Пе-8 1:12 электро размах 3,26м.
Пётр, ну ты как чувствуешь… 😃 Ну полетит, полетит он.
На прошедших выходных прокладывал по крылу тот самый кабель, который соединяет внешние моторы. Фотоотчётик скоро представлю…
на работе урывками пытаюсь подробно с самого начала рассмотреть конструкцию-технологию. получается медленно.
устал искать тему поиском - написал, чтоб поднять на первую страницу;)
ЗЫ штурманская кабина так и просится под камеру ФПВ 😉
штурманская кабина так и просится под камеру ФПВ 😉
К сожалению на ФПВ такие сложные в пилотирование модели далеко не улетят. ФПВ у всех на игрушечных самолётах, кои сами летят если им не мешать, да и те умудряются бить 😃 Одно было кажется исключение Раптор
Денис, ждём фильма о полёте
Ну никто и не предполагает летать на бомбере от первого лица. А вот картинку из кабины пилота и (или) штурмана для полноты впечатлений от “фильма о полете” вмонтировать просто необходимо. Денис, может прокАтите гопрошку? Было бы “дас ист фантастиш”.😉
К сожалению на ФПВ такие сложные в пилотирование модели далеко не улетят. ФПВ у всех на игрушечных самолётах,
Вроде Денис не говорил что модель сложна в управлении.
Да и камеры не все ставят на игрушки вот видио встретил лет эдак 5 назад
Да блин совсем !игрушечные" самолётики
Вроде Денис не говорил что модель сложна в управлении.
Действительно, Петляков прост в управлении, проблема только в посадке - нужны хорошие подходы (планирует он очень хорошо) и не особо короткая полоса (хотя бы метров 40…50) - тормозов у него пока нету. По асфальту пробег метров 25…30. По грунтовке - метров 15…20.
А вот картинку из кабины пилота и (или) штурмана для полноты впечатлений от “фильма о полете” вмонтировать просто необходимо. Денис, может прокАтите гопрошку?
Гопрошки у меня нету, но камеры обязательно поставлю - одну в кабину пилотов, вторую - в нос, к штурману.
Соединительный кабель.
Отлистываем чуть-чуть назад: на предыдущих страницах этой темы шла глубокая полемика о необходимости кабеля, соединяющем два внешних двигателя, преждевременное отключение какого-либо из них неизбежно ведёт к перекосу тяги, и, соответственно, является предпосылкой к аварийной ситуации.
Для сего дела я приспособил акустический кабель 2х2.5мм². В нужных местах снял с него изоляцию для подпайки конденсаторов. Помятуя о том, что несколько маленьких электролитов лучше, чем один большой, и что по вольтажу надо брать побольше, взял электролиты на 470 мкФ х50в (питание – 4 банки, т.е. +14…+17в). По 4шт на один пучок, да плюс к ним один керамический 0,22мкФ х100в. Пучков таких получается 6шт, с интервалом около 20см.
Посередине кабеля решил поставить разъём – половинками всё-таки пропихивать всю эту беду проще, да и мало ли, понадобится рассоединить (к примеру, для отдельной настройки регулей).
Предварительно напаял только 4 пучка из шести – по конструктивным соображениям (иначе по отсекам шасси будет не протянуть).
Канаву грубо прожёг паяльником:
Протащил через отсеки шасси. Теперь можно напаивать остальные конденсаторы. Разъёмы от обоих половинок кабеля вывел в бомбоотсек:
Подпаивать к Т-образному разъёму два толстых кабеля, да ещё на весу- то ещё «удовольствие», но ничего, приспособился, исхитрился:
Жуткие канавы с кабелем пока не закрыты, но это дело нехитрое, закрою на днях – будет всё чики-пуки.
Приветствую Денис , радует что руки дошли и этого гиганта … Мы вот все своими руками …а вот оно как у Людей то происходит ;
Прошу засвидетельствовать мое восхищение режиссеру, автору сценария и оператору-постановщику этого ролика!!! Браво!!!
У уважаемого автора темы прошу прощения…
В ветке “Позитивное видео” есть и первая серия : “Пилоты Маленькой страны”.
Если кто не видел, получите удовольствие.
Сегодня, 14 июня 2014 года, наконец-то свершилось – «Петляков» снова поднялся в небо.
Поднялся в небо после той серьёзной аварии, случившейся ровно три года назад (июнь 2011 года). Полтора года он депрессивно простоял с расквашенным носом и со свёрнутыми набок тремя мотогондолами. Прошлой весной я его восстановил до исходного состояния, но в небо я его так и не поднимал, т.к. весь май и всё лето 2013 года «исполнял супружеский долг» - делал жене новую кухню («самолёты, значит, ты могёшь, а кухню жене – не могёшь?». И ведь хрен отвертишься ). А осенью было уже не до этого.
Итак, самолёт восстановлен, движки заменены на более мощные, ёмкость батарей увеличена вдвое, убрана 600-граммовая свинцовая чушка из носа, проложен кабель, соединяющий два внешних движка, заменены две сервы на стабилизаторе (у одной «жёстко» ушёл ноль – дрыгалась сама собой, вторая вообще молчок – видимо, сыровато у меня в гараже).
Два дня собирал его, как невесту, в полёт, смотрел прогноз погоды…. Гонял движки – всё путём.
Приехали… Ветер 10…12 м/с, порывами и поболее – кепку с головы сдувает. Вообще, строго говоря, лететь в такой ветер, да ещё на неоттриммированном самолёте – чистой воды авантюризм.
Но: назвался груздем – полезай в кузов (или грудь в крестах, или голова в кустах).
Поехали… как в песне Анисимова: «разбег, отрыв, вираж, набор…»
В первые 15…20 секунд я имел все шансы расколошматить машину об землю – после отрыва произошёл классический «подхват» - так поддуло ветром под крыло, что ещё чуть-чуть, и самолёт поставило бы «на нож». Выровнял, потащил его вверх – а его по всем осям колбасит, как тот Ту-154 (на подмосковном аэродроме Чкаловский в апреле 2011г), плюс тут же, через 10…15 секунд после взлёта отсекает правый внутренний двигатель. Самолёт буквально «висит на ручке». Затащил его метров на 50 вверх, секунд 20…25 триммировал… Далее всё пошло ровнее – полёт устойчивый, уверенный. На 30…40-й секунде полёта из гондолы вставшего движка попёр шлейф дыма – стал выгорать контроллер, запищал звуковой сигнализатор на этом акке, мол, просадка! Аларм! Хелп-хелп… и т.д.
Ну а я что? Всё самое страшное позади – ну отсёк движок, ну вправо чуть тянет, пару кругов сделал и спокойно на посадку. Садился на планировании, с выключенными двигателями, в метре от земли выровнял, спокойно притёр, сел.
Фотки в пикассе: plus.google.com/photos/…/6024828257222826321
На самолёте стояли четыре камеры: в носу (на месте штурмана), в кабине пилотов (на месте второго, заднего пилота). Обе строго по курсу, третья у хвостового колеса сбоку (тоже вперёд), и четвёртая - на крыле, объективом назад. С неё и получилось самые лучшие кадры с борта.
С земли видео снимал мой сын, Игорь. Не подвёл, молодец, снял хорошо.
Отдельное спасибо Алексею Казанджи (на форуме ник Ismail) за помощь в транспортировке Петлякова.
Видео постараюсь выложить завтра к вечеру. Как и анализ ситуации, отчего мог выгореть контроллер.
Уважаемый Денис, поздравляю! Великолепная работа. Очень рад, за вас, за самолёт. Успешных полётов, мягких посадок.
Ну, вот и обещанное кино:
Я посчитал нужным включить в него кадры подготовки самолёта к полёту, оттого кино и получилось относительно длинным. Все четыре камеры, стоявшие на борту, сняли свой кусок картинки. Лучше всего получилось у камеры на крыле, которая снимала назад. Хуже всего – камера под стабилизатором. Ну, там проблема решаемая - вибрация кронштейна, на котором она была закреплена. Камера из кабины пилотов тоже дала картинку с посредственными результатами – но там ситуация другая: прозрачность бутылочного фонаря, да и камеру надо было чуть повыше приподнять. То же самое с камерой с места штурмана. Вообще, туда бы камеру на поворотной платформе, причём в обоих плоскостях – там куча окошек, есть куда посмотреть.
Ю-туб заметно урезал качество картинки. При загрузке на него фильма Ю-туб стал тупить - мол, не могу распознать формат видеофайла. Скорее всего, так получилось из-за того, что к видео, снятому Fuii-HD камерой, я прицепил ещё и файлики, снятые говёнными микрокамерами, коими был увешан Петляков. Вот Ю-туб и подравнял качество в минус…
Сверху только обуглилось, а вот внизу и оплавилось - отгорел один провод.
Что-то мне не понравилось, как киль мотается… Надо усиливать. И как там с центровкой? Сколько %САХ?
Да, киль телепался по ветру, как картонный. Слабое место. Но исправить очень легко.
С центровкой там всё нормально: около 25%. Раскачка по тангажу и крену в первые 15…20 сек полёта - это следствие не задней центровки, а стечение неблагоприятных обстоятельств, которые сошлись в одну точку: очень сильный ветер + отказ одного из моторов сразу после взлёта + неоттриммированный самолёт (первые 15…20 сек буквально “висел на ручке”).
И расходы были установлены максимальные, именно в расчёте на нештатные ситуации - “шоб успеть вырулить”.
Успел, вырулил… 😃
Забыл ещё про одного человека сказать: Володя Громоздов (коллега и товарищ) - спасибо ему за поддержку “огнём и маневром” на поле. Именно он стоит рядом со мной и “Петляковым” на старте, держа в руках резервный передатчик.
У меня когда-то примерно такой мотор на Як-9 тоже горел с дымом. Пользуюсь на нескольких моделях Хиперионами - на них сейчас хорошие скидки и дешевая доставка. - Посмотрите - aircraft-world.com/shopexd.asp?id=5594 КВ 660 с винтами 14х8.5 или 14х10 - отлично тянут на 4 банках.
Движок сгорел не потому, что он плохой изначально, а по причине моих кривых рук и русского авось.
Там предыстория такова: когда я ставил эти моторы на самолёт, мне засвербило укоротить им валы (уж больно они высовывались вперёд). Казалось, чего проще? Отпустил стопор, фиксирующий вал, да потихоньку его выбил назад. А вот и нифига: сидят, как приваренные. Мучился долго, потом плюнул, и отрезал всю эту беду к едреням собачьим на наждаке. И всё бы ничего, если бы в придачу к этому не вылез из своего гнезда опорный подшипник на статоре… А я то уже взмыленный этой борьбой с непокорным валом, да в руках у меня молоток! Ну и стал потихоньку этот подшипник обратно пристукивать молоточком. Руки уже устали, трясутся… Ну, и тюкнул разок по обмотке. Смог бы – загрыз бы сам себя насмерть за это. Это ж – гарантированный к.з. виток!
Собрал, гонял, мерял ток на холостом ходу, под нагрузкой - всё так же, как и у остальных трёх. На всякий случай залил тот участок со сплющенными жилами лаком - авось прокатит…
Не прокатило.
Но вот интересный вопрос: накануне усиленно гонял двигатели на земле, постоянно смотрел нагрев. Было всё пучком. Гонял, причём долго и на максимуме. А тут - взлёт в 2/3 газа, и… пожалуйста: прямо на взлёте кирдык мотору.
Кто что об этом думает?
Обычный закон Мэрфи - потенциальная неисправность проявится в самый неподходящий момент😒 .
Давным-давно пытался делать поворотный узел для видео камеры. Т.к. маленькой камеры у меня тогда не было, и делалось всё «на коленке», то и результат был весьма посредственный. Правда, тот узел, что крутил камеру по горизонту – однозначно работал. А вот то «чудо», что должно было крутить камеру в 2-х плоскостях, забраковал сразу же.
Сейчас всё немного иначе. Первый же поиск «навскидку» по хобби кингу дал следующие результаты:
1)hobbyking.com/…/__12875__FPV_Fiberglass_Pan_Tilt_C…
2)hobbyking.com/…/__39697__FatShark_FPV_Pan_Tilt_Mou…
3)hobbyking.com/…/__44613__Heavy_Duty_Pan_and_Tilt_B…
4)hobbyking.com/…/__39847__Boscam_Pan_Tilt_Camera_Mo…
Как я понял, в первых двух случаях речь идёт об углах поворота что-то около ±45º. Ну, если ставить наиболее распространённые 9г сервы.
Мыслится так: что по вертикали этого хватит с лихвой, а вот по горизонтали желательно побольше, хотя бы по 80…90º в каждую сторону.
В третьем случае мы имеем достаточно большие углы поворота - заявлено 160 º (±80º), типа специальные сервы. Но, судя по картинке, эти спец. сервы - большие и мощные, отсюда и вес конструкции – 153 грамма. И, понятное дело, приличные габариты – в носу у Петлякова и так тесновато, а ну, как эта «громозека» не влезет?
Четвёртый вариант, как мне показалось, наиболее прикольный: и сервочки небольшие, и по горизонту размах хороший – за счёт редуктора.
Может, кто что подскажет?
Спрашиваю, понятно, не из простого любопытства - есть мысля всё это навесить на “Петлякова”. Мест достаточно: кабина пилотов, место штурмана, и, скорее всего, киль. Можно и под пузом.
Увеличить угол поворота можно на любых серво - подпайкой последовательно к потенциометру доп сопротивлений - 1-2 кОм (надо подобрать) При этом следить, чтобы не упереться в механический ограничитель поворота - в крайнем случае спилить можно.
Четвёртый вариант, как мне показалось, наиболее прикольный
Есть у меня этот пан-тилт. Сааамый громоздкий из всех вариантов. Заточен под фирменную камеру Боскам (индивидуальные 3-х точечные крепления). Плюс на серве вправо/влево стоит шестерня бОльшего диаметра, чем на ведомой (мультипликатор). Теоретически, он поворачивает все очень широко, но был мной забракован - конструкция не позволяет идеально ее отстроить, даже мощи серв не всегда хватает на проворот, мычит. Предполагаю, что не удастся отладить плавность поворота из-за этого мультипликатора. Лежит у меня без дела - как чемодан без ручки - носить тяжело, выбросить жалко.
Увеличить угол поворота можно на любых серв
Есть еще возможность поставить самодельный мультипликатор (опорный подшипник) - позволяет увеличить угол ровно вдвое.
Знакомые используют также сервы судаковые, от лебедок.
Увеличить угол поворота можно на любых серво - подпайкой последовательно к потенциометру доп сопротивлений - 1-2 кОм
Спасибо, хороший совет! Обязательно попробую.
Есть у меня этот пан-тилт. Сааамый громоздкий из всех вариантов. Заточен под фирменную камеру Боскам (индивидуальные 3-х точечные крепления). Плюс на серве вправо/влево стоит шестерня бОльшего диаметра, чем на ведомой (мультипликатор). Теоретически, он поворачивает все очень широко, но был мной забракован - конструкция не позволяет идеально ее отстроить, даже мощи серв не всегда хватает на проворот, мычит. Предполагаю, что не удастся отладить плавность поворота из-за этого мультипликатора.
Жаль, а я на него надеялся…
используют также сервы судаковые, от лебедок.
Вот свой первый привод я на такой серве и делал. Весила она, кажется, аж 110 грамм. Ворочать ею камеру весом за полкило (такую я и возил на самолёте) - самое то. Но сейчас-то камерки намно-о-го меньше, поэтому и хочется обойтись чем-то миниатюрным.
А я вот в очередной раз слетал на Пе-8. Первый раз в этом сезоне. Надо сказать, что Петляков был готов к полёту уже пять недель назад (к 25 апреля), но из-за ветреной и дождливой погоды взлёт откладывался раз за разом. А тут как на заказ: солнышко и ветер 1…2м/с.
Но идеально никогда ничего не бывает. Так и в этот раз. Нет-нет, с самим самолётом всё нормально – там всё проверено-перепроверено. Подвели бортовые камеры. Про них я писал здесь:
rcopen.com/forum/f81/topic337088/641 пост №662
Подвела спешка - вчерашний день (30 мая) у меня оказался очень насыщенным – утром я успел полетать на фестивале судомодельного спорта у нас, в Ломоносове. Летал на гидроплане (я же делаю и таких стрекозликов ):
А вечером – день рождения у племянницы - 2 года (и не отвертишься - надо идти). И вот между этими двумя событиями – зазор по времени всего 3 часа. И идеальная погода. Упустить такой шанс я не мог. Но отсюда же и спешка – проверил всё, кроме бортовых камер.
Первый взлёт чуть не окончился фатально: после отрыва дал резко газ на максимум, и на высоте 4…5 метров у регулей сработала отсечка по току – это и видно и слышно на всех видео (в том числе и с бортовых камер): встали винты и истошно заверещали застопорившиеся моторы. Я скидываю газ вполовину и снова вперёд до упора – не запускаются. Самолёт по инерции ползёт вверх ещё на пару метров, отдаю ручку от себя, газ в ноль, потом плавно на 80%. Клевок носом вниз, самолёт валится на левое крыло, разгон, набор, вираж:
Первый полёт -5 минут 40 секунд. Посадил штатно. Моторы «очень-очень» тёплые, почти горячие, градусов 55. В первый полёт Петляков ушёл на новых акках (2шт 3А/ч +2шт 4А/ч):
Сегодня поставил их на зарядку, в 3-х амперники влилось по 1900мА, а в 4-х амперники по 2250 мА. (странно, почему по-разному?) Отсюда можно посчитать средний потребляемый ток: около 20…22 А на мотор.
Перекур 15 минут, движки остыли, ставлю старый комплект акков, взлетаю второй раз. На это раз разбег более плавный, на 80% газа. Всё уже более спокойно, позволил себе немного похулиганить, сделал несколько проходов на малой высоте:
Вживую это, конечно воспринимается очень остро: когда эта ДУРА проходит на полном газу у тебя над головой, по спине мураши бегают. По репликам зрителей чувствовалось, что у них та же самая фигня, только ещё жёстче.
Посадил тоже штатно, правда, налетел левой ногой на бугор на полосе. Надо сказать – полоса не идеальная, есть борозды. Взлетал вдоль борозд.
На зарядке второго комплекта акков (2шт 4А/ч +2шт 5А/ч) в 5-и амперники влилось по 3200 мА и в 4-х амперники влилось 2700мА. Примерно та же самая пропорция, что и в первом полёте. Время второго полёта: 7минут 15 сек. Средний ток на мотор получился чуть больше: 23…24 А. Всё правильно – пилотаж был чуть более активный, сделал несколько низких проходов почти на полном газу.
В обоих полётах бросал бонбу (на первом ролике – на 3.50, на втором – на 1.25). Сделал из теплоизоляции для труб. Хвост – из «бутылочных» ПЭТ-пластин. Вес – 90 грамм. ФАБ-5000 в масштабе 1:12
С камерами вышел конфуз. Тщательно проверив самолёт, я упустил из внимания, что и камеры надо проверить. Включиться-то они включились, но вот сняли фигово. Та, что в кабине, была наклонена слишком низко, и всё, что она сняла – это спинка переднего сиденья. Даже повороты направо-налево ситуацию не спасли – в кадр попадали борта кабины, а не то, что за этими бортами.
С камерой на киле ситуация схожая: сидела криво по горизонту и смотрела немного вверх.
С камерой, что на брюхе, получше, но там всё подпортила поворотная серва – первый полёт ещё кое-как, а во втором её стало глючить и мотать справа налево.
Нижняя камера:
К сожалению первый сброс бомбы в кадр не попал, а второй – получше. Но вышло как-то криво. Явно не хватает в кадре пулемётов в «шассийных» огневых точках. Телепаются на ветру створки шасси. Некрасиво.
Верхняя камера:
Про перекос по горизонту я говорил, плюс надо бы наклонить чуть-чуть вниз. Киль в полёте «играет», отсюда вибрации камеры. Может сочинить лёгкие съёмные растяжки от стабилизатора к килю? Таким образом можно уменьшить вибрации киля.
Камера в кабине второго пилота (тут хуже всего):
В кадре явно не хватает копийного интерьера кабины (приборная доска, штурвал и т.д.)
Ну, вот, пока всё. Дальнейшие полёты будут обязательно (по погоде).
Буду налаживать работу камер, сделаю новый блистер на турель.