ТБ-1 - первый отечественный тяжелый ,F4C 1/8

native18

Вопрос:

Санек301:

А как с центровкой ? Не прикидывали ?

Ответ:

fed:

Заодно померял центровку с установленными движками. Получилось 30% САХ. Примерно с такой и летал протототип.

Wit

Андрей! не пожалей денех, последнюю картинку закажи в печати большим постером на стену! Останется для истории! Закажи два! один я у тя куплю! 😁😃

Irafas

Уже мерещится приближающийся рёв моторов летящего над горизонтом бомбардировщика…😮

pilot43

Я восхищён!
В сравнении с этим все мои самолёты - оковалки.

Xemulxe

Эту тему прикрепить надо в назидание потомкам и как пример многим из нас…

vik57

Андрей, я бы на твоём месте не удержался от трехмерного снимка твоего шедевра со всех сторон. Шикарное зрелище было-бы. Когда всё зашъётся - такого уже не будет. В моделизме не часто доводится сказать “остановись мгновение - ты прекрасно!!!”

fed

Спасибо, уважаемые коллеги, за поддержку!
Воспринимаю это как аванс, так как в постройке копии, постройка каркаса планера это где-то 20%(а может и меньше) от общей трудоемкости и всего времени до момента, когда можно сказать, что да, копия полетела и приблизилась более менее к исторической достоверности. Это не за один летный сезон происходит.

Вот и с Муромцем. Полетел он у меня в 2008-м. В 2009-м стал намного детальней и реалистичней. Упал из-за аккумуляторов, да моего азарта спортивного, - это нормально совершенно(самолет не виноват совершенно). Пока самолет пару раз не грохнеш, да не починишь, да не улетаешь его до полного понимания обоюдного… Тогда он становится по настоящему летающим. Поэтому обязательно улучшим его в этом сезоне, наконец-то интерьер хочется доделать, да и много еще по мелочам… Обзаведемся новой винтомоторной, аккумуляторами, и можно подписывать акт летной годности.
Тут у нас несколько авиашоу летом неслабых намечается…

Так что и с ТБ спешить надо. Не торопясь, конечно😁

Все, некогда на него глядеть, разобрал… Поехали дальше!

Всегда немного грустно зашивку начинать. Каркасы я все же больше всего люблю. (резиномоторная сущность разьедает😁)
Но бальзовая зашивка планируется частичная, как подоснова под гофр.
Будет мощный бальзовый кессон - лобик. А остальное пространство… (скоро детально покажу)

но вот лобики очень люблю обшивать бальзой.

Первая подготовительная операция перед зашивкой - это малковка кромок и стрингеров. Это делается бруском с мелкой наждачкой. Я обычно делаю это на глаз, стреляя им вдоль кромок и тщательнейшим образом отслеживая прямолинейность формообразующих стрингеров, плавность перетекания профиля. Вот тут эта самая технологическая передняя кромка и играет свою основную партию - ее задача вписаться в профиль и послужить базой для приклеивания обшивки лобика.
Консоли и центроплан не разбираются, а вышкуривабтся совместно, чтобы обеспечить прямолинейность передней кромки и идентичность смежных профилей.
Все в этой жизни идет по кругу… Вот и мы возвращаемся к тому, чем недавно занимались - внутренние лобики крыла. вид снизу на зашитый лоб.
Иногда на модельных форумах встречаются вопросы насчет технологии приклеивания лобика. Их много… У меня своя, давным давно отработанная и проверенная временем в надежности и эксплуатационности:

  • Клею на ПВА.
  • Тщательно намазывается каркас.
  • Потом прикладывается бальзовая панель, получая клеевой отпечаток.
  • По нему дополнительно наносится еще ПВА, пальчиком втираем его в бальзу панели и каркаса, чтобы получше пропитал верхние слои и внедрился в поры.
  • главное, не спешим…(одно из больших достоинств этого метода), подсушиваем почти до отлипа.
    - и применяем горячую приклейку с помощью утюга на максимуме температуры. ПВА под утюгом, хоть и уже подсохший вроде - разжижается до очень текучего состояния, и очень быстро прихватывает насмерть.
    внутренние лобики сверху. Завтра можно и настоящие уже профилированные передние кромки делать.
    Хоть он и летающий, но все-же корабль… Лобик изнутри. Классика авиастроения - подкрепленная тонкостенная оболочка. И все-таки в бальзе есть душа… теплая😒
    Ну вот на такую бальзовую подушку (2мм) уже и гофрированный лобик должен лечь очень комфортно…
fed

Сегодня зашил еще две секции центропланных лобиков.
Кессон - это вещь Особенно такого сечения (около 100мм в высоту профиля)
Сказать что это жесткое крыло получается -ничего не сказать😁 Это просто убийственно жестко:)
ну и потихоньку настраиваемся на реинкарнацию каркаса…😁 У настоящего конструктора кроме плана А, должен быть еще и план БB-)

pilot43

Я вот чего подумал из личного опыта: ваша обшивка в последующем потребует очень бережного отношения. Все незначительные удары, тычки любопытствующих оленей ногтями, дабы убедиться в её люминевости, прочие коцки будут отражаться на ней вмятинами. С одной стороны это даже немного добавит копийности отчасти. С другой - каждая коцка - ножом по сердцу.
Я ни в коем случае не пугаю. Просто имейте ввиду.

МаксимЛ

Не,фольга 0.15 достаточно прочная,ногтем ее не продавить никак,это не скотч для отопления-вентиляции. К примеру, чтоб отрезать от нее полоску необходимо три раза провести модельным ножом с усилием выше среднего.Тем более гофр добавит прочности.

konstk

Андрей, а носок крыла теперь будет просто гофром формироваться, или к “технологической” ещё и профилированная передняя кромка из бальзы клеиться будет?

С уважением.

fed

Да, совершенно верно! Алюминий 0.15 при прокатке в гофр получается очень "“проминаемоустойчив” Удивительная жесткость панели получается.
Кстати прототип во многих местах тоже был обшит дюралевым гофром 0.3. Всего в два раза толще, чем у меня:). Так что у нас будет бронированный бронепоезд😁
На что не пойдешь, ради копийности, и это при моем непримиримом отношении к излишнему взлетному весу.

Постараюсь, конечно, вес гофра максимально превратить в прочность крыла. Но это тоже непросто. Для этого надо, чтобы обшивка была работающей…

Но мы трудностей не боимся, мы их создаем…😁

По передней кромке.

У прототипа вот так выглядел переход от гладкой передней кромке к гофру.
Нечто подобное, надеюсь, удастся воспроизвести. Уже совсем скоро должна родится эта самая профилированная кромка…

Но пока надо еще зашить оставшийся лобик на консоли.
Делаю отрицательную крутку на консолях(примерно в -1.5 град от оси корневой хорды), подкладыванием под заднюю кромку перед приклейкой лобика. Это должно обеспечить надежное пилотирование ТБ на минимальных скоростях при хорошем угле атаки. (Мало ли как вздумается мне его пилотировать, вдруг надо будет на “харриере” над полосой пролететь…😁)
И второй момент. По моим ощущениям, маловато у ТБ горизонтальное оперение. Так что можно в определенной мере повысить продольную устойчивость, отклоняя чуть вверх оба элерона, т.е получить аналог S-образного профиля, как на летающем крыле.

Ну и теперь можно начать реализацию “плана Б”

Суть в следующем.
“план А”
В начале проекта я предполагал использовать пенопластовый гофр толщ. около 3мм, который должен был лечь в пространствах между поперечными ребрами (полками) и замонолитить полки нервюр с полками лонжеронов. Но также допускалась вероятность тонкого стеклопалстикового или металического гофра, который должен был лечь на бальзовую зашивку, и в этом случае эти самые высокие полки нервюр играли бы роль внешнего стапеля с последующим демонтажем. Они действительно выполнили с успехом эту функцию и теперь им суждено уступить место "бальзовой одежде"😎

Работы продолжаются на собранном крыле, для полной совпадаемости стыковочных узлов. “Старые” полки постепенно демонтируются и уступают место “молодым” широким бальзовым полочкам…
Реализуется так называемая “безнервюрная” технология формирования каркаса крыла, с успехом использующаяся на резиномоторных копиях. Действительно, что такое нервюра? Это балка. А как будет работать наиболее эффективно балка, и при этом иметь минимальный вес? Его надо вогнать в максимально удаленные от оси площади, т.е полки! А в середине вообще моет ничего не быть! Ферма разве что… А это мы сделаем , чуть попозже…
Вот такая готовится бальзовая подложка под будущие панели гофра.
Есть намерение воспроизвести реально всю “шиферную” укладку гофра. И начались первые эксперименты по склейке панелей между собой и к бальзовой подложке. Результат очень порадовал. На 88-м, с горячим отверждением держится все это очень неслабо!!! Здесь видна также одна настоящий “заклепка” из тонкой булавки со шляпкой. Будучи вколотой через алюминий на Циакрине в бальзу дает дополнительную фиксацию гофра. Много надо вколоть таких… Очень много… (идея навеяна Андреем (Bil) в теме про питерский ЛА-7, за что отдельное спасибо!)
Пока не знаю, пойду ли я на этот шаг…

Вот предварительный “экстерьер” консоли. Ну вот в какой-то степени произошла оптимизация каркаса. Все элементы работают во благо прочности и жесткости.

  • По задней кромке формируется бальзовый переклей из широких поперечных полок с продольными.
  • Широкие полки имеют хорошую площадь приклейки к полкам лонжеронам и обеспечивают дополнительную жесткость крыла на кручение ( в какой-то степени альтернативное решение крестообразным внутренним расчалкам, часто используемым в каркасах крыльев)
  • Для лучшего завязывания с лобиком и передним поясом лонжеронов, полки имеют впереди треугольную оконечность для большей площади склейки.
  • Уголки по краям зашивки имеют диагональное направление слоев. Только в этом случае они работают, как положено!

Впереди еще и ферменный “интерьер” консоли …

alex144

Су-перрррр!!! А про булавки -заклепки вопрос-где их столько взять, я таких не встречал в продаже ни разу. Обычно (каюсь) такие булавки вынимали из рубашек во время похода в магазины или из купленых рубашек.

Вячеслав_Михеев
alex144:

такие булавки вынимали из рубашек во время похода в магазины или из купленых рубашек.

значит на фабрике по пошивке рубашек. да они уже сейчас бывают в продаже

pentajazz

в канцелярских магазинах должны пачками продаваться.
у нас валом.

avtandil
pentajazz:

у нас валом.

Еще бы, если во всем мире знаменитые портные евреи, представляете сколько их в Израиле?
Ну ясен пень булавок скоко надо а тут еще и авиамоделисты😁