Bf-109 моно или стерео?
Волею судьбы мне пришлось отвлечься от глобального проекта Пе-8, и временно заняться более простыми, более быстрыми делами. Пока я делаю Пе-8, я уже неоднократно отвлекался на маленькие быстрые проекты (чтобы слегка развеяться), но это всё была шелуха, мелочи. А вот этот самолёт показался мне достаточно интересным, чтобы про него написать.
Речь идёт об Bf-109 Zvilling
Понятно, что Bf-109 E, F,G, K – ветераны, и повоевать в ту войну им пришлось ох, как немало. А вот Bf-109 Zvilling так и остался сиротинкой неприкаянной: и построен был всего в одном экземпляре, и повоевать не пришлось, и погиб бесславно – на земле. Во время союзнической бомбёжки. Тем не менее самолёт был исключительно интересный и многообещающий, и если бы фашисты наладили их производство (а нашлёпать они могли их ого-го - ведь даже конвейер не пришлось бы останавливать)…Ну, в общем, в игре Ил-2 этот самолёт присутствует и на нём можно полетать и сравнить с прочими истребителями. Вот и мне захотелось сравнить, но уже в виде реальной модели. Потому и взялся за этот самолёт. Но начать разговор надо с Bf-109F:
- Bf-109F. Идея построить этот самолёт появилась спонтанно – захотелось и всё. Красивый самолёт. Правда, и здесь был некий расчёт: Мессер он, как самолёт, всегда пригодится, хотя бы как оппонент для Пе-8, который я (кровь из носу) обязательно дострою. Мало ли, фильму какую понадобиться с Пе-8 снять, ну там, атаковать его по сценарию чем-то вдруг понадобиться, а мессер вот он - готовый уже, и делать не надо.
В принципе, с этим самолётом всё было достаточно просто – типичная бойцовка в 12-м масштабе, сделанная по бутылочной технологии. Технология отработана уже достаточно давно: фюзеляж был натянут на деревянной болванке из трёх 1,5-литровых бутылок. Крыло – вырезано струной из пенопласта и обтянуто скотчем. Киль- коропласт, стабилизатор – из потолочки (обтянут тоже скотчем). Всё, как обычно. Правда, позволил себе добавить некоторые около-копийные излишества, которые обычно на бойцовках-полукопиях не практикуются – выхлопные патрубки, воздухозаборник сбоку на морде, переплёт фонаря, ну и покрасил, как полагается (может, где-то и не совсем правильно).
Вот некоторые фотки:
- Bf-109 Zvilling. Вот здесь начинается интересное… Понятно, что имея болванку на 109-й, натянуть на ней ещё пару фюзеляжей, резануть к ним пару крыльев и в придачу к ним центральную вставку – дело нехитрое. Плюс к этому – вместо двух стабов всего один, да ещё такой простой формы… Короче, дело закипело. Собрать один сдвоенный самолёт всё-таки полегче, чем два обычных.
Да и интерес подзуживал: по расчётам получался очень интересный самолёт. Сразу вылезла определённая специфика: если на обычном (Bf-109F) мессере крыло снимается на раз, одним движением руки, то здесь немножко сложнее – фюзы от крыла отцепил, а общим стабилизатором-то они всё равно связаны! Фигня получается. Пришлось и стабилизатор крепить не намертво, а делать его быстросъёмным, т.е. он крепится четырьмя винтиками М2 – по два к каждому килю. Опять же вылез ещё один специфичный пункт: куда пихать аккумулятор? У ранее построенного Bf-110 было просто – два мотора в гондолах на крыле и фюзеляж с длинным носом по центру. В него (в нос) и был помещён аккумулятор. Всё чин по чину…Здесь-то всё иначе: понятно, что в фюзеляж (правый либо левый) не засунешь – надо всё-таки как-то по центру… Родилась мысль насчёт двух аккумуляторов, каждому мотору – свой. Тоже не очень гуд, при замене возни много. Вторая мысль потужилась -потужилась и родилась в таком виде: 2-х баночный аккум не очень толстый и его можно вписать в крыло, в центральной его части, строительной высоты профиля должно хватить. Вырезать в пенопласте по центру гнездо соответствующих размеров и всё.
Вовремя одумался, ведь сделай я это, и крыло получилось бы ослаблено в его самой нагруженной части. Хороший вираж или петелька покруче… и крак… крыло ломается аккурат по центру, как раз там, где оно ослаблено нишей под батарею. Хорошая мысль приходит порой не сразу, но она всё-таки пришла: как раз в этом месте, строго по центру, фашисты придумали у прототипа узел подвески, дабы вешать на него всякие необходимые им хреновины, как-то: подвесной бак, контейнер 30 мм-пушкой, и (очень важно) 500-кг бомбу. Вот под бомбу и было решено замаскировать аккумуляторный отсек. И крыло остаётся нетронутым, и аккумулятор можно применить не только 2-х баночный, но и 3-х баночный. Вот некоторые фотки:
Расчёты по поводу лётных данных оправдались полностью, даже более: я получил даже то, на что не рассчитывал. Цвилинг (Звилинг?) налетал уже достаточно много, что бы можно было сделать определённые выводы. Начнём с минусов. Пожалуй, пока только два –
а) по маневренности и вертлявости немного уступает одномоторным оппонентам (Як, Аэрокобра, Fw-190, Bf-109f и пр.), но только немного.
б) при энергичных разворотах на короткое время иногда теряет курсовую устойчивость (рыскает носами – явно невелика площадь хвостового оперения). Плюсов я нашёл гораздо больше, по крайней мере лично для себя:
- Очень приличная тяговооружённость – 1,86 на винтах 9х5 (GWS) при токе 20А
и 2.13 на винтах 10х6 (GWS) при токе 25А - Большая стабильность полёта – болтает ощутимо меньше, чем одномоторник.
Я так полагаю, что здесь сказывается разнос масс по размаху. - Хорошая управляемость на малых скоростях – большая часть крыла находиться в
обдуве от винтов.
Да и вообще, интересный самолёт! Если честно, то ничего нового в Bf-109f для себя не открыл, а на Звилинге (цвилинге?) хочется летать и летать… Хотя, конечно, для боя Ф-ка предпочтительнее, но для души – Звилинг. Есть какой-то шарм у двух-моторников….
Классно получается у вас. Вести несколько проектов параллельно основному - одобряю. Сам так же делаю, так как везде должно быть разнообразие.
Можно по подробнее про технологию изготовления фюзов?
Зауважал вас сильно. Такие болваны делаете ровные. А это столько труда.
Цвилинг (Звилинг?)
Ц вилинг
Ц вилинг
Вам, Юрий, верю на 200%. Вобщем-то, я так изначально и произносил, но в какой-то момент меня сбили с толку, назвав этот самолёт Звилингом, я слегка затупил и стал сомневаться, тем более, что я в школе английский учил (да и тот не особо…). Теперь только ЦВИЛИНГ.
Далее.
Я умолчал об одной интересной особенности данного самолёта. Никаких секретов, просто на момент написания материала эта примочка на самолёте ещё не стояла. Сейчас уже стоит, опробована, и можно спокойно об этом сказать.
Дело в следующем: т.к самолёт делался как бойцовка, я решил не заморачиваться с рулями направления, тем более, что на двухбалочниках (двухфюзеляжниках) приходится ставить две рулевые машинки, на каждый руль - свою. Да и машинок свободных в тот момент не оказалось…
Но рулить левой рукой вправо/влево уже давно привык, и когда этого в самолёте нет, уже чего-то сильно не хватает. Понятно, что надо как-то рулить, и в данном случае, похоже, удобнее и эффективнее рулить движками. Но на моём пульте никак не замикшировать газ и руль право/лево.
Решил эту дилемму довольно просто: завалялся у меня в запасах внешний микшер, его и поставил. Проблема руления вправо-влево решилась на раз.
Но помимо этого у самолёта появилась одна интересная особенность: на некоторых режимах полёта стало возможным одним лёгким движением вводить его плоский штопор, и таким же лёгким движением выводить из него. Получается очень интересно. Метода проста: цвилинг переводится в вертикаль, сбрасывается газ, самолёт подвешивается, затем даётся газ только одному двигателю. Дальше всё получается само собой:
Понятно, что пилотажки такие финты выполняют легко, но вот копии и полукопии… Не видел.
За фильму особое спасибо Артёму Чайке (Grem_L) - он снимал, он же и монтировал.
Крепкие у Вас нервы.
Крепкие у Вас нервы.
Спасибо, Олег, я стараюсь.
Хотя, иногда порой в некоторых ситуациях вспоминается известный анекдот:
Ночью жена с криком просыпается и будит мужа: мне приснился ужасный сон - я выпала из окна 12-го этажа и чуть не умерла от страха прямо во сне…Тебя это что, совсем не волнует? Вот ты в такой ситуации тоже наверное мог бы умереть со страха! Муж отвечает: Ну-у-у… Нет, наверное. Я же мужчина, я очень смелый . Максимум, что могу позволить себе в такой ситуации - это наложить в штаны. 😁
Денис, я в этом деле новичок,но то что вы делаете просто достойно оваций!
Я вам просто аплодирую! причём стоя!
Здравствуйте Денис, а как продвигаются дела по проекту Пе-8.
Продвигаются. Последние две недели только им и занимаюсь. Пора уже выходить на финишную прямую. Скоро напишу продолжение. Одновременно делать и писать не получается. Сначала делаю ( а порой и по несколько раз приходится переделывать), а уже потом об этом пишу.
[QUOTE=Денис из Петергофа;2144500]Продвигаются. Последние две недели только им и занимаюсь. Пора уже выходить на финишную прямую. Скоро напишу продолжение. Одновременно делать и писать не получается. Сначала делаю ( а порой и по несколько раз приходится переделывать), а уже потом об этом пишу.[/QUOTE
Спасибо, с огромным вниманием слежу за вашими темами.
Из того, что было снято, Артём Чайка (Grem_L) сделал ещё один небольшой ролик. Очень неплохо у него получается:
П.С. По Пе-8: В ближайшие несколько дней подниму тему - напишу о проделанной работе (сделано немало).