Calmato 40 Sport. переделка шасси

Denis-Fox

Отчитываюсь о проделанной работе.

  1. вырезал фанерки, 2 шт, и склеил их вместе. размер 59х76, толщина каждой 3мм(какая мыла) и вклеил их в фюзеляж внутрь.
  2. алюменевое шасси купил в магазине. размеры: расстояние между опорами 311мм, ширина площадки - 92 мм, высота шасси - 89мм, толщина пластины 2.4мм. закрепил 4-мя саморезами.

в итоге расстояние от винта до земли получилось 70мм. винт - 11х6.

Теперь вопрос к общественности по заднему поворотному колесу. купил набор который - костыль, поворотная ось и тяга к РН. вроде собрал как в инструкции было сказано, но не поворачивает колесо. единственно в интсрукции тяга должна быть прямая и у них на рисунке край РН вровень с нижнея частью физеляжа. на кальмате это не так и я тягу изогнул чотбы пропустить через РВ. вроде примерно понимаю почему не поворачивает, но как говорится доказать не могу и понять что надо изменить - тоже.

фотки - в приложении.

З.Ы.
с метра покидал на пол - шасси пружинит, заднее тоже. в субботу испытания.

Pav_13
Denis-Fox:

…расстояние от винта до земли получилось 70мм.

А какое расстояние от винта до земли будет, если поднять хвост до горизонтального положения фюзеляжа? (взлетать и садиться самолет будет именно в этом положении)

Denis-Fox:

…вроде собрал как в инструкции было сказано, но не поворачивает колесо.

Что ж там за инструкция такая?! 😁

Ось поворота колеса должна совпадать с осью поворота руля направления!
По вашему фото видно, что весь механизм надо сдвигать назад…

tatata
Pav_13:

Ось поворота колеса должна совпадать с осью поворота руля направления!

Зачем?

Denis-Fox
Pav_13:

А какое расстояние от винта до земли будет, если поднять хвост до горизонтального положения фюзеляжа? (взлетать и садиться самолет будет именно в этом положении)

промеряю. в любом случае можно будет подогуть шасси чтобы выше было если что

Pav_13:

Что ж там за инструкция такая?! 😁

Ось поворота колеса должна совпадать с осью поворота руля направления!
По вашему фото видно, что весь механизм надо сдвигать назад…

хм… вопрос тогда как вставлять тягу - там она вставляется во втулку горизонтально.
и смысл этого колеса что оно поворачивает в противоположную сторону поворота РН (это обеспечивается пружинкой (она выгибается в другую сторону), т.е. поворачивать модель будет в нужную сторону, просто более маневренно

Вячеслав_Старухин

Поворачивается колесо в ту же сторону, что и руль поворота.

Горизонтальная пружинка для того, чтобы она растягивалась, когда оси не совпадают и из-за этого меняется длина тяги. И для того, чтобы удары на колесо не передавались на руль поворота и дальше на сервомашинку. Смысл не в пружинке, а в самой тяге, часть которой - пружинка.

Оси вращения колеса и руля поворота могут и не совпадать, но конец пружинки должен быть приделан к такой точке руля направления, чтобы от его перемещения поворачивалось и колесо.

Если они совпадают, то поворачиваться колесо будет больше всего. И горизонтальная пружинка не будет растягиваться, тяга будет всегда одной длины.

Чем больше не совпадают, тем на меньший угол будет поворачиваться колесо ( просто по геометрии ).

Примерно так:

Pav_13
tatata:

Зачем?

Вячеслав Старухин достаточно подробно объяснил… Почитайте!

Denis-Fox

кстати картина была примерно такая же как на инструкции

откровенно говоря не оч понимаю как эту конструкцию применить к кальмате. напрямую там тягу не сделать это точно - РВ мешает.

tatata
Pav_13:

Вячеслав Старухин достаточно подробно объяснил… Почитайте!

Почитал. Он не писал почему ось должна совпадать.

Denis-Fox:

кстати картина была примерно такая же как на инструкции

откровенно говоря не оч понимаю как эту конструкцию применить к кальмате. напрямую там тягу не сделать это точно - РВ мешает.

Не меняйте ничего. Попробуйте полетать так, возможно вам углов отклонения хватит.

Denis-Fox

ну менять то пока точно ниче не буду - оно не отклоняется вообще ))))))))

в принципе согласен что пользы от него немного. у меня есть пенолет - сзади костыль. рулится на земле отлично.

Pav_13
tatata:

Почитал. Он не писал почему ось должна совпадать.

Ну… я в затруднении, что Вам ответить 😦 !?

Я прочитал - понял все, что хотел сказать В.Старухин (хотя и до этого я достаточно хорошо представлял себе кинематику связи РН с хвостовым колесом)…

В “преподаватели” я не гожусь… особенно, когда надо объяснять вещи очевидные…
Поищите ответ самостоятельно.

Успехов! 😉

tatata
Denis-Fox:

ну менять то пока точно ниче не буду - оно не отклоняется вообще ))))))))

в принципе согласен что пользы от него немного. у меня есть пенолет - сзади костыль. рулится на земле отлично.

Вы не забывайте что костыль скользит одинаково в любом направлении, колесо же катится значительно охотней вперед.

Ряжский

Буду переделывать на Tiger Trainer mk3, за одно может ЦТ придёт в норму, а то летал с гайкой на 12+шайба+саморез под килем.

KOSTOV

Да уж, куда катится русский народ? куда делась выдумка и фантазия?
И тем более простое понимание соосности валов, короче вот вам фотка, самолет тигер тайгер тренер спорт - копия кольмато спорт. Все отлично рулится и ничего ни чему не мешает, в руле высоты просто сделан небольшой пропил.

Denis-Fox

о результатах:
за траву цепляется гораздо лучше чем штатное шасси)))) в итоге снял шасси совсем (95% всех полетов приходится когда высота травы от 10 см и выше, т.е. полное отсутствие взлетки). на зиму поставлю обратно для лыж. кальмата летать стала намного шустрее без шасси ))))

KOSTOV:

Да уж, куда катится русский народ? куда делась выдумка и фантазия?
И тем более простое понимание соосности валов, короче вот вам фотка, самолет тигер тайгер тренер спорт - копия кольмато спорт. Все отлично рулится и ничего ни чему не мешает, в руле высоты просто сделан небольшой пропил.

думал о таком креплении, но в данном случае, оно передает нагрузку на руль.

KOSTOV
Denis-Fox:

думал о таком креплении, но в данном случае, оно передает нагрузку на руль.

Ответ неверный!
Посмотрите еще раз внимательно фото, конструкция проверена уже двумя самолетами, там есть опорная шайба на валу, а сам крепеж имеет площадку опирания, которая передает нагрузки на фезюляж. А без шасси летать по меньшей мере глупо, или у вас много винтов, чтоб каждый раз тормозить ими об землю? =)

Denis-Fox
KOSTOV:

А без шасси летать по меньшей мере глупо, или у вас много винтов, чтоб каждый раз тормозить ими об землю? =)

не вижу ничего глупого. винт поставлен так, что останавливается горизонтально.

пока летал в субботу - ни одного винта не сломал приземляясь без шасси.

KOSTOV

Пускай будет так, я рад что у вас винты не ломаются, просто я не представляю себе посадку без шасси, по тому как мотор я глушу уже на земле, чтоб перед заходом на посадку была возможность зайти на второй круг! Удачных полетов!

Denis-Fox

ну я же написал что полосы нет. трава от 10 см минимум. была бы полоса - летал бы с шасси. двигатель глушу, но уже практически перед касанием.

Володимир
Denis-Fox:

была бы полоса - летал бы с шасси

У тебя нет способа построить полосу просто выкосив траву?! Потрать один день в году и летай как белый человек - с колес.

Ряжский
KOSTOV:

Да уж, куда катится русский народ? куда делась выдумка и фантазия?
И тем более простое понимание соосности валов, короче вот вам фотка, самолет тигер тайгер тренер спорт - копия кольмато спорт. Все отлично рулится и ничего ни чему не мешает, в руле высоты просто сделан небольшой пропил.

Таким макаром не прокатит, у моего тигера тяга РВ выходит из фюза в окурат посередине под килем.

Pav_13
Ряжский:

…тяга РВ выходит из фюза в окурат посередине под килем.

И что, никак нельзя перенести кабанчик РВ на сантиметр в сторону, дабы тяга РВ и ось колеса разминулись?! 😉

Ряжский
Pav_13:

И что, никак нельзя перенести кабанчик РВ на сантиметр в сторону, дабы тяга РВ и ось колеса разминулись?! 😉

Там если только проложить тягу специально для колеса и выводить в хвосте сбоку, а на стойку колеса- рулевую сошку пришпандоривать. Будет время- повожусь.

3 months later
Brodяga

Опишу свой опыт ремонта шасси Calmato 40 Sports. Возможно, кому-нибудь будет полезным.
В целом Calmato классный самолёт для начинающих, но вот конструкция стоек шасси на крыльях совсем сопливая. Я начинающий пилот, летаю пока только с опытным инструктором, поэтому самолёт пока не имел ни одной грубой посадки, но уже буквально через 5 полётов стойки на крыльях разболтались и завалились назад, колёса стали тереть о крыло, самолёт не разгоняется, и еле-еле взлетает после 30-метрового разбега. В общем я решил вскрыть крыло, посмотреть, в чём дело и усилить конструкцию крепления шасси либо вообще её переделать.

Итак - исходное состояние.

Я попытался усилить разбитые отверстия крепления стоек, вырезав треснувшие участки, вклеив бобышки и рассверлив заново отверстия, но этого хватило на один полёт с мягкой посадкой.

Вскрыв крыло, видим следующее:

Ударная и скручивающая нагрузки через шасси приходилась на эту хлипкую пластинку 20х6 мм., которая была треснута. Ремонтировать и усиливать тут уже было нечего, поэтому было решено полностью удалить эту конструкцию и всё сделать заново с хорошим запасом прочности. Лично я так и не понял, почему конструкторы этого изначально хорошего самолёта для опоры шасси сделали пластинку 20х6 мм., ослабленную продольным пазом глубиной 4 мм., и при этом держащуюся только на 3 нервюрах. Почему бы не прикрепить эту площадку заодно ещё и к лонжерону? Но об этом позже.
Итак, дефектная деталь удалена “с мясом”.

По рекомендации опытных людей было решено вместо пластинки 20х6 мм. вклеить брусок 20х25 мм, и прикрепить его к лонжерону. Брусок нужно было сделать из твёрдого дерева, потому что сосна волокнистая и может расколоться. Нашлась берёзовая дощечка в 15 мм., лень было искать нужный размер 25 мм., и поэтому был сделан “бутерброд” - снизу подклеена 10 мм. сосновая планка.

Немного нехитрых манипуляций с рубанком и шлифшкуркой - и получаем 2 бруска:

Вырезаем куски нервюр, котовим место под вклейку бруска. Брусок должен стать заподлицо с обшивкой.

Вклеиваем брусок к лонжерону, предварительно прорезав ножом паз для стойки. Кстати, резать ножом берёзу совсем не является занятием, приносящим удовольствие, поэтому лучше воспользоваться мини-стамеской, если она есть.

В то место, где раньше стоял старый силовой брусок, вклеиваем для усиления конструкции предварительно отструганную по размеру 5х17 мм сосновую планку:

Точно такие же действия проводим и со 2-м крылом:

Оставляем клей высыхать на ночь. На следующий день зашиваем отверстия бальзой 2 мм. и вышкуриваем всё заподлицо:

В рекламной фирме за бутылку пива были взяты обрезки самоклеящейся плёнки и наложены заплатки…

…и установлены стойки. Заодно наклеил контрастные чёрные полосы для лучшей видимости низа модели в воздухе.

В общем, 2 дождливых вечера, непригодных для полётов - и проблема решена. Если уж и ЭТО вырвет, то тогда я полностью разочаруюсь в 3-стоечном шасси и буду делать носовые стойки.

Brodяga

Куда-то пропали некоторые фотки - прикрепляю.

Brodяga:

Немного нехитрых манипуляций с рубанком и шлифшкуркой - и получаем 2 бруска:


Вырезаем куски нервюр, котовим место под вклейку бруска. Брусок должен стать заподлицо с обшивкой.


Вклеиваем брусок к лонжерону, предварительно прорезав ножом паз для стойки. Кстати, резать ножом берёзу совсем не является занятием, приносящим удовольствие, поэтому лучше воспользоваться мини-стамеской, если она есть.

В то место, где раньше стоял старый силовой брусок, вклеиваем для усиления конструкции предварительно отструганную по размеру 5х17 мм сосновую планку:

Точно такие же действия проводим и со 2-м крылом:


Оставляем клей высыхать на ночь.
На следующий день зашиваем отверстия бальзой 2 мм. и вышкуриваем всё заподлицо:


В рекламной фирме за бутылку пива были взяты обрезки самоклеящейся плёнки и наложены заплатки…


…и установлены стойки. Заодно наклеил контрастные чёрные полосы для лучшей видимости низа модели в воздухе.


В общем, 2 дождливых вечера, непригодных для полётов - и проблема решена. Если уж и ЭТО вырвет, то тогда я полностью разочаруюсь в 3-стоечном шасси и буду делать носовые стойки.