ТБ-1 - первый отечественный тяжелый ,F4C 1/8

Orel

Андрей,спасибо тебе за детальную статью о расчётах прочности двухмоторника! Возьму на вооружение.Я рассчитываю лонжероны крыла для непилотажных моделей исходя из прегрузок с коэффициентом 6*1.5=9. 1.5 -коэффициент безопасности.Возможно это перебор,но в эксплуатации работает надёжно.
С удовольствием разглядываю ферменную конструкцию модели.Хочется уже увидеть фюзеляж на ценроплане,но всему своё время😁

Единственный момент меня смущает,маленькая нагрузка на крыло.С ветром бороться трудно .Для хоббийных полётов самое то,но на соревнованиях погоду не выбирают.

fed
Борисов:

Не окажется ли, что в отведенное время он только и успеет проплыть туда-сюда? Опытные люди писали, что успевают отработать программу впритык на скоростях 100-120…

Сейчас полетное время в F4c 17мин. + 1доп. минута за второй двигатель. итого 18мин.
10 демонстраций, включая взлет/посадку. Итого в среднем 1.8 мин на круг с демонстрацией. Округляем до 1.5 мин . При скорости 50км/ч пролетим 1.25 км, т.е прямоугольник со сторонами примерно 350 х 250 м. Это примерно соответствует пилотажной зоне.
Т.е вполне реально, если лететь компактно. На “Илье Муромце” в прошлом году я укладывался в полетное время, при полной полетной программе из 10 элементов.
Правда летел достаточно компактно, не очень большими кругами, судьи делали замечания за почти пилотажные развороты😁 Но это еще тот дирижабль!
На ТБ-1 Чкалов летал с кренами до 70град. и с весьма интенсивными разворотами. Так что можно будет летать по разному. Некоторые пролеты делать достаточно компактно.
Ну, посмотрим… В конце концов, ТБ-1 делается не только для соревнований…

Продолжил работу над мотогондолами
Устанавливаются боковины из 1мм фанеры
Формируется топливный отсек.
Жесткость моторного отсека получилась великолепная. Конечно немного набрал веса, но здесь мне его не “жалко”, так как он идет во благо передней центровки. За центровку, я думаю прийдется еще побороться, так как вылет движков небольшой, да и нос короткий, Так что хвостовую часть надо будет делать очень легкой. Сейчас центровка центроплана с мотогондолами и движками - примерно 7 % САХ.

Вот и преодолел я отметку первого килограмма конструкции. Сейчас центроплан с мотогодолами уже весит 1300гр. пока вписываемся в весовую сводку первого приближения, но расслабляться не стоит.😠

fed
РД00:

Знакомый отснял со всех сторон ТБ-1 …

Большое спасибо, Дмитрий! Есть интересные ракурсы и детали! Чрезвычайно полезная информация. Особо интересно фото кабины.
Что интересно, это уже третья фотосессия этого ТБ-1, сделанная в разное время, в разном состоянии и с разными винтами.
Вот еще две:

scalemodels.ru/modules/photo/viewcat.php?cid=200&o… Видимо самолет до реставрации - нет винтов. Окраска оранжево - синяя

community.livejournal.com/…/1201680.html поставили почему-то винты от Як-18ТB-) Капоты значительно более помятые почему-то. Окраска уже одноцветная - желто-оранжевая.

Вообще на старых ч\б фотографиях мотогондолы выглядят гораздо более аккуратно.
Видимо время делает свое дело.

Начался следующий этап работ по проекту.
НОСОВОЙ ОТСЕК ФЮЗЕЛЯЖА Ф-1.

Вобще работа над копией, как выразился когда то Контантин Скачинский идет по кругу. Т.е делаются какие-то части модели, потом другие, потом опять идет возврат к сделаннным частям для доделки и уточнения деталей и так далее.
Абсолютно солидарен. Я тоже так работаю. Сначала хочется собрать самолет крупными узлами в первом приближении, а потом уточнять и дорабатывать детали. От общего к частному…
Вот и сейчас, обозначив немного центроплан, есть необходимость приступить к другим сопрягаемым агрегатам. Все взаимосвязано и одна работа тянет другую.

Как всегда, перед началом работ над новым узлом, я несколько дней “въезжал” в тему. Перечитал и пересмотрел весь накопленный материал (фотки, чертежи, описания) носового отсека фюзеляжа. С одной стороны, он вроде как и простой… Но есть ньюансы и формообразования и конструкции. Все доступные чертежи немного противоречат друг другу в увязке проекций. Но это нормальное явление в монографиях.
Попутно обнаружил, что Гагин, в своей монографии по ТБ-1 подменил общий вид носового отсека ТБ-1
видом носового отсека ТБ-3 из монографии немецкого автора Peter Korrella “TB-3 Die Geschichte eines Bombers”:
Конструкция ТБ-1 и ТБ-3 безусловно похожа очень, но все же…

Это наиболее “вкусная” часть проекта. Чрезвычайно интересно сделать историческую ретроспективу конструкции и условий работы экипажа. Кабины открытые и хорошо просматриваются, поэтому хочется более-менеее приблизится к оригинальной конструкции прототипа в деталях.
Вычертил вручную уточненные проекции отсека (по целому набору разных чертежей и сечений)
Вечерами мало времени для работы, но тем не менее за эти дни, сделал шпангоуты для начала сборки отсека
Сборка первого шпангоута
Один из шпангоутов будет в виде сплошной переборки с дверью, которая открывалась в помещение штурмана
Шпангоуты укрепляются фанерными кницами по узлам сопряжений силовых связей

IDepo

Впечятляет работа. Очень интересная конструкция, самалет получится очень жосткий и легкий. Я давно делал нечто подобное лет 10 назад, в электро варианте, размахом 1350 мм.Самалет и сейчас живой, хоть и не пилотажный, а эта схема как копия летит просто прелестно!

fed

Приветствую, друзья!

Orel:

Хочется уже увидеть фюзеляж на ценроплане,но всему своё время😁

Эт, точно!
Как назло, потерялся мой фотоаппарат😍😃… , так что как раз сборка каркаса носового отсека осталась практически “за кадром”, если не считать пару снимков мобильником пацанов.(потом выложу)

Но это досадное обстоятельство ничуть не снизило темпов работ. Сегодня чужой камерой снял текущее положение дел.

Сборка каркаса выполнялась следующим образом:

  1. По шести силовым лонжеронам фюзеляжа (сосна 5х5) были сделаны стыковочные узлы в виде дюралевых фитингов, приматываемых на ЦА кевларом к лонжеронам. Один из фитингов имеет толщину 3мм со стыковочным отверстием с резьбой М3, чтобы не использовать гайки.
  2. Лонжероны носвого отсека штатно состыковались винтами М3 с ответными фитингами лонжеронов центроплана.
  3. На этих лонжеронах установились 4 шпангоута. Точная подгонка пазов позволила обойтись без стапеля. Все собралось точно и ровно. Естественно с тщательной нивелировкой на всех этапах.
  4. Решил сделать тонкую бальзовую обшивку (2мм), так как нос достаточно габаритная часть, и должен иметь хорошую жесткость и прочность. К тому же есть опасения по центровке, и лучше возможный “догруз” использовать во благо конструкции. Обшивка устанавливается в окна между лонжеронами и шпангоутами. Это позволяет закрепить все четыре стороны обшивки от возможных погибов и дополнительно увеличивает жесткость всей конструкции.
  5. Изнутри будет еще клеится тонкий слой гофра для имитации. А снаружи предполагается обтянуть носовой отсек бумагой на ПВА и потом он будет покрываться пенопластовым гофром толщ. 2.5 мм.

Здесь видны стыковочные узлы.
вид снизу

вид из кабины штурмана и вид сверху на будущую кабину пилотов

Отстыкованный носовой отсек очень удобен для дальнейших работ по отделке.
Между пилотскими местами виден тонель для входа в штурманскую кабину
А это стыковочный шпангоут носового отсека. Видны фитинги.

Вес носового отсека Ф-1 в таком состоянии составляет 245 гр.

fed

Приступил к изготовлению хвостового отсека фюзеляжа Ф-3
Он имеет довольно хитрую поверхность - переход от прямоугольного сечения к практически треугольному с выпуклыми бортами.
Внимательно изучив силовую схему прототипа, решил ее повторить - она в основе имеет ферму, собранную на 9-ти ключевых ферменных шпангоутах, и имеет опалубку для верхнего гаргрота и выпуклых боков.

Собирается верхняя ферма по двум верхним лонжеронам, которая будет являться строительной горизонталью для сборки.
Собирается днище хвостового отсека такой интересной формы. Два сосновых лонжерона разходятся для перехода в прямоуголное сечение центропланного отсека Ф-2
Вот такой плаз сечений получился.
Разработку сечений сделал вручную из солидарности и уважения к разработчикам ТБ-1. Ведь у них не было компов с 3D пакетами, а такие замечательные самолеты проектировали. И поверхности зачастую были очень непростые. Да и нравится мне вручную проектировать, хотя и имею 23-летний опыт 3d моделирования.
Шпангоуты собираются из ламинированных боковин 4х2 мм х 2шт., склееных на ПВА прямо по плазу и внутреннего набора сосновых распорок 4х3 мм
Получили партию 9-ти шпангоутов отсека
После приклейки книц тщательно прошливовываем шпангоуты до получения толщины 3 мм
Вот в окончательном виде набор шпангоутов для сборки
Вес 9-ти шпангоутов составил 84 гр.
Чрезывычайно прочные и жесткие получились!

Днище имеет небольшой изгиб. На паяльнике , предварительно размочив лонжероны в зоне изгиба, удалось согнуть под требуемый угол:

Сборка хвостового отсека ведется “вверх ногами”, на плоскости верхних лонжеронов. Чем то похоже на сборку корпуса корабляB-) На ровном столе гвоздями прижимается верхняя ферма и устанавливаются шпангоуты, которые потом накрываются днищем. Жесткий контроль перпендикулярности - параллельности :
Два передних шпангоута пока не устанавливаются, это будет потом после стыковочных узлов с центропланной частью.
Сразу устанавливаю диагональные раскосы для формообразования фермы и получения необходимой жесткости конструкции. Очень важно правильно их устанавливать. Ни в коем случае нельзя их ставить в натяг, так как внутренние напряжения в раскосе могут потом сдеформировать ферму!

spyder3

Очень интересный проэкт и нестандартная, вернее мало применяемая сейчас среди любителей технология постройки.
Удачи в проэкте!
Кстати приятно видеть, жалко что не наш а Англичанин
www.rcgroups.com/forums/attachment.php?attachmenti…

Orel

Простые формы,но как смотрятся!Смотреть твой проект,Андрей ,- полить себе бальзам на душу!Этот стиль А.Н.Туполева идёт ещё от АНТ-2 и АНТ-3 - треугольное сечение шпангоутов хвостовой части фюзеляжа.На ТБ-1 сечение уже усечённого треугольника. Оно мне так нравится,что я не мог уже дождаться этой части твоего проекта ,что бы скорее посмотреть .Буду ждать полностью состыкованного фюзеляжа…

Alex3x

…!!!
Андрей, всегда восхищался!..

…!!!
Андрей, всегда восхищался Вашими проектами и РУКАМИ!..

fed

Спасибо, друзья!

Orel:

Этот стиль А.Н.Туполева идёт ещё от АНТ-2 и АНТ-3 - треугольное сечение шпангоутов хвостовой части фюзеляжа.На ТБ-1 сечение уже усечённого треугольника…

Да, я огромным интересом изучаю конструкцию ТБ, и не перестаю восхищаться рациональностью конструктивных решений Андрея Николаевича. ТБ-1, по отзывам летчиков, летал великолепно. Чкалов на нем вытворял такие виражи и маневры, более свойственные истребителю! Ну, скоро посмотрим, что это за Сухов😁

А сегодня я приступил к стыковке хвостового отсека с центропланом

Вот такой стыковочный узел применяется. Дюралевая пластина (фитинг) толщ. 3мм с нарезанной резьбой М3. Приклеивается на ЦА и приматывается кевларовой нитью к сосновому лонжерону. Потом пропитывается обмотка ПВА. Чрезвычайно надежное соединение, хорошо передающее и распределяющее нагрузку на лонжерон. Может и архаично это смотрится, но я воспитан в определенных модельных традициях 70-х годов, и очень люблю ТЕ технологии… Простота и надежность!
Чрезвычайно важно состыковать столь большие агрегаты правильно, без перекосов. На большом ровном столе выставляю стыкуемые части “верх-ногами”. С помощью нити пробивается осевая по фюзеляжу, и по реперным точкам контролируются диагонали от хвоста до концов лонжерона центроплана. Еще и еще раз. Больше часа круги наворачивал вокруг ТБ😁
Сначала приматывается один из фитингов, а другим контролируется вся правильность сопряжения
Затем по нижним лонжеронам производится стыковка, контролируется строительная горизонталь фюзеляжа.

Состыковал в первом приближеннии. На заднем плане мои пацаны начали работы над двумя И-4.
Рабочий момент стыковки. Устанавливаются еще два шпангоута хвостовой части. Так как ферма еще имеет свободу на кручение, мощными буковыми брусками контролируется правильный подход лонжеронов хвостового отсека к центроплану
Устанавливаем диагональные распорки. Теперь стыковочная зона получила практически все силовые связи. Остаются еще средние лонжероны.

Трудно удержаться, не посмотрев на вид 3/4 спереди. Размерчик начинает чуствоваться
Устанавливаем площадки стрелковых турелей и переходные мостики

Вес ТБ-1 составляет на данный момент 1600гр.

avtandil

Ну все же так Элементарно… когда покажут и расскажут.
Классно Андрей! ну чтобы не сглазить больше ничего говорить не буду.

Juergen18

а почему фюзеляж не цельный? или он разбиратся должен?

Артур66

Приятно посмотреть на работу и есть чему поучиться.Спасибо!

Lazy
fed:

Ни в коем случае нельзя их ставить в натяг, так как внутренние напряжения в раскосе могут потом сдеформировать ферму!

Андрей, скажите, будьте любезны…Как оцениваете степень “натяга”? Какие критерии?

fed
Juergen18:

а почему фюзеляж не цельный? или он разбиратся должен?

Фюз длиной 2.3 метра… Так что в салон “Жигулей” не войдет. А надо всунуть обязательно! 😁 Так как летать будет, ну очень много…
Членение фюзеляжа на три отсека - носовой Ф-1, центропланный Ф-2 и хвостовой Ф-3. Все по честному, как у прототипа!

Lazy:

Как оцениваете степень “натяга”? Какие критерии?

Критерий истины - скорее всего мой опыт. Предварительно обрезаю по разметке раскос с запасом 0.5 мм. Потом брусочком с шкуркой довожу размер до состояния, чтобы входил легко, но не вываливался. И смотрю при этом на конструкцию - она не должна шевелиться при установке раскоса. Ну, в общем, рука чувствует, как надо. Стык очень тщательно пропитываю ПВА, и торцы раскоса, и посадочное место. Потом его как бы втираю.

Продолжаются работы по хвостовому отсеку…
Обрешетка под верхнюю площадку стрелковых кабин.
а вот и сами площадки Пока вырезы для стрелков не обработаны до конца. Установил стыковочные узлы по средним лонжеронам, и сделал средний пояс под лонжерон и частично опалубка с правого борта. Пока не обработано “в чистовую”.
Чем то это дело на обглоданную рыбину смахивает😁

Juergen18
fed:

Фюз длиной 2.3 метра… Так что в салон “Жигулей” не войдет. А надо всунуть обязательно! 😁

значит надо Жигули в который 2,5м заходит 😁

Lazy
fed:

Критерий истины - скорее всего мой опыт.

То есть как всегда, по людски. А я перепугался, думал вдруг есть какая специальная метода 😃

Санек301

Есть вопрос к автору .
По поводу сосны : Сосна - это очь хорошо ! Сам недоумеваю, почему в ARFах лонжероны, стрингера , передние и задние кромки делают из бальзы ?! 😵. Наверно вредидельство какое-то (что бы чаще покупали ) ! Так вот, - где Вы ее заготавливаете, где и сколько сушите ? Какую используете ? - Ведь более многослойная более тяжелая , а менее многослойная - менее прочная . А то Вы так соблазнительно рассказываете о ней , что народ так и кинется скупать ее на строительных рынках брусами.😃
По поводу ПВА : Каким пользуетесь ? И так ли хорошо он клеит именно сосну ? Ведь она довольно таки смолистая , и клей (ПВА) не так уж глубоко проникает в поры той же сосны . Заметил, что со временем ПВА превращается в серое хрупкое вещество или , а если там больше пластификаторов, он просто этой коркой и отстает. Береш самолет , склеенный лет 5-7 назад ,а он в руках почти разваливается.
И еще: где предполагается Ц.Т. модели ? Как будете бороться с (неменуемо по-моему ) задней центровкой ?
Сам на этой неделе облетал свой первый двухмоторник , сделанный по обычным технологиям, но когда поставив движки померил ц.т. - чуть со стула не упал и не выронил самолет из рук - 40 - 45 % ! А думал все такое легкое …
Желаю успехов !
С уважением !

fed
Санек301:

По поводу сосны :

В наших краях, к сожалению, практически нереально найти хорошую мелкослойную сосну. Использую строительные бруски, с весьма крупнослойной сосной, но зато она легкая - плотность от 0,37г/см3 до 0,40г/см3. Мелкослойная тяжелей, но тоже может быть разная по плотности и смолистости - комель или заболонь.
Бруски покупаю уже сухие, приходится долго подыскивать более менее подходящие.
Достаточно широко использую ламинирование сосны - это гогда склеиваются тонкие полоски (1 -1.5 мм) на ПВА. Таким образом можно получать очень качественные заготовки для силовых элементов, даже из не очень хорошей сосны.

По ПВА. Перепробовал много всяких. Давно использую ПВА-МБ. Это очень жесткий ПВА. можно даже шкурить при высыхании. Дает очень прочный клеевой шов. Насчет склеивания сосны - совершенно правильно замечено, что смолистую древесину клеет на всегда надежно. Но ту сосну, что я применяю - вполне достойно. Когда интогда приходится выламывать распорку - не так-то просто это сделать. Но безусловно, в ответсвенных местах надо использовать кницы, чтобы исключить концентрацию напряжений на стыке.
У меня тоже есть старые самолеты(около 10 -15 лет), склееные на ПВА. Еще летают, не рассыпаются.😁

По поводу центровки. У прототипа был эксплуатационный диапазон центровок от 28 до 33 %. Буду стремится сделать центровку тоже в этих пределах, естественно хочется более передней. Разделяю озабоченность по поводу ее достижения. Буду стараться сделать очень легкий хвост. А там посмотрим. Прорабатывается вариант и использования бензиновых моторов, например “Evolution 26GX Gasoline Engine”, который по габаритам вроде бы влазит в мотогондолу, но тяжелей Саит. В общем, скоро посмотрим…

… медленно, но с наслаждением идут работы по хвостовому отсеку.
Немного оформил вырезы для стрелков турельных установок
При сборке опалубки под верхний гаргрот, потребовалось сразу сделать узел под крепление передней кромки киля. Он будет съемный. Грибочек из 3мм дюраля с двумя отверстиями под М3 прикручен шурупом к липовому полушпнгоуту опалубки и примотан кевларом на ЦА.
Сделал левый пояс под средний лонжерон. И почти сделана опалубка под верхний гаргрот.(еще не обрабатывалась)