Як-1Б - долгострой в масштабе 1:8
Еще один этап строительства, очень важный для меня. Когда затевал этот проект, очень хотелось сделать нормальные шасси. Я понимаю - масштаб не совсем располагает, но как то “по религиозным соображениям” не нравится смотреть на вроде бы сделанные с душой аппараты, но на стандартных проволочных “костылях”.
В связи с отсутствием дома хотя бы стационарного рабочего места, не говоря уже о каком либо паршивеньком станочке, вопрос о самодельном механизме ретракта отпал (а может и зря), правда не сразу, были сомнения. Сам механизм – стандартный механический, Пилотажевский, соответствующего типа -размера. Ну а на сами стойки шасси пустил все, что дома накопал. Предвосхищая Ваши возможные вопросы и сомнения о прочности получившейся конструкции, могу заверить, что вышло довольно прочно и ремонтопригодно. Материал - латунные и стальные трубки, набор пружин для отработки различной нагрузки. Латунные трубки в зависимости от места использования имеют 2-ю или 3-ю толщину. Помимо этого в конструкции имеется усиление в виде сдвоенной стальной проволоки (велосипедная спица), являющейся вдобавок и формообразующей для нижней части стойки. Ну а обвес - бутафория - любимый пластик. Пластик использовал прочный, вязкий, не хрупкий от крышки короба Legrand. Стойки старался делать по возможности копийно, отдавая, кое где предпочтение технологичности. Одна из нерешенных пока звдвч - протектор на колесах, без него как то не очень смотрится. Но на микропоре нарезать не полкчается.
С хвостовым колесом немного схалтурил. Дело в том, что у Як - 1Б тех серий, к которым относится мой прототип, хвостовое колесо по всем описаниям было уже убирающимся, но на чертеже и на прототипе с которого эти чертежи делались (самолет Еремина в Саратове) - задняя стойка стоит мертво. Оставим это на совести “реставраторов от авиации” и моей, ну уж очень не хотелось в этом проекте заморачиваться еще и ретрактом для “костыля”. Задняя стойка получилась так же с пружинной амартизацией и управляемая, через предохранитель от руля поворота.
Конструкцию увидите в следующих постах, когда доберусь до описания “системы управления”.
Вес ретрактов в сборе почти 130 грамм, но искусство требует жертв.
Небольшая серия иллюстраций:
P.S. К стати на Саратовском экземпляре, почему то стоят зализы от Як -1М или Як-3. На Як-1Б в том числе и Еремина был один круглый воздуха заборник в левом крыле а не два эллипсоидных как в последних модификациях.
Могу заверить, что вышло довольно прочно и ремонтопригодно. Материал - латунные и стальные трубки,.
Юра, всё таки чем паяли шасси, твёрдым припоем или оловом?
А с трубками у Вас замечательно получилось! Я к подобной конструкции тоже присматриваюсь. Хорошие “телескопы” можно найти в складывающихся зонтах
(здесь после зимних гроз с ветрами валяются под ногами на любой вкус:))
Ну и ещё раз -прекрасная модель!
Юра, всё таки чем паяли шасси, твёрдым припоем или …
Или… 😦. Понимаю Ваш вопрос. Сам долго думал над этим и уже получал аналогичные вопросы и комментарии от друзей. Могу оправдаться только тем, что конструкция продумывалась так, что бы нагрузка в местах пайки работала в основном на “сдвиг”, с всевозможным увеличением площади паяных соединений. Стальной каркас зажат между двумя трубками (на одном из фото видно деревянная заглушка для примерки - вместо нее вставлена еще латунная трубка). Во внешних делался узкий пропил, по всей длине которого тщательно проводилась пайка с последующей обработкой. Посмотрим, что из этого получится. До пайки серебром пока морально и физически не дорос.😦 Соответствующее оборудование пока только в планах.
Интересно (как стендовик - стендовику 😉) - какой вариант оформления выбрали?
На скейле статья интересная, правда, о Як-3, но мысли о цвете и сам подход - правильные - scalemodels.ru/…/article_storyid_2096.html
Если еще не надоел, продолжу.
Я уже говорил, что данный проект для меня стал в прямом смысле учебным. В процессе его воплощения наступил, наверное, на все возможные грабли. Некоторые мои оплошности удалось исправить, некоторые так и остались. Но зато теперь очень надеюсь, мой лоб будет меня своевременно предупреждать при повторении пройденного на своем опыте. Ну а что еще не прошел – надеюсь еще пройти. Одни из основных моих переделок в процессе проекта связаны с системой управления. Не послушал умных людей, понаставил качалок и для элеронов и для щитков. Управление элеронами к счастью поменял еще до зашивки крыла, а вот “лоботомию” с посадочными щитками проводил уже на отгрунтованной модели. Щитки вообще пришлось переделывать, уж больно хлипкими оказались первоначальные. Планируя примерную центровку в пределах 25%, расположил машинки управления рулями высоты и поворота за кабиной пилота. Потом выяснилось, умные люди мозги вправили, что для аппаратов подобной схемы лучше всего иметь для первых стартов процентов 15. Вот и началось перетаскивание по живому боудены и машинки максимально вперед. Теперь думать буду заранее.
Парк рулевых машинок так же претерпел изменение в процессе постройки.
Сейчас :
Ретракты - специализированная ретрактная HS-75BB
Элероны, руль высоты и руль поворота - цифровые POWER HD HD-1810MG
(стоявшие ранее на элеронах Dlue Arrow пришлось выкинуть – шумели почти без нагрузки и ноль на одной так и не встал)
Щитки - HS-55MG
С ретрактной машинкой то же вышел конфуз, не изучив соответствующую литературу, прикупил на радостях замедлитель, потом только выяснил , что с ней он не работает. Так и схлопываются сейчас шасси на раз-два-три.
Небольшой фотоотчет, с общими видами готового каркаса:
С хвостовым колесом немного схалтурил. Дело в том, что у Як - 1Б тех серий, к которым относится мой прототип, хвостовое колесо по всем описаниям было уже убирающимся, но на чертеже и на прототипе с которого эти чертежи делались (самолет Еремина в Саратове) - задняя стойка стоит мертво.
Истребители Яковлева тех лет имели пневматическую уборку шасси. Из-за некачественной сборки, некачественных комплектующих и т.д. хвостовое шасси то складывалось самопроизвольно на взлете или посадке, то “выпадало” в полете. Поэтому частенько механики контрили “костыль” в выпущенном положении.
Так что никакой халтуры нет. Всё просто отлично.
А каким образом была сделана имитация обшивки самолета?) Отличная копия!)
Собственно тут дело уже как раз и дошло до обшивки.
Попробую скомпоновать отчет плотнее, хотя предлагаемая в этом топике ретроспектива работ затрагивает не малый отрезок времени. Я думаю месяца 3 по 1.5 -2 часа в день практически без выходных. Удовольствие надо растягивать.😃
Обшивка делалась из бальсового шпона различной толщины, фюзеляж 1,5 мм крыло и хвостовое оперение 1 мм. Сейчас бы делал крыло тоже из полутора миллиметрового шпона так как после обтяжке микалентой на эмалите он слегка “просел” между нервюрами. . Обшивка фюзеляжа выполнялась листами, по размерам реальных панелей обшивки. Стрингера и шпангоуты при проектировании выставлялись так, что бы стыки панелей попадали на них. Панели простой кривизны клеились на ЦА без предварительной обработки. Для сложной формы искались подходящие “балваны”. Обычно это были пластиковые бутылки от минеральной воды. Подготовленная панель , или часть панели мочилась обычной водой и постепенно приматывалась малярным скотчем на поверхность наиболее подходящей кривизны. В некотором случае необходимы надрезы. Тут главное не торопиться. После высыхания производилась окончательная подгонка по месту и приклеивание. Клеил медленным ЦА. Фиксируя панели тем же скотчем и булавками. С крылом почти такая же ситуация. Сначала обрабатывал переднюю часть крыла до лонжерона. На подготовленную панель по оси наибольшего изгиба наклеивается малярный скотч, при необходимости пластина мочится, затем постепенно клеится от передней кромки до лонжерона, фиксируясь булавками и скотчем. Для покрытия больших площадей крыла панели сначала склеиваются из нескольких листов бвльсы с учетом направления волокон, затем клеятся по месту. Важно помнить, что поверхность панелей должны быть максимально обработана до их наклеивания на “скелет”. После допускается небольшое “сглаживание” мелких огрехов, в противном случае в погоне за идеальной поверхностью, при толщине 1мм Вы рискуете дошкуриться до дыр, совсем этого не замечая. Я дошкурился пару раз. 😦 Потом долго и нудно выводил шпатлевкой нагоняя вес. Благо шпатлевка для бальсы легкая.
В результате получилась обшивка с готовым настоящим раскроем. “Металлическую” ее часть обклеивал тонким стеклом на смоле Larit с голубым отвердителем (понравилось, очень удобно и качественно), “деревянную” – микалентной бумагой. Обтяжка “стеклом” производилась последовательно по тем же панелям, предварительно маскируя окружающую обшивку скотчем. После высыхания лишняя ткань отрезалась по линии раскроя и снималась вместе со скотчем.
Ну а все остальное не требует комментариев и видно на фото.
Юрий, поздравляю!
Изумительно красиво!
Можно капельку дёгтя?
Спасибо за разрешение…
Рекомендую Вам НЕ использовать на закрылках “HS-56MG”. КАТЕГОРИЧЕСКИ! Особенно, в сочетании с полиэтиленовой качалкой.
Поверьте моему опыту и наблюдениям за муками собратьев по хобби.
Поясню: усилия в 1,1-1,2 кг - весьма недостаточно для использования посадочного режима закрылков. Даже если машинка выдержит и не “выгорит” при выпуске закрылков на посадке на 50-60 градусов, то (скорее всего) “срежется” качалка…
Я бы Вам скромно рекомендовал - машинку на 3,5-5 кг…
И, ОБЯЗАТЕЛЬНО, с карбонитовой качалкой.
Всё вышеизложенное - моё личное мнение. Не претендующее на исключительность и обязательное следование.
Спасибо!
P.S. Кстати: какой аппаратурой пользуетесь? Кое-какая (типа JR-9), позволяет программно выставить замедление работы сервоприводов на передатчике…
Юрий, поздравляю!
…Можно капельку дёгтя?..
Не только можно но иногда просто нужно. Спасибо , что заметили.
Тут опечаточка вышла. Машинка HS-85MG, ну а качалка действительно хоть и не пилотажевская а родная, но полиэтиленовая.
Юра, похоже на то, что у Вас на закрылках - именно 85МГ. У нее усилие - около 3 кг при 6 вольтах питания. При 4,8 (а BEC Вашего регулятора больше 5 Вольт - не выдаст) - 2,6 кг.
Думаю, что для планируемого веса самолёта - будет не совсем достаточно. Либо - на самом “краешке”.
Но, качалку - я бы поменял в первую очередь…
Вопрос: Кстати: какой аппаратурой пользуетесь? - в силе…
…похоже на то, что у Вас на закрылках - именно 85МГ. …Вопрос: Кстати: какой аппаратурой пользуетесь? - в силе…
Именно 85МГ. Знак вопроса в предидущем посте вместо запятой попал. Качалку попробую заменить.
Аппаратура у меня пока Санва VG 6000. К следующему лету собираюсь менять.
Юрий, спасибо за внимание.
Бог Вам в помощь!
Увы, Санва - ни 6000, ни 8000 - не позволяют замедлить сервы…
Сорри за ОФФТОП… Рекомендую JR-9 (или 9303): весьма дружелюбный интерфейс.Судя по анонсам, “Аврора-9” от “Хайтек” - тоже весьма солидная аппа.
Если Вы склоняетесь к копиям - желательно иметь 7 и более каналов.
Буду внимателен к Вашей теме.
Если буду полезен - помогу, хотя бы советом.
Ещё раз - спасибо!
Продолжая описание конструкции, хотелось бы сказать о ее композитных деталях.
Их мало но они есть. Это кок винта, винт и водарадиатор. Приступал к их изготовлению с большой опаской и неохотой.
Последний раз работал с эпоксидкой и смолой в далеком 1980 году. Стекла было много “приличной” толщины, отжигали его в муфельной печи, в углу авиамодельного кружка стояла бочка со смолой и рядом поменьше с отвердителем, помню черный был. Все это возил в Кубинку с завода в Старой Русе на Ан-12 наш руководитель кружка, по совмещению капитан ВВС техник этого же Ан-12. Ну что то воспоминания от этой работы особо положительных эмоций не навивали. Тут еще в интернете начитался …
Ну попробовал. Понаступал опять как положено на грабли, которые умные люди уже давно описали, получил свой кое какой опыт. Кок с третьего раза вышел, радиатор со второго, ну а винт уже с первого более менее . С современной химией работать понравилось.
представленная работа впечатляет.
впрочем, впечатляет - мало сказано, она просто ошеломляет.
очень кстати оказалось фото выполнения зализа крыла, и остального, понемногу.
спасибо.
Изумительно красиво!Видя вашу модель всё больше понимашь что к этому надо стремиться.Фото и описание великолепны.спасибо.
ни 6000, ни 8000 - не позволяют замедлить сервы…
Замедлитель каналов (закрылки, шасси)
Цена вопроса 10 уе с пересылкой. Получается бюджетнее, чем девятка JR (хотя от неё тоже-бы не отказался)
unitedhobbies.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Замедлитель каналов (закрылки, шасси)
Цена вопроса 10 уе с пересылкой…
Да замедлитель то как раз есть, только с этой ретрактной сервой он не работакт (или серва с ним). Насколько я понял из прочитанного - по определению.😦
А машинку менять на обычную не хочу, все уже как бы настроено и по нагрузке все удовлетваряет.
За ссылку спасибо.
В завершении ретроспективы немножко о деталировке кабины пилота. Тут комментировать наверное ничего не буду. Реализуя степень деталировки, каждый волен поступать в меру своей испорченности и уровня запущенности “болезни”. Главное - желание и любовь к авиации и ее истории. Если в процессе просмотра темы появились какие либо вопросы или замечания рад буду Вас выслушать.
С уважением Юрий Кузнецов
P.S. Отчет об окончательной покраске модели и ее и облете будет представлен немного позже, после завершения проекта.
Бальзовый интерьер наверное ничего не весит. А как его красить, чтоб ровно краска легла, если не секрет?😃. Удивительный самолёт! 6+