Пе-8 1:12 электро размах 3,26м.

Денис_из_Петергофа
Glinco:

Серьезный самолёт, море труда, а организация полета и отношение к нему, как у запускающего епп-шный неубиваемый фан.
Неужели затраты на четыре комплекта новых акков, автопилот с ОСД и таймер на пульте не компенсируются отсутствием ремонта и наличием свободного времени на полеты?

Спасибо, Дмитрий, за конструктивную критику.
Со своей стороны скажу, что перед первым стартом Петляков проходит серьёзную проверку: проверяется затяжка всех соединений, напряжение ходовых и бортовых акков, работа рулей и пробные газовки. И конечно же, это сильно отличается от того, как готовят к полёту “епп-шный неубиваемый фан”. Просто это обычно остаётся за кадром, хотя и снимается на камеру - зачем перегружать зрителей долгими и утомительными подробностями?
Но, каюсь, известная доля рас-3.14-здяйства иногда присутствует😌. Признаюсь честно. Будем выжигать калёным железом.

На самом деле, общая прочность конструкции сыграла свою положительную роль: в общем и целом самолёт после такого жёсткого падения особо не пострадал. Крыло - ни царапины (!), только испачкалось грязью; фюзеляж - цел, хвостовое оперение - без повреждений. Весь “борт” цел (приёмники, сервы, моторы, регули, акки).

Что же всё-таки пострадало?

После осмотра выявились четыре “тонких места, где порвалось”, то есть то, что нуждалось в ремонте:

  1. узел стыковки хвостовой балки с центральной частью фюзеляжа
  2. нижний узел фиксации хвостовой балки
  3. верхний узел фиксации хвостовой балки
  4. моторама двигателя №2 (внутренний на левом крыле)
  5. носовой обтекатель

Проще всего обошлось с носовым обтекателем – бутылка всё же. Со всеми вытекающими… Одним словом, полминуты силовых упражнений руками, и вуаля! У нас в руках почти новый и почти не помятый носовой обтекатель.

Над остальным попорченными частями пришлось изрядно попыхтеть…

У хвостовой балки есть две направляющих из 8мм алюминиевых трубок. Одну из них согнуло, вторую обломило под корень.

Пришлось менять обе. Сделал продольные надрезы с обоих сторон хвостовой балки, раскрыл её как пасть крокодилу, и аккуратно извлёк оттуда стрингеры, к которым крепятся направляющие 8мм трубки.

Трубки поставил на 3см длиннее, чем были, для удобства стыковки разъёмов на хвостовое оперение (при сборке самолёта сначала надставляется хвостовая балка, а потом через оставленный зазор стыкуются разъёмы, после этого балка дожимается и фиксируется; зазор была узковат, и возиться с разъёмами было не очень удобно).
Склеил всё на «титан», зафиксировал место склейки, обмотав хвостовую балку скотчем, предварительно обложив газетой.

Нижний узел фиксации.
Сам узел остался цел, но при ударе вырвало кусок фюзеляжа за бомботсеком. К этому участку фюза узел фиксации и крепился. Вырванный фрагмент был приклеен на место, опять же, клеем «титан». Для упрочнения вклеил пару усилений, связав ими этот проблемный сегмент с остальной частью фюза.

С верхним узлом пришлось повозиться…. Сам-то узел не сильно пострадал, но в момент удара он дёрнулся так, что вырвал своим движением приличную дыру в пенопластовом «мясе». Пришлось делать хирургический разрез и производить вскрытие проблемной зоны:

Алюминиевая пластина плюс сектор из стеклотекстолита – это и есть одна из половинок этого узла. Очень напоминает тяпку. В момент рывка «тяпка» выпрямилась в одну линию, но перед этим выкрошила изрядный кусок пенопласта.

Конструкцию тяпки немного изменил: зацеп сделал из деревяшки, зафиксировал его на пластине двумя саморезиками (теперь фиг разогнётся), а для заполнения выкрошившейся дырки в пенопласте, нарастил тяпку кусочком пеноплекса:

Всю эту конструкцию имплантировал в «больное» место, залил ПУРом (чтобы заполнились все пустоты) и закрыл обратно обшивкой из потолочки. Чтобы обшивка не вспучивалась от ПУРа, зафиксировал места разрезов изолентой:

Моторама из алюминиевых уголков просто и банально согнулась (вверх под 15-20 градусов).

Не мудрствуя лукаво, сняв мотор и регуль, поднатужась, разогнул её обратно с помощью плоскогубцев и неприличных слов.

Также была проведена небольшая модернизация. Были сделаны специальные прихватки-фиксаторы крышек батарейных отсеков на внешних мотогондолах. На липучках:

Собрал, испытал. Всё работает, всё крутится. К полёту готов:

на правой части переплёта фонаря (внизу) появились три прихватки на липучках - для удобства откидывания фонаря при включении /выключении камеры в кокпите.

ждём погоды…

П.С. чуть погодя напишу про то, как делал кокпит с приборной доской, новую бонбу взамен утеряной, и про самолёт-снаряд 10Х, который сейчас в данный момент делается и который предполагается сбрасывать с Пе-8.

FFedor
Денис_из_Петергофа:

Будем выжигать калёным железом.

Ой, ли, уж не в первый раз. А, вдруг.

FFedor

Мальчишка! В тебя, да ни за что.

8 days later
Денис_из_Петергофа

Пока стоит нелётная погода, расскажу о некоторых работах по Пе-8: как я делал приборную доску в кабину пилотов, как вытачивал новую ФАБ-5000 (взамен утерянной) и делал систему подвески и сброса самолёта-снаряда 10Х (аналог немецкой ФАУ-1).

Кокпит для Пе-8.
Вот здесь краткий фото-отчётик о том, как я делал новый кокпит для Пе-8:

Источник вдохновения – симулятор Ил-2, в одной из версий которого присутствует и Пе-8:

Для начала выдрал всё старое (сделанное из потолочки) и после тщательных замеров вырезал и согнул из электрокартона некое подобие ванны:

Наклеил по её бортам имитацию шпангоутов, оборудование и приборы по бортам кокпита (увы, всё довольно упрощённо и примитивно):

И задул всё это серебрянкой:

Сразу бросается в глаза разница в наклоне бортов кабины пилотов – в реальном Пе-8 наклон был, у меня - увы, стенки кабины отвесные. Ну, иначе просто было и не сделать (без серьёзных переделок). В остальном же, постарался приблизиться к оригиналу, как можно ближе (в разумных пределах и насколько позволяли имеющиеся технологии и подручные материалы). Не судите строго.

Баранку штурвала сделал из толстой медной проволоки:

Стойку взял от старого штурвала (палочка из-под чупа-чупса):

хоть и не смог воспроизвести все нюансы конструкции, но пропорции удалось соблюсти довольно точно.

Заготовку для приборной доски вырезал из тонкого дюраля (около 0,3мм – отражатель из «4-х ствольных» потолочных ламп дневного освещения). Для того, чтобы просверлить в ней ровные отверстия, зажал её между двух пластин из 3мм МДФа (первое, что попалось под руку):

Рядом лежит имитация приборной доски из потолочки, которой я примерялся по месту в кабине.

Просверлил отверстия, развинтил:

Получилось более-менее ровно.

Вырезал по контуру, разметил:

Рядом лежит подложка из 1мм ПЭТ-пластика, которая будет имитировать стекло приборов.

Разрезал на сектора, и задул из баллончика:

Подложка из ПЭТ-пластика, покрашена из того же баллончика, но сзади, чтобы её передняя поверхность бликовала, как стекло. Наклеил детали приборной доски на подложку. Получилось прикольно и почти правдоподобно – стрелочные приборы немного углублены и поблёскивают чернотой. Шкалы тоже умудрился изобразить. Да, криво и примитивно, согласен. Но диаметры шкал от 4 до 6мм, и делал я это в первый раз:

Идею насчёт портрета И.В.Сталина подал мой товарищ Володя Громоздов (в каждом полёте Пе-8 он – бортинженер, отвечает за работу камер и бомболюка). Идея мне показалась хорошей – где-то я видел реальный снимок, где на приборной доске у лётчика был прикреплён портрет Сталина. Нашёл в тырнете фото Вождя, смасштабировал, распечатал и вот, как получилось в итоге:

Так как красил приборную доску дома с баллончика (нормальная малярка в гараже), то говённая краска тут же стала облупляться по краям. Сначала напрягло, а потом подумал: а почему бы и нет? Пусть будет чуть-чуть потёртой по краям – интенсивная эксплуатация…
Но в полёте вся эта красота выглядела очень смазано, т.к. не хватало глубины резкости (с новым кокпитом Пе-8 уже летал 21 августа).
Учтя это, я решил сменить камеру в кабине. Новая камера даёт гораздо более чёткую картинку. Посмотрим, как это будет в реальном полёте.

Итоги. Приобрёл полезный опыт изготовления «на коленке» имитации приборной доски. Думаю, что в последующем очень пригодится – на очереди немецкая «рама» (ФВ-189). Там вся гондола, как аквариум – надо серьёзно работать с интерьером кабины. За «рамой» ждёт своей очереди Ил-4 (болванку для него почти сделал прошлой осенью). Про оба самолёта буду писать в этом разделе «копии и полукопии».

9 days later
Денис_из_Петергофа

Пе-8 на “Газонах”

Ремонт Пе-8, потерпевшего аварию 21 августа сего года, занял четыре дня. Плюс небольшая модернизация (установка новой камеры в кабину пилотов), плюс изготовление новой ФАБ-5000 взамен утерянной.
Также загорелось сделать подвеску (с последующим сбросом в полёте) самолёта-снаряда 10Х (почти копия немецкой ФАУ-1). Какое-то время потратил на сам самолёт-снаряд.

Про его изготовление я подробно писал в теме: rcopen.com/forum/f81/topic337088/921 с поста №957

Также пришлось повозиться с устройством подвески и сброса – сделал пилон под крылом и поставил серву, которую завёл на пятый канал второго пульта (1 канал – поворот камеры в кабине, 3 канал – створки бомболюка, 4 канал – поворот нижней камеры. 2 – пока свободен).

Короче – к 17.09 была достигнута боевая готовность.
В прошлые выходные, 17-18 сентября, стартовать не получилось по погодным и организационным причинам, но в эти (минувшие) выходные все звёзды сошлись, КАК НАДО, и Пе-8 опять поднялся в небо.

На этот раз, вняв разумным доводам коллег, поехали на нормальную площадку, то есть на ГАЗОНЫ.

Погода, к сожалению, была хоть и хороша для полётов – ветерок совсем небольшой (2…3м/с), но совершенно негодной для видео-кино-съёмок. Было пасмурно, и от этого кино получилось совсем некузявое и скучное – нету цвета, нету контраста.
Тем не менее, все камеры работали (четыре на самолёте, + одна с земли), и всё было снято, как надо. Об этом – ниже.

Вот видео первого полёта в тот день (а всего полёт – восемнадцатый):

В бомбоотсек, как и заведено, уложили ФАБ-5000, и в перегруз под крыло подвесили самолёт-снаряд 10Х. Имея перед собой почти бесконечную ВПП, постарался взлёт выполнить как можно более копийным – с медленным и длинным (в полгаза) разбегом и спокойным, неспешным набором высоты (в 2/3 газа). Как только оторвался, сразу почувствовал, что тянет вправо. И не просто тянет, а вот именно очень прилично тянет. Лёгкие взбрыкивания самолёта первые 20 сек – это попытка приноровиться к появившейся помехе. Почти сразу сообразил, что такой сюрприз - это результат подвески ракеты под крылом. Компенсируем немного Р.Н. и креном, набираем высоту, делаем пару кругов… СБРОС. Сразу полегчало!

Сброс прошёл гладко, слажено: я вывел Пе-8 на боевой курс, Володя Громоздов сбросил 10Х, а Алексей Киргинцев (он рулил самолётом-снарядом) после отделения от самолёта–носителя красиво осуществил на отделившемся самолёте-снаряде управляемый полёт.
Вторым номером был сброс ФАБ-5000. Тут вообще сработали на 5+: уложили бонбу почти к ногам оператора.
Команда перед стартом: Алексей Киргинцев (справа), Володя Громоздов (слева, с пультом) и я:

Вот видео второго полёта (полёт №19):

Как хорошо видно на обоих видео, посадочная скорость была явно избыточной – на обоих посадках я дал приличного «козла». Ну, это и понятно – ещё свежа в памяти недавняя авария (с фатальной потерей скорости и последующим сваливанием), поэтому перестраховываюсь – держу на посадке скорость повыше, тем более, что длина ВПП позволяет.

Во втором полёте сброс крылатой ракеты прошёл ещё более гладко - Алексей сразу же после сброса правильно отработал рулями, и вывел её в горизонтальный полёт (при первом сбросе ракета попыталась кувырнуться на спину).

Предполётный инструктаж по камерам:

как видно на фотках, Пе-8 впридачу к подставке, обзавёлся ещё и удобными, складными кОзлами. Они повыше подставки, и есть удобный доступ к его пузу.

Самая, как мне кажется, удачная съёмка – с камеры из кабины пилотов. В этот раз я постарался учесть свои самые грубые просчёты в этой области, и предпринял три основных усилия, сильно повлиявшие на качество картинки:

  1. Сделал более-менее полу-копийный кокпит (об этом я уже писал)
  2. Поставил на поворот камеры спец-серву(плюс-минус 90 градусов).
  3. Заменил фиговую камеру на камеру поприличнее.
    Ну, и снял до кучи остекление с фонаря, оставив только сетку переплёта.

Вот, что получилось в итоге:

Отсматривая видео с этой камеры, был неприятно удивлён выкосом вверх мотора №1 (внешний на левом крыле). Видимо, это – результат того удара во время аварии 5 недель назад. А я и не заметил…. Также огорчил неопрятный вид внутренней мотогондолы на этом крыле. Подклеил и подкрасил-то тяп-ляп, а оно на качественной камере - ой, как хорошо заметно!

И полёт №19 (вид из кабины):

Немного не хватает движухи в кабине. Понятное дело, что заставить двигаться стрелки на шкалах приборов я не могу, но вот статичность штурвала в кадре неестественна. Вот бы к нему руки приделать и завести на него пару маленьких сервочек, запараллелив их с сервами элеронов и Р.В! Двигаешь рулями, а в кабине тоже движуха идёт: руки штурвал держуть, туды-сюды его шуруют. Было бы прикольно… :rolleyes:

Огромное спасибо за содействие и терпение всем, участвовавшим в акции:

  1. Алексею Киргинцеву- за доставку к месту полётов на его шикарной и безразмерной машине и за отличную работу пилотом на сбрасываемом самолёте-снаряде.
  2. Володе Громоздову – за работу механиком на земле и бортинженером в полёте (работа бортовыми поворотными камерами, сброс полёзной нагрузки из бомбоотсека и с внешней подвески)
  3. Моему сыну Игорю Махалову – за видео-съёмку с земли

В тот день было сделано всего два полёта (сказалась усталость и довольно мерзкая погода - добирались до места довольно долго, окольными путями, застревали в грязи, замёрзли и промочили ноги).

вот немногие фотки в полёте:

Чтобы не раздувать объём поста, разделю материал на две части. Во второй части выложу видео с нижней камеры, с камеры на крыле и с камеры, смотревшей в хвост. Ну, и кое-какие технические выкладки.

Valera311971
Денис_из_Петергофа:

и завести на него пару маленьких сервочек,

зачем сервы, простой маятник

man-bis

Денис, а не “выкос” ли левого внешнего мотора потянул Петлякова в крен на старте ?

Денис_из_Петергофа
man-bis:

Денис, а не “выкос” ли левого внешнего мотора потянул Петлякова в крен на старте ?

Скорее всего, это не выкос, а кривые руки потянули его в крен. Нет, выкос тоже мог, но куда ему с кривыми руками тягаться?? 😃

Valera311971:

зачем сервы, простой маятник

Э… маятник? А это как?

“Нам бы схемку аль чертёж - мы б затеяли вертёж” (“сказ про Федота-стрельца”).

Valera311971

Как говориться на скорую руку набросал.

Вариант с шариком и перемычкой, шарик дает больше свободы, пересылка качается только в одной плоскости.

Денис_из_Петергофа
Valera311971:

на скорую руку набросал

Что-то подобное я себе, в общем-то, и предполагал.
Но есть закавыки:
Представим себе, что я тяну ручку (стик на пульте) на себя и задаю самолёту некий угол тангажа. Самолёт ползёт вверх. Куда отклонится ручка в кабине под действием грузика внизу? Вряд ли ошибусь, если скажу, что вперёд, к приборной доске. А надо наоборот - от приборной доски. Тоже самое будет и при кренах вправо/влево. Делаем крен влево - ручка под действием грузика уходит вправо. Как быть?
И ещё: это ручка отклоняется вперёд/назад и вправо/влево. А штурвал на Пе-8 вправо/влево не отклонялся. Вправо/влево он крутился, как баранка.
Вот и выходит, что, похоже, без серв не обойтись…

Valera311971
Денис_из_Петергофа:

Но есть закавыки:

понятно что зеркалка выходит

Glinco

А чем две сервы по 5 грамм плохо? 😃

Wherewolf

Маятник под полом кабины, верхняя часть - прорезь вертикальная.
В этой прорези ходит штырёк от нижней части штурвальной колонки… ну и сама колонка чтоб только по оси Х качалась.

На сам штурвал пассик или тягу… а под полом - зазеркалить…

Денис_из_Петергофа
Wherewolf:

Маятник под полом кабины, верхняя часть - прорезь вертикальная.
В этой прорези ходит штырёк от нижней части штурвальной колонки… ну и сама колонка чтоб только по оси Х качалась.

На сам штурвал пассик или тягу… а под полом - зазеркалить…

Механика - штука многохитрая и почти всесильная (даже механические арифмометры существуют).
Но будет ли такая хитро-зазеркаленная маятниковая система проще, чем две копеечные маленькие б.у. сервочки с двумя тягами из проволоки?
А люфты? А шарниры? И как быть с ускорениями? К примеру: во время прямолинейного полёта на крейсерской скорости я резко даю газу (к примеру, чтобы взять разгон перед петлёй). Маятник обязательно начнёт култыхаться, а с ним и штурвал. А самолёт-то прямо летит!

ДедЮз

Конечно! Логичнее обеспечить “прямую” связ механически с дублированными легкими сервами. И педали тоже?

А можно и “натуральную” связь с органами при пом. троссо-боуденовых тяг из прочных нейлоновых ниток и обрезков тонких медно-латунных трубок в местах перегиба или легкими серво с кабелями, что по весу эквивалентно мех. системе.

Денис_из_Петергофа
ДедЮз:

И педали тоже?

Нет, не получится: педали в кадр не попадают.

Возвращаемся к “Газонам”.
В прошлый раз на крыле у Пе-8 стояла камерка сони-блогие. Мне понравилось качество съёмки, но показался маловат угол обзора. Внизу, под пузом, я обычно ставлю на съёмку видеорегистратор. У него широкий угол обзора, но качество похуже. Взял да и поменял их местами.
Но получилось, как мне кажется, ещё хуже. Сонька, стоявшая теперь внизу, в этот раз сняла уж как-то очень фигово. Видимо, на это здорово повлияло отсутствие солнышка. Вот такая получилась фигня (полёт№18):

то, что перекрывает обзор нижней камере в начале ролике - это подвешенный самолёт-снаряд 10Х.

Вот съёмка этого же полёта с крыла (видеорегистратор с широким углом обзора):

Посмотрев эту запись, реально ужаснулся, увидев, как ходит ходуном внутренняя мотогондола, в момент касания земли при посадке. Нет, там реально надо переделывать весь этот узел (я-то думал, что дело коснётся только вживлением новых, мощных ретрактов, а получается - надо и всю мотогондолу с «бородой» радиатора, с нишей шасси и прочим ливером заново делать – там уже всё на соплях болтается…)

Вот видео с нижней камеры в полёте №19:

И тот же, 19-й полёт, но с крыла:

На этот раз чётко контролировали время полёта – Володя смотрел время по своему хронометру и давал чёткий отсчёт (это хорошо слышно на видео). Понятное дело, что перестраховываясь, на этот раз я батареи вылётывал не «до упора», и даже не на 90%, а где-то на 75…80%.
Мало того, за пару недель до этого я протестировал все батареи: разряжал большими токами, следил за напряжением всех банок, засекал время до просадки самой слабой банки до 3 вольт. Короче, узнал всю их «подноготную». Для каждой батареи вычислил время её работы, сформировал комплекты.
Так же, проведя мониторинг нынешних цен на 4-х баночные батареи ёмкостью 3…4А/ч (1500…2000 руб. и выше за 1акк; +доставка), слегка загрустил, а потом плюнул, и купил автомобильный аккумулятор емкостью 60А/ч за 2600р. Получилось вполне кучеряво:

25.09.2016 даже поставил первый комплект отлетавших акков на зарядку, и почти зарядил, но…. Как-то не сложилось с третьим полётом в тот день (просто все уже здорово устали к тому моменту).
Но теперь есть средство для оперативной подзарядки акков в поле. Думаю, что для того, чтобы зарядить 2 комплекта акков, ёмкости данного 60-и амперного аккумулятора должно хватить.

Вот до кучи видео с камеры, смотревшей в хвост:

Эта та, самая маленькая и самая гумозная камерка, которая ранее стояла в кабине. Мало того, что качество не ахти, так ещё и пишет через пень-колоду: двухминутными отрезками, и между отрезками порой долго думает, прежде чем очередной писать начнёт. В итоге много пропускается. Отсюда и видео с неё какое-то кастрированное…

Также в тот день был проведён ещё один эксперимент: в носу Пе-8 был оборудован дополнительный отсек для помещения в него телефона (Samsung Galaxy S2).

На телефоне была задействована программа GPS-трекера, и с помощью этой приблуды были определены: максимальная скорость, средняя скорость на маршруте, длина самого маршрута.
Вот что получилось в полёте №18 (длительность полёта ):
Длина маршрута – 6,64км.
Средняя скорость – 75км/ч
Максимальная скорость – 104км/ч.

И в полёте №19 очень похожие данные:
Длина маршрута – 5,56км.
Средняя скорость – 75км/ч
Максимальная скорость – 100км/ч.

В принципе, эти данные почти совпадают с моими рассчётами: по моим прикидкам, средняя скорость должна была быть около 60…70км/ч, а максимальная 90…100. Реально получается чуть выше. Тут есть ещё один аспект: помня недавнюю аварию, я старался держать скорость чуть повыше, чем обычно. И пасмурность немного давит, напрягает.
Есть интересная мысль: с помощью этого нового инструмента померять как максимальную горизонтальную скорость, так и минимальную эволютивную.
Вангую: максимальная вряд ли будет больше, чем 110км/ч, а минимальная эволютивная что-то около 45…50км/ч. Минимальная посадочная, скорее всего, – 38…40км/ч.
Что ж, осталось только проверить.

И ещё: занялся «анимацией» штурвала в кабине. При первых же положительных результатах, выложу фотки и видео, иллюстрирующие процесс.

Губанов_Игорь

Денис, по видео просто кажется, или в полете идет постоянная раскачка по тангажу?

Денис_из_Петергофа

Нет, самопроизвольной раскачки нет, если ручки отпустить, то пойдёт, как по рельсам.
Другое дело, что имея довольно фиговое зрение (особенно, когда нет яркого солнечного света), от себя стараюсь далеко не улетать, да и скорость у самолёта приличная. Вот и получается, что длинных, ровных участков ни в одном полёте почти нет - сплошные кренделя и виражи. Поэтому и может показаться, что самолёт болтает.
Ну, и руки-крюки, само собой… 😃 Я же не мастер спорта. 😃

Bob=
Денис_из_Петергофа:


Есть интересная мысль: с помощью этого нового инструмента померять как максимальную горизонтальную скорость, так и минимальную эволютивную.
Вангую: максимальная вряд ли будет больше, чем 110км/ч, а минимальная эволютивная что-то около 45…50км/ч. Минимальная посадочная, скорее всего, – 38…40км/ч.
Что ж, осталось только проверить. …

жпс измеряет путевую скорость.
надо вносить поправки на ветер

втыкал авторегистратор с жпс - потом интересно было посмотреть “расшифровки”