Бутылко-пенолёты 1:12 (истребители и не только)
Материал – самый обычный – сосна. Инструмент тоже – электролобзик, ножовка, рубанок, нож, рашпиль, наждачка.
Отлично, Денис, что решил весь свой опыт (по бутылочной технологии) в одной теме собрать. Я тоже часто болванки для моделей из дерева делаю… этим летом купил себе такой станочек (ленточная пила) очень рекомендую, если есть где разместить, процесс изготовления болвана упрощается в разы.
Итак, изготовление болванки для И-16:
Денис! всегда с огромнейшим удовольствием читаю Ваши темы!!! очень многое смог сделать сам благодаря Вашим советам! но блин, фото мелкие и хрен на них что разглядишь ))) можно их чуть покрупнее? ну это, если будет такая возможность… я не настаиваю.
такой станочек (ленточная пила) очень рекомендую
спасибо за совет, начал искать такой у нас!
Прошу продолжения и побольше фото плиз
Тему буду “вести” постоянно, для того всё это и затеял. Фотки тоже будут, как же без них?
материал - потолочка 4мм + скотч. Поясню по поводу металлизированного скотча. Идея эта пришла давно, году в 2007. Сделав первый бутылочник (это была Р-39 Аэрокобра) столкнулся с тем, что в процессе эксплуатации краска с передней кромки крыла медленно, но верно сходит, обнажая белый пенопласт (обтягивал тогда прозрачным скотчем). Тогда же и обтянул крыло на Ил-2 металлизированным скотчем. Результат порадовал - обдираясь, крыло приобретает “всамделишную” потёртость, придавая самолёту вид бывалого ветерана. Ну, это как с теми шрамами, “которые украшают мужчину” 😃
В носовой части И-16 есть несколько узнаваемых “фишек”:
- лоб капота с девятью радиальными отверстиями
- каплевидные отверстия в капоте для выхода выхлопных патрубков
- задняя часть капота имеет щель по всему периметру
- характерные обтекатели казёнников ШКАСов на верхней части капота
Всё это хотелось реализовать, но как? Выход один - сделать такую болванку, чтобы это всё “отпечатывалось” на бутылке в процессе утяжки.
Сразу скажу - пункт 1 делается отдельно, а остальные три - на болванке.
Из-за этого болванка на И-16 побила все мои “рекорды по трудоёмкости”. Но и результат соответствующий.
Да, обтекатели ШКАСов у меня на болванке явно худее, чем должны быть по масштабу. Пришлось пойти на это - на более “горбатых” обтекателях бутылка как надо не обтягивается.
Круто, Денис, спасибо за эту тему! Давно хотел попробовать сделать самолет по этой технологии.
А можно немного подробнее о подготовке чертежей для болвана. Как масштабировать лучше? Подгонять все чертежи к необходимому размаху, или к длине фюзеляжа? Или по максимальной ширине сечения фюзеляжа? Тут ограничения задаются шириной сечения ПЭТ-бутылки?
Т.е. весь чертеж нужно смаштабировать до размеров максимальной ширины сечения фюзеляжа, т.е. где-то ~8см. И от этих размеров уже плясать…
Фонарь кабины обтягивается отдельно?
Крылья из обычного шарикового пенопласта?
Правильно ли я понял?
Спасибо.
Как масштабировать лучше? Подгонять все чертежи к необходимому размаху, или к длине фюзеляжа? Или по максимальной ширине сечения фюзеляжа? Тут ограничения задаются шириной сечения ПЭТ-бутылки?
Т.е. весь чертеж нужно смаштабировать до размеров максимальной ширины сечения фюзеляжа, т.е. где-то ~8см. И от этих размеров уже плясать…
Фонарь кабины обтягивается отдельно?
Крылья из обычного шарикового пенопласта?
Я масштабирую, привязываясь к масштабу 1:12. А размах крыла, длина фюза - это уж как получиться. Диаметр 2-х литровой бутылки около 100 мм, этого в большинстве случаев хватает для истребителей в масштабе 1:12. Правда, есть нюансы. Если, к примеру на болванку от Як-9 2-х литровка лезет легко, то на толстомордого фоккера (ФВ-190) она не полезет. Выходов три:
- искать более толстую бутылку (2,5…3 литра).
- раздуть бутылку феном.
- сделать болванку чуть-чуть похудее.
Я пользуюсь всеми тремя методами (в каждой конкретной ситуации выбираю наиболее подходящий).
В большинстве случаев стараюсь сделать фонарь заодно с фюзом - мороки меньше. Но иногда приходиться и отдельно, например на мустанге (Р-51).
Крылья из делаю и из шарикового, и из экструдера. Из первого полегче, из второго покрепче получаются.
Денис, а можно подробнее про то, как Вы режете крылья, как вживляете лонжерон и как прорезаете элероны? последнее вообще терпеть не могу делать, лезвие ножа постоянно, то в одну сторону наклоняется, то в другую…
лезвие ножа постоянно, то в одну сторону наклоняется, то в другую…
Стальная линейка и обломок ножовочного полотна по металлу с примитивным ограничителем по глубине реза в виде нахлобучки из деревянного брусочка , приклеенного на циакрине - существенно облегчают эту операцию …
Стальная линейка и обломок ножовочного полотна
а можно чуть подробнее? заинтересовало… а то крайне не люблю эту операцию…
Я пользую старый паяльник с насадкой.
с паяльником мы так в этих целях и не подружились… увы. уж очень не ровные каналы он оставляет, хотя возможно это из-за кривизны его использующего, т.е. меня ).
Денис, а можно подробнее про то, как Вы режете крылья, как вживляете лонжерон и как прорезаете элероны? последнее вообще терпеть не могу делать, лезвие ножа постоянно, то в одну сторону наклоняется, то в другую…
Нам разум дал стальные-крюки,
А вместо сердца пламенный мотор!
Это я и про себя, в частности. У меня тоже не всегда ровно получается.
Сейчас как раз резал элероны на двух крылышках, дай, думаю зафоткаю:
Начал фоткать и понял, что делаю, вообщем-то, тривиальные вещи: отрезал элерон, отрезал снизу сегмент треугольного сечения, пристроил элерон на его место - приклеил сверху полоску скотча, перевернул - наклеил снизу. Так ведь так все делают… Чего там фоткать то?
Я пользую старый паяльник с насадкой.
Я тоже использую паяльник, но не такой тяжёлый, а обычный, лёгонький, на 25 Вт
с паяльником мы так в этих целях и не подружились… увы. уж очень не ровные каналы он оставляет
Советую подружиться. Скорость реза 7…10мм в секунду. Паз в крыле режется примерно за 1,5…2 минуты. По железной линейке, естественно. И дрянь эту не надо вдыхать - режу в респираторе и с открытым окном, когда никого нет дома. Тоже самое относится к вырезке крыла.
Как я режу крылья, очень неплохо видно на одном из снимков в первом посте.
металлический шаблон крепится к заготовке булавками. Режу по точке схождения. Сверху заготовка прижата грузом. Нихромовая струна 0,3…0,6мм Напряжение около 12…20 вольт (чем толще струна, тем меньше напряжение). Источник питания, которым “напрягаю” струну, тоже виден в кадре.
Только обычно срезают под углом кромку у элерона, а заднюю кромку крыла не трогают, ибо незачем и щель из лишне большая.
отрезал снизу сегмент треугольного сечения
эта фраза не совсем понятна… я после отреза угол наждачкой стираю, а как его сразу отрезать то???
Режу по точке схождения.
да, я тоже так режу и исключительно в гараже и с открытой дверью (респиратор само собой ))) ). мне больше шаблоны для резки нравится делать из стеклотекстолита, они не нагреваются и нихром по ним замечательно скользит ) крылья я режу из экструды, но они мне не очень нравятся, буду переходить на обычный шариковый пенопласт, а лонжерон хочу начать делать из стеклотекстолита с окнами облегчения по на всю высоту профиля, т.е. в вырезанной консоли по центру тяжести делаю сквозной рез чуть дальше половины консоли по толщине стеклотекстолитового лонжерона и туда этот лонжерон да на эпоксидочку… а обтягивать собираюсь попробовать укрывным сельскохозяйственным полотном, оно очень легкое, практически невесомое, на аквалаке. должно получиться не тяжело и очень прочно…
попытался нарисовать, но блин художник из меня мягко говоря так себе )))
и еще один вопросик, чем Вы режете бутылку на болване? канцелярским ножом мне что-то тоже не особенно нравится это делать, он то недорезает, то соскальзывает, то проскальзывает. опять таки это наверно можно объяснить кривизной рук режущего, т.е. меня.
чем Вы режете бутылку на болване? канцелярским ножом мне что-то тоже не особенно нравится
Вот тем самым канцелярским ножом и режу. И у меня иногда соскальзывает. Главное - не на коленке резать ❗
лонжерон хочу начать делать из стеклотекстолита с окнами облегчения по на всю высоту профиля, т.е. в вырезанной консоли по центру тяжести делаю сквозной рез чуть дальше половины консоли по толщине стеклотекстолитового лонжерона и туда этот лонжерон да на эпоксидочку
Я так тоже делал. Получается сложно, долго и избыточно по прочности. Дышать пылью стеклотекстолита тоже не стоит - если пилить, то только в мокром виде, смачивая водой и инструмент и сам текстолит.
Хватит лирики, вот свежие фотки:
нижняя часть уже задута голубым цветом.
так вот ты какая - душа самолета ))) а если серьезно, то очень здорово получается! у меня пока корявенькие самолетики выходят… вот единственные фото, что мне удалось загрузить с радикала, а остальные почему то не хотят грузиться, тут только половина самолета ))) к сожалению весь загрузить не выходит forum.alexwest.ru/index.php?act=Attach&type=post&i… forum.alexwest.ru/index.php?act=Attach&type=post&i…
а обтягивать собираюсь попробовать укрывным сельскохозяйственным полотном, оно очень легкое, практически невесомое, на аквалаке. должно получиться не тяжело и очень прочно…
Это нетканое полотно называется “Спанбонд” . Используется в мебели . Удельный вес 17 г/м.кв. Я пробовал тянуть им “Спитфайра” от GWS , не понравилось . В отличие от бумаги , он не увеличивается в размерах при намокании , соответственно , потом не натягивается . Да и качество поверхности неважное . Впрочем , не отговариваю , пробуйте .
В отличие от бумаги
пробовал обтягивать калькой, жутко не понравилось, как раз из-за ее способности растягиваться при намокании и сжатии при высыхании, повело крылья, хотя, может быть я просто не умею ее готовить )
Долго не писал в теме, но работа идёт своим чередом. Задул И-16 в базовый зелёный цвет:
Надо сказать, что нужного цвета я в продаже не нашёл, для получения того, что хотелось, пришлось мешать краску из трёх банок (в определённых пропорциях): светло-зелёную, жёлтую и хаки.
Вообще, вопрос окраски советских боевых самолётов Великой Отечественной войны очень сложен и интересен – цветных фотографий раз-два и обчёлся. В основном приходиться изучать картинки в книжках и тырнете. Да статьи про это самое почитывать (в смысле про окраску).
Для камуфляжа тоже пришлось из двух цветов бодяжить – из чёрного и хаки. Задул камуфляж, да вот беда – фотка неудачная получилась:
В следующий раз получше зафоткаю, да и козырёк покрашу и поставлю.
Да, цвет камуфляжа мне чего-то не очень понравился. Мне кажется, надо было чёрного побольше намешать.
В прошлый раз я выложил фото болванок Як-9 и «Фоккера» (FW-190). Параллельно с Ишаком пошла работа и по ним. С фоккером всё понятно, а вот с Яком произошла маленькая метаморфоза – болванку делал на Як-9, а потом пришлось её дорабатывать до Як-7. Всё просто – у Як-9 «пониженный» гаргрот и на этом участке бутылка усаживается очень и очень неохотно. Пришла спасительная мысль – у Як-7 спина «горбатая» и этой проблемы не будет. Но не делать же новую болванку! Вышел из ситуации изящно – сделал соответствующую надставку на «спину» болванки. Причем надставка съёмная – можно делать и Як-9 и Як-7.
Сразу задул красным нос яку и жёлтым низ носа и хвостовую часть фюза фоккеру (там будет жёлтое кольцо). На эти места будут одеты маски при последующей окраске.
Фоккер с пробным, покрашенным ранее (неудачно) хвостом.
Вот и задуто пузо. У Яка, как и полагается, в голубой, а у Фоке-вульфа – в светло-серый цвет:
Масса планера до покраски:
И-16………. фюзеляж-41г; крыло-42г; хвост- 9г; итого- 92 грамма
Як-7……… .фюзеляж-63г; крыло-61г; хвост- 8г; итого-133 грамма
FW-190…… фюзеляж-63г; крыло-94г; хвост- 11г; итого-168 грамм
Сразу бросается в глаза вес крыла фоккера - да, крыло тяжёлое, потому как из экструдера. Вообще, если самолёт “для себя”, ну, то есть “просто полетать”, то предпочтительнее, мне кажется, крыло из шарикового пенопласта. А вот для боя - всё-таки экструдер. Дело в том, что при серьёзных таранах крыло из шарика “травмируется” по полной программе: пенопласт под скотчем превращается в шариковую труху (хоть и на небольшом участке 5…7см), а вот крыло из экструдера под скотчем просто вминается, что позволяет довоевать этот бой (да и последующие).
На болванах не разглядел, утоньшений в местах стыковки бутылок, поэтому вопрос, как бутылки стыкуются, т.е. входят друг в друга? или они стыкуются с частью фюзеляжа имеющей разрез?
Вопросик, чем и как красите самолетик. Как на бутылку ложится краска или сначала праймером для пластика грунтуете?
На болванах не разглядел, утоньшений в местах стыковки бутылок, поэтому вопрос, как бутылки стыкуются, т.е. входят друг в друга?
Бутылки входят друг в друга, утоньшения есть. На фотке их не видно, т.к. там не готовые болванки, а… как бы сказать, заготовки для болванок. Т.е они не доделаны до конца.
чем и как красите самолетик. Как на бутылку ложится краска или сначала праймером для пластика грунтуете
Крашу с помощью компрессора, краска из банок. Обычная алкидная автоэмаль, которой навалом во всех авто магазинах. На бутылку краска ложится прекрасно. Праймер есть, но пользуюсь им только для крыльев и хвоста - вот там он действительно нужен. На скотче краска держится в разы хуже, чем на бутылке.