Проект тренера: вопросы к "строителям"

NailMan

Граф
Спасибо за иллюстрации! Именно то что и было нужно! Я примерно так и представлял, только центроплан первоначально не задумывался.

Только вопросик. Как я понимаю, соединение трубками - это большая по диаметру трубка в консоли и меньшая по диаметру жестко вклееная в центроплан. Первая подогнана ко второй. Так?

Какой материал для трубок используют? И поперечный V выставляют трубкой(штырем) центроплана?

Viper91

Я на катане использовал дюралюминиевую трубу из хозяйственного магазиня, диаметр 20 мм (см. “Строим Katana X”)

Lazy

Извините, а Ваши посты - не реклама?

КА-04

Побольше бы такой рекламы! Хоть что-то достойное…

NailMan

Граф
Вопросы есть по третьей иллюстрации.

Болт там какого диаметра? M6 или М8? Я так понимаю к нервюре приклеена втулка с ребрами. Какой материал для втулки используется?

И гайка-барашек, которым все крепится от вибрации не раскручивается? Его контрить по идее надо. 😃 Или барашек нарисован для наглядности?

ЗЫ: В какой программе делаются такие красивые 3Д-чертежи? По старинке делаю все в Autocad 2002 в 2Д. Очень не хватает 3Д моделирования конструкции, и чтобы было с автокадом совместимо. В Lightwave не хочется морочаться… 😕

Glinco

Автокад подделживает 3D и рендеринг, и очень давно. Сам чертил погрузчик еще в 13-ом.
Дима.

28 days later
NailMan

Итак продолжаю тему постройки. Крыло(консоли) уже пресобраны, осталось обтянуть, навесить напостоянку элероны, и настроить тяги.

Остается фюзеляж и оперение.

Вопросы по фюзеляжу:
Из чего мастерить мотошпангоут учитывая что .46 двиг? Есть фанера(не авиационная, а простая, но качественная) 12мм 8 слоев(всего) и 10мм 7 словев(всего).

Двигатель будет крепиться на пластиковую мотораму(покупная удлиненная из Техноспорта), и на мотошпангоут четырьмя винтами М4(может с резиновыми втулками). Он в свою очередь строго перпендикулярно к оси фюзеляжа, чтобы можно было регулировать выкос. Как сделать так чтобы задняя плоскость моторамы плотно прижималась к мотошпангоуту и в тоже время выкс делался шайбочками? Подкладку из дерева Г-образную подложить под соответствующие стороны?

Длина фюза 1100мм, и сечения шпангоутов прямоугольные. Силовые рейки по углам(лонжероны?) шпангоутов из сосны каких размеров делать и вообще как обводы повторить? Не гнуть же. Особенно нижние ухлы коробки хвостовой части. Рейки примерно должны быть 6х6 мм как я думаю. Или допускается составные рейки делать? В смысле склеивать по кускам со стыком в шпангоутах. Тогда в шпангоутах где будут состыковываться части этих реек как-то укреплять надо.

Вобщем прошу совета.

SAN

Рейки при необходимости сращиваются “на ус”, косой срез в 3-4размера поперечного сечения.
Мотошпангоут: два слоя 3-4мм фанеры по уши хватит, во втором слое можно вырезать большую дыру по центру для облегчения и горловины бака.
Под винты в шпангоут изнутри “мебельные” гайки, специально для дерева сделаны имеют загнутые усы.
У вас фюзеляж наборный или из листов бальзы?

OVK
NailMan:

Итак продолжаю тему постройки. Крыло(консоли) уже пресобраны, осталось обтянуть, навесить напостоянку элероны, и настроить тяги.

Остается фюзеляж и оперение.

Вобщем прошу совета.

Привет!
Хочу заострить внимание на проблеме центровки. Ваш фюзеляж, судя по прототипу, длинный в хвосте и “не худенький” . Если сделать его красиво-деревянным, может получиться очень сильный перевес на хвост. Такой, что не скомпенсировать передвижкой аппаратуры (а двигатель с Вашей подвеской двигать невозможно). Учитывайте это при выборе конструкции и материалов.
Желательно, хотя бы примерно, взвесить части (куски) и просчитать получающуюся центровку. А то поздно будет 😃
Удачи!
ЗЫ. Сам сделал недавно новый фюз для тренера - сохранив пропорции старой модели. Просто добавил гаргрот, обшил бальзой - красота, короче… Отцентровать собранный самик не смог - буду удлинять нос… Это стандартная беда у самодельщиков.

NailMan

Дык я не с проста брал удлиненную мотораму 😉 Так что двигать можно в широких пределах двиг. Крыло(консоли) тяжеловаты слегка получились - без обтяжки 510г вместе со стандартными машинками. Тяжеловато из-за толстого профиля, но мне деваться некуда было. 😕

Центр тяжести ориентировочно в районе переднего лонжерона рассчитываю(30%).

Вобщем буду постоянно контролировать.

ЗЫ: Не просветите, оперение из какой толщины реек делать на такой аппарат? 5мм достаточно?

OVK
NailMan:

Дык я не с проста брал удлиненную мотораму  😉 Так что двигать можно в широких пределах двиг. Крыло(консоли) тяжеловаты слегка получились - без обтяжки 510г вместе со стандартными машинками. Тяжеловато из-за толстого профиля, но мне деваться некуда было.  😕

Центр тяжести ориентировочно в районе переднего лонжерона рассчитываю(30%).

Вобщем буду постоянно контролировать.
ЗЫ: Не просветите, оперение из какой толщины реек делать на такой аппарат? 5мм достаточно?

Каркас оперения у меня из 5х10, только задняя кромка 5х15. В местах крепления к фюзу - накладки из 5х10 дополнительно к кромкам. Уголки, еще называют, по-моему, сухарики 😃 по углам. Внутренние распорки 5х5. Это все бальза.
Вообще я “подглядываю” на других чертежах и моделях 😃
А вот центровка - это момент истины. Обидно резать по свежеобтянутой модели…
Удачи!

NailMan

OVK
А можно где-нить подсмотреть фото крупным планом на хвостовое оперение со всеми этими элементами? 😋

Особенно интересует переход хвостовой балки к килю у самого его носка.

Граф

Между последним шпангоутом фюзеляжа и его транцем можно сделать каркасик с площадкой для стабилизатора. Сначала приклеивается стабилизатор, на который сверху ставится киль. Приблизительно так как на рисунках модели ЯК-12.
По поводу предыдущих ваших вопросов.
Вы поняли все правильно.
Винт крепления консолей всего М4. В крайнем случае можно поставить М5.
Барашек не для наглядности. На рынке силуминовые барашки - 3руб горсть.
Дря контровки на резьбу можно капнуть резинового клея. Только чуть-чуть.

NailMan

Граф
Спасибо, это именно то что я хотел увидеть. Будем на недели конструировать.

ALL
Не подскажете как обтягивают термоусадочной пленкой большие площади консолей крыла? Сразу один большой кусок(скажем верхний), класть и натягивать/усаживать, или можно по кускам. Скажем беру кусок на 3 нервюры и натягиваю, далее внахлест еще на 3 нервюры кусок и так далее.

Все таки опыта очень мало в этом деле(сейчас элероны обтягиваю) и не знаю чем такая “кусковая” скажется впоследствии.

Вид консолей крыла вот такое(извиняюсь за свой рабочий прикид в условиях московской духоты 😃 ):
nailman.cyborghome.ru/hobby/…/IMG_1876.jpg

Flaperon

Мы с отцом делаем так - берём кусок плёнки (чертёжной кальки на основе лавсана) на всё крыло, промазываем нервюры, лонжерон, кромки “Моментом”, прикладываем и припариваем утюгом, а потом натягиваем плёнку. Главное хорошо приклеить плёнку к нервюрам и рейкам, а только потом натягивать.
С плёнкой-самоклейкой даже проще, не надо клеем мазать.
На счёт того, чтобы клеить кусками по отсекам - лучше не надо, т.к. придётся клеить в нахлёст, а это и непрочно, и некрасиво 😠

NailMan

Flaperon
Да красота у тренера не главное. Все равно на носке крыла до первого лонжерона будет аппликация карсного цвета, стыки визуально будут невидны. Только если очень присмотреться.

Просто я к чему - если случайно вдруг из-за моих неопытных рук запорется сразу большой кусок пленки, то это будет обидней чем запорется небольшой. Элероны уже кончились для тренировок - вчера затянул оба 😁

Меня волнует аспект аэродинамики. Пленка такая:
www.pilotage-rc.ru/catalogue/90_/90_15/RC0559/

Аппликации делать буду такой же, но темно-красной.

Может она отклеиться во время полета?

ЗЫ: пленка изначально бралась для стендовой копии, но потом было решено ее на тренер пустить, а стендовую бумаговой коркой, чтобы копийно было.

1 month later
NailMan

Итак, проект завершен! 😃

В проектные характеристики уложился. Сухой вес 2550г, съемные консоли крыла, небольшие габариты (предполагается вмещаемость фюзеляжа в багажник ВАЗ-2114).

Фотки постройки и конечного продукта здесь:
nailman.cyborghome.ru/hobby/trainer_red46.htm

В скором времени будут выложены чертежи (Acad2002) для интересующихся.

Всем спасибо за помощь в постройке. Дело за полетами.

NailMan

Faleks

Подкосы крыла будут?

Да как-то не планировал их. Консоль крыла на двух алюминиевых трубках 10/11мм(внутр/внеш диаметр) и с внутренней(центроплана) 9/10мм. Итого фактически 2 трубки 9/11 мм. Болты М6 стальные. Прочности соединения не хватит?

Да если и делать подкосы, из чего? Тросики?