Г-22 спортивный самолёт Грибовского

Щорс

Вчера (в субботу) весь день шел проливной дождь с грозой. Сегодня с утра солнце и штиль. Отлично, собираемся на полеты в Зябровку. Не доезжая до моделки неожиданно разверзлись хляби небесные
к моделке пришлось швартоваться
Но нас так просто не запугать - на полеты, значит на полеты!
Все и все загружены.
Едем с надеждой, что в Зябровке погода будет лучше - там место удачное, наши деды знали, где строить. Ожидания наши почти оправдались - проливного дождя не было, но периодически шел мелкий дождик.

В ожидании хорошей погоды в перерывах между дождиками тренировались на непромокаемых пенолетах

Валера не выдержал первый, и собрав свой парасоль, не взирая на дождь ушел в тучи

Вскоре ожидания оправдались, погода наладилась. Ветер 1-2 м/с, поперек полосы.
Я то же собрал модель
Раздобыл винт 13*6, поставил его. Капот без боковой крышки для лучшего охлаждения. Взлетел нормально, тримирнул влево элероны (странно) и чуть вниз. Перестановка стабика помогла. Отлетал копийную программу, еще несколько фигур - все нормально, мотор тянет. Захожу на посадку, пытаюсь заглушить мотор (винта жалко) - не глохнет. На посадке скапотировал, концы лопастей маленко покоцал. Вокруг аэродрома ходят тучи, ветер стих совсем. Похоже, опять собирается дождь. Меняю винт, заправляюсь и на взлет - самолет начав разбег клюет носом и глохнет. Винт цел. Странно, осматриваю шасси, проверяю - колеса крутятся легко, стойки не погнуты. Ладно, завожу еще раз - то же самое, модель клюет носом, винт накрылся. Что изменилось с прошлых выходных?.. Ветер стих! Тогда была ветренная погода, а сейчас штиль! Значит, с полным баком не хватает эффективности стабика на взлете. Снимаю капот совсем, опять меняю винт и вперед - модель отлично взлетает. Крениться немного влево - триммер элеронов возвращаю назад. С капотом без крышки получается было несимметричное обтекание - интересный эффект! Еще раз летаю программу и на посадку. Модель отлично села с работающим двигателем, удалось даже развернуться и зарулить на “стоянку”. Значит, центровку можно подвинуть назад - снять грузик.

12 days later
Щорс

В прошлое воскресенье продолжал летать на тренере. Сделал 5-6 полетов - модель летит хорошо, пока без капота - предыдущие настройки пошли на пользу. Кроме комплекса попробовал крутануть штопор - хорошо штопорит! На посадке в последнем полете выкатился на край полосы и скапотировал - первым бетонку встретил глушитель. Материал корпуса - аллюминиевый баллончик - не выдержал и лопнул, пришлось делать новый корпус глушителя.

Капот в работе

В принципе, все понятно - капот зашкурил, мотор обмотал пленкой, из пластилина слепил новый элемент капота и отклеил.
Решил на тренере больше без капота не летать и сделать противокапотажный костыль, а то большой расход винтов.
Среди недели вечерком решил облетать копию - вечером тихая погода и гонщиков нет. В среду приехал в Зяброву, не спеша настроил карбюратор - теперь модель стоит на месте с работающим мотором (осенью были проблемы), сделал три полета без капота и пилота - модель отлично летит. В сравнении с тренером более тяжелый и мощный самолет лучше ведет себя на посадке, в остальном очень похож на тренер.
На следующий день еще раз приехал в Зябровку, поставил капот, усадил пилота и вперед. Модель летит хорошо, мотор не греется. Минут через 6 неожиданно самолет стал крутить петли. Пытаюсь выводить - РВ не работает. В общем, словами сложно описать все произошедшее, но заглушив двигатель удалось вывести модель в горизонт на высоте метров 5 по ветру. Разворачиваться не рискнул, решил садиться на полосу. Самолет отлетел достаточно далеко - метров 80. В дополнение ко всему солнце уже было низко и модель летела прямо в том направлении. На посадке, наверное, припечатал самолет (плохо видел) на бетонку, правая стойка разломила крыло.

Препарировал пострадавшую консоль - вполне ремонтопригодна, нужно только силовые нервюры (где стойка шасси крепится) новые сделать, покрепче. Самая большая проблема - где достать пленку под ткань, времени до чемпионата РБ мало осталось.
По электронике скорее всего подвели контакты удлинителя руля высоты - еще не разбирался.
P.S. Не думал, что копия способна на такие выкрутасы - прямо фан-флай

Neon_Runner

неприятно покоцало… радует, что подлежит восстановлению!! Удачи и тепрения Сергей.!!

sergey56gr

Да, жаль. Сочувствую.
А что значит пленка под ткань? Это что, она имитирует текстуру перкали, и при натяжке утюгом не менятся? Честно говоря, не слыхал и не встречал такую.
Киевские копиисты на копиях применяют подкладочную полиэсторовую ткань., (можно посмотреть на выходном кустюме в шкапанере). Она на вид - что-то среднее между очччень тонкой балонью и “газовым” женским платком = - слегка полупрозрачная , немного вроде как растягвается . после приклеики эмалитом- утюгом хорошо натягивантся , потом эмалитом еще натягивается, а после покраски- отлично просматривается меленькая текстура.
Подывысь (посмотри) ось тута:
forum.modelka.com.ua/index.php?showtopic=47139&st=…
Это подробнейшая (в изложения Галущенко) история создания, известным киевским моделистом от бога -Овчинниковым, очередной копии Ньюпора.

Алекс71

Ткань на каркас или Дискомолом или БФ можно попробовать Моментом, когда приклеиваешь к каркасу ткань стараешься уложить ровно без перекосов.
Потом можно развести эмалит до жидкого состояния и через распылитель на ткань.
Можно помочь высохнуть феном, я так все свои тканью тяну. 3-4 слоя эмалита дадут отличную пролаченую поверхность отлично имитирующую пролаченую перкаль

Щорс

Спасибо, про полиэстер я знаю и хочу попробовать на следующей копии. А Г-22 обтянут пленкой с фактурой ткани. Хороший материал, прочный, фактура не исчезает при натяжке, хорошо красится (есть и готовая разных цветов) и фактура ткани видна после окраски. Встречается с разной фактурой - крупнее и более мелкой - под разный масштаб.
Тут подумал - может и на втором крыле вскрыть обшивку, проверить каркас на предмет трещин?

Алекс71
Щорс:

Тут подумал - может и на втором крыле вскрыть обшивку, проверить каркас на предмет трещин?

Лучше это сделать , что бы не было лишних волнений, удар скорей всего был на 2 стойки, просто та что выломалась приняла на себя первый удар

Щорс
Алекс71:

Лучше это сделать , что бы не было лишних волнений, удар скорей всего был на 2 стойки, просто та что выломалась приняла на себя первый удар

Так и сделаю, спокойнее будет

sergey56gr:

Подывысь (посмотри) ось тута:

Спасибо, Сергей, я в курсе. С большим интересом слежу за работами украинских моделистов

Сергей_Колард

Сегодня наконец удачно облетал свой г-22.

Прошлой осенью были проблемы со взлетом с травяной площадки, и в этом году перебрал с рулем высоты на взлете. Решил поставить заднее управляемое колесо. Взлетал с асфальта (на траве капотирует). Вес 3300, размах 1.7м, центровка 27%, мотор 0.46, нагрузка около 100г\дм2. В воздухе неспокойный (возможно центровка для него задневата). На посадке использую закрылки, скорость невысокая. Мотора конечно не хватает.

spyder3

Крсивый самолёт.
Вопрос где эти JXE пропеллеры продают. Местный Китаец в нашем клубе сказал, что это то же что и экспортная версия известных всем Зор пропеллеров www.xoarintl.com

sergey56gr
Сергей_Колард:

Сегодня наконец удачно облетал свой г-22.

… На посадке использую закрылки, скорость невысокая. Мотора конечно не хватает.

А откуда у Г-22 закрылки, или ты используешь для этого элероны т.е. так называемые “зависающие элероны” или как их сейчас принято называть на забугорный манер - флапероны.
А на счет 0,46 мотора т.е. наших 7 куб. см. - для 3.3 кг- это, конечно, очень мало. Может из-за недостатка тяги, и как следствие малой - скорости полета, а от сюда - необходимости летать на критических углах атаки, аппарат не очень устойчив. Поставь туда десятку т.е. 0,61 класс- убъешь сразу двух зайцев- и тяга возрастет и центровку вперед сдвинешь.
А нагрузка 100 г/кв. дм- это, пожалуй, для гонки в самый раз.

Сергей_Колард
spyder3:

Вопрос где эти JXE пропеллеры продают.

Узнаю у продавца - напишу.

sergey56gr:

А откуда у Г-22 закрылки

Я вырезал именно закрылки уже после сборки самолета. И не жалею. Прошлым летом у меня был печальный опыт с перегруженной для таких размеров Сиаи Марчетти. Я делал этот самолет как усложненный вариант тренера, без претензий на копийность.

sergey56gr:

Поставь туда десятку

А вот это хорошая идея.

Щорс
Сергей_Колард:

Вес 3300, размах 1.7м, центровка 27%, мотор 0.46, нагрузка около 100г\дм2.

Сергей, а ты не ошибся в расчетах? У меня копия 3800г., размах 1900 (чуть больше твоего) - нагрузка 82 г/дм2. Тренер 3300 при тех-же размерах - нагрузку не считал, но летит легко с мотором 8,5 куб, взлетает в 2/3 газа. С центровкой пришлось повозиться, пока подобрал комфортную для себя - получилась 30-32%. Обе модели довольно устойчивы, с брошенными ручками могут ровно лететь. И в то-же время крутят пилотаж. У тебя, думаю, вопрос с углами установки стабика и двигателя. Мне пришлось на обеих моделях стабилизатор ставить примерно +1 град., двигатель вниз 3-4 град. - тогда все полетело как надо. А мотор помощнее будет кстати
Сегодня внимательно осмотрел левое (целое) крыло - увидел трещины в коренной нервюре

Вскрыл аккуратно обшивку - все остальное цело, это хорошо, но усилить надо.

Изготовил сегодня все силовые элементы из березовой фанеры 2 мм. (старые запасы)
Слева - старые нервюра и носик. Нервюру склеил из кусочков и использовал как шаблон. В центре - новые усиленные нервюры для правого крыла, справа - детали для усиления левого крыла. Можно начинать сборку.
Склееные нервюры и дюралевый пенал стойки шасси

Сергей_Колард
Щорс:

Сергей, а ты не ошибся в расчетах?

Ошибся, нагрузка 90г\дм2. Сегодня еще отлетал насколько раз, настроил экспоненты, расходы - вихляния прекратились. Фигуры выполняет, но ооочень грузно. Зато на посадке - просто песня. Доволен самолетом безмерно. Это третий заход его испытаний, предыдущие заканчивались ремонтом.

Щорс:

У тебя, думаю, вопрос с углами установки стабика и двигателя.

У меня крыло +1 градус. Двигатель ровно, судя по положению триммеров РВ можно его чуть опустить, так что все сходится.

Щорс

Вчера заклеил силовые нервюры и пенал для трубы, сегодня соединил обе части крыла в единое целое
Фюзеляж использовал как стапель для сборки.
Еще пол-мешка щепок приклеить на место - и готово! 😁
Вот где пленки быстро достать?

Сергей_Колард

Сегодня продолжил облет. Как-то не удачно в плане погоды получилось, на видео видно как модель подбрасывает на проходах, в результате добавил режим “для ветреной погоды”, сделал еще меньше расходы РВ.

www.youtube.com/watch?v=3LVN4KK_XlA

На следующих выходных продолжу.

Щорс

Сергей, выложи видео без музыки, хочу мотор послушать - есть одна мыслишка…

vit-j

А ЦТ не задневатый? Что то по видео похоже. Отсюда пухнет на посадке.

Щорс
vit-j:

А ЦТ не задневатый? Что то по видео похоже. Отсюда пухнет на посадке

Крыло у Г-22 с толстым несущим профилем - отсюда большая подъемная сила. При “даче газа” модель может вспухать. У меня РВ замикширован с газом. То-же происходит на посадке при порывистом ветре. Сергей сообщал, что ЦТ 27% - это нормально для такого крыла, хотя перепроверить не помешает.

Сергей_Колард
Щорс:

У меня РВ замикширован с газом.

Вот это и мне надо сделать. Сегодня целый день голову ломаю, как настроить полет. С центровкой если и ошибаюсь, то на пару процентов, перемерял с нынешней развесовкой.

Щорс:

Крыло у Г-22 с толстым несущим профилем - отсюда большая подъемная сила.

Может закрылки в порывистый ветер противопоказаны? Я ими вообще впервые пользуюсь, в штиль-то они меня порадовали конечно.

И с расходами не понятно: если рассуждать логически, на взлете и посадке их надо побольше (обдув меньше), но на практике, на второй модели приходится зажимать РВ на посадке, иначе точно работать рулем не получается. Это не чревато?

Видео:

www.youtube.com/watch?v=NVejEVXfyEs

Щорс
Сергей_Колард:

если рассуждать логически, на взлете и посадке их надо побольше

Это-ж не гонка, хватит и обычного (для полета) расхода.