Странности с Zoom Zoom 4D от Хакера.

TSV

Что-то странное с Zoom Zoom 4D. Типовой ЕРР от Хакера. 500гр полётного веса, тяга в статике 1 кило ( pilotage 2213/20 c APS 10x4.7, батарейка 3S 1100мАч).
Никак не хочет планировать с выключенным мотором, переходит в пикирование. В инверте летит горизонтально без поддержки. Центровку уже задвинул на 120 мм от кромки, нет даже намёка на приближение к задней. При сдвигании центровки назад в инверте начинает переть вверх.
На моторе тоже упорно опускает нос даже с полной тягой. Выкос уже аж 7 гр. вверх.
Углы установки крыла и стаба нулевые оба, проверил.
Можно подзадрать РВ вверх, пробовал, вопрос решается, но как-то это неправильно, на мой взгляд - должен он планировать нормально и без этого, а не хочет.
Двигать центровку дальше назад, задирать выкос дальше вверх или я не туда иду в принципе и коррекция пикирующего момента задиранием РВ - это нормально?

saaas
TSV:

переходит в пикирование. В инверте летит горизонтально без поддержки.

У Вас явно стабилизатор с РВ установлен на пикирование. Требуется оттриммировать модель РВ в горизонтальный полет.

TSV:

При сдвигании центровки назад в инверте начинает переть вверх.

Так и должно.

TSV:

Углы установки крыла и стаба нулевые оба, проверил.

Значит не нулевые. Проверяйте точнее!

TSV:

Можно подзадрать РВ вверх, пробовал, вопрос решается, но как-то это неправильно,

Для этой модели не страшно.

TSV:

Двигать центровку дальше назад, задирать выкос дальше вверх

Нет! Выкос вправо и чуть вниз.

TSV:

или я не туда иду в принципе и коррекция пикирующего момента задиранием РВ - это нормально?

Нормально. Еще более нормальней - установочными углами (см выше).

У меня был такой самолет. Летал с центровкой до 50% САХ. При такой ЦТ почти не планировал. Постоянно требовал прижимать ручкой. С 25-35% планировал хорошо.

TSV

Стабилизатор с РВ установлен параллельно хорде крыла. Углы установки крыла и стаба нулевые оба. Крыло и стаб стоят параллельно линии вклейки усиления фюза. И то и другое я проверил не один раз. Поэтому и не понимаю, почему горизонтальный полет можно обеспечить только оттриммировав модель РВ. По идее нужно двигать ЦТ назад.
У меня сейчас центровка 42% САХ, пока планировать не хочет, опускает нос прогрессивно. Отсюда и вопрос был - поскольку крыло и РВ в нулях, то двигать ЦТ назад (как у Вас, до 50%) или задирать РВ?
Что значит “Для этой модели не страшно”, если подзадрать РВ вверх? Я потому сомневаюсь в правильности этого хода, (см. выше), что триммирование РВ на горизонтальный полёт возможно только для одной скорости. При даче газа он попрёт вверх однозначно и выкосом это уже не компенсировать. А нормальный аппарат должен на дачу газа реагировать увеличением скорости, а не тангажом. Или я не прав и выкосом именно это (триммирование РВ на горизонтальный полёт) как раз и нужно компенсировать?
А как регулировать установочные углы, если там всё Хакером уже вырезано?

Andry_M

Александр Иванович правильно толкует! Сделайте как говорит и получите результат.

TSV:

триммирование РВ на горизонтальный полёт возможно только для одной скорости

А никто не говорит противоположно.

TSV:

А нормальный аппарат должен на дачу газа реагировать увеличением скорости, а не тангажом. Или я не прав

Не прав! Смотрим формулку подъемной силы…
Частенько летаю на Зуме 1м. Центровка 50%. В ветер центровку двигаю вперед. На Ваш вопрос отвечаю, что с центровкой 50% летать сложнее. Подробнее выше. Просто нечего добавить.

TSV

Формулка подъёмной силы, конечно, закон во веки веков. Но как быть с распространённым в сети принципом регулировки выкоса вниз: при даче газа в горизонтальном полёте модель не должна уходить вверх? Или это неправильный принцип? Тогда подскажите, что является критерием правильного угла наклона вниз.
Я встречал ещё такой вариант: на восходящей вертикали не должно быть увода в сторону шасси или фонаря. На это влияет ещё установочный угол крыла и отклонение РВ. Значит выкос должен компенсировать аэродинамический увод от вертикали.
В итоге: критерии правильного выкоса вниз остаются размытыми и неоднозначными. Проясните, пожалуйста.

saaas

Разрешите мне? 😃 Сергей, Вы сами загоняете себя в угол! Вы сами не хотите, что бы Ваш самолет полетел! Чините ему препятствия одно за другим!
По сути: сначала заставьте самолет планировать без мотора. Метод достижения в установке ЦТ 25-35% и триммировании по РВ.
Затем моторный полет с небольшим выкосом вниз.
Моторный полет уход модели вверх (обязан быть). Чуть больше выкос вниз и триммируете по РВ.
Полетайте несколько дней, успокойтесь. 😃

Двигаете ЦТ назад. Все настройки сбиваются. Триммируете по РВ. Летаете.
Снова ЦТ назад. Пусть будет 50%. Самолет не летит горизотнально. В прямом и в инверте его тянет вверх. Руками постоянно придерживаете вниз до горизонтального полета. Одно мучение 😦
Тогда в чем прелесть этих 50% ? На это ответите сами, когда полетаете пару неделек с такой центровкой! 😁

TSV:

Значит выкос должен компенсировать аэродинамический увод от вертикали.

Неполная компенсация.

TSV:

критерии правильного выкоса вниз остаются размытыми и неоднозначными.

Действительно так. Ведь выкос может быть вверх. Я бы ответил так - выкос является некоторой помощью в достижении горизонтального полета в несколько большем диапазоне скоростей.
У пилотажников с настройкой выкоса все серьезней. С Зумом заморачиваться не стоит!

TSV

Я зума взял в качестве исследовательской лаборатории для выяснения влияния разных настроек. Причина: рисковать имеющейся и летающей в первом приближении Катаной не хочется. Настраивать её хочу уже понимая алгоритм.
Я уже успел на ней полетать, привыкнуть и успокоиться. Проблем нет. Теперь надо её настроить с пониманием, с чего начинать и по какому алгоритму идти. Поэтому и заморачиваюсь с зумом в частности по выкосу, т.к. прицел - пилотажка.
Как Вы правильно заметили - у пилотажников всё серьёзнее: Катану как раз и настроил в первом приближении: выкос “чуть-чуть” вниз и вправо, РВ до горизонта на среднем газу. Но есть уводы от всех вертикалей и завалы на ножах. Это надо выправлять с сознанием что и зачем, а не на ощупь.
Так что не пинайте, расскажите по порядку, пожалуйста. С дальним прицелом интересуюсь,не просто так от нечего делать.

saaas
TSV:

Я зума взял в качестве исследовательской лаборатории для выяснения влияния разных настроек.

Зум плохо реагирует на настройки. Он для 3D полетов и падений. Фюзеляж, крылья, оперение не жесткие. На нем лучше отрабатывать 3D, а настраивать другой.
Писать методику настройки долго. Для начала почитайте это:
rcopen.com/blogs/9270/10498
centrhobby.rcmodels-hmao.ru/article_info.php?artic…

TSV:

есть уводы от всех вертикалей и завалы на ножах

Уводы на вертикалях - выкос вправо и тримм РН. Завалы на ножах сложнее. Оставьте на последок. Там много чего влияет. Иногда можно не выровнять полет на ноже. Только миксами и не полностью.

TSV

Я имел в виду уводы на вертикалях в обоих направлениях - вправо/влево, на фонарь/на шасси.
Пока уяснил из прочитанного, что:

  • горизонтальный полёт выводится через РВ на среднем газу
  • выкос по обоим углам регулируется по уводу на восходящих вертикалях.
  • центровка двигается по тестам на ножах
    Остаётся вопрос по уводу на пикировании. Вот тут и вылезает противоречие по РВ. По идее установка РВ по горизонтальному полёту приведёт к завалу на выход из пикирования. Остаётся только микс, а его-то хочется избежать. Будем посмотреть.
    Осталась одна и главная непонятность - прогрессирующее пикирование на ХХ даже при 42% САХ. Крыло и рули в нулях, РВ пока тоже. Может так и должно быть? Или свинья порылась в положении ЦТ по вертикали - он у меня явно над крылом (выше его хорды), больше некуда батарейку поставить.
saaas

Сергей, какой Вы упорный! Выше написал ответ, а Вы не читаете. Спрашиваете по 2 кругу 😦
Пишу многобуков-разжеванно->
Катана не пилотажка. Это вроде 3D. Разберитесь с этим моментом. Если пилотажка, то статья Загитова, ЦТ около 25% и т.д.
Если 3D, то ЦТ много дальше. Сколько - зависит от Вашей манеры пилотирования. Чем дальше ЦТ, тем меньше поддержка модели ручкой в инверте. “Нулевая ЦТ” - поддержка не требуется.
Еще по ЦТ - некоторые пилотажники летают на одинаковой поддержке в прямом и в инверте. Им так удобней чувствовать модель. В прямом держим на себя, в инверте от себя.
Все субъективно. Решать Вам. С ЦТ разобрались? Идем дальше!

Уводы на вертикалях вправо-влево. Регулируем выкосом в бок. После регулировки обязательное тримммирование в горизонт и идем на вертикаль. Настройка длительная. Потебуется не одна батарейка. Вспоминаем, что такое Катана. Если пилотажка, то выкос вправо не решает все вопросы. Потребуется создание микшера с 1-3% который добавляет отклонение РН на участке 70-100% газа. Если 3D, то микшер не требуется.

Динамическая балансировка - описывать не буду. Все понятно из ссылки выше.

Тест Дрела - безмоторное пикирование под 45 градусов, либо отвесное. Выход на фонарь - ЦТ передняя, на шасси - задняя. Опять вспоминаем, что такое Катана. Пилотажка - обычно выходит на фонарь, если в прямом полете Вы не поддерживаете ручкой. Решается введением микса на пикирование, когда газ=0. 3D - может выходить на шасси, в зависимости от выбранного ЦТ.

Про установочные углы не пишу. Все есть в статье Загитова.

TSV:

выкос по обоим углам регулируется по уводу на восходящих вертикалях.

Для 3D выкос вниз можно настраивать по гориз полету на мах газе.

TSV:

центровка двигается по тестам на ножах

Опять же для 3D понятие центровки несколько размывается. Комфортная для Вас центровка может не совпасть с полетом на ноже.

TSV:

Осталась одна и главная непонятность - прогрессирующее пикирование на ХХ даже при 42% САХ. Крыло и рули в нулях, РВ пока тоже. Может так и должно быть?

Для задней ЦТ правильно. См. выше.

TSV:

положении ЦТ по вертикали - он у меня явно над крылом

Этот ЦТ влияет на выкос по вертикали, полет на ноже.

Уфффффф. 😃 Кто нибудь это читать будет? 😁
Думаете я заслужил нажатие кнопки “спасибо”? 😒

TSV
saaas:

Сообщение от TSV
Осталась одна и главная непонятность - прогрессирующее пикирование на ХХ даже при 42% САХ. Крыло и рули в нулях, РВ пока тоже. Может так и должно быть?
Для задней ЦТ правильно. См. выше.

Я прошу прощения за упорность, но вот этого не понимаю.
По моим представлениям и практике при сдвигании ЦТ назад угол планирования (тангажа) на ХХ (или без мотора) уменьшается одновременно с уменьшением скорости планирования. До момента выхода на срывные углы. При дальнейшем движении ЦТ назад начинается волнообразное планирование - взмывание, торможение (до срыва), опускание носа и далее повтор.
Вы же пишете, что для задней центровки нормальным является увеличение угла тангажа при планировании, т.е. то, что я назвал прогрессирующим пикированием - плавный переход из горизонтального полёта в отвесное пикирование. Всё выглядит по Вашим словам ровно наоборот. Поясните, пожалуйста, физику. Ещё раз прошу прощения за упорство, уж так устроен.

P.S. А благодарность, само собой, без вопросов, уже нажал.

saaas
TSV:

волнообразное планирование - взмывание, торможение

Кабрирование.

Выше написано Тест Дрела. Загуглите фразу!!! Найдете с картинками.
Двигая только ЦТ назад в моторном полете получим кабрирование. Все как в Вашем сообщении. Опять не полностью читаете сообщения!!! 😈 Везде, после любых изменений идет триммирование!!! Для кого пишем? 😃 Читайте внимательней. Не выбрасывайте слова из фразы. Иначе беда 😮
Последующее триммирование в моторном полете увеличит угол РВ. Выключаем мотор, переводим в пикирование. Скорость возрастает и становится больше моторной скорости. Результат триммирования проявляется сильней. Поэтому в тесте Дрела самолет с задней ЦТ уходит в пикирование.
😃
Тест Дрела - безмоторный тест! Предназначен для проверки планера модели.
Только поаккуратней с ним! Можно ошибиться. Например триммер много вверх, а выкос много вниз. 😵

Гугляссылка Test Mark Drela

TSV

Спасибо в очередной раз. Я считал, что тест по Дрелу в переводе находится во второй ссылке, что Вы мне давали выше. Поэтому не гуглил.
Я видимо не очень хорошо описываю происходящее. У меня как раз и не вяжется с Дрелом ситуация даже для заведомо передней центровки. Даже при 25% САХ после перехода на ХХ модель, оттриммированная в горизонтальный моторный полёт на среднем газу (с этого всё начиналось), самостоятельно, без толчка РВ (как в тесте Дрела), опускает нос и переходит в пикирование вплоть до отвесного и не выходит из него. Даже наоборот, заваливается дальше на фонарь.
Бред какой-то, сам понимаю. И это поведение принципиально не меняется при движении ЦТ до 43% САХ. Дальше не пробовал пока. По поведению в моторном полёте 43% ещё не запредельная центровка, устойчивость слабая положительная.
Теперь получается, по Дрелу, что даже при 25% имеет место отрицательная устойчивость. Такого быть не может, дело не в устойчивости. А поскольку крыло с РВ в нулях или РВ вверх после триммирования, то есть другие непонятные мне причины. Потому и вопросы задаю.
Я ещё раз всё проверю в ближайшие два дня, как погода появится, потом вернусь к теме, если по-прежнему буду тупить.
А вообще спасибо за терпение, в некоторых принципиальных моментах реально вправились мозги. В игры с центровкой не полез бы теперь.

Andry_M

Ооо!!! Александр Иванович! 😃 Хороший трактат написал! 😃 Надеюсь новички скажут спасибо. Примите мои спасиби!

saaas:

Кто нибудь это читать будет? 😁

Тоже так подумалось! 😁

TSV:

при 25% САХ после перехода на ХХ модель, оттриммированная в горизонтальный моторный полёт на среднем газу …опускает нос и переходит в пикирование вплоть до отвесного и не выходит из него.

Сергей не читатель, он писатеть…😁
Это делали?

saaas:

сначала заставьте самолет планировать без мотора. Метод достижения в установке ЦТ 25-35% и триммировании по РВ

Можете не отвечать. Знаю, что читаете с конца в начало. Выполняете советы как прочитали. 😵 Вот ничего и не выходит… 😃
Еще скажу, что на одном самолете за один выход могу летать с центровой 35-50%. Меняю перемещением батареи. Бывает даже не триммирую. Самолет 3D. А если захочу проверить как он там летит, то часто получается неровно. Или по крену, или по тангажу. К чему это я? А к тому, что постоянно рулю руками. И все эти неточности компенсирую ручкой. На пилотаге так нельзя. Требуется кропотливая настройка.
Извините за прямоту, вы не хотите что бы самолет полетел…😛 ИМХО, конечно. Самолет уводит в пике, а Вы смотрите на триммер… Не смотреть нужно! Щелкать!!! 😉

TSV:

У меня как раз и не вяжется с Дрелом ситуация

Иногда по Дрелу проверяю свои ощущения от настроек. До сих пор совпадало. 😃

Сергей без обид! Срочно снимайтесь с ручника!

TSV
Andry_M:

Это делали?
Сообщение от saaas
сначала заставьте самолет планировать без мотора. Метод достижения в установке ЦТ 25-35% и триммировании по РВ

Делали. Достигали планирования без мотора. Только при этом РВ триммером задирается на такой угол, что на среднем газу пытается сделать петлю с ручкой в нейтрали, тяги только не хватает. На максимуме крутит петли с брошенными ручками. И ни выкосом вниз ни центровкой не исправить. Может хоть теперь понятна проблема?

Andry_M:

Сергей не читатель, он писатеть
Можете не отвечать. Знаю, что читаете с конца в начало.
Сергей без обид! Срочно снимайтесь с ручника!

Не хотите обид - не давайте персональных субъективных оценок людям. Универсальное правило. Не нравлюсь - не комментируйте. От терпеливых ответов Александра Ивановича действительно проясняется. За что ему большое спасибо. От Ваших комментариев - пропадает желание вообще задавать вопросы в форуме.
Вы тоже не всегда всё знали и когда-то задавали вопросы, казавшиеся не очень умными кому-то опытному и со стажем. Вам полезны были (или были бы) персональные оценки в свой адрес вместо много раз повторенного разными словами ответа на один и тот же вопрос, пока наконец не дошла полностью до сознания суть объясняемого? Мне - нет.

Andry_M

Учился сам. Спросить было некого. Читал книжки, пытался вникнуть, разбирался с формулами. Даже летаю в основном один.
Если все так, как Вы пишете в последнем посте, то проще встретиться с Питерскими ребятами увидев и пощупав самолет они дадут заключение. На форуме - гадание на кофейной гуще.

saaas
TSV:

Я ещё раз всё проверю в ближайшие два дня, как погода появится

Главное не торопиться! Удачи!
Не понял, о каком самолете мы говорили? 😃 Настройки для Зума можно упростить до предела. Он не жесткий весь болтается. Годится для отработки 3d на околонулевых скоростях. Катана хакермодель? Тогда тоже самое.
Может бальзоКатана? Такую я бы настраивал от предпочтения к 3D. Скоростное пилотирование - настройка на мах газе. На околонулевых скоростях настройки теряют смысл т.к. приходится держать ручку близко к мах отклонению. Весь полет на ручке. Резкие, быстрые движения рукой.

TSV
Andry_M:

Учился сам. Спросить было некого. Читал книжки, пытался вникнуть, разбирался с формулами. Даже летаю в основном один.

Меняем время всех глаголов и получаем меня сейчас: Учусь сам. Спросить некого, кроме форума. Летаю всегда один, чтобы никому не мешать. А вот книги читал 20 лет назад в институте. Тогда не было возможности проверить прочитанное на живой практике, теперь пытаюсь применять.

Andry_M:

На форуме - гадание на кофейной гуще.

Насчёт гадания на кофейной гуще - не соглашусь. Уже из этой темы кое-что встало на свои места из ранее прочитанного в книжках. Нужно только правильно задавать вопросы. В этот раз, судя по всему, не вышло с формулировками.

saaas:

Не понял, о каком самолете мы говорили?

Говорили и говорим о Зуме. Я его сделал чуть тяжелее (500гр) именно для обеспечения жёсткости, он у меня не особо болтается. Поэтому принципы должны соблюдаться и для него. Вот их, принципы, и хочу “пощупать руками”. Пока что-то не щупается. Будем продолжать.
Катана самодельная, 1,1м, объёмная, пенопластовая по классической наборной технологии, поэтому с жёсткостью всё нормально, это было одной из целей постройки. 800гр, 250Вт/кг. Прицел - классический пилотаж, насколько это возможно на метровках. Пилотаж на околонулевых скоростях пока не привлекает.
В силу хрупкости Катаны общие принципы настройки пробую на Зуме.

Maxicus
TSV:

…не хочет планировать с выключенным мотором, переходит в пикирование…
…на моторе тоже упорно опускает нос даже с полной тягой…
…центровку уже задвинул на 120 мм…
…подзадрать РВ вверх, пробовал, вопрос решается…

Было похожее на метровом Зуме. Вылечилось опусканием обоих элеронов на пару мм с повторением триммирования РВ. Элероны на Зумах большие и мягкие:

Статистика из темы EPP "zoom zoom" :

Вес, рекомендованный изготовителем: 370г
Вес, который получался: 400-420г
ЦТ рекомендованный: 105-110мм от пер.кромки
ЦТ, который получался после настройки: 125-135мм

TSV
Maxicus:

Вылечилось опусканием обоих элеронов на пару мм с повторением триммирования РВ.

Вот это сработало. Начал планировать на ХХ при небольшом триммировании РВ и перестал лезть вверх на среднем газу. Центровка 35% (оставил так, при 30% на посадке уже заметно не хватает РВ вверх).
Пробовал настроить по Загитову, плучил странный симптом: на правом ноже уводит на фонарь, на левом - на шасси. Что-то совсем не вяжется с теорией Загитова. При этом на обоих ножах приходится парировать левый крен, которого нет ни в прямом полёте, ни в инверте. Элероны для прямого полёта во всём диапазоне скоростей триммирования не требовали.

Остальные наблюдения:

  1. На восходящей вертикали и на полном газу в нормальном полёте заметно уводит вправо, на вертикали сильнее. Т.е., вроде бы великоват выкос вправо. Но одосторонний левый крен на обоих ножах по идее может быть обусловлен только недостаточным выкосом. Противоречие получается.
  2. При отвесном пикировании чуть-чуть видна тенденция на выход.
    Что посоветуете для корректировки поведения на ножах кроме микширования РН на РВ? Микшеры всё же последнее дело.