Cessna 182
C тягой было всё нормально… Её хватало, я газ не больше, чем на 50% давал. Моя ппредыдущая цессна, если не хватало тяги - просто опускала нос и морковила вниз. А этот с боку на бок переваливается, причем при наборе высоты даже.
При малейшем скатывании в крен - он настолько резво начинал сваливаться в ещё больший крен, что в итоге получаем оромную раскачку.
Налицо именно неустойчивость по крену. Сейчас мы поставим новый двигатель (старый мы окончательно разбили) и всё повторится.
Мне непонятно - это проблемы аэродинамической формы самолёта или балансировки/центра тяжести? Повторю - расходы элеронов выставил минимальные. С виду - плоскости все отцентрованы отлично. Моя старая цессна гораздо более кривая была, а летала ровно, как по рельсам. А этот так заваливается под 80 градусный крен в любую сторону даже при малом ходе стиком… Да, может быть, элероны не становятся ровно в ноль, но совсем чуть-чуть компенсирую и он начинает в другую сторону просто валиться в крен…
Мне не нравится, что там один сервик двигает тяги обоих элерон. До этого у меня на всех самолётах на всех элеронах был отдельный сервик.
Но с такой неустойчивостью никогда не сталкивался… неужели дело в сервике???
Собственно, мой единственный вопрос - можно ли что-то с самолётом сделать и куда копать для решения проблемы???
Центровка точно задняя.
Мотор слабый.
Цессна изначально скорость любит, от этого и крыльями машет.
А если с НК модель, то батарейный отсек на 2см сдвигать к мотору надо. И добавлять вес монетами не придётся.
[добавлено (22:06) :]fff-z, понял, спасибо!!! Запас тяги есть. Я не газовал по полной. Т.е. всё-таки попробовать дать максимальные обороты и разогнать посильнее? Модель с хобби-кинга, так точно. Та, что с огоньками…
Теперь уже в выходные будем пробовать…
А что у Вас за Цессна с ХК с общей сервой по элеронам? Покажите ссылку.
На сколько знаю там одна серва на закрылки. И по одной на каждый элерон.
www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Моя версия Цессны 4 года назад была чуть проще, но с такими же параметрами и размерами.
А, всё нашёл эта hobbyking.com/…/__16657__EPO_182_With_LED_Lighting…
с пенопластовым капотом. На такой не летал.
Могу только предположить - слабость сервы и заедания тяги от сервы внутри крыла.
В первую очередь заменил бы на сильную серву.
Вот эта цессна (RTF):
www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Выполнена гораздо опрятнее и ровнее, чем моя старая от Art-tech (которая которая тем не менее летает на малом газу без всяких кренов). Не пойму, почему эта RTF не полетела.
Спасибо за подсказку насчет сервы. Вроде не заедает, но ещё раз осмотрим и если подтвердится сомнение - заменим на синюю HXT900 9g.
У меня есть шальная мыслишка. У неё весьма ощутимые шасси по весу с их креплениями. Мы их сняли.
Может именно в них дело? Может именно колеса и их стойки ей придают нужную устойчивость, перенося центр тяжести сильно вниз???
Например, передняя стойка шасси там с амортизатором - довольно тяжелая железяка (то, что мы пытались компенсировать монетами на капоте)… Вобщем мы в выходные будем пробовать, полюбому, экспериментировать дальше, пока не полетит или пока не разобъем. Будем снимать на камеру, выложу сюда отчет с очередными экспериментами.
Если будут ещё идеи - напишите нам, что попробовать, будем признательны.
Может выкос оси двигателя пониже опустить? Может она от сильного газа задирает морду, и терет устойчивость из-за этого?
Для повышения точности расчета ВМГ 😒
Ну, если мы рассчитываем сферическую ВМГ в идеальном газе, тогда конечно.
Но мне задача скорее видится как оптимизация ВМГ конкретного аппарата с конкретным оборудованием.
В начале задано, что параметром у нас является напряжение питания. Граничным условием максимальный ток, который могут перенести мотор и регулятор.
Всё-таки зачем фиксировать пропеллер? Вроде, подбор пропеллера – один из основных способов добиться нужных характеристик ВМГ?
Например, передняя стойка шасси там с амортизатором - довольно тяжелая железяка (то, что мы пытались компенсировать монетами на капоте)…
Думается дело именно в этом - убрали стойку и получили дичайше заднюю центровку. Надо попробовать в нос засунуть что нибудь ощутимо потяжелее монеток.
Думается дело именно в этом - убрали стойку и получили дичайше заднюю центровку.
Надо попробовать в нос засунуть что нибудь ощутимо потяжелее монеток.
Так куда ещё тяжелее то… 6-8 пятаков в капот - это уже не так мало для такого самолёта. Центровку нужную добились, но дальше что непонятно, так как двигатель сломали. Выходные покажут.
Я вообще не сторонник дополнительного веса - зачем, чем легче тем лучше летает.
Передвигайте имеющееся в самолёте - рег, приёмник, батарею на новое вырезанное место. И мотор по мощнее не помешает, всё прибавка в весе на нос. Центр тяжести ориентировочно должен быть на одну четверть ширины крыла от передней кромки.
На сколько помню в моей Цессне пришлось большой выкос вниз делать. При положенных 4 в сторону, 2 вниз. У меня было вниз порядка 5 градусов.
Здравствуйте,
сегодня замерял ток с 4-LiPo и винтом 10х5Е , пиковый 28.7 А. Можно ли ставить такой регулятор: banned link ?
Но мне задача скорее видится как оптимизация ВМГ конкретного аппарата с конкретным оборудованием.
Опять Фома-Ерема получается 😁. Я говорил в том моменте о расчете ВМГ для абсолютно нового и неведомого (в плане электроустановки) аппарата, имея в виду реальный опыт конверсии бензиныча, когда спросить о конкретной конфигурации было просто не у кого.
Всё-таки зачем фиксировать пропеллер?
Чтобы землю не царапал 😃.
В начале задано, что параметром у нас является напряжение питания.
Для конкретной изученной модели - возможно. Для новой - в начале заданы только геометрия и вес дров. От них и пляшем 😃. Если у меня винт больше 18" не пройдет, значит, даже самые вкусные сферические расчеты с 20" не годятся, хотя по току - самое то.
Так куда ещё тяжелее то… 6-8 пятаков в капот - это уже не так мало для такого самолёта. Центровку нужную добились, но дальше что непонятно, так как двигатель сломали. Выходные покажут.
А примерно сколько в пятаках весит передняя стойка ? Я смотрю, по фото это весьма массивная конструкция. Кстати - еще не факт, что китайцы соблюли верную центровку в сборе с шассями, может быть и такое - пятаками скомпенсировали вес стойки, а центровка осталась задневатой.
Пишу ещё раз про свою Сессну-182 от Арт-Тек 980 мм (закрылок у них нет). Движок 30-й, 350 Ватт, вал пятый, винт 10х4,7 лопух от EMP, или APC. Регуль тридцатый. В капоте 70 гр автомобильных самоклеющихся свинцовых грузов. Может летать как на трёх, так и на двухбаночных. Особо мастериться нельзя - два раза вырывала крыло. Центровка - пальцы под проводами на сервы. Скоростной, мощный истребитель. Раз ЛК без всяких последствий сбил (не нарочно).
На сколько знаю там одна серва на закрылки. И по одной на каждый элерон.
www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
У меня такая. На элеронах одна общая серва. Собственно, на фото можно разглядеть. Проблем нет.
Центровку нужную добились
Какую именно? (в мм от передней кромки)
На видео модель бросают вверх, а когда она просаживается - видимо перетягиваете “на себя”, пытаясь ее поддержать. Начинается срывной “расколбас” по крену. Странно, что без мотора сыплется камнем. Сколько она весит-то?
Попробуйте при следующем запуске пускать _почти_ горизонтально и не сильно тянуть “на себя”, пока модель не разогналась.
Опять Фома-Ерема получается
Я думаю, можно сойтись на том, что при конкретном двигателе и пропеллере при повышении напряжения питания ток на максимальном газу увеличивается. При той же тяге и, соответственно, более лёгком пропеллере, уменьшается. И при том же токе можно получить больше тяги. Но за счёт более тяжёлой или менее йомкой батареи.
ЗЫ а что касается цепляния за землю, у пропеллера кроме диаметра ещё шаг есть 😃
Ура!!! Как и планировали, облетали мы всё-таки с другом в эти выходные проблемную цессну (одной страничкой назад я приводил видео с описанием проблемы).
Это сообщение - мой обещанный отчёт о результатах.
Полетела птичка очень резво, несмотря на неблагоприятные погодные условия с сильным порывистым ветром!
Что сделали:
- Увеличили сильно выкос винта (вставкой двух шайб на каждый верхний болтик, что наклонило ось двигателя весьма существенно вниз - думаю, что большая часть проблемы была в этом!!)
- Сместили центр тяжести самолёта вперёд путём перемещения аккумулятора из отсека АКБ в кабину, ближе к лобовому стеклу, не прибегая к дополнительным утяжелителям.
- Заменили двигатель на более мощный (так как штатный сломался)
- Заменили регулятор на более мощный (так как штатный сгорел от нового двигателя)
- Заменили винт на трёхлопостник (так штатный сломался в первый день испытаний), пробовали и другие винты, трехлопостник понравился больше всего, на нем летаем в начале на видео.
Никаких монеток и доп. грузов больше не использовали вообще, самолёт стал лёгкий, но мне кажется, всё-таки, центровка немного задняя, потом перепроверим, в сантиметрах от края крыла сказать не могу - всё делали в поле, где было холодно, мокро и дул сильный ветер…
Резюмирую проблему и её решение таким образом:
Самолёт действительно требует достаточно-большую скорость для полёта. На малых скростях - крайне неустойчив по кренам, начинает переваливаться с крыла на крыло. На большой скорости летит ровно и стабильно, управляем хорошо. При броске с выключенным двигателем в прошлом ролике был слишком затежелен монетами, скорость нужную не развивал - вот и падал камнем. При даче газа, когда выкоса ещё не было - возникал сильный кабрирующий момент, что подводило самолёт к околосрывному режиму полёта, потому и наблюдалась неустойчивость по кренам.
Ещё раз, большое спасибо всем, кто пытался помочь разобраться в решении проблемы - ваши советы нам очень пригодились и даже придали хорошу целеустремлённость и уверенность!
Кстати, из приятного - мне очень понравилось, как самолёт реагирует на выпуск закрылок. Он не начинает кабрировать - он как летел горизонтально, так и летит ровно, но начинает терять скорость. А вот уже дальше, надо либо прибавлять газ, либо давать руль высоты от себя, чтобы поддерживать требуемую скорость на спуске.
Дальше будем летать - отпишусь. Пока совсем мало летали и погода была неспокойная совсем, потому сложно дать полную характеристику остальным лётным качествам самолёта.
Самолёт действительно требует достаточно-большую скорость для полёта. На малых скростях - крайне неустойчив по кренам, начинает переваливаться с крыла на крыло. На большой скорости летит ровно и стабильно, управляем хорошо.
Имхо, нос недотяжелили. И дело даже не столько в скорости, сколько в силе тяги - пока она достаточно сильная, ощутимо выкошенный вниз вектор тяги держит ЦТ в нужных пределах и самолет летит нормально, когда тяга ослабевает (и скорость падает) - вектору тяги уже не хватает силы удерживать ЦТ и он уезжает назад ,тем самым обеспечивая расколбас по крену.
Имхо, нос недотяжелили. И дело даже не столько в скорости, сколько в силе тяги - пока она достаточно сильная, ощутимо выкошенный вниз вектор тяги держит ЦТ в нужных пределах и самолет летит нормально, когда тяга ослабевает (и скорость падает) - вектору тяги уже не хватает силы удерживать ЦТ и он уезжает назад ,тем самым обеспечивая расколбас по крену.
Точно, согласен, что есть такая тенденция. Тогда всё-таки подложим немного груза в нос при следующем испытании.
Лучше тогда мотораму увеличить на 0,5-1см подав двигатель вперёд.
Раз больше нечего сдвигать к носу.
Тогда всё-таки подложим немного груза в нос при следующем испытании.
Попробуйте “классическую” методику: после взлета и набора безопасной высоты разворачивайте модель строго против ветра и полностью убирайте газ. Смотрите, куда ее будет тянуть/валить и оттримируте на планировании. Склонность к пикированию/кабрированию или затягиванию в вираж на полном газу устранять выкосом мотора. По моему опыту диапазон центровок цессны, при котором она нормально рулится, достаточно широк ~20 … 35% САХ
Все привет. Хочу поделится своими впечатлениями и опытом касательно данного самолета, а именно, Cessna 182 Art Tech (980мм).
После покупки и сборки, нашел данную тему и начал изучать. В процессе чтения, все больше пугал меня первый полет и тех. Обслуживание самолета.
Перед первым полетом внес следующие доработки, о которых узнал тут.
- Обклейка скотчем фюзеляжа, крыльев. И прошелся слегка разогратым утюгом по поверхности скотча. Совсем не сложно, мощность утюга – минимум.
- Под заднее крепление крыла была подложена пенопластовая пластинка толщиной 1-2мм.
- Все углы подвижных поверхностей были уменьшены на минимум. Дальнее ухо на креплении к самой поверхности. Дабы сделать менее динамичное управление.
В комплекте не обнаружился симулятор и кабель для пульта. На свой страх и риск решил совершить первый полет без пользования симулятора в комплекте. Хотя при возможности – обязательно бы потренировался в симуляторе из комплекта. В свое оправдание скажу, что налетал много-много часов, дней, недель и месяцев в MFS начиная от «98» и до «Х», летал с джойстиком.
Первая попытка взлета была с шасси, грунтовая дорога. Первые же секунды пробега показали полную непригодность взлетной полосы и шасси для этих целей. При первом запуске думал сердце встанет. Ожидал полнейшего ужаса от управления и краша. В итоге после броска с рук.
Был обрадован неожиданной легкостью управления и какой-никакой стабильностью в воздухе. При первом полете, проблем с ориентацией в пространстве и проблем \ путаницей в управлении не возникало. Уверен, заслуга этого – полеты в симуляторе = ) Самое сложное – посадка. Плавное снижение на малом газу и зарывание в кусты. Вроде мягонько, подбежал – сломала лопасть. Радости не было предела = ) Самолет цел! Жаль на этом всё, второй винт забыл.
Учитывая новый опыт. Первое что сделал – купил винты. Зря не купил их сразу. Изучив вопрос на форумах, пришел к выводу что нужно экспериментально понять на каком винте летит лучше. Первый кто попал в руки – APC 8x6. Поставил его и расстроился, по ощущениям тяга слабей. Не остановился на этом. Купил GWS, которые были явно более подходящие для данного самолета. 8х6, 9х4.7, 9х5, 10х4. Опытным путем пришел к выводу – чем больше винт – тем лучше была тяга. Лучше всего летал на 10х4.
Так же был куплен ещё один акум.
Доработал шасси. По фото будет всё понятно. Как оказалась – отличный вариант! При посадке ведут себя идеально! После крашей – не ломались.
По совету моделиста был снять кок с пропеллера и укорочена ось винта.
Радости от дальнейших полетов не было предела! Становилось скучновато и тянуло на приключения в видео кое какого пилотажа, бочка, петля. Петля – легко и просто, а вот бочки совсем не получались, на грани краша всегда. Одно могу сказать – чем выше пробовать что-то новое – тем лучше.
Однажды зарулился и самолет в пике летел прямо над головой, потерявший в пространстве вертикально вниз протаранил дерево. В итоге. Сломан задний стабилизатор в месте склейки с фюзеляжем. Ремонт: зубочистки вместе разлома и клей Дракон, для потолочных плиток. В месте разлома теперь прочней чем сам стабилизатор = )
Краш номер 2. В ветреную погоду резко поймал порыв, который просто унес самолет так далеко , что не смогу различать его положение, последнее что видел, снижение – земля. Искал долго. Нашел. Аж не верилось, на вид всё цело! В итоге трещина в крыле, вдоль линии фюзеляжа. Ремонт: Много зубочисток в разлом + углеродная трубка вдоль крыла всё это вместе с клеем Дракон. После высыхания – прочность поражала = )
Краш номер 3. Последний. В Крыму, заигравший бочками, морковка. В результате: Просто вырвало крыло оторвав за собой верхнюю часть кабины. Мото рама чуть ушла под себя, треснув в месте крепления мотора. Капот замотанный в скотч – цел. Ремонт на месте – примотав скотчем крыло, выгнув мото раму снова в полет. Всё отлично, отлетал ещё 2 батареи. Более капитальный ремонт был позже. Проклейка мото рамы, зубочистки в фюзеляж, новое крепление для крыла. Раз уж разобрал сместил грузик в более надежное место.
Резюме.
Сравнивать могу только Sky Runner (Nine Eagle) и сказать могу одно – это сказка. Мечта сбылась = )
Отлично летит на винте 10х4 и лучше их сразу брать мешочек. Каждая не удачная посадка – новый винт.
Если летаете на стандартном 3-х лопастном винте – лучше сразу снять кок и укоротить ось, чтоб свести к минимуму повреждения при падении.
Батарей лучше брать сразу больше чем одну. Время полета на стандартной 14-15 минут в смешенном режиме полета.
Шасси – хлам. Лучше без них чем с такими. Или дорабатывать.
Скотч – обязательно и везде.
Углы расходов всех плоскостей – на минимум. После того как уверено почувствуете себя в небе – можно смело увеличивать углы. Начиная с рулей высоты.
Хорошо обратить внимание на тягу руля направления. У меня при повороте в право. Когда тяга толкает руль, она прогибалась вниз и ход руля уменьшался. Как вылечил. В месте наибольшего прогиба насквозь проткнул тонкой деревяшкой фюзеляж так, чтоб не давать прогибается тяге.
И хорошо бы разметить самолет, чтоб лучше различать его положение в небе.
Всем рекомендую практиковаться в виртуальных симуляторах перед вылетом, без этого никак.
Чем выше будете летать, тем целее будет самолет.
Всем рекомендую для прочтения эту ветку перед тем как подняться в небо = )
Видео всех заснятых полетов.