Руль направления и рули высоты - где машинки нужны мощнее? А также вопрос про тяги.

JonsonSh

Встал такой вопрос по следующей теме: на моем FW-190D9 (размах 2,5м, вес ококло 13 кг) предполагаю ставить цифровые машинки футаба S9152 (порядка 15 кг/см.кв. при 4.8В и 19кг/см.кв. при 6В, я планирую ставить powerbox именно на 6В) для управления рулем направления и рулем высоты, а именно - на руль направления 1 машинку, на руль высоты 2 машинки (по одной на каждую плоскость). По форумам я так понял что на руль направления идут нагрузки сильнее чем на рули высоты, это так? Если да, то фактически получается что мне нужно ставить наоборот (2 машинки на РН и 1 на РВ)?

При двух машинках на руль высоты, управляются 2-мя машинками, т.е. по 1 машинке на каждую плоскость, с независимым управлением (нет общей тяги), так машинки не синхронизируются, получил небольшой геморой с тем как закрепить тяги для самих рулей. Дело в том, что я планирую их сделать скрыто, т. е. основные длинные тяги от машинок цепляются к проволочным тягам рулей высоты (каждая к своей), что позволяет сделать их скрыто, а сами плоскости надеть на эти самые проволочные тяги уже в самом конце после окраски модели. Проблемма именно в том как эти самые проволочные тяги закрепить, ведь когда есть одна общая тяга обоих плоскостей сразу, то фактически это получается штырь загнутый на концах (для вставки этих концов в плоскости) и посередине к нему припяна направляющая (тот же кусок проволоки) за который тянет машинка, тут все просто, включая установку такой тяги на модели. А вот когда нужны две независимые тяги, тут уже с креплением сложнее, так как раньше не закрепишь, нужно еще крепить как-то края тяг в фюзе. Как это сделать, теоритически представляю, есть идеи, но может кто делал подобную схему с нехависимыми тягами, выложите фото если не сложно?

Wit
JonsonSh:

По форумам я так понял что на руль направления идут нагрузки сильнее чем на рули высоты, это так?

всё равно что спросить- что мощьнее бензин или дизель?
машинки считают по усилию и максимальной скорости!

JonsonSh
Wit:

всё равно что спросить- что мощьнее бензин или дизель?
машинки считают по усилию и максимальной скорости!

А так размеры следующие (слева на право): на машинке 29 мм, далее у меня еще стоит промежуточная качалка 35 мм, затем тяга на руле 35 мм. Полная длинна хвостовой части (по середине) порядка 350 мм, длинна кромки руля направления (также в ценре) 120 мм.

Wit
JonsonSh:

А так размеры следующие (слева на право): на машинке 29 мм, далее у меня еще стоит промежуточная качалка 35 мм, затем тяга на руле 35 мм. Полная длинна хвостовой части (по середине) порядка 350 мм, длинна кромки руля направления (также в ценре) 120 мм.

Скорость наивысшая?

Wit

Рычаги на кабанчиках и качалках маленькие!

JonsonSh
Wit:

Рычаги на кабанчиках и качалках маленькие!

Да я бы не сказал. я с трудом упихался в фюз. Вон народ я видел вообще делает управление рулем поворота следующим образом: на плоскость ставиться ролик затем крест накрест пропускаются две кевраровые нити которые идут к промежуточной качалке и ничего, работает. Я к сожалению с расчетами не очень, когда учился в политехе было не интересно, ктож знал что понадобиться:) и понимаю что чем больше рычаг тем легче повернуть нагруженную плоскость, однако ведь при этом и длинну рычага на машинке также надо сильно увеличивать иначе не хватит дистанции для движения большего рычага. Может это поможет, но от промежуточной качалки к рулю направления у меня идут две тяги, на каждую сторону руля (качалка двухсторонняя), но от машинки до промежуточной качалки всего одна. Поясните в чем может крыться проблемма? Я считал что усилие на машинке дается на расстоянии 1 см от ее центра и если уносить тягу дальше, то усилие будет уменьшаться. При выбранных мной расстояниях, я могу повернуть плоскость руля направления более чем на 30 градусов в любую сторону, для копии этого за глаза, или обязательно обеспечивать угол поворота до 45 градусов?

На крайний случай я могу доставить еще одну машинку (если усилия одной вдруг не хватит) и синхронизировав ее с первой тащить с двойным усилием, но не хотелось бы этого делать и обойтись одной машинкой, так как дорого и лишний пожиратель электричества, причем сильный. Поэтому вы, как человек более опытный, пожалуйста поясните, где я ошибаюсь и варианты выхода если можно.

JonsonSh

Вот как выглядит моя система управления:

На верхние тяги особо не обращайте внимание в том плане что они не закреплены, я еще примеряюсь и думаю какие выбрать, класические проволочные или пластмассовые в виде стержня с ребрами в трубке (это касается тяг рулей высоты), а вот внизу думаю использовать карбон, идет круглая рейка карбон 4 мм. На промежуточной качалке отверстия ближе к центру - для шасси, дальние от центра - для руля направления.

Я задал этот же вопрос на www.rcscalebuilder.com и мне там дали ссылку на калькулятор coloradogliders.com/servotorquecalculator.htm
для расчета по выбору машинки (подобная формула присутствует в статье на rcdesign. Я задал следующие параметры (по рулю направления):

Enter Max Speed - 100 kph
Enter Control Surface Chord (front to back) - 120 mm (средняя хорда руля направления)
Enter Control Surface Length - 400 mm (длинна руля направления)
Enter Control Surface Max Deflection (from center) - 40 degrees (угол макс. отклонение руля направления)
Enter Servo Max Deflection (from center) - 40 degrees (угол макс. отклонения качалки от 0)

и получил ответ:

Servo Torque required - 174.955 oz-in или 125.867 Ncm
Control Deflection at max torque - 40 degrees

(калькулятор не учитывает величину рычагов качалок, только поворот их в градусах)

Короче получил машинку с усилием порядка 12.5 кг/см. кв. Как я понимаю, моя машинка бы подошла если бы длинна крепления тяги на качалке была бы 1 см от центра (S9152 обеспечивает усилие до 19 кг), но поскольку она стоит у меня на 28 мм, то соответственно передаваемое на ей услие будет в 2,8 раза меньше, т.е. усилие будет только 6,7 кг/см.кв., так что-ли? Хочется услышать коментарии, так не думаю что эта тема интерисует меня одного. И что на всех больших экстрах и прочих самолетах свыше 2 м все прямо ставят по 2 огромных машинки на каждую плоскость? Это гарантированное использование powerbox и то, его еще может не хватить, поскольку получается просто немеренное токопотребление.

Правда стоит уменьшить угол поворота поверхности до 30 градусов, как уже требуется машинка с усилием всего порядка 7 кг. Люди ну раскажите какие машинки вы ставите машинки и какие при этом используете длины крепления тяг на качалках и кабанчиках плоскостей?

JonsonSh

Дополнительно обратимся к доступным примерам с сайта ZDZ www.zdz-modelmotor.cz/zdz/en/:

Michael Kober (AT)
type of the engine: ZDZ 160 B2RV-J
type of the plane: Katana S
producer: EMHW
wingspan: 3,1 m
weight: 17,5 kg
propeller: Mejzlik 28/12 3blade and 30/12 2blade
exhaust: Muffler MTW TDH110
servos: Servos Hitec HS5955TG (4x on aileron, 2x on rudder and 2x on elevator, one Hitec HS 5945 on the engine)
comment: Receiver: Weatronic 10-20R
Accus: 1x 4000mAh, 1x 2000mAh
Ignition: 1050mAh

David Charvat (CZ)
type of the engine: ZDZ 80 RV-J
type of the plane: Katana S 33%
producer: Krill-Model
WWW: falconflypc.wz.cz
wingspan: 2,60 m
propeller: Zedek 26x12
servos: Elevator 2x HS-5945MG
Rudder 1x HS-805BB
Aileron 4x HS-5645MG
Throttle 1x C-5077
Choke 1x C-5077

comment: 2x 5cels NiCd 1700mAh for Receiver
1x 5cels NiCd 1700mAh for Ignition

Ivan Fleischhans (CZ)
type of the engine: ZDZ 80 RV
type of the plane: Extra 330 L
wingspan: 2,5 m
weight: 14 Kg
propeller: C-PROP 26x10
exhaust: AMT Model
servos: 2x ailerons HITEC HS 700BB
2x elevator HITEC HS 475HB
1x rudder HITEC HS-805BB
comment: 5 cels NICd 1700mAh for receiver
5 cells NiCd 1700mAh for Ignition

Christian Dini (DE)
type of the engine: ZDZ 160 B2-RV
type of the plane: pitts Special
producer: Weiershauser
wingspan: 2,43 m
weight: 16,8 kg
propeller: Fuchs 32 x 10
exhaust: KS95 VS4
servos: Aileron JR4621
Rudder Hitec 5735
Elevators Hitec 5945
Emcotec DPSI-Mini with Emcotec Lipos

Velox from Czech Republic
autor: Jiri Mikeska (CZ)
type of the engine: ZDZ 80 RV-J
type of the plane: Velox
wingspan: 2,7 m
propeller: 26x12 Zedek
servos: 4x 5955 TG
2x 645 MG
1x 6985 HB
1x 5077

Staudacher on ski
autor: Daniel Hrachovec (CZ)
type of the engine: ZDZ 80 RV-J
type of the plane: STAUDACHER 300S
wingspan: 2,5 m
weight: 11,7 kg
propeller: ZEDEK MODEL 26x12
exhaust: muffler JMB-Brecka
servos: 4x ailerons HITEC HS 5645MG
2x elevator HITEC HS 5645MG
1x rudder HITEC HS-805BB
comment: 5cels NICD 1700mAh for receiver
4cells NiMH 2100mAh for Ignition

Выводы пока не утешительные:(, машинки выбраны конечно мошьнейшие есть спаренные до 24 кг на машинку, но надо учесть что это всетаки 3D пилотажки, а не копия как у меня. Есть у кого то дельные советы что мне делать? На данный момент у меня в наличии 4 машинки S9152. Я могу конечно пустить их на крыло, но мне хочется прежде с фюзеляжем разобраться, так как на данный момент работа остановлена по причине нахождения в тупике по установке машинок.

JonsonSh

Мне не жалко денег, я могу доставить еще по одной машинке в параллель к стоящим, я просто очень сильно хочу понять для себя зачем это надо и по какой причине, чтобы учесть подобное в будущем.

toreo
JonsonSh:

Мне не жалко денег, я могу доставить еще по одной машинке в параллель к стоящим, я просто очень сильно хочу понять для себя зачем это надо и по какой причине, чтобы учесть подобное в будущем.

нормально все у вас с сервами. Не парьтесь. На РН ставят сдвоенные на фристайл, потому как там РН- один из основных и очень нагруженных рулей. Вам на копии этого ненужно. То, что у вас стоит - вполне достаточно.