Странности с Zoom Zoom 4D от Хакера.

TSV

Что-то странное с Zoom Zoom 4D. Типовой ЕРР от Хакера. 500гр полётного веса, тяга в статике 1 кило ( pilotage 2213/20 c APS 10x4.7, батарейка 3S 1100мАч).
Никак не хочет планировать с выключенным мотором, переходит в пикирование. В инверте летит горизонтально без поддержки. Центровку уже задвинул на 120 мм от кромки, нет даже намёка на приближение к задней. При сдвигании центровки назад в инверте начинает переть вверх.
На моторе тоже упорно опускает нос даже с полной тягой. Выкос уже аж 7 гр. вверх.
Углы установки крыла и стаба нулевые оба, проверил.
Можно подзадрать РВ вверх, пробовал, вопрос решается, но как-то это неправильно, на мой взгляд - должен он планировать нормально и без этого, а не хочет.
Двигать центровку дальше назад, задирать выкос дальше вверх или я не туда иду в принципе и коррекция пикирующего момента задиранием РВ - это нормально?

saaas
TSV:

переходит в пикирование. В инверте летит горизонтально без поддержки.

У Вас явно стабилизатор с РВ установлен на пикирование. Требуется оттриммировать модель РВ в горизонтальный полет.

TSV:

При сдвигании центровки назад в инверте начинает переть вверх.

Так и должно.

TSV:

Углы установки крыла и стаба нулевые оба, проверил.

Значит не нулевые. Проверяйте точнее!

TSV:

Можно подзадрать РВ вверх, пробовал, вопрос решается, но как-то это неправильно,

Для этой модели не страшно.

TSV:

Двигать центровку дальше назад, задирать выкос дальше вверх

Нет! Выкос вправо и чуть вниз.

TSV:

или я не туда иду в принципе и коррекция пикирующего момента задиранием РВ - это нормально?

Нормально. Еще более нормальней - установочными углами (см выше).

У меня был такой самолет. Летал с центровкой до 50% САХ. При такой ЦТ почти не планировал. Постоянно требовал прижимать ручкой. С 25-35% планировал хорошо.

TSV

Стабилизатор с РВ установлен параллельно хорде крыла. Углы установки крыла и стаба нулевые оба. Крыло и стаб стоят параллельно линии вклейки усиления фюза. И то и другое я проверил не один раз. Поэтому и не понимаю, почему горизонтальный полет можно обеспечить только оттриммировав модель РВ. По идее нужно двигать ЦТ назад.
У меня сейчас центровка 42% САХ, пока планировать не хочет, опускает нос прогрессивно. Отсюда и вопрос был - поскольку крыло и РВ в нулях, то двигать ЦТ назад (как у Вас, до 50%) или задирать РВ?
Что значит “Для этой модели не страшно”, если подзадрать РВ вверх? Я потому сомневаюсь в правильности этого хода, (см. выше), что триммирование РВ на горизонтальный полёт возможно только для одной скорости. При даче газа он попрёт вверх однозначно и выкосом это уже не компенсировать. А нормальный аппарат должен на дачу газа реагировать увеличением скорости, а не тангажом. Или я не прав и выкосом именно это (триммирование РВ на горизонтальный полёт) как раз и нужно компенсировать?
А как регулировать установочные углы, если там всё Хакером уже вырезано?

Andry_M

Александр Иванович правильно толкует! Сделайте как говорит и получите результат.

TSV:

триммирование РВ на горизонтальный полёт возможно только для одной скорости

А никто не говорит противоположно.

TSV:

А нормальный аппарат должен на дачу газа реагировать увеличением скорости, а не тангажом. Или я не прав

Не прав! Смотрим формулку подъемной силы…
Частенько летаю на Зуме 1м. Центровка 50%. В ветер центровку двигаю вперед. На Ваш вопрос отвечаю, что с центровкой 50% летать сложнее. Подробнее выше. Просто нечего добавить.

TSV

Формулка подъёмной силы, конечно, закон во веки веков. Но как быть с распространённым в сети принципом регулировки выкоса вниз: при даче газа в горизонтальном полёте модель не должна уходить вверх? Или это неправильный принцип? Тогда подскажите, что является критерием правильного угла наклона вниз.
Я встречал ещё такой вариант: на восходящей вертикали не должно быть увода в сторону шасси или фонаря. На это влияет ещё установочный угол крыла и отклонение РВ. Значит выкос должен компенсировать аэродинамический увод от вертикали.
В итоге: критерии правильного выкоса вниз остаются размытыми и неоднозначными. Проясните, пожалуйста.

saaas

Разрешите мне? 😃 Сергей, Вы сами загоняете себя в угол! Вы сами не хотите, что бы Ваш самолет полетел! Чините ему препятствия одно за другим!
По сути: сначала заставьте самолет планировать без мотора. Метод достижения в установке ЦТ 25-35% и триммировании по РВ.
Затем моторный полет с небольшим выкосом вниз.
Моторный полет уход модели вверх (обязан быть). Чуть больше выкос вниз и триммируете по РВ.
Полетайте несколько дней, успокойтесь. 😃

Двигаете ЦТ назад. Все настройки сбиваются. Триммируете по РВ. Летаете.
Снова ЦТ назад. Пусть будет 50%. Самолет не летит горизотнально. В прямом и в инверте его тянет вверх. Руками постоянно придерживаете вниз до горизонтального полета. Одно мучение 😦
Тогда в чем прелесть этих 50% ? На это ответите сами, когда полетаете пару неделек с такой центровкой! 😁

TSV:

Значит выкос должен компенсировать аэродинамический увод от вертикали.

Неполная компенсация.

TSV:

критерии правильного выкоса вниз остаются размытыми и неоднозначными.

Действительно так. Ведь выкос может быть вверх. Я бы ответил так - выкос является некоторой помощью в достижении горизонтального полета в несколько большем диапазоне скоростей.
У пилотажников с настройкой выкоса все серьезней. С Зумом заморачиваться не стоит!

TSV

Я зума взял в качестве исследовательской лаборатории для выяснения влияния разных настроек. Причина: рисковать имеющейся и летающей в первом приближении Катаной не хочется. Настраивать её хочу уже понимая алгоритм.
Я уже успел на ней полетать, привыкнуть и успокоиться. Проблем нет. Теперь надо её настроить с пониманием, с чего начинать и по какому алгоритму идти. Поэтому и заморачиваюсь с зумом в частности по выкосу, т.к. прицел - пилотажка.
Как Вы правильно заметили - у пилотажников всё серьёзнее: Катану как раз и настроил в первом приближении: выкос “чуть-чуть” вниз и вправо, РВ до горизонта на среднем газу. Но есть уводы от всех вертикалей и завалы на ножах. Это надо выправлять с сознанием что и зачем, а не на ощупь.
Так что не пинайте, расскажите по порядку, пожалуйста. С дальним прицелом интересуюсь,не просто так от нечего делать.

saaas
TSV:

Я зума взял в качестве исследовательской лаборатории для выяснения влияния разных настроек.

Зум плохо реагирует на настройки. Он для 3D полетов и падений. Фюзеляж, крылья, оперение не жесткие. На нем лучше отрабатывать 3D, а настраивать другой.
Писать методику настройки долго. Для начала почитайте это:
rcopen.com/blogs/9270/10498
centrhobby.rcmodels-hmao.ru/article_info.php?artic…

TSV:

есть уводы от всех вертикалей и завалы на ножах

Уводы на вертикалях - выкос вправо и тримм РН. Завалы на ножах сложнее. Оставьте на последок. Там много чего влияет. Иногда можно не выровнять полет на ноже. Только миксами и не полностью.

TSV

Я имел в виду уводы на вертикалях в обоих направлениях - вправо/влево, на фонарь/на шасси.
Пока уяснил из прочитанного, что:

  • горизонтальный полёт выводится через РВ на среднем газу
  • выкос по обоим углам регулируется по уводу на восходящих вертикалях.
  • центровка двигается по тестам на ножах
    Остаётся вопрос по уводу на пикировании. Вот тут и вылезает противоречие по РВ. По идее установка РВ по горизонтальному полёту приведёт к завалу на выход из пикирования. Остаётся только микс, а его-то хочется избежать. Будем посмотреть.
    Осталась одна и главная непонятность - прогрессирующее пикирование на ХХ даже при 42% САХ. Крыло и рули в нулях, РВ пока тоже. Может так и должно быть? Или свинья порылась в положении ЦТ по вертикали - он у меня явно над крылом (выше его хорды), больше некуда батарейку поставить.
saaas

Сергей, какой Вы упорный! Выше написал ответ, а Вы не читаете. Спрашиваете по 2 кругу 😦
Пишу многобуков-разжеванно->
Катана не пилотажка. Это вроде 3D. Разберитесь с этим моментом. Если пилотажка, то статья Загитова, ЦТ около 25% и т.д.
Если 3D, то ЦТ много дальше. Сколько - зависит от Вашей манеры пилотирования. Чем дальше ЦТ, тем меньше поддержка модели ручкой в инверте. “Нулевая ЦТ” - поддержка не требуется.
Еще по ЦТ - некоторые пилотажники летают на одинаковой поддержке в прямом и в инверте. Им так удобней чувствовать модель. В прямом держим на себя, в инверте от себя.
Все субъективно. Решать Вам. С ЦТ разобрались? Идем дальше!

Уводы на вертикалях вправо-влево. Регулируем выкосом в бок. После регулировки обязательное тримммирование в горизонт и идем на вертикаль. Настройка длительная. Потебуется не одна батарейка. Вспоминаем, что такое Катана. Если пилотажка, то выкос вправо не решает все вопросы. Потребуется создание микшера с 1-3% который добавляет отклонение РН на участке 70-100% газа. Если 3D, то микшер не требуется.

Динамическая балансировка - описывать не буду. Все понятно из ссылки выше.

Тест Дрела - безмоторное пикирование под 45 градусов, либо отвесное. Выход на фонарь - ЦТ передняя, на шасси - задняя. Опять вспоминаем, что такое Катана. Пилотажка - обычно выходит на фонарь, если в прямом полете Вы не поддерживаете ручкой. Решается введением микса на пикирование, когда газ=0. 3D - может выходить на шасси, в зависимости от выбранного ЦТ.

Про установочные углы не пишу. Все есть в статье Загитова.

TSV:

выкос по обоим углам регулируется по уводу на восходящих вертикалях.

Для 3D выкос вниз можно настраивать по гориз полету на мах газе.

TSV:

центровка двигается по тестам на ножах

Опять же для 3D понятие центровки несколько размывается. Комфортная для Вас центровка может не совпасть с полетом на ноже.

TSV:

Осталась одна и главная непонятность - прогрессирующее пикирование на ХХ даже при 42% САХ. Крыло и рули в нулях, РВ пока тоже. Может так и должно быть?

Для задней ЦТ правильно. См. выше.

TSV:

положении ЦТ по вертикали - он у меня явно над крылом

Этот ЦТ влияет на выкос по вертикали, полет на ноже.

Уфффффф. 😃 Кто нибудь это читать будет? 😁
Думаете я заслужил нажатие кнопки “спасибо”? 😒

TSV
saaas:

Сообщение от TSV
Осталась одна и главная непонятность - прогрессирующее пикирование на ХХ даже при 42% САХ. Крыло и рули в нулях, РВ пока тоже. Может так и должно быть?
Для задней ЦТ правильно. См. выше.

Я прошу прощения за упорность, но вот этого не понимаю.
По моим представлениям и практике при сдвигании ЦТ назад угол планирования (тангажа) на ХХ (или без мотора) уменьшается одновременно с уменьшением скорости планирования. До момента выхода на срывные углы. При дальнейшем движении ЦТ назад начинается волнообразное планирование - взмывание, торможение (до срыва), опускание носа и далее повтор.
Вы же пишете, что для задней центровки нормальным является увеличение угла тангажа при планировании, т.е. то, что я назвал прогрессирующим пикированием - плавный переход из горизонтального полёта в отвесное пикирование. Всё выглядит по Вашим словам ровно наоборот. Поясните, пожалуйста, физику. Ещё раз прошу прощения за упорство, уж так устроен.

P.S. А благодарность, само собой, без вопросов, уже нажал.

saaas
TSV:

волнообразное планирование - взмывание, торможение

Кабрирование.

Выше написано Тест Дрела. Загуглите фразу!!! Найдете с картинками.
Двигая только ЦТ назад в моторном полете получим кабрирование. Все как в Вашем сообщении. Опять не полностью читаете сообщения!!! 😈 Везде, после любых изменений идет триммирование!!! Для кого пишем? 😃 Читайте внимательней. Не выбрасывайте слова из фразы. Иначе беда 😮
Последующее триммирование в моторном полете увеличит угол РВ. Выключаем мотор, переводим в пикирование. Скорость возрастает и становится больше моторной скорости. Результат триммирования проявляется сильней. Поэтому в тесте Дрела самолет с задней ЦТ уходит в пикирование.
😃
Тест Дрела - безмоторный тест! Предназначен для проверки планера модели.
Только поаккуратней с ним! Можно ошибиться. Например триммер много вверх, а выкос много вниз. 😵

Гугляссылка Test Mark Drela

TSV

Спасибо в очередной раз. Я считал, что тест по Дрелу в переводе находится во второй ссылке, что Вы мне давали выше. Поэтому не гуглил.
Я видимо не очень хорошо описываю происходящее. У меня как раз и не вяжется с Дрелом ситуация даже для заведомо передней центровки. Даже при 25% САХ после перехода на ХХ модель, оттриммированная в горизонтальный моторный полёт на среднем газу (с этого всё начиналось), самостоятельно, без толчка РВ (как в тесте Дрела), опускает нос и переходит в пикирование вплоть до отвесного и не выходит из него. Даже наоборот, заваливается дальше на фонарь.
Бред какой-то, сам понимаю. И это поведение принципиально не меняется при движении ЦТ до 43% САХ. Дальше не пробовал пока. По поведению в моторном полёте 43% ещё не запредельная центровка, устойчивость слабая положительная.
Теперь получается, по Дрелу, что даже при 25% имеет место отрицательная устойчивость. Такого быть не может, дело не в устойчивости. А поскольку крыло с РВ в нулях или РВ вверх после триммирования, то есть другие непонятные мне причины. Потому и вопросы задаю.
Я ещё раз всё проверю в ближайшие два дня, как погода появится, потом вернусь к теме, если по-прежнему буду тупить.
А вообще спасибо за терпение, в некоторых принципиальных моментах реально вправились мозги. В игры с центровкой не полез бы теперь.

Andry_M

Ооо!!! Александр Иванович! 😃 Хороший трактат написал! 😃 Надеюсь новички скажут спасибо. Примите мои спасиби!

saaas:

Кто нибудь это читать будет? 😁

Тоже так подумалось! 😁

TSV:

при 25% САХ после перехода на ХХ модель, оттриммированная в горизонтальный моторный полёт на среднем газу …опускает нос и переходит в пикирование вплоть до отвесного и не выходит из него.

Сергей не читатель, он писатеть…😁
Это делали?

saaas:

сначала заставьте самолет планировать без мотора. Метод достижения в установке ЦТ 25-35% и триммировании по РВ

Можете не отвечать. Знаю, что читаете с конца в начало. Выполняете советы как прочитали. 😵 Вот ничего и не выходит… 😃
Еще скажу, что на одном самолете за один выход могу летать с центровой 35-50%. Меняю перемещением батареи. Бывает даже не триммирую. Самолет 3D. А если захочу проверить как он там летит, то часто получается неровно. Или по крену, или по тангажу. К чему это я? А к тому, что постоянно рулю руками. И все эти неточности компенсирую ручкой. На пилотаге так нельзя. Требуется кропотливая настройка.
Извините за прямоту, вы не хотите что бы самолет полетел…😛 ИМХО, конечно. Самолет уводит в пике, а Вы смотрите на триммер… Не смотреть нужно! Щелкать!!! 😉

TSV:

У меня как раз и не вяжется с Дрелом ситуация

Иногда по Дрелу проверяю свои ощущения от настроек. До сих пор совпадало. 😃

Сергей без обид! Срочно снимайтесь с ручника!

TSV
Andry_M:

Это делали?
Сообщение от saaas
сначала заставьте самолет планировать без мотора. Метод достижения в установке ЦТ 25-35% и триммировании по РВ

Делали. Достигали планирования без мотора. Только при этом РВ триммером задирается на такой угол, что на среднем газу пытается сделать петлю с ручкой в нейтрали, тяги только не хватает. На максимуме крутит петли с брошенными ручками. И ни выкосом вниз ни центровкой не исправить. Может хоть теперь понятна проблема?

Andry_M:

Сергей не читатель, он писатеть
Можете не отвечать. Знаю, что читаете с конца в начало.
Сергей без обид! Срочно снимайтесь с ручника!

Не хотите обид - не давайте персональных субъективных оценок людям. Универсальное правило. Не нравлюсь - не комментируйте. От терпеливых ответов Александра Ивановича действительно проясняется. За что ему большое спасибо. От Ваших комментариев - пропадает желание вообще задавать вопросы в форуме.
Вы тоже не всегда всё знали и когда-то задавали вопросы, казавшиеся не очень умными кому-то опытному и со стажем. Вам полезны были (или были бы) персональные оценки в свой адрес вместо много раз повторенного разными словами ответа на один и тот же вопрос, пока наконец не дошла полностью до сознания суть объясняемого? Мне - нет.

Andry_M

Учился сам. Спросить было некого. Читал книжки, пытался вникнуть, разбирался с формулами. Даже летаю в основном один.
Если все так, как Вы пишете в последнем посте, то проще встретиться с Питерскими ребятами увидев и пощупав самолет они дадут заключение. На форуме - гадание на кофейной гуще.

saaas
TSV:

Я ещё раз всё проверю в ближайшие два дня, как погода появится

Главное не торопиться! Удачи!
Не понял, о каком самолете мы говорили? 😃 Настройки для Зума можно упростить до предела. Он не жесткий весь болтается. Годится для отработки 3d на околонулевых скоростях. Катана хакермодель? Тогда тоже самое.
Может бальзоКатана? Такую я бы настраивал от предпочтения к 3D. Скоростное пилотирование - настройка на мах газе. На околонулевых скоростях настройки теряют смысл т.к. приходится держать ручку близко к мах отклонению. Весь полет на ручке. Резкие, быстрые движения рукой.