Бутылко-пенолёты 1:12 (истребители и не только)
Здоровская чайка!
Только тяги слегка коробят.
Доброго всем дня! Всех мужчин поздравляю с Днем Защитника Отечества! Сегодня тайком смотался от жены в модэлку и решил, параллельно с постройкой Лавочкина (болван которого уже почти готов, а также консоли и оперение) провести работу над ошибками с Яковлевым, пол дня ухайдокал, но привел болван к необходимому состоянию, сделал выпил под крыло, все подогнал… на выходных попробую снять корки (ну не могу я бросить на пол пути начатого птенца, надо довести его до ума и заставить летать)…
Всех с Праздником!
В рамках подготовки к показательным боям моделей класса «250грамм» подготовил и облетал вчера Би-1.
Сделал-то я его год назад, и год назад же он и полетел, но как-то всё не срасталось снять с ним киношку. Да и сейчас киношка получилась не ахти – погода дрянь. Плюс площадка маловата и зеваки недалеко по тропке постоянно проходят. Приходится летать с оглядкой.
Надо сказать, что боец из Би-1 как из г…на пуля: тяговооружённость меньше 1, петли широченные, на малых скоростях – как кирпичик. Оно и понятно – более мощный мотор было просто не поставить (по вопросам центровки и нагрузки на крыло), а то, что как кирпич – так за то спасибо узкому крылу. Числа Рейнольдса пока никто не отменял.
Также в тот день ещё раз погонял Чайку. На этот раз зажал расходы по газу до 6,5А, чтобы батарейки 0,46А/ч хватало на 5 минут боя. И привязал ленточку. Получилось примерно следующее:
Если на этих предполагаемых боях у меня получится скрестить шпаги с приглашёнными именитыми бойцами (моя основная работа там будет - снимать кино), то я бы предпочёл воевать именно на «Чайке». Очень изворотливая птичка. И на МиГ-3. Тоже шустрый самолётик.
Сегодня ещё раз полетал на МиГе и Мессере:
Так что готов к Труду и Обороне.
В следующие выходные планируем большую баталию “лёгких” моделей. С кино-видео-съёмкой всего этого “безобразия”. Презентация класса, так сказать. Лишь бы погода не подвела.
Всех ещё раз с Праздником!
Не все читают раздел “радиобой”, где я разместил несколько дней назад этот материал, поэтому решил разместить его и здесь. С небольшими исправлениями и дополнениями.
Вот и случилось это событие – в прошлую субботу, 27.02.2016г. лёгкие бойцовки класса «250г.» прошли боевое крещение. Хоть и в виде учебных боёв. Но зато это было сделано в отвратительную погоду (т.е. была смоделирована наихудшая ситуация) и с участием опытных и известных бойцов.
Погода. В пятницу вечером прогноз был такой:
В субботу утром он ещё немного ухудшился (по ветру):
В итоге ветер всё-таки был явно поменьше: внизу – около 5…6м/с, а наверху, выше деревьев, чуть побольше, практически по прогнозу (около 7…8м/с). Солнышка не было. Плюс временами – снег. Летали с 15.00 до 16.30.
Были приглашены и приехали:
Лялис Максимилиан (с папой Альгисом), Мироновы Алексей и Павел. И Василий Лукашов. Это пилоты.
Мой сын Игорь – в качестве кино-видео-оператора (Альгис доверил ему свою камеру),
Володя Громоздов – в качестве комментатора и «для поддержки огнём и маневром».
И я – в качестве оператора №2 и в качестве «запасного пилота».
Характеристики моделей, которые участвовали в движухе:
Со стороны гостей (автор – Алексей Миронов):
Два Хейнкеля-100. Полётный вес-235г. (вес планера-108г.) размах-80см. мотор-20г. регуль-10А, батарейка 2S; 1,0А/ч.
И-16: Полётный вес-200г. (вес планера-90г.) размах-75см. мотор-30г. регуль-10А, батарейка 2S; 1,0А/ч.
С «принимающей стороны» (автор – Денис Махалов):
МиГ-3: Полётный вес-246г. (вес планера-100г.) размах-85см. мотор-35г. регуль-10А, батарейка 3S; 0,46…0,5А/ч.
И-153 «Чайка»: Полётный вес-320г. (вес планера-180г.) размах-85см. мотор-30г. регуль-10А, батарейка 3S; 0,46…0,5А/ч.
Bf-109F: Полётный вес-261г. (вес планера-116г.) размах-85см. мотор-38г. регуль-10А, батарейка 3S; 0,46…0,5А/ч.
Як-7Б: Полётный вес-310г. (вес планера-165г.) размах-85см. мотор-38г. регуль-10А, батарейка 3S; 0,46…0,5А/ч.
Все модели выполнены в масштабе 1:12.
На моделях Миронова стояли двухбаночные сетапы. На моих – трёхбаночные.
На удивление, даже в такую неблагоприятную погоду бой на таких моделях можно вести, и при этом успешно рубить, что и доказал Василий Лукашов, сделав четыре отруба в первом же бою:
Одна минута на смену батареек в МиГе и Чайке, и они (не дожидаясь Мироновых) снова в небе. На этот раз Макс взял себе МиГ-3, а «Чайкой» рулил Василий Лукашов:
Счёт – 2:2.
Мироновы передохнули и снова в небе четыре самолёта:
Алексей – на И-16, Паша – на Хе-100, Максимилиан на этот раз пересел на Bf-109F, а Василий – на Як-7Б:
Фаворитом всеми был признал МиГ-3. Ну и не удивительно – эта модель была специально сделана под новую концепцию, имеет очень лёгкий планер (100г.) и чётко вписана в 250г. Даже с некоторым запасом (246г. при том, что одна из серв избыточна по весу – 11г вместо 5г.).
И-153 и Як-7Б в следствии большего веса (320 и 310г.) имели худшую вертикальную маневренность, а И-153 (за счёт большего лобового сопротивления) ещё и меньшую скорость. Но успешно рубить удавалось и на «Чайке», за счёт очень хорошей горизонтальной маневренности.
Успешно рубили и Мироновы на Хейнкелях. Правда, мне показалось, что Хе-100 явно не додавали скорости. Но здесь надо учитывать, что у Лёши и Павлика новых батареек не было вообще. Мои же самолёты летали как на старых (2-х летних), так и на новых батарейках. Правда, не «раскачанных», это был их первый цикл - получил посылку с ними за день до мероприятия.
Вот такие:
Вес у всех: 46…47 грамм.
Отрубы.
Это был очень интересный вопрос. И сомнения у меня были до последнего момента. Но на самом деле всё оказалось намного лучше, чем я предполагал. Рубили все, кто летал (скорее, цепляли, но это скорее, особенность «Питерских зацепов»). Без особых проблем. Правда, были и случаи проскальзывания ленты по крылу (без отруба). Ну, так это – дело обычное в бою. Не каждое касание крылом ленты заканчивается её отрубом. В любом бою.
Поведение самолёта с повисшей на крыле лентой – тут всё предсказуемо. Да, повисшая на крыле лента сильнее сказывается на полёте модели весом 250г. (чем на СОЮЗной модели). Ну так тут чистейшая физика – мощность мотоустановки намного меньше ( и даже не в 2, а в 2,5 раза!).
Отсюда ещё одна особенность – меньшая скорость модели. На глаз – раза в 1,5 меньше, чем у скоростной СОЮЗной бойцовки. Было с чем сравнить – был проведён сравнительный бой с участием именно СОЮЗной бойцовки (Ла-7, пилотировал Макс):
Результаты боя оказались немного неожиданными для всех – в данной ситуации (СОЮЗная бойцовка + три лёгкие), боевая эффективность СОЮЗной бойцовки (пилот Максимилиан Лялис) оказалась не выше, чем у всех остальных.
На следующий день мы с Альгисом обсудили эту ситуацию, и он высказал свои мысли по этому поводу:
Лёгкие ( 250…320г) бойцовки действительно оказались очень “неудобной” целью для тяжёлой (498 грамм), “заряженной” СОЮЗной бойцовки Ла-7. Именно в силу своей небольшой скорости и прекрасной маневренности. У неё тоже неплохая маневренность, но только на скорости (чуть скинул газ, и уже не то). Поэтому и не одного отруба - просто не попасть (крутятся, как ужи на сковородке).
По итогам боёв Василий Лукашов решил оформить своё мнение в видео-формате:
От себя добавлю: да, действительно шоу здесь больше, чем в СОЮЗ-500 – всё очень близко, наглядно, скорости близки к масштабным, тяговооружённость моделей, опять же, ниже, чем у топовых СОЮЗных, но ближе к реальным прототипам. Отсюда и немного другая тактика ведения боя – пилот должен помнить, что у него нет бесконечного запаса тяги, что вертикальный манёвр надо совершать грамотно, с оглядкой на накопленную кинетическую энергию модели. Короче, как в реале:
А насчёт спорта, думаю, что его там не меньше, чем в СОЮЗе. Да и Василий об этом чётко сказал. По поводу его слов, насчёт того, что изготовление подобных моделей доступно только профессионалам, отвечу следующее:
Я готов снять и выложить здесь видео про основные технические моменты, которые и являются определяющими для получения «лёгкого» планера (раздувание бутылок, методика изготовления лёгкого бутылочного фюза и лёгкого крыла).
Напоследок мы слетали с Василием на пару (потом к нам присоединился и Паша):
повоевал я и на МиГе и на “Чайке”.
К сожалению, мне повоевать нормально не удалось - устали уже все настолько сильно, что уже ничего не хотелось. Да и погода не располагала…
Какие выводы можно сделать из прошедшей встречи?
- На лёгких бойцовках можно успешно воевать (и даже в ветер 5…7м/с)
- Лента прекрасно рубится
- Преимущество СОЮЗной бойцовки в бою с «лёгкой» бойцовкой пока не доказано.
Следуя принципу: «куй железо не отходя от кассы», тут же на месте, обсудили и утвердили черновой вариант правил ИВБ-250.
(ИВБ это: "Исторический Воздушный Бой - разновидность радиобоя на полукопиях 1:12, появившаяся в С.Петербурге в 2009г. благодаря усилиям Книжникова Вадима и Миронова Алексея. До сих пор максимальный вес модели был 500г. Сейчас - 250грамм, отсюда и приставка - “250”).
На ближайшие старты (в марте) Алексей Миронов, Паша Миронов, и я выйдем с «лёгкими» моделями. Чтобы делом доказать жизнеспособность данной концепции. И биться будем в общей куче, с СОЮЗными моделями.
Заранее прошу прощения за качество видео, т.к. погода была дрянь, и красиво снять не получилось. Но задача этой встречи была, собственно, не в этом, а в том, чтобы на деле доказать то, что на лёгких “бутылко-пенолётах” можно вести полноценный воздушный бой. Как это получилось - судить вам.
Хорошие модели получились! И динамику боя вялой не назовешь. 250гр. - почему и нет? Тоже не раз пробовали 500гр. против легонькой грамм в 250. И тоже преимущества не очевидны. Единственный удручающий фактор - это необходимость в новой, более мелкой комплектухе…
Тоже не раз пробовали 500гр. против легонькой грамм в 250. И тоже преимущества не очевидны.
А что это были за модели? Если можно, то поподробнее.
…
Ободрал позавчера «Хаябусу». В смысле, придал ему боевой, потёртый вид, который имели очень многие японские самолёты к 1945 году.
Как я уже говорил, я проводил подобный эксперимент и ранее, и тоже на японце, но только на торпедоносце B5N2 «Кейт»:
С Ки-43 я с самого начала планировал сделать тоже самое, для чего были сделаны следующие телодвижения:
- Крыло было обклеено металлизированным скотчем и поверхность крыла была заматирована нулёвкой.
- Фюз был задут изнутри серебрянкой.
И вот этот миг настал! Краску с крыла я сдирал с помощью скотча:
А с фюза стирал тряпочкой с ацетоном. И там и там получилось не очень кузяво. Ну, уж как есть. Если бы это делать почаще, то и результаты будут получше. Наверное, стоит ещё немного поработать скотчем и тряпочкой с ацетоном - дополнительно выделить те участки, на которых краска стирается более интенсивно (кромки крыла, корневые части крыла у кабины, участки фюза у кабины, у двигателя).
Вот так он выглядел, когда был «новый-кленовый»:
В предверии возможного участия “Хаябусы” в ближайших стартах СОЮЗ-500, он прошёл маленькую модернизацию – замену старенькой, б.у. сервы с пластиковыми шестернями, отвечающей за Р.В., на новую, с металл-редуктором.
П.С. - пришлось изрядно помучиться, чтобы содрать краску с крыла - приходилось скотч (которым обдирал краску) изо всех сил приглаживать к поверхности крыла. И то не всегда с первого раза отдирал краску - приходилось операцию повторять по 2-3 раза.
Отсюда вывод:
Секрет покраски крыла, покрытого скотчем, прост:
- Матируем нулёвкой
- обезжириваем
- красим алкидной автоэмалью (из банки) с помощью краскопульта.
И держится годами, не оторвёшь.
А что это были за модели? Если можно, то поподробнее.
С моей стороны был 500гр “Спит” (как раз тот, которому в Муринском парке хвост отпилили),
со стороны Николая (-nn-) бипланчик типа “Чайки” грамм в 250 и под 2S ( он меня поправит) и был еще МиГ-3. Тоже грамм 300 весом. (Думаю фото скинет)
Очевидным преимуществом легкой модели была маневренность, моей - скорость и энерговооруженность. Что бы пристроится для отруба мне приходилось сбрасывать скорость практически до сваливания, он тем временем делал любой маневр и уходил.
Очевидным преимуществом легкой модели была маневренность, моей - скорость и энерговооруженность. Что бы пристроится для отруба мне приходилось сбрасывать скорость практически до сваливания, он тем временем делал любой маневр и уходил.
Вот-вот. Именно это мы и наблюдали неделю назад. Бой мангуста с муравьедом - разная тактика ведения боя и разные весовые категории. И в итоге - нулевой результат, с обоих сторон.
Вчера полетали, потренировались:
и провели интересный эксперимент: измерили скорость лёгкого (246 грамм) МиГа.
Сделали это дедовским способом: отметили мерный участок длиной 70 метров, в точке “А” - ассистент №1 и в точке “Б” - ассистент №2 с секундомером. Как только я пролетаю над точкой “А”, ассистент №1 делает отмашку рукой, ассистент №2 включает секундомер. В момент пролёта самолёта над точкой “Б” он же секундомер выключает.
Делали замеры несколько раз. Полученные результаты: 5,5 сек; 5,7 сек; 6 сек.
Простейший расчёт даёт следующие цифры: 12,7 м/сек; 12,3 м/сек; 11,7 м/сек.
Так как полёт совершался строго против ветра, а он был 2 м/сек, то делаем поправку на ветер: 14,7…14,3…13,7 м/сек.
Переводим в км/ч: 49…53км/ч.
Думаю, что в качестве опорной цифры будет логично взять значение 50 км/ч.
На будущее: если кто-то захочет повторить сей эксперимент, то позволю дать несколько маленьких советов:
- надо стоять как можно ближе к точке “А” - так легче контролировать вывод самолёта на мерный участок (а я же по дурости стал ближе к точке “Б”, и заводя самолёт за точку “А”, почти терял его из вида: большая дистанция, + белый, неконтрастный самолёт, + пасмурная погода.)
- самолёт желательно иметь с тёмным окрасом.
Никак не доходили руки, всё обещал рассказать про начинку своих лёгких (250 грамм и “около того”), бутылко-пенолётов. Конкретно, про МиГ-3 и Як-7Б. И плюс про всякие мелочи…
Вот, в картинках:
Серва на элероны:
также видны четыре вертикальных фиксатора крыла (для фиксации в прорези фюза). Также видно, что тяги углублены в канавки, прожжённые в крыле. Кабанчики - из текстолита 0,5мм, фиксаторы тяг на кабанчиках - тоже самодёльные, из латунных буксочек (я сверлю в них отверстия под тяги).
Серва - 11 грамм. Избыточна и по весу и по мощности. Другой не было. Достаточно и самоё мелкой - 4…6 грамм.
Чтобы сильно не изгибать тяги, серву пришлось значительно утопить в крыло.
Донышко сервы, увы, маленько высовывается из нижней поверхности крыла.
серва на руль высоты (6 грамм):
С металл-редуктором, т.к. это - бойцовка. А в боях, при таранах, пластиковые зубы у сервочек только так летят…
Кстати, в предверии боёв, и серву на элеронах заменил на более живучую, с металл-редуктором (“поди, возьми меня теперь за рупь двадцать”).
Моторама. Из пластины 2мм, облегчённая:
Вид снизу.
Хорошо видны: передние палочки для крепления крыла, накладки (из бутылки) под резинки, выступающая нижняя часть сервы:
хорошо видны: задняя палочка для крепления крыла, опять же, накладки
(только задние) под резинки, и петелька для привязывания ленточки. Моё маленькое ноу-хау. Все остальные приклеивают скотчем. А он на морозе не липнет.
петелька из лески.
батарейный отсек.
В последние полтора-два года делаю их из серых утеплительных трубок. Чтобы батарейка сама себя в этой шубе не упарила, прожигаю нагретым шилом (или паяльником) отверстия “для проветривания”. Вклеиваю на момент или поперёк фюза - или вертикально, или горизонтально. Как удобнее. В МиГе оказалось удобнее горизонтально:
фиксация - на липучку. Очень удобно. Батарейный отсек - на Ц.Т, что очень удобно - можно использовать и более тяжёлые акки (штатно используется 0,5А/ч, но лезет и 0,85А/ч. И летит на нём самолёт прекрасно).
приёмник и регулятор хода:
приёмник - на липучке, регуль - на 2-х стороннем скотче.
Примерно тоже самое и на Як-7Б.
Батарейный отсек, правда, стоит вертикально:
тоже на липучке.
серва на элероны:
точно также утоплена, точно также сделаны тяги.
серва на Р.В.
в отличии от МиГа, здесь серву пришлось ставить внутрь фюза, ближе к Ц.Т. (у МиГа нос длиньше, а хвост короче). Также виден приёмник на липучке.
регуль прилеплен бесхитростно на скотч к батарейному отсеку:
Як-7Б на испытаниях с новой начинкой.
Далее: полным ходом идёт строительство “лёгкого” Фокке-Вульфа.
Денис приветствую! Все получается у нас уже вроде не плохо, но никак не можем победить безопасные коки на винты… не опишешь еще раз, как его изготавливать с креплением на пропсейв, а то у нас ничего не получается, изготавливаемые нами просто разрываются от оборотов… помню. что ты это где-то уже описывал, но никак не могу найти где именно… С приветом и уважением от моделистов Комсомольска-на-Амуре!
Привет, Алексей! Где-то в радиобое в теме “модели для СОЮЗ-500”. Около года назад. Поискал, не нашёл - там столько флуда! Полезная информация тонет в его океане. Попробую завтра найти.
А вообще, я какое-то время назад снял видео про этот процесс, да всё как-то не было повода сделать киношку и выложить её сюда. Видимо, это время пришло… Там всё очень наглядно показано, весь процесс. В ближайшие дни сделаю киношку и выложу здесь.
Денис, уточни по моторам - 30-38г. Как понимаю это что-то типа 2205-2208 и все под 3 банки?
Из цельного куска 50 мм пеноплекса. Сначала расточка под пропсейвер, винт и потайную авиационную гайку М4, вклейка шайбы из мм фанеры на ПВА. Вырез под лопасти. На запасной вал мотора пропсейвер, огрызок винта с потайной гайкой, резинка и 4 мм винтиком штатно прикручиваем заготовку. Если не хватает длины или глубины, то на соответствующие торцы наклеиваем потолочку.
Все токарные работы с помощью электродрели, зажатой в тиски. Инструмент только крупная и мелкая шкурка.
За безопасность такой конструкции поручиться не берусь.
Денис, уточни по моторам - 30-38г. Как понимаю это что-то типа 2205-2208 и все под 3 банки?
Да - 30, 35, и 38 грамм. Кв 1000…1400. Реально кв не мерял; от того, что написано, может и отличаться. Но расходы по газу почти везде убирал - где до 80%, а где и до 20% (в верхней половине регулировки, естественно). Контролировал по току потребления: на свежей батарейке 6,7…7А, на чуть подсевшей (выход на горизонтальную “полку” кривой разряда) - около 6А. В полёте получается около 5…5,5А.
Батарейка 0,5А/ч - как раз на 5 мин полёта на полном газу.
Тоже заморочился легкой бойцовкой, правда не по бутылочной технологии. Болванку строгать и лень и в гараже пока холодно…Просто интересно. Если получится, то в Буграх анонсирую.
В виду поломки машины долгое время не могтдобраться до модэлки, но вот, вчера мне вернули мое транспортное средство в исправном состоянии и я тайком загасился в модэлку, где немного поработал и получил примерно вот такие вот результаты
Денис, у меня есть еще один вопрос… Обклеиваю консоли скотчем, серибристым, таким, какой ты мне показал (у нас он тоже есть), но он гад совершенно не хочет прилипать к пенеплексу, я его и утюжком пыталсяч пришкварить и что я только с ним не делал… может есть какой-нибудь секрет? все равно все складкамми блин идет…
но он гад совершенно не хочет прилипать к пенеплексу, я его и утюжком пыталсяч пришкварить и что я только с ним не делал… может есть какой-нибудь секрет? все равно все складкамми блин идет…
Странно. Никаких секретов нет - точно также клеится. Правда, мне попадался в руки оранжевый пеноплекс - вот к нему, действительно, скотч не хотел клеиться. Клеишь-клеишь, гладишь эту заразу, а на следующий день - хлоп, и весь отслоился. Но это только с оранжевым. На бледно-жёлтый и на голубой клеится превосходно. Есть ещё серый, но на него не пробовал, не знаю.
Понял, спасибо! Вот у меня он как раз гад оранжевый… Буду искать другой блин…
Попробуй перед оклейкой загрунтовать пенопласт любым универсальным грунтом со стройрынка. Должно помочь.
Грунтом с рынка не пробовал, пробовал разведённых Титаном, никакого эффекта… Думаю, может попробовать праймером пройтись…