Разбил наконец бывалого тренера!

Пилот=

Доброго дня коллеги!
Случилось наконец долгожданное событие! Мой видавший виды тренер (Хелио Курьер .15) так и не поддавшиь регулировкам закончил свою яркую жизнь выходом из штопора в асфальтовую ВВП Монинского аэрополя.
Всё по прядку: начну с того, что этот самолёт пережил 3 переделки. Каждый раз у него метадично при падении ломался фюзеляж, выполненный в виде короба из 2мм бальзы. С упорством, достойным лучшего применения я его восстанавливал, делая новый фюзеляж с нуля. Наконец, сделав последнюю, 3-ю версию, я понял, что больше восстанавливать его не стану и дождусь его законной кончины, которая, как выяснилось, не заставила себя долго ждать. Конечно, во многом (во всём) виноват сам, потому хочу с Вашей помощью проделать работу над ошибками. Итак: самолёт, после взлёта вёл себя крайне неустойчиво, валился то в правый, то в левый крен… уменьшил расходы, несколько полегчало. Летать спокойно можно было только на малом газу, при подаче газа самолёт резко брал носом вверх. Установил больший угол наклона двигателя вниз, при этом машина при подаче газа в спокойном горизонтальном полёте как бы поворачивалась боком и летела как бы боком по отношению к прямолинейному направлению… вообщем чертовщина… Центровка была на уровне лонжерона… не знал, куда ещё смотреть… После взлёта модель упорно не хотела лететь ровно, постоянно приходилось ловить рулями. Вообщем после взлёта первые мысли были о посадке. Закончилось всё тем, что в очередном таком полёте поддав газ модель стала висеть (!) на месте и, свалившись на крыло ушла в штопор, из которого вышла только в асфальт…
Объективности ради стоит заметить, что самолёт был довольно далёк от идеала по техническому исполнению (небольшая крутка на крыле, самодельные элероны, не предусмотренные изначальной конструкцией, самодельный фюзеляж и пр.).
Надеюсь Вы сможете подсказать мне, что я делал неправильно. В любом случае я пережил уже тренера и сейчас с новыми силами вернусь к постройке пилотажного самолёта (всё же большая кубатура и размеры намного интереснее в плане ветроустойчивости и мощности), да и мой “бывалый” дал мне неободимые навыки пилотирования, взлёта и посадки… Надеюсь на Вашу помощь и советы. Я заведу новую ветку в этом форуме, где хотел бы попросить Вас мне помочь советами в постройке!

Tomahawk

А че там за забор в монино выстроили? он не мешает? заехать за него можно? или не пускают?

Пилот=
Tomahawk:

А че там за забор в монино выстроили? он не мешает? заехать за него можно? или не пускают?

Пока можно (ворота в заборе открыты), но думаю, что в связи с подготовкой к аваишоу их закроют (откроют ли после, не знаю).

toreo

ну навертел, да все что угодно может быть. начиная от навески рулей с люфтами. если у рулей большие площади, то тоже может неплохо срывать. а так очень похоже на большой угол атаки у крыла.

avalanch

Мне в эту субботу тоже не повезло, разбил почти новый самолетик (тренер, летал 6 раз всего). Причиной аварии стали некачестенные резинки, которые лопнули в нормальном полете и крыло захотело полетать отдельно, а фюзеляж поиграл в морковку. Благо, земля была сырая, мотор и аппаратура целые, зато фюзеляж размолотило до самого крыла. Еще раз убедился, что мелочей не бывает…

pasha-117

Как вариантов.

  • Стабилизатор затеняется крылом и работает в вихре.
  • Скос потока с крыла выводит стабилизатор на околокритические углы атаки, работа руля высоты усугубляет неустойчивое состояние.
  • Сильно отрицательный угол атаки стабилизатора, последствия как в п.2
ДмитрийХ
Tomahawk:

А че там за забор в монино выстроили? он не мешает? заехать за него можно? или не пускают?

26 закроют к вечеру! откроют для прохода 2-3 августа, проезд пока обсуждается

Пилот=
pasha-117:

Как вариантов.

  • Стабилизатор затеняется крылом и работает в вихре.
  • Скос потока с крыла выводит стабилизатор на околокритические углы атаки, работа руля высоты усугубляет неустойчивое состояние.
  • Сильно отрицательный угол атаки стабилизатора, последствия как в п.2

А из-за чего стабилизатор может затенятся крылом? Из-за высокого расположения крыла над уровнем стабилизатора?
По п.2 - скос потока определяется же углом атаки крыла? Или я не прав?

pasha-117
Пилот=:

А из-за чего стабилизатор может затенятся крылом? Из-за высокого расположения крыла над уровнем стабилизатора?
По п.2 - скос потока определяется же углом атаки крыла? Или я не прав?

п.1 и п.2 близки по своей сути. Скос зависит от многих параметров: угол атаки, профиль, форма крыла. Стабилизатор и крыло желательно разносить по высоте и стабилизатор делать выше. К примеру у АН-12, Ан-24, 26 стабилизатор на уровне крыла и в условиях обледенения при выпуске закрылков самолет резко опускает нос - “клевок”.
Для высокопланов придумали Т-образное оперение.

Если у тебя стабилизатор ниже крыла, то возможно из-за скоса он создает сильный кабрирующий момент. Визуально угол установки стабилизатора может быть нулевым, а в полете приобретать отрицательный угол атаки.

Смущает полет боком.

При живом самолете можно было бы наклеить на заднюю кромку крыла ленточки и при запущенном двигателе посмотреть их положение, а еще лучше в полете.

При резкой даче газа самолет задирал нос или взмывал? В первом случае я посмотрел бы стабилизатор, во втором крыло.

Выше изложенное не догма. Размышлизмы на основе знаний теоретической и практической аэродинамики.

Пилот=
pasha-117:

При резкой даче газа самолет задирал нос или взмывал? В первом случае я посмотрел бы стабилизатор, во втором крыло.

Не совсем понял разницы между задиранием носа и взмытием. Действительно, при резкой подаче газа самолёт резко поднимал нос вверх, при этом практически не увеличивая скорость, а как бы “зависая”.

В моей конструкции стабилизатор был ниже уровня крыла на несколько сантиметров. Простите, что есть “кабрирующий момент”?

pasha-117
Пилот=:

Не совсем понял разницы между задиранием носа и взмытием. Действительно, при резкой подаче газа самолёт резко поднимал нос вверх, при этом практически не увеличивая скорость, а как бы “зависая”.

В моей конструкции стабилизатор был ниже уровня крыла на несколько сантиметров. Простите, что есть “кабрирующий момент”?

Взмывает - резко заметно увеличивает высоту , задирает нос - задирает без увеличения высаты.

Кабрирование - поднятие носа, пикирование - опускание носа. Это на пальцах.

Возможно причина в стабилизаторе.
Способы решения:

  • сделать стабилизатор более положительный угол устоновки
  • перенести его выше крыла
  • сделать центровку 10-15%
Taiga
avalanch:

Мне в эту субботу тоже не повезло, разбил почти новый самолетик (тренер, летал 6 раз всего). Причиной аварии стали некачестенные резинки, которые лопнули в нормальном полете и крыло захотело полетать отдельно, а фюзеляж поиграл в морковку. Благо, земля была сырая, мотор и аппаратура целые, зато фюзеляж размолотило до самого крыла. Еще раз убедился, что мелочей не бывает…

Тут надо бы поосторожней с советами! 😃 Я вот поставил все имеющиеся резинки и в итоге крыло не оторвалось при ударе о землю, а наоборот развалилось. Это все также не помешало и фюзеляжу проломиться до крыла.
Колличество резинок должно быть разумным…

toreo
Пилот=:

Не совсем понял разницы между задиранием носа и взмытием. Действительно, при резкой подаче газа самолёт резко поднимал нос вверх, при этом практически не увеличивая скорость, а как бы “зависая”.

В моей конструкции стабилизатор был ниже уровня крыла на несколько сантиметров. Простите, что есть “кабрирующий момент”?

посмотри на угол атаки крыла.Наверняка после третьей реинкарнации фюза ты где-то напортачил. Все твои симптомы говорят о том что у тебя слишком большой угол атаки крыла.В сочетании с немного задней центровкой и небольшим опытом полетов очень похоже на твой случай.Версии по поводу затенения и пр мне кажутся уж слишком теоретическими и фундаментальными. В таких случаях чаще всего причина лежит на поверхности.По поводу второй модели предлагаю не изобретать велосипед а сделать по образу и подобию какого нить 40 тренера.это проверено и позволи сосредоточится на полетах а не почему же оно не летит.

Добавлено

Taiga:

Тут надо бы поосторожней с советами! 😃  Я вот поставил все имеющиеся резинки и в итоге крыло не оторвалось при ударе о землю, а наоборот развалилось. Это все также не помешало и фюзеляжу проломиться до крыла.
Колличество резинок должно быть разумным…

целиком и полность присоединяюсь! резинки должны быть качественными и не разваливаться от касторки. Но их не должно быть слишком много! Резинки с любыми надрывами не должны ставиться в полет. А то смотришь иногда на таких деятелей - все развалилось, а крыло намертво стоит на месте 😃)

Пилот=
toreo:

По поводу второй модели предлагаю не изобретать велосипед а сделать по образу и подобию какого нить 40 тренера.это проверено и позволи сосредоточится на полетах а не почему же оно не летит.

Спасибо за совет. У меня, честно говоря, уже нет интереса к тренеру… На своём тренере я научился взлетать/садиться, летать прямо. Были потуги покрутить пилотаж - в одном из инверсных полётов и погибла реинкарнация 2 😃 Надеюсь, что справлюсь в управлении с новой моделью… Подскажите, насколько фан под .61 двигатель сложнее в управлении тренера?

toreo
Пилот=:

Спасибо за совет. У меня, честно говоря, уже нет интереса к тренеру… На своём тренере я научился взлетать/садиться, летать прямо. Были потуги покрутить пилотаж - в одном из инверсных полётов и погибла реинкарнация 2 😃 Надеюсь, что справлюсь в управлении с новой моделью… Подскажите, насколько фан под .61 двигатель сложнее в управлении тренера?

значительно сложнее. я бы не советовал покупать фана в вашем случае. Дубовая пилотажка или хороший верткий тренер с размахом 1,4-1,5 метра(при сборке сделать 0 V, рули немножко нарастить) с мощным мотором. И улетать его до полного истощения летучести 😃), а уж потом до фана. Хотя тут некоторые таланты соревнования выигрывают полетав 2 раза на планере и потом заявляют что все уроды и летать не умеют, но поверьте чаще всего резкие переходы заканчиваются плачевно.К чему фан если раскрыть его полностью вы сможете только тогда когда он уже не будет являтся фаном 😃)

Пилот=
toreo:

значительно сложнее. я бы не советовал покупать фана в вашем случае. Дубовая пилотажка или хороший верткий тренер  с размахом 1,4-1,5 метра(при сборке сделать 0 V, рули немножко нарастить) с  мощным мотором. И улетать его до полного истощения летучести 😃), а уж потом до фана. Хотя тут  некоторые таланты соревнования выигрывают полетав 2 раза на планере и потом заявляют что все уроды и летать не умеют, но поверьте чаще всего резкие переходы заканчиваются плачевно.К чему фан если раскрыть его полностью вы сможете только тогда когда он уже не будет являтся фаном 😃)

Понимаю, конечно… здесь речь идёт об этом аппарате (см. файл). Надеюсь всё же, что навыков для него у меня хватит. Во всяком случае на первых полётах постараюсь привлечь опытного пилота для отстройки модели.

hotstuff3.zip