Большой зальник.
Всё началось с того, что знакомый спросил - смогу ли я полетать у них на мероприятии в концертном зале. Я говорю - запросто! Вон самолёт, вот ролик, как это будет. А он говорит - нет, это не то. Нужен большой самолёт - вот как тот, и показывает на бензиновый самолёт, и чтобы на борту название их фирмы написать. Ну я объяснил, что это не возможно и почему. А сам задумался, а так ли это? Ведь его интерисует только размер, а значит нужно просто большой, красивый, медленно летающий самолёт. Подумал, подумал и решил сделать.
В качестве прототипа выбрал что- то среднее между С-123 и С-160. Нарисовал эскиз и вот теперь делаю. На крыле будут мотогондолы, выпущенные двухщелевые закрылки и элероны. Под брюхом или в носу установлю камеру. Полётный вес планирую в районе 500-560 гр. Размах - 1800 мм.
Вот первые фотки.
С таким размахом в зале?? Это же какой у вас там зал…
С удовольствием посмотрел бы на полет этого гиганта в зале. Видео надеюсь будет?
Видео будет. Обязательно.
Суровые самарские моделисты настолько суровы…😁
…но однозначно - поставленная задача и ее воплощение достойны восхищения!!
Причём можно даже боком летать 😃 и по диагонали!!!
Очень харАктерно выглядит! 😃 Желаю успешных полетов.
Мои сугубо субъективные мысли:
- Наверное, вы и без меня в курсе, что на минимально низкую скорость полета самое главное влияние (если не вообще единственное существенное) оказывает нагрузка на крыло
- Конструкция из потолочки такого монструозного размера в любом случае будет очень хлипкая, и летать сможет только блинчиком, и то с осторожностью
Из чего следует:
- Никакие закрылки (как и тормоза) для этой задачи не помогут, это только лишний вес
- Не надо и стараться особенно усиливать конструкцию, я бы сделал мощные угольные палки только в крыле, чтобы не сложилось в горизонтальном полете, и всю электронику на крыле же и повесил, и еще “хребет” от крыла до киля, фактически, чтобы это был а-ля планер/слоустик, с бутафорским брюхом-фюзеляжем, без никаких шпангоутов-усилений-переклеев, может, даже из располовиненной/фрезерованной и т.д. Силовой фюз – это бессмысленная тяжесть
- У этой конструкции основной руль – РН, и он кажется маловатым. Особенно в сравнении с РВ (куда такому аппарату столько РВ, в петле он сломается). РН я б в две трети киля сделал.
Повторяю, наблюдения досужие, я таких не строил, если ошибаюсь – поправьте 😃
Я конечно не претендуя на истину, выскажу только сугубо своё мнение. Не полетит. Прискорбно конечно, но…
В моём понимании не то что надо для зала.
Я так думаю что для того чтобы летать в зале с таким размахом аппарат должен быть не более 250-300гр. всё что тяжелее будет лететь уж очень быстро и не безопасно.
Потолочка не тот материал чтобы делать лёгкие модели такого размаха. Её эффективное применение заканчивается в районе 1м, 1.2м. Всё что больше возможно не неэффективно.
Сегодня сделал мотогондолы и установил их. Вес теперь 342 гр.
Что касается гелия в фюзеляже, то эта тема где-то на форуме обсуждалась. На мой взгляд смысла в этом нет или очень немного. Был у меня р/у дирежабль - сплюснутый шар с подвешенной гондолой. На гондоле - два движка под углом. Даёшь газ - он движется вперёд и немного набирает высоту, разворот - один движок вперёд, другой - назад, задний ход со снижением. Так вот, вес мотогондолы с литиевой батарейкой был всего 26 гр. Больше он поднять не мог. Да и гелий утекает очень быстро. Объёмы моего фюзеляжа примерно такие же. Я думаю 30 гр меня не спасут.
Что касается предложений Антона.
Поверьте мне, конструкция такого размера совсем не хлипкая. Закрылки очень даже снижают скорость полёта и при этом почти ничего не весят. Мой зальный Pilatus PC-21, с выпущенными навсегда закрылками, летает чуть быстрее чем мой зальный биплан, тоже с опущенными закрылками и медленней чем моноплан. Это позволяет мне летать змейкой вокруг колонн совершенно спокойно.
Что касается бутафории.
Никогда не любил “псевдо”. В Советском Союзе меня учили делать самолёты прочными, максимально простыми и надёжными. Так я поступаю и сейчас. Но что касается расположения агрегатов, то они действительно почти все расположены в крыле. Это моторы, аккумуляторы, серво и приёмник, в фюзеляже стоят только две сервы и будет стоять камера.
Поверьте мне, конструкция такого размера совсем не хлипкая. Закрылки очень даже снижают скорость полёта и при этом почти ничего не весят.
Буду только рад ошибиться (жаль, если этот труд пропадет), но Вы уж отчитайтесь!
Насчет закрылков готов спорить, т.к. у меня есть аппараты зального типа как со всеми обвесами, так и чистые, и я совершенно уверенно заявляю, что эти штуки на скорость влияют лишь в сторону предотвращения нежелательного разгона, но на минимально возможную скорость прямого горизонтального полета они влияния не оказывают. Влияет только нагрузка.
kiselev sergei : а движки будете миксовать на РН?
Микшировать пока не буду. С начала полетаю так, если РН будет маловато, то замикширую. Сегодня установил электронику, зашил крыло и навесил элероны.
Антон дело говорит, от закрылок толку будет меньше . так как на серво, провода и пойдет скорость, с закрылками будет менее управляемым. я бы сделал трехканальный. с мелким примелким аккумом. а для меньшей скорости сделал бы толстый несущий профиль. мой первый тренер из потолочки был именно таким, при размахе в 120см он летал еле еле, народ неспеша мог его догнать. был любимой добычей ворон из за маленькой скорости. так что минимум веса, и больше лобового сопротивления
пс самолетка красивая…грозно так смотрится…прям пулемет бы туда поставить и бомьы сбрасывать
Сергей, послушайте хотя бы насчет РН. Этой машине необходим большой эффективный РН, это же ее самый главный руль…
Сегодня доделал свой транспортник. Сделал шасси, установил камеру, зашил нос и кабину пилотов, сделал узлы крепления крыла. Полётный вес получился 562 гр. Можно сказать в техзадание я уложился. Нагрузка на крыло 10 г/кв дм. Это чуть больше чем у серийных зальных пилотажек.
Можно сэкономить, сняв камеру - 40 гр, колёса - 6+6+4=16 гр, заменив их полозьями, серву РН и удлинители к ней - 7+6 гр, ну и обтекатели шасси. Итого около 70 гр. Но стоит ли это делать?
Не удержался и провёл первые подлёты. Взлёт в треть газа через три метра. Полёт медленный, завораживающий. При сбросе газа останавливается, на посадке склонен к парашютированию. Абсолютно не чуствует РН. Прикреплённый к РН кусок потолочки размером 15х40 см ничего не изменил. Так, что все разговоры об увеличении площади РН не имеют смысла. РН находится слишком далеко от винтов и обдуваться будет только на скорости, а её то и не будет. Пришлось разбирать крыло, сажать двигатели на разные каналы и микшировать их на РН. Завтра попробую ещё раз.
Выглядит всё это сейчас так.
Обещал Владимиру фотки, но не нашёл как сбросить их в сообщение. Поэтому выкладываю здесь. 2003 год.
Я поражён, как Вам удалось такую гробину, с таким количеством элементов впихнуть в 560гр.
Респект и уважуха. 😃
Присоединяюсь! Очень здорово! Размах ТБ-3? вроде более 2-х метров?
Сегодня доделал свой транспортник…
Выглядит очень эффектно. А видюшку не выложите?
Поздравляю! Сергей, отличный проект! Уверен, что знакомый и зрители получат удовольствие! Кстати, можно продавать рекламное место на бортах самолета 😃 А с красавцем ТБ-3 они могли бы произвести в зале настоящий фурор. Наверное, многие видели видео как в зале летают сразу несколько гигантов.
Отлетал два дня, по две смены аккумуляторов. С микшированными на РН двигателями, самолёт стал полностью управляемым. Пришлось даже снизить процент микширования, а то он разворачивался на месте, без радиуса. Всё таки есть что-то величественное в полёте больших самолётов. Он не носится как эти тощие зальники, а работает - вгрызается в пространство. Медленно, величественно, с сознанием собственного достоинства. Теперь жду когда будет согласовано время полёта в том зале, для которого он и делался. Обязательно попрошу что бы сняли полёт. И конечно выложу.
ТБ-3 уже давно нет. Погиб в том же 2003 году уже после окраски в боевые цвета. Погиб на съёмках телепередачи. Была суматоха, которая всегда бывает на таких мероприятиях. Телевизионщики три раза забывали то одно, то другое, три раза возвращались за забытым. В результате моя связка ключей, которая клалась в нос самолёта для центровки осталась в кармане. Поэтому во второй полёт самолёт взлетел с очень задней центровкой, потом порыв ветра, сваливание на крыло и конец. Зато передача получилась. Оператор снял и полёт, и конец, и то что было после. Только запикали то, что было матом. Получилось - “я же говорил -пи-пи-пи, это телевидение - пи-пи-пи, эти съёмки - пи-пи-пи, надо было - пи-пи-пи”. Сюжет показанный на местном ТВ имел оглушающий эффект. А вообще самолёт летал хорошо и очень красиво. При разбеге сам отрывал хвост и после набора скорости сам отрывался. Размах был 2.2 м, на самолёте стояли четыре маленьких движка микротэч с винтами 7х4.7 тягой по 220 гр. Самолёт летал даже с подвешенной под фюзеляжем 1.5 литровой бутылкой с лимонадом.
Крутооо! А вот бы чертеж увидеть ТБ 3
Чертёж из журнала “Авиация и время”, помоему за 97 год, отсканированный и увеличенный до нужного размера.
Размах был 2.2 м, на самолёте стояли четыре маленьких движка микротэч с винтами 7х4.7 тягой по 220 гр. Самолёт летал даже с подвешенной под фюзеляжем 1.5 литровой бутылкой с лимонадом.
А полётный вес (без лимонада) был какой? ОЧЧЧЕнь интересно!
Полётный вес был 1850 гр, с ключами, но без лимонада.