Декатлон, моя первая полукопия

spyder3

Я тоже кстати с Декатлоном сеичас работаю, и как раз над подкосами может топики и объдиним?

Сергей_Колард

В любом случае хотелось бы видеть фото вашего самолета! У вас сейчас 2-х метровый? “Большой Брат”))))) Давайте объединятся!

spyder3

Я вообщем то не делал с 0 или даже не из кита (нет места и возможности пока). У меня Сигал Декатлон 120. Задача была из того, что обычно идёт как АРФ, в не зависимости от произвадителя (у всех д…мо) сделать более мене приличный самолёт. Купил, проклеил, перетянул и изменил. Причём я не слепо подражал копии, а как бы смотря на самолёт если бы он был настоящим и моим. Те что бы я в нём переделал как бы под меня. В этом я с вами Сергей полностью согласен, когда вы решили делать профильнуй стаб. Зачем следовать “ошибкам” Белланки, Американ Чемпион итп. Изменино конечно мало - стойка шасси, обтекатели, форма подкосов (оригинал имеет 2е крепление к крылу, что мне не нравится). На удивление (редко для меня) мне раскраска оригинала понравилась, и я её повторил. Кабина пилотов итп меня совершенно не интересует что в ней и как - мне главное внеший вид, поэтому с кабиной я не заморачивался.
Самолёт укомплектован дым сыстемой на базе бензин (не дым) помы от Сёливан. Центровку пока делаю 26% потом увидим.
Оборудование:
Сервы (по кругу) Хайперион ДС20ФМД
А на РН ДС20УМД
Гиро Футаба 350
Борт Хайперион ЛиПо 1600ма/ч
Стабилизатор: Линейный убек на 5.2в (Хайперион не любит 6в и более, проиверено практикой)
Мотор Саито 125А

Сергей_Колард

Как ты делал подкосы? Отлично смотрится. Я начал стеклоткань наносить на бальзовый подкос - оказалось, не так все и просто)))) решил повременить, чтобы не испортить, узнать как это обычно делается. (У меня тоже 1 точка опоры на крыле.)

Посмотрел тут по форуму, может стеклоткань и не нужна, обойдусь пропиткой смолой - прочности много здесь ни к чему… С креплениями вроде понятно…

spyder3

Не надо смолой/тканью, оклей бальзу потом Ултракотом/Ораковером. Там ничего не сломается - чистая декорация. Делать проще, краску не надо подбирать - итп
Я делал из этого (может подобного)
www3.towerhobbies.com/cgi-bin/wti0001p?&I=LXR855
склеены на
www.comdens.com/blog/…/jbweld2-755902.jpg
и стык у основания усилен алюминиевой жестью от пивной банки. Приклейка на тем же Джей-Би Уелд. Деревянная распорка на эпок смоле

PS
Раз уж пропитал смолой - то шкурь и крась без стекло ткани. Ултракот на смолу не ляжет нормально, - пузури будут. Воздуху при натяжке некуда выходить ты поры бальзы смолой закрыл

Сергей_Колард
spyder3:

стык у основания усилен алюминиевой жестью от пивной банки

spyder3:

Раз уж пропитал смолой - то шкурь и крась без стекло ткани

Так и сделаю

Сергей_Колард

Тем временем наступила “черная полоса”, все из рук вон плохо. Делал вроде бы простые вещи (законцовки). То не одинаковые, то не такие, то клей не сохнет…😃. В такие дни наверное лучше ничего не делать, либо будешь ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ. Это страшное слово!)))))
Но в этом-то и суть, сделать как надо, несмотря на обстоятельства

Кроме этого, опробовал “триангуляцию”, вычитанную в теме “ТБ-1”—невероятная штука!😃

Крыло стало намного жестче, зафиксировалась крутка, прибавка в весе 5 грамм!!!😆
Я бы вклеивал пластинки бальсы, никогда бы не додумался, что просто треугольник их вполне заменит.

И еще одна мысль. Раскопал свое первое крыло, сравнил методом “наложения”:

Хорда та же, вес тот же! Размах на 22см меньше! Элеронов нет! Дикая V-образность была! Профиль “от балды”
Как оно летать-то вообще могло???😵 А ведь и неплохо вполне - учился на нем ведь.
Я к чему, вот будет смешно, если несмотря на сравнительное аэродинамическое превосходство, новое крыло покажет себя…без заметных отличий (самолеты будут идентичны по весу и схеме)

spyder3

Мой уже вообщем то готов. Дело за погодой. Последняя проверка ЦГ, коий сейчас = 27% с пустым баком.

22 days later
Сергей_Колард

Капот стеклоткань + эпоксидная смола. Болван из пластилина на на деревянных шпангоутах-направляющих. Пластилин хорош тем, что можно корректировать болван.
i066.radikal.ru/1103/7c/bb8c972e0da4t.jpg

Пластилин удобно формовать куском фанеры, в качестве скребка, прогревая болван при необходимости домашним феном. Сверху разделитель - пищевая пленка, и 4 слоя стеклоткани. Взял стеклоткань в руки впервые и был приятно удивлен: прекрасно облегает сложную форму, всего пара небольших складок срезал ножницами.

Предварительная шлифовка и еще 2 слоя чистой эпоксидки, чтобы не наносить шпатлевку, и окончательная шлифовка.

s47.radikal.ru/i118/1103/79/4611c4288a78t.jpg

Немного мучений с извлечением. Результат неожиданный - 20 грамм, маловато, мне надо загрузить нос, а вес в виде прочного капота будет не лишним. Решение простое - два слоя марлевки со смолой изнутри капота добавили еще 20 грамм и прочность.
s55.radikal.ru/i150/1103/e1/f7a00cba2006t.jpg

Осталось прорезать отверстия.

Сергей_Колард

Пока есть время работаю над недостатками, сделал “правильные” наборные рули высоты, вес и прочность просто поразили, 6 грамм на штуку при более чем хорошей прочности на кручение даже без обтяжки.

spyder3

А где на рулях лопухи - компенсаторы? Они ведь есть у прототипа. Правда и мне они тоже не нравятся - без них может и вид будет лучше. Не всегда оправдано и интересно слепо подражать оригиналу, если толко не на соревнования по копиям его везти

Сергей_Колард

Да, рули будут именно такими, самолет в сборе мне очень нравится, все формы то что надо, через неделю обтяну, покрашу в цвета “Turkish military aviation”, оказывается у них на вооружении стояли подобные самолеты “для проведения наблюдательных работ”. В соревнованиях мне пока не участвовать)))
Дело в том, что этот самолет для меня воплощение мечты в прямом смысле.
Полтора года назад я впервые услышал о том, что существуют радиоуправляемые модели. Я придумал и нарисовал самолет ИМЕННО такой формы, даже не зная о том что существует Декатлон или Ситабрия. Следующий год я тренировался летать только для того, чтобы собрать и поднять его в воздух.
Этот самолет отличается от прототипа, но это сделано мной осознанно.

10 days later
Сергей_Колард

Доделал “морду” и заднюю стойку, не удержался и решетки поставил на воздухозаборники, сделаны из малярной шлифовальной сетки

шасси прекрасно амортизируют, мне хочется добиться плавного и мягкого покачивания при рулежке взлете с грунтовой площадки

Приступил к обтяжке. Подкладочная ткань плюс самодельный эмалит из ацетона и теннисных шариков. Из рассчета 10 шариков на 400г ацетона. Шарики попались ярко желтые, это ничего, если не красить в светлые тона.

Произвел контрольное взвешивание - вопреки ожиданиям произошла просто ДИКАЯ прибавка в весе, оперение весило 65г до и 75г после. :oОткуда вес!!???
Шарики ничего не весят, ацетон испаряется???😃
И, наконец, слышал на форуме про лак Цапон, купил для пробы:

Разочаровался, может это неправильный я купил? Но он не тянет ткань совсем!

spyder3

Раз уж начали тканью тянуть - пробуйте. Тут Орёл свой И15 тканью тянет. Может он поможет.
Я бы на вашем месте, да без надлежашего опыта покрыл бы Ораковером с Орастиком и проблем бы не было, хотя и Ораковером да в 2-3 цвета натянуть без морщин/пузырей без их прокалывания тоже надо уметь. Кроме того ткань и красить надо, а потом лаком уретановым что бы топливо не разъело краску. Проблема будет у вас не в весе. 10 - 200г вам на модели такого класса мало что дадут не 3Д. Проблема после вашей технологии будет в ремонте, конечно если не лейкопластырем-скотчем дырки заклеивать. Так что вам решать

Сергей_Колард

Спасибо, я только тканью и умею обтягивать, пленку даже в руках не держал пока))) предыд. модель ремонтировал просто наклеивая заплатку в тон на эмалите, но это было просто, т.к. она не была надлежащим образом прокрашена. А как правильно ремонтировать такую обшивку? Проколы, и небольшие разрывы после повреждений???
Насчет Вашего Декатлона: как прошли летные испытания?

spyder3

Я ещё не летал в 2011, и даже ещё и годовые взносы за клуб и ассоциацию не платил.
Если вы спрашиваете как Ораковер ремонтировать - клеится заплатка либо перетягивается вся поверхность либо частично. Ваш же метод это надо красить, а красить всегда занимает много болше времени. Вы когда свой красить будете?

Сергей_Колард

Я уже приступаю к покраске. Все в форсированном режиме, т.к. хочется провести летные испытания на предстоящих майских праздниках. Погода стоит отменная! А летать мне не на чем))))
Выкладывайте видео облета - мне очень интересно, потом и я отчитаюсь по летным характеристикам по всей форме.

12 days later
Сергей_Колард



Работа над планером завершена. Окончательный вес 1200г.
Покрашен 2-х компонентной матовой акриловой автомобильной краской “Вика” в 3 слоя.
Результат вполне удовлетворил.
Впереди начинка и испытания.

Сергей_Колард

Час назад был совершен первый полет, в 9 утра 9 мая!


ПРОШУ ДАЙТЕ СОВЕТ
Приземлился на “3” балла и без повреждений, но это было невероятно сложно…!
Подробнее о симптомах:

  1. Полет визуально медленный и словно ватный, сказывается большое лобовое сопротивление, на моторе ТТ 42 винт 11х4, самолет инертен, летел на оборотах выше средних, не очень понравилось то, что нет запаса скорости, самолет не разгоняется вообще и летит как будто вблизи срыва.
    Думаю ставить 10х5, а потянет ли 11х5? Подскажите.
  2. Не снижается на холостых! Планирует почти без потери высоты, но есть подозрения что это только до срывной скорости. Я его вообще посадить не мог!!! Заходов пять делал! Не попахивает ли это задней центровкой??? В полете проблем не было с управляемостью. Центровка 27% с пустым баком.

Угол атаки 2%. Профиль 16% несимметричный.

Думаю угол атаки снизить до 1% и догрузить до 25% центровки. Поправьте если ошибаюсь.

Сергей_Колард
  1. Тенденция на максимальных оборотах к набору высоты незначительная, и в целом я просто счастлив!!!
Orel
Сергей_Колард:

самолет не разгоняется вообще и летит как будто вблизи срыва.

Для большей устойчивости центровку в 20% с увеличением угла V , но видимо его не поправить на цельном крыле.

Сергей_Колард

Сегодня совершил еще пару испытательных полетов:

www.youtube.com/watch?v=GIlovQxYxjI

www.youtube.com/watch?v=jdjW-FZNzuc

Я устранил описанные выше недостатки, сместил центровку вперед на 2%, и уменьшил угол атаки на 1 градус (теперь +1 градус, вместо +2), полет стабильный.

Мои личные выводы
Начиная постройку, я хотел получить спокойный, предсказуемый самолет, чтобы летать в свое удовольствие много и долго.
В процессе я увлекся (да и реалии создания самолета, похожего на самолет наложили свой ТЯЖЕЛЫЙ отпечаток), и получил сложную в полете и эксплуатации модель.