Ansaldo A1 Balilla 1:4.5 –Самолет без краски
Петр, я возьму паузу до завтра. Много чего вы написали - есть о чем задуматься… И все таки из вашего ответа я понимаю что скорее нет, чем да! Ну дайте подумать, я разложу как я себе это вижу.
понимаю что скорее нет, чем да!
Максим, не надо траура😁. Я просто прагматично смотрю на это дело. Повторюсь, все зависит от материала. Мы же с Вами копиисты 😎, а значит , не боюсь этого слова, перфекционисты. Поэтому все стремимся сделать только на отлично.
Мог бы написать обо всем этом больше, но нехочется в этой теме офтопа. Могу в личку.
Хорошо, спишемся в “личке”.
Предыдущую неделю занимался изготовлением элеронов. Конструкция с первого взгляда простая если бы не одна вещь, которую пришлось реализовывать - копийные узлы навески передней кромки элерона - трубы. Вот тут небольшая иллюстрация этой типовой конструкции самолетов той поры:
Вырезал кусок из скана польского технического описания Балиллы. Там есть только про руль высоты, но конструкция навески элеронов схожая. Вот так это выглядит снаружи
В качестве трубы элерона взял угольную трубку. Долго думал как сделать узлы навески. Токарные работы? На столе стоял стакан со старыми пишущими ручками. Разобрал одну. Корпус и колпачек были латунные с хромировкой. Причем очень точно по диаметру входили друг в друга. И… На карбоновую трубу тоже! Дальше идея развилась сама собой…
Типовой узел навески получился состоящим из четырех колец: внутреннее неподвижное - на трубе, наружное - подвижное с припаянными латунными “усами” (под крепеж на крыло) и пары боковых неподвижных на трубе - от предотвращения бокового сдвига подвижного кольца.
Дальше - нарастил немного бальзового “мяса” на трубу, чтобы уровнять толщину элерона и крыла. Ну и остальные элементы набора элерона добрал.
В общем получилось нормально, как на прототипе. Занятно, что такая конструкция навески позволяет отклонять элерон более, чем на 90 град.!
Во как! Элерон можно использовать как интерцептор 😲!
Занимался установкой серв в крыло. Планировал установку их в крыло изначально, так как крыло разъемное, чтобы меньше было операций по сборке модели в поле. Сервы тонкие, для планеров и других моделей с тонкими крыльями. Вот так , собственно получилось
Идея сэкономить время на сборке модели в поле оказалась с множеством “подводных” камней, главный из которых оказался тем, что необходимо было точно совместить оси (параллельность и соосность) вращения элерона и выходной шестерни сервы, что оказалось весьма затратно и муторно. Несоблюдение этого условия ведет к “нехилым” выламывающим конструкцию усилиям, возникающим при вращении качалки сервы. Провозился несколько вечеров, пришлось усиливать углем и стеклом хвостики нервюр секции крыла, где расположен сервопривод, так как без жестоксти конструкции вокруг сервы все шаталось и “стонало” при ее работе.
Честно говоря, по завершению этих работ я никому бы не рекомендовал подобную схему из-за трудоемкости подгонок, хотя визуально все , вроде, очень просто.
Следующий этап перед обтяжкой верхнего крыла - сделать лючки для монтажа-демонтажа серв так, чтобы их было почти незаметно. Идея у голове ☕уже есть…
Если не привинчивать качалку намертво, а сделать в ней продольный паз, всё несколько упрощается…
всё несколько упрощается
Это так только кажется. При несовпадении осей полюбому возникают “ломающие воздействия”, потому что трение никто в механике еще не отменял. Кроме этого идея “свободного продольного гуляния” качалки чревата весьма приличным увеличением люфта.
В приводе цельноповоротного стабилизатора на радиопланерах 70-80х это широко практиковалось. Тем более, что речь о компенсации незначительной несоосности.
Да, хитро придумано! Почти незаметно и привод копийный. А что за сервы применены и есть ли в них уверенность что потянут? Элероны то большие, если не сказать “огромные”!
Красавец!
Машинки вот такие
www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idpr…
Предвидя вопрос про надежность, отвечу что рекомендованы были знакомыми уровня экспертов. Кроме этого эта пара машинок оттестирована - пролетала целый летный сезон на рабочем тренировочном биплане аналогичных размеров с копией Балиллы. Стояли поверх поверхности крыла и к концу сезона от эксплуатации все надписи на этикетках стерлись. По поводу усилия - заявлено производителем 7 кг, должно для копии хватить. 3D пилотаж на ней не крутить, усилие на крен требуется намного меньше (элерон расположен на конце крыла) , чем на пилотажке так как плечо приложения аэродинамических сил больше раза в два.
Хорошо получается. Скоро полетит!
Скоро полетит!
Нет пока. Еще надо оперение доделать и шасси поставить. Мелочевка очень много времени съедает…
Кстати, Петр!
Рекомендую крылья покрыть каким либо лаком (в вашем случае метанолостойким). Я тут обнаружил, что на моей Балилле после летних полетов, крайне тяжело отмывается гарь тканевых поверхностей. Хоть у меня стоит бензиновый мотор и чадит он гораздо меньше! Отмыть до конца мне так и не удалось. Покрыл лаком, теперь все станет гораздо лучше.
Покрыл лаком, теперь все станет гораздо лучше.
Спасибо Максим за информацию. Тоже думал об этом. Решил отложить этот вопрос на попозже, когда можно будет считать самолет полностью облетанным… Тут есть один неприятный момент. Если что-то подломается, не дай бог, то латать пленку утюжком поверх лака будет крайне проблематично. Лак будет вздуваться от температуры… Вот и выбирай…😃 куда не кинь, везде вилы…
Помаленьку двигаюсь с оперением. Начал со стабилизатора. Вот так он выглядит на итальянском музейном образце (для моего советского прототипа ясных фоток оперения у меня нет), для понимания конструкции.
Конструкция оперения, как я понял: стабилизатор удерживается в поперечном положении двумя подкосами (они под стабилизатором, здесь на фото не видно). Растяжки над стабилизатором “держат” вертикаль киля. Вот так выглядит конструкция руля высоты (до музейной реставрации)
Что, собственно говоря и предстоит сделать. Руль высоты решил почти повторить как на прототипе. Начал с узлов навески, которые надеваются на тоностенную стальную трубку. Материал шарниров - тонкая латунь.
Труба будет стыковаться со стабом как-то так.
Теперь на трубу предстоит “навесить” ,собственно, набор РВ.
To be continued
Здравствуйте, Петр!
Стабилизатор крепится к фюзеляжу при помощи четырех наружных уголков с завальцованными краями. Уголки прикреплены к фюзеляжу болтами (по одному на каждый уголок), а стабилизатор так же по одному болту на уголок, только насквозь. На фото, что вы разместили, заметны головки болтов на стабилизаторе. По их расположению можно понять положение уголков снизу.
Если надо, поищу подходящую фотографию позднее.
Если надо, поищу подходящую фотографию позднее
Спасибо, Максим. Еще , тогда, до кучи, вопросец. Насколько я понял, разглядывая фотки, узлы навески рулей всех, сделаны из желтого металла (латунь ). Вы видели все вблизи, это действительно латунь? Картинки есть и из ТО на самолет, только металл непонятен. Рассуждал логически для уменьшения трения в паре трения - труба(сталь) , шарнир может быть только латунным.
Наверняка не скажу. Вся фурнитура окрашена черной полуматовой краской. Из этого вывод - на модели можно использовать любой металл. Так же, учитывая тот факт что латунь применялась на этом самолете в огромных количествах, наверняка и навесы были латунными. Делайте, Петр, из латуни! Материал хороший - податливый, ковкий и прочее. Один недостаток в нем все же есть - тяжелее даже стали. Но ведь навесов не так уж и много, чтобы сделать погоду.