод. Проект планируется бюджетный, поэтому особо дорогих материалов закупать не планирую, если только что-то в закромах лежит. Бортовая аппаратура средней ценовой категории. Срок изготовления – к осени 2015г.

Начало

Итак, задача поставлена, цель определена.
Для начала закупил двигатель DLE-55 RA, березовую фанеру 0,8 и 3 мм., тополиную 3 мм., несколько сосновых, липовых и ясеневых «вагонок» высшего сорта, естественно без сучков, косослоя и т.п. синевы. С машинками и прочим оборудованием еще не определился – просто не знаю что нужно.
Просидев за компом N-е количество времени нарисовал в Auto-Cad такой самолет

Модель назвал Retro-3, ибо две «Ретры» небольшого размера у меня есть.
Крыло и оперение взял от будущей копии (кроме центроплана), их взаимное расположение сохранил в надежде на более-менее похожие летные данные тренера и копии. Я понимаю, что аэродинамически это разные модели (все-таки парасоль и полутороплан!), но хоть какой-то процент подобия будет. Размах получился 3050, длина фюзеляжа 1750. Носовую часть планирую сделать съемной для возможности подбора центровки, замены двигателя и модернизации модели. Оперение планирую бальзовое, крылья еще в работе. Стабилизатор сделаю сборным из двух половин, соединение на угольной трубке. С приводом рулей пока не определился – либо по машинке в каждой половинке стабика, либо одна машинка на две половины (что несколько сложнее, но гарантирует синхронность работы рулей). Предусмотрен в фюзеляже и «бомбоотсек» со створками (на всякий случай, вдруг шоу какое-нибудь, или показуха).
Из неясного пока следующее:

  1. какие машинки ставить на РВ, РН, элероны и газ (усилие, производитель, количество, редуктор металл или пластик)?
  2. что нужно к мотору (бак и винт – понятно, а еще?)
    Самолет, само собой, под 3-D не планируется, но простой пилотаж крутить должен.

Продолжение следует…

Mongoose9999

А что если элероны удлинять до фюзелажа - это должно сохранить управляемость на малых скоростях обдувом винта. машинки я би вибрал 2х ~10Кг РВ если элероны удлинять то ~15Кг на них ,если рудер предусмотрен с большим углом отклонениея руля - поставил би ~25Кг По усилению хватит и серво по слабее , ну я би вибрал с запасом.
Тоже небросил затею построить чтота подобнова. Двигатель 55-60cc полностю подходит. Мотор может присматретса к опозитнику , он по звуку будет приятней для такой модели.

Щорс

Элероны удлинять не буду, так как хочу оставить как на копии. Оппозитник, конечно, приятней, но это будет позже. Сейчас взял мотор попроще для тренировки.
Может подскажете какого производителя машинки взять?

Строительство модели начал с изготовления панелей фермы. Из качественной сосны напилил реек 7*3 и 3*3. Фанерные детали напилил на станке Исаенко Юра, за что ему большое спасибо. Боковые стенки, первый слой силового шпангоута, моторный шпангоут (2 слоя) из березовой фанеры, остальные детали из тополиной.


Для сборки панелей смастерил стапель из куска ровной ламинированной панели и ровных сосновых планок

сборка на смоле.

yurik7339

по сервам я думаю нужны высоковольтные , зажигание у тебя до 8.4в, можно питать всё от липошки

pentajazz
Mongoose9999:

А что если элероны удлинять до фюзелажа - это должно сохранить управляемость на малых скоростях обдувом винта

это очень распространенное заблуждение, над которым очень смеются планеристы.
сколько уже можно?

у меня есть самолет 3,6 метра, элероны почти по метру. центроплан 1,8 метра размахом голый.
все шикарно управляется по крену до скоростей сваливания.

тем более у топикстартера крыло выше оси диска винта и крыло не обдувается вообще.

по сервам - на ваш самолет достаточно серв по 10кг на любую поверхность.

DGP
Щорс:

Кроме этого, я уже давно мечтал сделать моноплан-парасоль

Сергей, а из “парасолей” ещё какие то варианты, кроме Ш-2, рассматривали?

Щорс

Так как модель строится в том числе как некое подобие будущей копии, то изначально варианта было 2: моноплан - парасоль и биплан (полутароплан). Но, взвесив все “за” и “против”, остановился на парасоле, как более простом. Да и нагрузка на крыло у биплана, боюсь, будет очень маленькая.
В конце концов еще одно крылышко всегда можно пристегнуть.

vlad_den

Я бы все-таки не назвал Ш-2 полуторапланом. Нижнее крылышко - скорее консоль для поплавка. Очень мала несущая поверхность. Какой-то 1/5-план;)😁.

Щорс

Ну значит “парасоль” точно подойдет!😛

Дим_Димыч

Сам рассматривал вариант Ш-2 как будущей копии, поэтому тема интересна в двойне. Меня пока в тупик ставит мотор и количество фотографий для документации. А вот одну идею позвольте выскажу. Идея в следующем, разделить бортовую аппаратуру на две независимых. Один приемник с АКБ распологаем в фюзеляже, второй в крыле. Идея в том, что бы упростить сборку\разборку модели и не заморачиваться как копийно запрятать провода идущие от крыла в фюзеляж. Естественно оба приемника забендены на одну аппаратуру.

Щорс

Наши мысли сошлись! Надо только попробовать два приемника на каком-нибудь пенолете, что-бы надежно работали.
А по поводу информации по Ш-2 посмотрите здесь forum.modelka.com.ua/threads/9883-Ш-2/page7
Я скачал две книжки - инструкция по эксплуатации 36 и 55 годов - там буквально размеры в милиметрах на шпангоуты и много чего еще. Начертил в Auto-Cad 1/1 и смаштабировал до нужного размера.

Щорс

С Новым Годом, коллеги!
Здоровья, успехов, вдохновения, новых идей и их воплощения, интересных событий и побед!
Последнюю неделю уходящего года занимался изготовлением панелей будущей фермы. Работа с деревом принесла море удовольствия


Т-образный профиль получен приклеиванием рейки 3*3 с внутренней стороны. В сборе это даст такую конструкцию

последние реечки доклеил вчера вечером, сегодня получил такой результат

После небольшой подгонки на сухую собрал ферму

Перед окончательной сборкой нужно еще в разные места вклеить 14 грибков, которые уже выточены, но еще не доработаны под вклейку

Щорс

Грибки вклеены, пока сохнет смола собрал мотораму



моторный шпангоут склеен из двух слоев березовой фанеры 3 мм. (всего получилось 6 мм) и имеет заданный выкос 3 град. вниз и 3 град. вправо.
Есть сомнение в прочности полученной конструкции. Может оклеить углы стеклотканью?
И еще. Крепление двигателя предусмотрено болтами М5 к моторному шпангоуту. Если выточить грибки с наружной резьбовой частью, вклеить в шпангоут, а детали крепления двигателя накручивать прямо на резьбу - так будет нормально?
Параллельно сборке фюзеляжа колдую над конструкцией крыла. Лонжеронов будет два - передний и задний - собранные каждый из двух сосновых реек и бальзовой стенки (слои вертикально). Рейки 15*5 - не толстые?

Всеволод
Щорс:

моторный шпангоут склеен из двух слоев березовой фанеры 3 мм. (всего получилось 6 мм) и имеет заданный выкос 3 град. вниз и 3 град. вправо. Есть сомнение в прочности полученной конструкции. Может оклеить углы стеклотканью?

Стеклоткань, думаю, не нужна. Но… Обычно шипы делают несколько иначе: в боковых детаплях делаются прорези, а в фронтальной-шипы, которые входят в прорези в боковых деталях, те получается, что фанера работает на разрыв. В Вашем случае получилось, что что клей работает на отрыв, а на боковины усилие передается лишь через клеевой шов.
Вот тут хорошо видно, что я имел ввиду. (линк на тему)

ЗЫ: все детали, на которые может попасть топливо и/или продукты сгорания, желательно лакировать

ЕВГЕНИЙ-ARM
Дим_Димыч:

Меня пока в тупик ставит мотор и количество фотографий для документации.

Тупик можете получить в другом моменте ( такие ошибки уже делали с лодками типа католина , четверикова,Бе4 и пр) - диаметр винта резко ограничен между высотой пилона и фюзеляжем.
Модели получаются прилично тяжелые , а вот винты не поставишь какие бы соответствовали получившейся модели.

Щорс
Всеволод:

Стеклоткань, думаю, не нужна. Но… Обычно шипы делают несколько иначе: в боковых детаплях делаются прорези, а в фронтальной-шипы, которые входят в прорези в боковых деталях, те получается, что фанера работает на разрыв. В Вашем случае получилось, что что клей работает на отрыв, а на боковины усилие передается лишь через клеевой шов.
Вот тут хорошо видно, что я имел ввиду. (линк на тему)

ЗЫ: все детали, на которые может попасть топливо и/или продукты сгорания, желательно лакировать

Спасибо за подсказку, переделать еще не поздно. Лакировать буду после сборки и подгонки.

С диаметром винта у Ш-2 получается нормально

Начал сборку фермы фюзеляжа

прямо хэллоуин

20 days later
Щорс

Потихоньку двигаюсь вперед. Фюзеляж начал приобретать нужные очертания


valera#

Сергей!

Скажи, зачем нужна моторама?
При проектировании на размер моторамы удлиняешь фюзеляж, к мотошпангоуту крепишь двигатель на трубках или как они называются?
Жоще конструкция, проще изготовление, капот налазит… В чем тайный смысл?

Щорс

Ты про съемную деревянную часть? Это для возможности трансформации модели - можно менять двигатели и их компоновку. А фюзеляж не удлинен, а укорочен на размер этой моторамы. Посмотри картинку в начале темы - будет понятнее.

valera#

Да двигатели можно менять и без этой съемной деревянной части.

Она прослабляет конструкцию всего фюзеляжа, требует усиления угле или стекловолокном под бензиновый двигатель.

На мой взгляд эта деталь лишняя и рациональной нагрузки не несет, возможно только при нештатной посадке будет работать как слабое звено, т.е. предохраняя фюзеляж от более серьезных разрушений.

valera#

Сергей!
У меня бензиныча нет, но почти все пишут, кто такие модели строит - швы(стыки) в углах моторамы проклеивают стекло или углеволокном.

Может это и не надо…

А вообще, мне такая мотрама нравится forum.alexwest.ru/index.php?s=&showtopic=6426&view…

Щорс

Мотораму я буду по углам проклеивать стеклом, что-бы швы не разошлись от вибрации. Так-то она очень жесткая.
А вообще сомнение ты во мне посеял - может уголки поставлю, первый шпангоут к боковинам дополнительно закреплю.

valera#
Щорс:

Мотораму я буду по углам проклеивать стеклом, что-бы швы не разошлись от вибрации. Так-то она очень жесткая.
А вообще сомнение ты во мне посеял - может уголки поставлю, первый шпангоут к боковинам дополнительно закреплю.

…бензинычей не проектировал и не строил, но люди делают так

Боковины мотошпангоута завязаны на минимум два ряда нервюр.

Но и у них и у тебя мне непонятно, зачем это делать? Деревянную промежуточную мотораму, прямо к мотошпангоуту можно крепить мотораму двигателя.

Примерно так

Щорс

Видел эту тему - интересная модель и классная работа!
Кстати, посмотри внимательно - там то-же коробка до второго шпангоута.