Странности с Zoom Zoom 4D от Хакера.

TSV
saaas:

Сообщение от TSV
Осталась одна и главная непонятность - прогрессирующее пикирование на ХХ даже при 42% САХ. Крыло и рули в нулях, РВ пока тоже. Может так и должно быть?
Для задней ЦТ правильно. См. выше.

Я прошу прощения за упорность, но вот этого не понимаю.
По моим представлениям и практике при сдвигании ЦТ назад угол планирования (тангажа) на ХХ (или без мотора) уменьшается одновременно с уменьшением скорости планирования. До момента выхода на срывные углы. При дальнейшем движении ЦТ назад начинается волнообразное планирование - взмывание, торможение (до срыва), опускание носа и далее повтор.
Вы же пишете, что для задней центровки нормальным является увеличение угла тангажа при планировании, т.е. то, что я назвал прогрессирующим пикированием - плавный переход из горизонтального полёта в отвесное пикирование. Всё выглядит по Вашим словам ровно наоборот. Поясните, пожалуйста, физику. Ещё раз прошу прощения за упорство, уж так устроен.

P.S. А благодарность, само собой, без вопросов, уже нажал.

saaas
TSV:

волнообразное планирование - взмывание, торможение

Кабрирование.

Выше написано Тест Дрела. Загуглите фразу!!! Найдете с картинками.
Двигая только ЦТ назад в моторном полете получим кабрирование. Все как в Вашем сообщении. Опять не полностью читаете сообщения!!! 😈 Везде, после любых изменений идет триммирование!!! Для кого пишем? 😃 Читайте внимательней. Не выбрасывайте слова из фразы. Иначе беда 😮
Последующее триммирование в моторном полете увеличит угол РВ. Выключаем мотор, переводим в пикирование. Скорость возрастает и становится больше моторной скорости. Результат триммирования проявляется сильней. Поэтому в тесте Дрела самолет с задней ЦТ уходит в пикирование.
😃
Тест Дрела - безмоторный тест! Предназначен для проверки планера модели.
Только поаккуратней с ним! Можно ошибиться. Например триммер много вверх, а выкос много вниз. 😵

Гугляссылка Test Mark Drela

TSV

Спасибо в очередной раз. Я считал, что тест по Дрелу в переводе находится во второй ссылке, что Вы мне давали выше. Поэтому не гуглил.
Я видимо не очень хорошо описываю происходящее. У меня как раз и не вяжется с Дрелом ситуация даже для заведомо передней центровки. Даже при 25% САХ после перехода на ХХ модель, оттриммированная в горизонтальный моторный полёт на среднем газу (с этого всё начиналось), самостоятельно, без толчка РВ (как в тесте Дрела), опускает нос и переходит в пикирование вплоть до отвесного и не выходит из него. Даже наоборот, заваливается дальше на фонарь.
Бред какой-то, сам понимаю. И это поведение принципиально не меняется при движении ЦТ до 43% САХ. Дальше не пробовал пока. По поведению в моторном полёте 43% ещё не запредельная центровка, устойчивость слабая положительная.
Теперь получается, по Дрелу, что даже при 25% имеет место отрицательная устойчивость. Такого быть не может, дело не в устойчивости. А поскольку крыло с РВ в нулях или РВ вверх после триммирования, то есть другие непонятные мне причины. Потому и вопросы задаю.
Я ещё раз всё проверю в ближайшие два дня, как погода появится, потом вернусь к теме, если по-прежнему буду тупить.
А вообще спасибо за терпение, в некоторых принципиальных моментах реально вправились мозги. В игры с центровкой не полез бы теперь.

Andry_M

Ооо!!! Александр Иванович! 😃 Хороший трактат написал! 😃 Надеюсь новички скажут спасибо. Примите мои спасиби!

saaas:

Кто нибудь это читать будет? 😁

Тоже так подумалось! 😁

TSV:

при 25% САХ после перехода на ХХ модель, оттриммированная в горизонтальный моторный полёт на среднем газу …опускает нос и переходит в пикирование вплоть до отвесного и не выходит из него.

Сергей не читатель, он писатеть…😁
Это делали?

saaas:

сначала заставьте самолет планировать без мотора. Метод достижения в установке ЦТ 25-35% и триммировании по РВ

Можете не отвечать. Знаю, что читаете с конца в начало. Выполняете советы как прочитали. 😵 Вот ничего и не выходит… 😃
Еще скажу, что на одном самолете за один выход могу летать с центровой 35-50%. Меняю перемещением батареи. Бывает даже не триммирую. Самолет 3D. А если захочу проверить как он там летит, то часто получается неровно. Или по крену, или по тангажу. К чему это я? А к тому, что постоянно рулю руками. И все эти неточности компенсирую ручкой. На пилотаге так нельзя. Требуется кропотливая настройка.
Извините за прямоту, вы не хотите что бы самолет полетел…😛 ИМХО, конечно. Самолет уводит в пике, а Вы смотрите на триммер… Не смотреть нужно! Щелкать!!! 😉

TSV:

У меня как раз и не вяжется с Дрелом ситуация

Иногда по Дрелу проверяю свои ощущения от настроек. До сих пор совпадало. 😃

Сергей без обид! Срочно снимайтесь с ручника!

TSV
Andry_M:

Это делали?
Сообщение от saaas
сначала заставьте самолет планировать без мотора. Метод достижения в установке ЦТ 25-35% и триммировании по РВ

Делали. Достигали планирования без мотора. Только при этом РВ триммером задирается на такой угол, что на среднем газу пытается сделать петлю с ручкой в нейтрали, тяги только не хватает. На максимуме крутит петли с брошенными ручками. И ни выкосом вниз ни центровкой не исправить. Может хоть теперь понятна проблема?

Andry_M:

Сергей не читатель, он писатеть
Можете не отвечать. Знаю, что читаете с конца в начало.
Сергей без обид! Срочно снимайтесь с ручника!

Не хотите обид - не давайте персональных субъективных оценок людям. Универсальное правило. Не нравлюсь - не комментируйте. От терпеливых ответов Александра Ивановича действительно проясняется. За что ему большое спасибо. От Ваших комментариев - пропадает желание вообще задавать вопросы в форуме.
Вы тоже не всегда всё знали и когда-то задавали вопросы, казавшиеся не очень умными кому-то опытному и со стажем. Вам полезны были (или были бы) персональные оценки в свой адрес вместо много раз повторенного разными словами ответа на один и тот же вопрос, пока наконец не дошла полностью до сознания суть объясняемого? Мне - нет.

Andry_M

Учился сам. Спросить было некого. Читал книжки, пытался вникнуть, разбирался с формулами. Даже летаю в основном один.
Если все так, как Вы пишете в последнем посте, то проще встретиться с Питерскими ребятами увидев и пощупав самолет они дадут заключение. На форуме - гадание на кофейной гуще.

saaas
TSV:

Я ещё раз всё проверю в ближайшие два дня, как погода появится

Главное не торопиться! Удачи!
Не понял, о каком самолете мы говорили? 😃 Настройки для Зума можно упростить до предела. Он не жесткий весь болтается. Годится для отработки 3d на околонулевых скоростях. Катана хакермодель? Тогда тоже самое.
Может бальзоКатана? Такую я бы настраивал от предпочтения к 3D. Скоростное пилотирование - настройка на мах газе. На околонулевых скоростях настройки теряют смысл т.к. приходится держать ручку близко к мах отклонению. Весь полет на ручке. Резкие, быстрые движения рукой.

TSV
Andry_M:

Учился сам. Спросить было некого. Читал книжки, пытался вникнуть, разбирался с формулами. Даже летаю в основном один.

Меняем время всех глаголов и получаем меня сейчас: Учусь сам. Спросить некого, кроме форума. Летаю всегда один, чтобы никому не мешать. А вот книги читал 20 лет назад в институте. Тогда не было возможности проверить прочитанное на живой практике, теперь пытаюсь применять.

Andry_M:

На форуме - гадание на кофейной гуще.

Насчёт гадания на кофейной гуще - не соглашусь. Уже из этой темы кое-что встало на свои места из ранее прочитанного в книжках. Нужно только правильно задавать вопросы. В этот раз, судя по всему, не вышло с формулировками.

saaas:

Не понял, о каком самолете мы говорили?

Говорили и говорим о Зуме. Я его сделал чуть тяжелее (500гр) именно для обеспечения жёсткости, он у меня не особо болтается. Поэтому принципы должны соблюдаться и для него. Вот их, принципы, и хочу “пощупать руками”. Пока что-то не щупается. Будем продолжать.
Катана самодельная, 1,1м, объёмная, пенопластовая по классической наборной технологии, поэтому с жёсткостью всё нормально, это было одной из целей постройки. 800гр, 250Вт/кг. Прицел - классический пилотаж, насколько это возможно на метровках. Пилотаж на околонулевых скоростях пока не привлекает.
В силу хрупкости Катаны общие принципы настройки пробую на Зуме.

Maxicus
TSV:

…не хочет планировать с выключенным мотором, переходит в пикирование…
…на моторе тоже упорно опускает нос даже с полной тягой…
…центровку уже задвинул на 120 мм…
…подзадрать РВ вверх, пробовал, вопрос решается…

Было похожее на метровом Зуме. Вылечилось опусканием обоих элеронов на пару мм с повторением триммирования РВ. Элероны на Зумах большие и мягкие:

Статистика из темы EPP "zoom zoom" :

Вес, рекомендованный изготовителем: 370г
Вес, который получался: 400-420г
ЦТ рекомендованный: 105-110мм от пер.кромки
ЦТ, который получался после настройки: 125-135мм

TSV
Maxicus:

Вылечилось опусканием обоих элеронов на пару мм с повторением триммирования РВ.

Вот это сработало. Начал планировать на ХХ при небольшом триммировании РВ и перестал лезть вверх на среднем газу. Центровка 35% (оставил так, при 30% на посадке уже заметно не хватает РВ вверх).
Пробовал настроить по Загитову, плучил странный симптом: на правом ноже уводит на фонарь, на левом - на шасси. Что-то совсем не вяжется с теорией Загитова. При этом на обоих ножах приходится парировать левый крен, которого нет ни в прямом полёте, ни в инверте. Элероны для прямого полёта во всём диапазоне скоростей триммирования не требовали.

Остальные наблюдения:

  1. На восходящей вертикали и на полном газу в нормальном полёте заметно уводит вправо, на вертикали сильнее. Т.е., вроде бы великоват выкос вправо. Но одосторонний левый крен на обоих ножах по идее может быть обусловлен только недостаточным выкосом. Противоречие получается.
  2. При отвесном пикировании чуть-чуть видна тенденция на выход.
    Что посоветуете для корректировки поведения на ножах кроме микширования РН на РВ? Микшеры всё же последнее дело.