Як-50: пенолёт на кухне

The_Fish

Продолжим рассказ о постройке 😃
Сейчас работа идёт над фюзеляжем. Темп немного замедлился, работаю только по выходным и то не всегда

Начинается всё с вырезания заготовок из пеноплекса. Ничего нового по технологии тут нет, поэтому просто добавлю красивых картинок 😃

Таким образом нарезаются все секции фюзеляжа.

Примеряю на чертеже “на сухую”, чтобы все секции четко походили друг к другу.

Склеиваю половинки фюзеляжа Титаном, как обычно

После того как половинки высохли, временно соединяю их булавками и двухсторонним скотчем и предварительно шлифую фюзеляж. Нужно это в основном, чтобы убрать “волосы”, которые получаются при резке пеноплекса, а также чтобы подравнять места склейки, которые прорезаются струной чуть хуже. Тут же вышлифовываю плавный переход фюзеляжа за крылом, в секции “Д” - “Е”.

Контрольное взвешивание после шлифовки. 110 грамм

Теперь приступаем к вырезанию отверстий в фюзеляже для кабины, крыла и хвостового оперения. Для этого использую шаблоны из картона. С кабиной проблем нет: два шаблона полностью идентичные. А для того, чтобы крыло и стабилизатор четко подходили в пазы, использую два разных шаблона - один для корневой нервюры, второй - для нервюры, соответствующей ширине пеноплексовой заготовки. Все шаблоны беру из программы Profili. Угол установки крыла будет как у прототипа 2 градуса.

Следующий этап - облегчение стенки фюзеляжа. Раньше такого ни разу не делал, так как на маленьких моделях это было нецелесообразно: работы много, а сэкономленного веса совсем чуть-чуть. Для этого сделал рамку из стальной проволоки 0,6 мм. На ней есть ограничители, сделанные из клеммников, которые нужны для регулировки “погружения” рамки в пеноплекс. Настраиваю рамку так, чтобы толщина стенки была 4,5 - 5 мм, к хвостовой части уменьшается до 3 мм. Для того, чтобы точно настроить рамку упрощенно нарисовал стенку фюзеляжа на листе бумаги.
Подключал рамку к старенькому выжигателю. Проволока длинновата для него, поэтому резал еле-еле. Процесс занял 3 вечера неспешной работы по пару часов. Медленно, но зато верно.

Окончательный результат. И ради чего это делалось - 54 грамма.

Пока это почти всё, что сделано на сегодняшний день.
Дальше в планах:

  • обтяжка бумагой и покраска “салона” кабины, пока к нему есть доступ;
  • работа над моторамой;
  • вклейка стрингеров и площадки под хвостовое колесо;
  • подготовка посадочных мест под сервомашинки. Доступ для обслуживания машинки на руль высоты хочу сделать через вот этот лючок под цифрой “2” на фюзеляже.

Тут как раз хочу задать вопрос копиистам. Подскажите или направьте почитать, как аккуратно повторить такой же лючок на модели.
Внимательно рассматривал фото Як-50 поближе. На многих бортах видно, что лючок идёт внахлест на обшивку и имеется завеса по нижнему краю 😃
Может, есть возможность и рояльную петлю повторить…

EVIL

Казалось бы, что нового можно придумать, изготавливая модели из пены? Возьму на вооружение. Идея хоть и не новая, но толковая.

17 days later
The_Fish

И снова здравствуйте 😃
Поделюсь небольшим прогрессом в постройке
После облегчений решил заняться салоном кабины, пока половинки фюзеляжа не склеены. Шпангоуты, которые получились после облегчений, обтянул бумагой на ПВА.

После высыхания клея сделал в шпангоутах отверстия-облегчения. Не то чтобы стало копийно, просто был такой творческий порыв 😊

С помощью ножа и наждачки сделал края стенки более тонкими.

И покрасил серой акриловой краской с помощью кисточки. Вот что получилось в итоге 😌

Затем приступил к изготовлению моторамы и фанерных накладок на борта. Сначала черчу всё в Кореле.

Следующий этап - перенести чертёж на фанеру. Раньше просто клеил на двухсторонний скотч распечатанный чертёж. В этот раз решил попробовать перенос картинки с помощью ацетона. Результат очень понравился. И процесс совершенно несложный - печатаю лазерным принтером на обычной бумаге А4, протираю фанеру ватным диском, смоченным ацетоном, затем прикладываю бумагу рисунком к фанере, сново протираю ацетоном. Готово!

Вот видео, которое вдохновило попробовать такой метод 😃

Затем достаю свой “станок без ЧПУ” (= ручной лобзик) 😄 А также надфили и другие разные приспособления…

Вот что получилось после нескольких вечеров пиления и шлифования :happy:

Пока на этом всё. Но продолжение обязательно будет 😃

vlad_den

Аккуратность и терпение вызывают уважение! Я бы, правда, сделал окружность главного шпангоута немного потолще (или пошире 😉 ), тут видно, что слои местами выкрашивались. А экономия веса в носу не всегда актуальна.

EVIL
The_Fish:

печатаю лазерным принтером на обычной бумаге А4, протираю фанеру ватным диском, смоченным ацетоном, затем прикладываю бумагу рисунком к фанере, сново протираю ацетоном. Готово!

Обалдеть! это заслуживает похвалы. 😃

The_Fish

Всем спасибо за интерес к проекту! 😍
Владимир, по поводу окружности в мотошпангоуте - её верхняя часть скорее всего будет удалена после изготовления и подгонки капота 😃

1 month later
Pilotagnik1

Что случилось с проектом? Ждем продолжения!)

The_Fish

У меня началась сессия, поэтому пришлось приостановить проект.
Продолжение обязательно будет 😃

lunatik

Ждем с нетерпением, классно и аккуратно все сделано!

20 days later
The_Fish

Пора немного поднять тему 😃
Сессия осталась позади 😁
Вновь возвращаюсь к своему хобби по выходным.
Для начала решил закрыть вопрос с рейками. Когда работал в моделке, нарезал их на станке “Умелые руки”. В имеющихся “кухонных” условиях вначале думал решить этот вопрос с помощью приспособы из дрели, но ничего толкового не получилось. В итоге был приобретён станок “Умелые руки” на барахолке. Почистил, смазал его, сделал новый столик и пару “приспособ”, увиденных на просторах интернета (на фото они ещё без наклеенной наждачной бумаги).
Вот несколько фото того, что у меня получилось… 😊

asanich

Хороший станок для моделиста. Покупал новым в 1982г. в магазине - ещё не перебирал, а пора, уже появился осевой люфт.

DmitryK

Осевой люфт там очень просто винтом поджимается. гораздо хуже, что появляется радиальный. Вроде место под подшипник на литье есть, но стоит втулка, которая быстро разбивается.

asanich

Спасибо, радиального, к счастью, нет.

12 days later
The_Fish

Продолжаю тему.
Слегка “модифицировал” фрезы и напилил реек сразу на всю модель 😁

Теперь решил уделить внимание крылу. Заготовки были вырезаны ещё в начале проекта, но фотографий, кажется, я в этой теме не показывал. Крыло состоит из двух (съемных в будущем) консолей и центроплана, который будет вклеен в фюзеляж.

После этого заготовки были разрезаны по хорде профиля на две половины: верхнюю и нижнюю.

Затем в каждой заготовке были сделаны “окна” облегчения. Для резки использовал шаблоны из картона, такие же, как описывал раньше. Каждый шаблон, состоит из двух половин. Сначала закреплял одну, устанавливал “струну” в разрезанную пеноплексовую заготовку, а потом уже закреплял вторую часть шаблона. Всё остальное, думаю, будет понятно из фото.

В итоге крыло получилось на 76 грамм легче. На данном этапе вся нарезка весит 136 грамм.
Окна облегчения позволяют не только хорошо сэкономить в весе, но ещё и аккуратно сделать и спрятать всю механизацию крыла. Но об этом уже в следующих “сериях”…
Спасибо за внимание всем, кто следит за темой 😒

Sigis

… Красота 😒, – отличная работа 😃

21 days later
The_Fish

Доброго всем времени суток 😃
Несмотря на то, что пишу не очень часто, постройка полукопии “для души” маленькими шажочками идёт вперёд…
Сделал окошко в фюзеляже для доступа к сервомашинке руля высоты. Вырез в виде ступеньки сделан с помощью проволочной рамки, подключенной к выжигателю. Но так как выжигатель старенький, промахнулся с настройкой температуры рамки, и глубина ступеньки вышла больше, чем планировалась… Пришлось подклеить тонкую пластинку пеноплекса, а уже затем окантовать бальсой. Лючок пока не делал, решил оставить на потом (под вдохновение).

Затем вклеил стрингеры в фюзеляж, сосновые 3х3 мм. Предварительно изогнул их над паром из кипящего чайника 😁 В области кабины использовал клей Титан, а в остальных частях (где стрингер не будет видно) приклеил PUR’ом.

На этом этапе отложил фюзеляж в сторонку и решил заняться крылом. Начал с центроплана. Из обычной бумаги для принтера склеил пенал для стекловолоконной трубки, на которой будет крепиться съемная консоль. Затем прорезал струной каналы для пенала и самой трубки.

Затем были склеены левые и правые половинки между собой. В итоге получилось только две заготовки - верх и низ.

Разметил расположение ретрактов. Эти рассчитаны на 90 градусов, а у Як-50 они открывались на больший угол. Этот вопрос пока остался не решенным… После был вклеен на ПУР сосновый лонжерон сначала в верхнюю часть центроплана, затем в нижнюю.

Вырезал из фанеры площадки для крепления ретрактов. В центроплане для этих площадок выбрал ступеньку с помощью насадки на бор-машинку. Приклеил на ПУР.

Из бальсы 1,5 мм сделал полку лонжерона по заранее начерченному шаблону (был на фото выше 😃). Для того, чтобы бальса плотно подходила к сосновым лонжеронам, убрал избытки вспенившегося ПУРа лезвием.

Вес центроплана в таком виде - 91 грамм.
Пока на этом всё, клеятся лонжероны в консолях. Дальше работа будет с ними 😃

SSergo
The_Fish:

Из бальсы 1,5 мм сделал полку лонжерона

Извиняюсь, но это стенка.😃
Очень интересный проект!😃
Успеха!

26 days later
The_Fish

Добрый вечер 😌
Работа понемногу идёт, а показать практически нечего. Но для поднятия темы несколько фотографий скину сюда 😃
В консолях была сделана такая же стенка лонжерона, как и в центроплане.

Вырезал и вклеил площадку для серв элеронов. На самом деле, на фото уже второй вариант. Первый оказался не совсем удачным (или совсем неудачным?.. 😉 😁 )

Вырезал фанерные нервюры, которые будут находиться на стыке центроплана и консолей, а также “ушки” для фиксации съёмных консолей.

Теперь точно примеряю все детали друг к другу и клею на свои места 😃

На этом пока что всё 😒

S_A

Хорошая работа! РМ в крыле без возможности замены? С HXT900/SG90 (как понял по фото) не очень удачная идея.

Вообще люблю этот самолет. Радует глаз на фоне приевшихся “Экстр”, “Катан”, и “Сбашей”. Як-50 это модель которую дела дважды. Один - бальза. 1620мм размах, 2.5 кг., под 6S (№21). Другой - потолочка. 1400 размах, 1200г., 3S (№22,гоняю до сих пор).