Г-22 спортивный самолёт Грибовского
Обещанная мочалка
Для снижения шума в самодельных глушителях использую обычную металлическую мочалку для мытья посуды. Минимальный вес, дешево, просто и эффективно. В передней части глушителя, перед мочалкой, создается повышенное давление - удобно брать давление в бак. В этот раз большой мочалки не нашел, поэтому взял две маленькие.
передняя крышка уже была заклеена смолой и дополнительно закреплена шестью винтиками М2 то же на смоле. Вставляю мочалки и заднюю крышку на смоле и винтах.
В передней крышке ставлю штуцер на смоле и резьбе М4. Отверстие в штуцере 1,5 мм. без всяких клапанов и пр.
Смола в конструкции глушителя служит для герметизации и предохранения от отворачивания винтов. При нагреве, конечно, размягчается, но свои функции
выполняет.
Масса глушителя получилась 124 г. - вполне неплохо, учитывая стальные детали.
В свое время, (а это было время тотального дыфцыта) я решил сделать мини мопед для своих киндеров. На барахолке у алкаша купил мешок (в полном смысле слова) с потрохами моторов от V -50 В итоге у меня получилась такая мини “ЯВА”. И пока не появились так называемый скутеры, я и дети ездили на нем под 60 км/ч, с ужасным “треском” ВЫХЛОПА, Причем никто не верил, что это самопал. Но когда появились эти скутеры с выхлопом типа “электробритва”, стало сдыдно пугать собак. и я подсмотрел на раздолбаном глушаке как эти китаезы делают свои глушаки. Они многократно меняют направление потока газа и делают своего рода, каждый раз еще один глушак.
И тогда я выташил из глушака такие- же мочалки, которые на моем дырчике не фига не давали ни какого эфекта . Сделал всего лишь две шайбы с тремя трубочками, как на приведенной картинке - в конце глушака и вставил в конец родного глушака , что от рижских мопедов- и сразу офигел- ТИШИНА. А мочалки почему-то на 50-ти кубовом двухскоростном моторчике с родным гушаком ни чего не давали. Собаки с визгом прятались под заборы.
Пробовал что-то подобное, но в камерах скапливается много касторки. Через небольшое время эксплуатации, особенно если был перерыв, плюется маслом так, что не отмыть модель! Да и помощнику достается добрая доза. В результате я отказался от такой конструкции.
Сегодня закончил сборку модели, за исключением установки аккумулятора.
Масса получилась 3250 г. - многовато, столько весил первый экземпляр Г-22. Планирую позже еще сделать съемные грузики, что-бы сровнять по массе с копией - 3800г.
Центровка пока задняя - 37%, но еще не устанавливал аккум (при взвешивании он был), хотя его будет недостаточно, что-бы сдвинуть центровку вперед на 20 мм. Так что для облета придется догрузить нос.
Осталось все настроить, проверить-перепроверить - и в небо!
Воскресенье
Прямо с утречка вынес модель во двор моделки, привязал через динамометр к воротам и провел несколько замеров тяги с разными винтами. С винтом 12*6 тяга 1600г., с винтом 12*5 - 1700 г., с винтом 11*7 - 1650 г. Для центровки в нос пришлось догрузить 70 г., масса модели - 1320. В результате тяговооруженность получилась около 50%. Как-то не очень…
Со всякими настройками - проверками провозился часов до 2-х. Все вроде-бы готово, решил облетать самолет, хотя и не планировал сегодня. Поставил все на зарядку.
На аэродром приехали около 5 вечера. Ветер 4-5 м/с, под углом 45 град. к полосе. Кроме нас с женой никого - ни гонщиков, ни дельталетчиков, ни парашютистов. Но слепней - тучи, пока собирал самолет - чуть не съели. Проверяю все еще раз, ставлю винт 12*6. Завожу - мотор работает отлично, малый газ. Помню, копия на взлете стремилась влево, поэтому плавно добавляю газ и килем вправо. Модель подняла хвост и начала довольно активный разбег. Стараюсь держать против ветра, но чуствуется стремление уйти влево. Примерно на пол-газа модель отрывается от бетонки, задирает нос и начинает крениться влево. Газ максимум, руль вниз, элероны - выровнял, пошла плавно с набором высоты. Адреналин в голову, правая нога дрожит - кайф! Модель стремится задрать нос - триммирую, но триммера не хватает. Держу рулем, набираю высоту. Делаю разворот - хорошо реагирует на элероны (копия более медленная). Мотор неожиданно глохнет - китайский предатель! Но модель отлично планирует. Пролетаю по ветру, разворачиваю, к полосе подхожу со снижением, метрах в ста от себя. Высота около метра, но садиться не хочет - летит, летит, летит. Долетел до себя, еще метров 50-60 после - только тогда касание. На пробеге взлетка кончилась - скапотировал. Фу, нормально.
Осматриваю модель - все хорошо, только капот малость поцарапал. Мотор, скорее всего, перегрелся. Снимаю левую крышку капота. Слепни продолжают грызть - гады! Дозаправка, запуск и взлет. Теперь сразу полный газ и руль вправо до упора, по мере разгона плавно возвращаю в нейтраль. Летит хорошо, по горизонту легко в пол-газа. Добавляю до 2/3, делаю петлю, бочки влево-вправо - без проблем! Пробую перевернутый полет, иммельман - хорошо получается. На снижении на холостых китаец опять глохнет. Гад! Планирую подальше от себя, разворачиваюсь, снижаюсь, касание, пробег - прямо к ногам. Хорошо, страшно доволен. Слепни, заразы, портят настроение. Спасибо супруге - пока пилотировал она их отгоняла.
Пока не обглодали совсем, решили сделать маленькую фотосессию
В общем, самолет получился очень летучий, довольно шустрый и способный к пилотажу. Разберусь с мотором, стабиком (попробую придавить заднюю кромку), сделаю съемные грузики, обтекатели колес, пилота. Охлаждение двигателя нужно улучшить. Короче, работа есть.
Чот я ни понил… Тяга 1600, вес 1320 => тяговооруженность 50%? Ничо не понимаю! 😦
Маленькая неточность - предыдущий пост - 3250 г + 70 г довесок = 3320.
Да, ошибся - 3320 вес без топлива.
Сергей, поздравляю!
Тилькы повернувсь з круизу на ридну Украину и одразу - дывытись новыны (новости).
Да, за недельку что я колесил, здесь люди уже летают.
Тоже поздравляю с облетом и желаю удачи на соревнованиях.
Поздравляю!
Мягких посадок.
Поздравляю! Мягких посадок.
Спасибо, от всей души, Сергей за интересную и поучительную тему.
Спасибо, коллеги, за добрые слова и оценку!
После облета разобрал модель для проверки и доработки. Стальная часть глушителя потемнела, а патрубок даже посинел - значит температура была около 300 град. Но силиконовое уплотнительное кольцо целое. Нужно серьезно разбиратся с охлаждением, пока буду летать без боковой крышки капота. Грузик для центровки был прикручен прямо к лапкам двигателя. При осмотре один из амортизаторов надорвался сбоку. Грузик выточил новый, закрепил на переднем шпангоуте, амортизатор заменил. Запилил на фюзеляже плоскость прилегания стабилизатора - заднюю кромку опустил на 1 мм. Пока это все изменения, в выходные поеду в Зябровку - проверю результат, да и к соревнованиям надо готовиться - тренировать программу полета.
Вчера (в субботу) весь день шел проливной дождь с грозой. Сегодня с утра солнце и штиль. Отлично, собираемся на полеты в Зябровку. Не доезжая до моделки неожиданно разверзлись хляби небесные
к моделке пришлось швартоваться
Но нас так просто не запугать - на полеты, значит на полеты!
Все и все загружены.
Едем с надеждой, что в Зябровке погода будет лучше - там место удачное, наши деды знали, где строить. Ожидания наши почти оправдались - проливного дождя не было, но периодически шел мелкий дождик.
В ожидании хорошей погоды в перерывах между дождиками тренировались на непромокаемых пенолетах
Валера не выдержал первый, и собрав свой парасоль, не взирая на дождь ушел в тучи
Вскоре ожидания оправдались, погода наладилась. Ветер 1-2 м/с, поперек полосы.
Я то же собрал модель
Раздобыл винт 13*6, поставил его. Капот без боковой крышки для лучшего охлаждения. Взлетел нормально, тримирнул влево элероны (странно) и чуть вниз. Перестановка стабика помогла. Отлетал копийную программу, еще несколько фигур - все нормально, мотор тянет. Захожу на посадку, пытаюсь заглушить мотор (винта жалко) - не глохнет. На посадке скапотировал, концы лопастей маленко покоцал. Вокруг аэродрома ходят тучи, ветер стих совсем. Похоже, опять собирается дождь. Меняю винт, заправляюсь и на взлет - самолет начав разбег клюет носом и глохнет. Винт цел. Странно, осматриваю шасси, проверяю - колеса крутятся легко, стойки не погнуты. Ладно, завожу еще раз - то же самое, модель клюет носом, винт накрылся. Что изменилось с прошлых выходных?.. Ветер стих! Тогда была ветренная погода, а сейчас штиль! Значит, с полным баком не хватает эффективности стабика на взлете. Снимаю капот совсем, опять меняю винт и вперед - модель отлично взлетает. Крениться немного влево - триммер элеронов возвращаю назад. С капотом без крышки получается было несимметричное обтекание - интересный эффект! Еще раз летаю программу и на посадку. Модель отлично села с работающим двигателем, удалось даже развернуться и зарулить на “стоянку”. Значит, центровку можно подвинуть назад - снять грузик.
В прошлое воскресенье продолжал летать на тренере. Сделал 5-6 полетов - модель летит хорошо, пока без капота - предыдущие настройки пошли на пользу. Кроме комплекса попробовал крутануть штопор - хорошо штопорит! На посадке в последнем полете выкатился на край полосы и скапотировал - первым бетонку встретил глушитель. Материал корпуса - аллюминиевый баллончик - не выдержал и лопнул, пришлось делать новый корпус глушителя.
Капот в работе
В принципе, все понятно - капот зашкурил, мотор обмотал пленкой, из пластилина слепил новый элемент капота и отклеил.
Решил на тренере больше без капота не летать и сделать противокапотажный костыль, а то большой расход винтов.
Среди недели вечерком решил облетать копию - вечером тихая погода и гонщиков нет. В среду приехал в Зяброву, не спеша настроил карбюратор - теперь модель стоит на месте с работающим мотором (осенью были проблемы), сделал три полета без капота и пилота - модель отлично летит. В сравнении с тренером более тяжелый и мощный самолет лучше ведет себя на посадке, в остальном очень похож на тренер.
На следующий день еще раз приехал в Зябровку, поставил капот, усадил пилота и вперед. Модель летит хорошо, мотор не греется. Минут через 6 неожиданно самолет стал крутить петли. Пытаюсь выводить - РВ не работает. В общем, словами сложно описать все произошедшее, но заглушив двигатель удалось вывести модель в горизонт на высоте метров 5 по ветру. Разворачиваться не рискнул, решил садиться на полосу. Самолет отлетел достаточно далеко - метров 80. В дополнение ко всему солнце уже было низко и модель летела прямо в том направлении. На посадке, наверное, припечатал самолет (плохо видел) на бетонку, правая стойка разломила крыло.
Препарировал пострадавшую консоль - вполне ремонтопригодна, нужно только силовые нервюры (где стойка шасси крепится) новые сделать, покрепче. Самая большая проблема - где достать пленку под ткань, времени до чемпионата РБ мало осталось.
По электронике скорее всего подвели контакты удлинителя руля высоты - еще не разбирался.
P.S. Не думал, что копия способна на такие выкрутасы - прямо фан-флай
неприятно покоцало… радует, что подлежит восстановлению!! Удачи и тепрения Сергей.!!
Да, жаль. Сочувствую.
А что значит пленка под ткань? Это что, она имитирует текстуру перкали, и при натяжке утюгом не менятся? Честно говоря, не слыхал и не встречал такую.
Киевские копиисты на копиях применяют подкладочную полиэсторовую ткань., (можно посмотреть на выходном кустюме в шкапанере). Она на вид - что-то среднее между очччень тонкой балонью и “газовым” женским платком = - слегка полупрозрачная , немного вроде как растягвается . после приклеики эмалитом- утюгом хорошо натягивантся , потом эмалитом еще натягивается, а после покраски- отлично просматривается меленькая текстура.
Подывысь (посмотри) ось тута:
forum.modelka.com.ua/index.php?showtopic=47139&st=…
Это подробнейшая (в изложения Галущенко) история создания, известным киевским моделистом от бога -Овчинниковым, очередной копии Ньюпора.
Ткань на каркас или Дискомолом или БФ можно попробовать Моментом, когда приклеиваешь к каркасу ткань стараешься уложить ровно без перекосов.
Потом можно развести эмалит до жидкого состояния и через распылитель на ткань.
Можно помочь высохнуть феном, я так все свои тканью тяну. 3-4 слоя эмалита дадут отличную пролаченую поверхность отлично имитирующую пролаченую перкаль
Спасибо, про полиэстер я знаю и хочу попробовать на следующей копии. А Г-22 обтянут пленкой с фактурой ткани. Хороший материал, прочный, фактура не исчезает при натяжке, хорошо красится (есть и готовая разных цветов) и фактура ткани видна после окраски. Встречается с разной фактурой - крупнее и более мелкой - под разный масштаб.
Тут подумал - может и на втором крыле вскрыть обшивку, проверить каркас на предмет трещин?
Тут подумал - может и на втором крыле вскрыть обшивку, проверить каркас на предмет трещин?
Лучше это сделать , что бы не было лишних волнений, удар скорей всего был на 2 стойки, просто та что выломалась приняла на себя первый удар
Лучше это сделать , что бы не было лишних волнений, удар скорей всего был на 2 стойки, просто та что выломалась приняла на себя первый удар
Так и сделаю, спокойнее будет
Подывысь (посмотри) ось тута:
Спасибо, Сергей, я в курсе. С большим интересом слежу за работами украинских моделистов
Сегодня наконец удачно облетал свой г-22.
Прошлой осенью были проблемы со взлетом с травяной площадки, и в этом году перебрал с рулем высоты на взлете. Решил поставить заднее управляемое колесо. Взлетал с асфальта (на траве капотирует). Вес 3300, размах 1.7м, центровка 27%, мотор 0.46, нагрузка около 100г\дм2. В воздухе неспокойный (возможно центровка для него задневата). На посадке использую закрылки, скорость невысокая. Мотора конечно не хватает.
Крсивый самолёт.
Вопрос где эти JXE пропеллеры продают. Местный Китаец в нашем клубе сказал, что это то же что и экспортная версия известных всем Зор пропеллеров www.xoarintl.com
Сегодня наконец удачно облетал свой г-22.
… На посадке использую закрылки, скорость невысокая. Мотора конечно не хватает.
А откуда у Г-22 закрылки, или ты используешь для этого элероны т.е. так называемые “зависающие элероны” или как их сейчас принято называть на забугорный манер - флапероны.
А на счет 0,46 мотора т.е. наших 7 куб. см. - для 3.3 кг- это, конечно, очень мало. Может из-за недостатка тяги, и как следствие малой - скорости полета, а от сюда - необходимости летать на критических углах атаки, аппарат не очень устойчив. Поставь туда десятку т.е. 0,61 класс- убъешь сразу двух зайцев- и тяга возрастет и центровку вперед сдвинешь.
А нагрузка 100 г/кв. дм- это, пожалуй, для гонки в самый раз.