Пе-8 1:12 электро размах 3,26м.
Нет, самопроизвольной раскачки нет, если ручки отпустить, то пойдёт, как по рельсам.
Другое дело, что имея довольно фиговое зрение (особенно, когда нет яркого солнечного света), от себя стараюсь далеко не улетать, да и скорость у самолёта приличная. Вот и получается, что длинных, ровных участков ни в одном полёте почти нет - сплошные кренделя и виражи. Поэтому и может показаться, что самолёт болтает.
Ну, и руки-крюки, само собой… 😃 Я же не мастер спорта. 😃
…
Есть интересная мысль: с помощью этого нового инструмента померять как максимальную горизонтальную скорость, так и минимальную эволютивную.
Вангую: максимальная вряд ли будет больше, чем 110км/ч, а минимальная эволютивная что-то около 45…50км/ч. Минимальная посадочная, скорее всего, – 38…40км/ч.
Что ж, осталось только проверить. …
жпс измеряет путевую скорость.
надо вносить поправки на ветер
втыкал авторегистратор с жпс - потом интересно было посмотреть “расшифровки”
75-летию исторического полёта Пе-8 в Америку с Молотовым на борту посвящается…
А ведь действительно, ровно 75 лет назад, в мае-июне 1942-го, это и случилось: topwar.ru/116243-k-75-letiyu-poleta-v-ameriku-i-ob…
Работы по модернизации моего Пе-8 идут своим чередом.
В прошлом году у меня родилась идея «анимировать» кабину пилотов:
Немного не хватает движухи в кабине. Понятное дело, что заставить двигаться стрелки на шкалах приборов я не могу, но вот статичность штурвала в кадре неестественна. Вот бы к нему руки приделать и завести на него пару маленьких сервочек, запараллелив их с сервами элеронов и Р.В! Двигаешь рулями, а в кабине тоже движуха идёт: руки штурвал держуть, туды-сюды его шуруют. Было бы прикольно…
Вот, что получилось:
Для начала пришлось поколдовать с приводами самого штурвала. Вернее, даже не с приводами, а с самим штурвалом. Ведь до этого он просто стоял «в дырке», приклеенный «к палке»:
А тут-то надо, чтобы он не только качался вперёд/назад, но и поворачивался вправо/влево. Да-да, именно поворачивался! Это только на истребителях РУС (ручка управления самолётом) качается вправо/влево. А на Пе-8 – штурвал, который именно поворачивается, как руль у машины.
Пришлось изрядно попыхтеть над его конструкцией.
Для стойки приспособил латунную 4мм трубочку:
Штурвал взял старый, спаянный из медной проволоки, но дополнил его осью вращения (из той же медной проволоки), на которой нарезал резьбу М2:
Готовая стойка в сборе на постаменте:
чтобы 2мм ось штурвала не люфтила в трубочке (внутр. диаметр около 3,5мм), на ось была одета термоусадка, увеличившая диаметр оси.
Приводы – небольшие (Б.У.) сервы.
Они будут запараллелены с основными сервами (в одном из приёмников). А может быть, для них будет задействован отдельный приёмник, чтобы не трогать основные каналы управления. Но в любом случае, штурвал и руки «авто-пилота» будут двигаться синхронно с отклонениями рулей: штурвал на себя – Р.В вверх, штурвал от себя – Р.В вниз; штурвал влево – крен влево, штурвал вправо – крен вправо. Реализьм, так его растак!
Целиком всего пилота делать не требуется: достаточно сделать только руки, держащие штурвал.
Рукава сочинил из тряпочки-салфетки (для протирания очков). Цвет был не совсем тот, что надо, поэтому пришлось купить копеечные детские фломастеры, и покрасить салфетку коричневым цветом:
Ориентировался на эту картинку:
Кусочки салфетки 30х40мм скрутил в трубочки, склеил внахлёст (3мм) моментом. Получились два рукава. Внутрь каждого вставил тонкий (4…5мм) кусочек изолона, чтобы рукава держали форму, а для крепления их к штурвалу и к опорной стойке в каждый пропустил кусочек провода:
Кончики проводов зачистил, скрутил и обмотал их вокруг баранки штурвала, и зафиксировал их каплями момента:
Из кусочков той же салфетки соорудил краги, приклеил их поверх рукавов. Сделал их чуть потемнее, чем сами рукава.
Кисти рук – довольно сложный элемент. Ничего умнее, как слепить их из пластилина, я не смог придумать:
Вид сзади – стойка-«рукодержатель» и серва поворота камеры:
В прошлый раз отметил одну интересную особенность: если с кабины пилотов снять остекление, оставив один переплёт, то шум набегающего потока забивает микрофон камеры, и звук от динамиков звукового модуля плохо различим на записи этой камеры. Летать же и снимать камерой из кабины через бутылочное остекление тоже «не айс» - плохо видно то, что за бортом (бутылка это всё-таки не стекло). Хотя и хорошо слышен звук.
Для исправления этой беды решил попробовать такой метод: установить в кабине пилотов, в непосредственной близости от камеры, небольшой динамик, подключённый в параллель к основным динамикам звукового модуля. Вот такусенький:
Понятное дело, подключён он не напрямую, а через гасящий резистор, который существенно ограничивает подводимую к нему мощность. Что-то около 50….70мВт. При том, что на основные динамики идёт что-то около 5Вт на каждый (в сумме 4х5=20Вт номинальной мощности).
Закрепил его в единственном подходящем для этого месте: в полу кабины, за камерой, просто приклеив его на «момент»:
Вот как выглядит вся эта сборка, установленная на самолёт:
Ну, и до кучи, коротенькое видео работы «автопилота» 😃:
…
Приводы – небольшие (Б.У.) сервы.
Они будут запараллелены с основными сервами …
у меня неоднократно бывало, что сдохшая серва коротила и убивала управление полностью.
реагировать на передатчик модель начинала только после выдергивания мертвой сервы из приемника.
Денис,я тут с пьяну чуть шуганулся от энергичных рук на видео)))А вооще,блин классно!Надож как всё реально и на пене!Ты больше не пугай людей летающими руками!!!😁😁
у меня неоднократно бывало, что сдохшая серва коротила и убивала управление полностью.
Вот-вот! Подобных казусов и опасаюсь… Хотя именно ТАКОГО у меня и не было.
Было другое: пару раз сажал на один канал 4 сервы (оба раза были бипланы: 4 элерона=4 сервы). Так все четыре при малейшем движении стиком как-будто сходили с ума: начинали хаотично шарахаться в разные стороны. Короче, жили своей жизнью. При отключении одной (любой) сервы ситуация улучшалась, но не 100%-но. И лишь только, когда оставлял на канале не более, чем 2 сервы, всё работало, как надо. С тех пор более двух серв на канал не подключаю. Во избежание, так сказать.
А на Пе-8 на каждом канале - уже по 2 сервы. Поэтому поставлю отдельный приёмыш на “автопилота”, благо ещё один в запасе имеется. На него можно будет и шасси завести (шасси тоже обновлю - поставлю, наконец-то, нормальные ретракты).
Историческая :)справка: В самом начале жизни Пе-8 (в 2011 году) уборку/выпуск шасси пришлось заводить на отдельный приёмник - иначе при работе рулями в канал шасси шли паразитные помехи, что выражалось в самопроизвольных и хаотичных попытках самолёта выпустить/убрать шасси. Видать, длинные провода от приёмников до сервоприводов в этом деле сыграли не последнюю роль…
Продолжаем работу над большой модернизацией Пе-8.
В прошлый раз я не смог сделать видео про работу камеры в кабине (не получилось). Теперь это можно посмотреть, снимал в эти выходные:
Понятное дело, пока на земле, у гаража. Кажется, неплохо получилось – элементы крепления рук в кадр не попадают. Правда, кисти рук у «автопилота» как-то немного неестественно вывернуты, надо подправить.
Управление «автопилотом» окончательно завёл на основные каналы управления самолётом. Через дополнительный приёмник (он завязан только на руки пилота), дабы не рисковать. Приёмыш этот запитал в параллель с приёмником №3, который управляет второстепенными функциями: работа створок бомболюка, сброс нагрузки с подкрыльевого пилона, повороты нижней камеры и камеры в кабине. Теперь туда же добавил и выпуск/уборку шасси. Всем этим добром «рулит» бортинженер со второго пульта.
То есть на данный момент в отсеке управления Пе-8 прижились уже 4 приёмника:
№1 и №2 – основные, это: крен, тангаж, газ и Р.Н. (1,2,3 и 4 каналы) – от основного пульта
№3 – от второго пульта: шасси, камера в кабине, бомболюк, нижняя камера, бомбосбрасыватель под крылом (1,2,3,4 и 5 каналы)
№4 – руки «автопилота» (крен, тангаж), 1 и 2 каналы – от основного пульта.
Вторым номером модернизации идёт замена (наконец-то!) стоек шасси и ретрактов. Увы, увы: тема шасси – самая больная тема во всём проекте Пе-8. Но это было понятно ещё изначально, когда он только строился. Не было опыта в этой области, не было ретрактов – пришлось делать их самому, на коленке. Понятное дело, нормально получиться не могло. Оно и не получилось – проработали они недолго, постоянно выходили из строя – приходилось чинить, а потом и вовсе основные стойки пришлось зафиксировать в выпущенном состоянии. Короче, назрело…
Последний взгляд на то, что было изначально (в его нынешнем состоянии):
Итак, поехали!
Готовим «хирургические инструменты»:
Для начала просто срезал под корень всё старое «железо»:
Сделал из 10мм фанеры площадки:
Здесь надо сделать некоторое техническое пояснение. Выбранные ретракты
(как впрочем, и многие подобные им) имеют один поворотный «палец», и если бы стойки шасси были «истребительного» типа, то есть одностоечные (как у Як-9, Ла-5, ФВ-190, Ме-109, Зеро и проч.), то особых проблем бы не было – просто вынимаем поворотный штифт («палец») и вместо него ставим нашу стойку, с таким же посадочным диаметром (10мм).
Но вот незадача: на Пе-8 стойки шасси сдвоенные:
Как, впрочем, и у Ил-2, Ил-4, Пе-2.
Отсюда сложность - надо как-то «впрячь в одну телегу коня и трепетную лань»: с одной стороны - ретракт с расположенным строго по центру рабочим «пальцем» и с другой – две стойки с колесом между ними. Плюс к этому ось вращения стоек должна быть ниже опорных площадок аж на 100мм.
Родилась такая идея:
-
Ретракты должны крепиться не к опорным площадкам, как я, к примеру, делал на «Раме» (ФВ-189):
а сидеть на неких постаментах, находясь как бы в «приподнятом состоянии». На 100мм. То есть, надо делать некую, достаточно жёсткую конструкцию. -
И к этой же конструкции надо крепить основные стойки шасси. А «палец» ретракта использовать не как опорную конструкцию, а только как привод. Сложность здесь заключается в том, что надо так угадать расположение осей вращения стоек, чтобы они совпали с осью вращения в ретракте. Именно «осей», т.к. их две – слева и справа от тела ретракта, по одной на стойку.
-
Для передачи усилия от «пальца» к основным стойкам необходимо сочинить некий переходник. Сложность здесь заключается в том, что рабочий «палец» ретракта не находится на одной линии со стойками.
Много слов, ближе к делу…. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Начинаем!
Так как конструкция была довольно «заковыристая», то сначала решил сделать некое подобие, то есть, рабочий макет.
Сочинил из простых и подручных материалов (потолочка и деревяшки) вот такую хреновину:
Макет был сделан, чтобы «в реале» прикинуть, как вся эта конструкция встаёт по месту.
Примеряем:
На макет постамента был установлен и сам ретракт. С целью уже не просто посмотреть «как оно встаёт на место», но и попробовать смоделировать работу всего агрегата.
Ура, заработало!
Теперь дело за воплощением в металле…
Продолжение следует.
Использовать ретрак в кинематике ломающегося подкоса не пробовали? На Пе-2 и Ил-2 помнится делали. (не уверен, что именно этот тип ретрака был)
Штатная кинематика будет легче, прочнее и жёще.
Если у вас есть станки, то не проще ли сделать копийные стойки, но уже на чистовую?
Тут странный гибрид будет, я уверен, что менее надежный, чем нормальная конструкция.
В чем основная засада в изготовлении штатных стоек? Ведь уровень рук виден, он более чем достаточно для реализации.
Использовать ретрак в кинематике ломающегося подкоса не пробовали?
Не пробовал. Но думал об этом. В конце концов всё-таки отверг этот вариант как более сложный.
Если у вас есть станки, то не проще ли сделать копийные стойки, но уже на чистовую?
Увы, станков нету, только руки. Ну, на работе сверлильный станок есть. В “шаговой” доступности, к сожалению никакого нормального оборудования. Да, в принципе договориться выточить какую-нибудь хреновину (если очень-очень-о-о-очень надо), думаю, можно. Но это реальный геммор. Легче самому на коленке сделать.
Штатная кинематика будет легче, прочнее и жёще.
…Тут странный гибрид будет, я уверен, что менее надежный, чем нормальная конструкция.
В чем основная засада в изготовлении штатных стоек?
“Гибрид” - да, согласен, подходящий термин. Здесь я Вашу мысль понял.
А вот насчёт “штатная кинематика”, “нормальная конструкция” и “штатные стойки” понял не совсем. Это КАК?
Что Вы имели в виду? Поясните пожалуйста. Лучше с картинками.
Штатная - значит как у оригинала. Там все просто, кругом прямоугольные фермы. В выпущенном состоянии все элементы нагружены по их осям и максимально эффективно несут нагрузку. Лучше этих ферм ничего работать не будет. А значит и легче них не получится вариантов. Почему отказались от простых профилей, например, прямоугольного сечения? Сама проблема шасси в чм? В прочности? В системе уборки? Где засада, заставляющая в таком огромном размере использовать ретракты вместо полукопийных стоек?
Как-то немного сумбурно и опять не совсем понятно…
- “Штатная” в Вашем понимании - это как у прототипа, то есть копийная, в точности повторяющая исходную кинематику реального самолёта. Так?
Если так, то, надеюсь, понятно моё нежелание повторять ЭТУ схему: ТАКИЕ вещи “на коленке” не делаются. Необходимо станочное оборудование, которого у меня нет. - В каком месте я отказался от “простых профилей прямоугольного сечения”?
- Проблема шасси (тех, что были) была в том, что они нормально не работали.
При попытке реализовать полностью “врукопашную” (т.е на 100% самодельную) систему выпуска/уборки шасси я столкнулся с труднопреодолимыми проблемами, которые как раз и были порождены методом “производства на коленке”.
Отсюда и “растут ноги” у нынешней версии шасси: делаю новые, полукопийные стойки, а в качестве привода использую готовый мощный ретракт.
Или я что-то опять не понял в Ваших суждениях?
И почему нельзя “использовать ретракты в таких огромных размерах”?
А как надо-то?
Вы конечно попробуйте, но ваш вариант требует не меньшей точности при большем весе.
Странно, что нельзя из алюминиевого проката собрать на винтах стойку с ломающимся подкосом. Петли мелкие промышленность выпускает, фрезеровка не нужна, только ножевка и сверлильный станок.
Вы в металле как собираетесь делать ту Т-образную деталь?
Денис, я в Гостилицах ТБ-1 видел в кафе на аэродроме. Это не ваш случайно?
Как-то немного сумбурно и опять не совсем понятно…
- “Штатная” в Вашем понимании - это как у прототипа, то есть копийная, в точности повторяющая исходную кинематику реального самолёта. Так?
Если так, то, надеюсь, понятно моё нежелание повторять ЭТУ схему: ТАКИЕ вещи “на коленке” не делаются. Необходимо станочное оборудование, которого у меня нет.- В каком месте я отказался от “простых профилей прямоугольного сечения”?
- Проблема шасси (тех, что были) была в том, что они нормально не работали.
При попытке реализовать полностью “врукопашную” (т.е на 100% самодельную) систему выпуска/уборки шасси я столкнулся с труднопреодолимыми проблемами, которые как раз и были порождены методом “производства на коленке”.
Отсюда и “растут ноги” у нынешней версии шасси: делаю новые, полукопийные стойки, а в качестве привода использую готовый мощный ретракт.
Или я что-то опять не понял в Ваших суждениях?
И почему нельзя “использовать ретракты в таких огромных размерах”?А как надо-то?
Денис, вы же не претендуете на полную копийность. Копийные по кинематике шасси можно изготовить из многих материалов, включая дуралевый уголок или трубки разного профиля, а так же стальной прут Д4…6 мм. Сборку конструкции можно осуществлять различными способами (крепеж, пайка, склейка). Конечную копийность, если потребуется можно забутафорить поверх конструкции. Главное, копийная кинематика работоспособна и проста, очень надежна, позволяет применить разные исполнительные мех-мы. Удачи!
У моего Ил-2 в шасси нет ни одной детали (кроме колес), выполненной с использованием станочного оборудования. Всё на коленке) Кинематика копийная, за исключением того, что привод не пневмоцилиндром, а РМ
Странно, что нельзя из алюминиевого проката собрать на винтах стойку с ломающимся подкосом. Петли мелкие промышленность выпускает, фрезеровка не нужна, только ножевка и сверлильный станок.
Копийные по кинематике шасси можно изготовить из многих материалов, включая дуралевый уголок или трубки разного профиля, а так же стальной прут Д4…6 мм. Сборку конструкции можно осуществлять различными способами (крепеж, пайка, склейка). Конечную копийность, если потребуется можно забутафорить поверх конструкции. Главное, копийная кинематика работоспособна и проста, очень надежна, позволяет применить разные исполнительные мех-мы.
У моего Ил-2 в шасси нет ни одной детали (кроме колес), выполненной с использованием станочного оборудования. Всё на коленке) Кинематика копийная
Мужики, да ВСЁ можно. Если руки есть. Пример Ил-2 Валентина Жуйкова это блестяще подтверждает.
Слава Богу, руки есть и у меня.
Почему я не стал делать копийную кинематику, а стал выдумывать чёрта лысого? Очень просто. Дело в том, что внедрять что-то новое в уже готовую конструкцию в разы труднее, чем делать ЭТО изначально, в новом самолёте. Почему я так долго тянул с новыми шассями? Из года в год откладывая эту тему (то, что шасси надо менять, было понятно ещё в 2013 году)?
Потому, что силовая конструкция крыла и мотогондолы были заточены именно под ту самую, первоначальную конструкцию. Да я не знал даже, как выпилить-то всё это старое железо из ниш шасси! Очень узко и глубоко -
реально не подлезть! Отсюда и такое обилие "хирургического"инструмента на фотке - не знал, чем подлезть, чем подковырнуть, чем ухватить! Спас ситуацию дриммель, “арендованный” у сына - им, как “микро-болгаркой”, всё это и выпиливал. Часа три. А уж о том,чтобы цивилизованно “привязать” новую конструкцию к старому “телу” и речи не шло. Хорошо ещё, что кое-как исхитрился изъеб…ться и сумел засунуть туда пару фанерных площадок. Их ещё пришлось под силовым кабелем, соединяющим крайние движки, протискивать. Места крайне мало, какая тут копийная кинематика! Тут не до жиру… Хоть что-нибудь придумать! Да и ретракты были уже три года, как куплены… Куда деваться? Вот и пришлось - “малой кровью, на чужой территории”.
На самом-то деле вышло совсем даже неплохо. Даже, я бы сказал, полукопийно. Это насчёт внешнего вида. А вот насчёт копийной кинематики, увы - этого нету. Да и не планировалось. По вышеуказанным причинам.
Сегодня вечером выложу окончание про шасси (в один пост позавчера просто не влезло - слишком много материала и фоток).
Денис, я в Гостилицах ТБ-1 видел в кафе на аэродроме. Это не ваш случайно?
Да, висит. Но не ТБ-1, а Р-6 (они настолько похожи, что перепутать очень просто). Это самолёт Вадима Книжникова. Самолёт очень интересный, и я о нём обязательно напишу, тем более, что многие идеи я перенёс с этого Р-6 на свой Пе-8.
…(то, что шасси надо менять, было понятно ещё в 2013 году…
В 2010-м
В 2010-м
Не ошибается только тот, кто ничего не делает.😃
Продолжаем.
Понятное дело, что в реале постамент будет выглядеть несколько иначе, чем первоначальный картонно-пенопластовый макет.
Так как всё делается «на коленке», то и технологии и исходные материалы были выбраны соответствующие. В качестве «донора» был куплен алюминиевый двухметровый уголок 50х50мм. Из него и ваял. С помощью ножовки, напильника, электродрели.
Размечаем уголки и прочие «железяки»:
Пилим, сверлим, работаем напильником:
Скрепляем готовые сегменты винтиками М3:
Пилим из 10мм фанеры поперечные стенки-шпангоуты:
Так как заготовленные колёса имеют штатные пластиковые ступицы (что для 13-кг самолёта на пару-тройку посадок), было решено усилить ступицы алюминиевыми дисками. В принципе, так у меня были сделаны и старые колёса, с той лишь разницей, что и колёса я точил тоже «врукопашную». А тут они уже готовые, новые-кленовые. Материалом для дисков послужил всё тот же уголок 50х50:
В качестве основных стоек были выбраны алюминиевые трубки диаметром 12мм. В основания стоек (там, где будет точка вращения всей стойки шасси) вклеил на «момент» алюминиевые цилиндры:
Думается, это значительно увеличит ресурс стоек.
Увы, многое осталось «за кадром» - когда делал, фотика подчас под рукой не было… Некоторые подробности на фотках видно, какие-то не видно, ну так не беда: кому интересно – спросят. Я охотно отвечу.
Оси вращения – стальные, диаметром 5,6мм (раздербанил под это дело пару дешёвых отвёрток).
На фотографии половинок постамента видны толстые алюминиевые накладки, закреплённые изнутри винтами М3. Накладки сделаны из алюминиевой пластины толщиной 6мм. Они служат основой для крепления осей вращения для стоек шасси. К этим же пластинам крепятся и сами ретракты. Чтобы достичь максимальной соосности с осью вращения самого ретракта, отверстия под оси сверлил не вручную, а на сверлильном станке.
Переходник-зажим, через который усилие от рабочего штифта ретракта передаётся на две стойки, выточил из такой же алюминиевой пластины толщиной 6мм. Прижим – из пластины толщиной 2мм. Сложностей добавило и то, что продольная ось штифта не пересекается с осью вращения ретракта. Исходный стальной штифт («палец») из-за того, что он был слишком коротким, был изъят из ретракта. Для этого пришлось разбирать весь ретракт: один из стопоров был расположен крайне неудачно – доступ к нему был возможен только после разборки всего ретракта.
Изначально планировал заменить его отрезком алюминиевой трубки диаметром 10мм. А пока, в процессе настройки всего этого хозяйства, использовал отрезок круглой деревяшки. А потом подумал: а почему бы не оставить эту деревяшку там навсегда? Понятное дело, что её прочность в разы меньше прочности алюминиевой трубки. Но может, это и хорошо? Пусть будет там в качестве безопасно разрушаемого элемента конструкции. Пускай лучше при грубой посадке хрустнет эта палка, чем вырвет с мясом весь механизм. Короче, практика покажет. Если будет часто ломаться, - заменю на металлическую трубку.
Вот то, что получилось (колесо пока без дисков):
Первая примерка:
Вроде всё пучком…
Досконально всё проверив, делаем второй постамент для второй ноги:
Сверлим фанерные площадки, прикручиваем, в щели задуваем макрофлекс:
потом ко всему этому безобразию (подрезав лишнюю вылезшую пену) крепим саморезами готовые постаменты.
Вот итоговое видео, на котором запечатлены все этапы (сначала работа макета в нише мотогондолы, затем работа обоих готовых механизмов: просто «на воздухе», затем в нишах от сервотестера, и наконец, уже в окончательно установленном виде от пульта):
П.С. не обращайте внимание на затрапезный вид брюха Пе-8. После того, как будут сделаны створки на шасси, пузо будет заново покрашено (верх получил новую окраску в прошлом году).
Денис, не торопись. Лучше семь раз взлететь, чем восемь сесть
С весом что получилось? Было и стало?