Ansaldo A1 Balilla 1:4.5 –Самолет без краски

75777

Занимался установкой серв в крыло. Планировал установку их в крыло изначально, так как крыло разъемное, чтобы меньше было операций по сборке модели в поле. Сервы тонкие, для планеров и других моделей с тонкими крыльями. Вот так , собственно получилось

Идея сэкономить время на сборке модели в поле оказалась с множеством “подводных” камней, главный из которых оказался тем, что необходимо было точно совместить оси (параллельность и соосность) вращения элерона и выходной шестерни сервы, что оказалось весьма затратно и муторно. Несоблюдение этого условия ведет к “нехилым” выламывающим конструкцию усилиям, возникающим при вращении качалки сервы. Провозился несколько вечеров, пришлось усиливать углем и стеклом хвостики нервюр секции крыла, где расположен сервопривод, так как без жестоксти конструкции вокруг сервы все шаталось и “стонало” при ее работе.
Честно говоря, по завершению этих работ я никому бы не рекомендовал подобную схему из-за трудоемкости подгонок, хотя визуально все , вроде, очень просто.
Следующий этап перед обтяжкой верхнего крыла - сделать лючки для монтажа-демонтажа серв так, чтобы их было почти незаметно. Идея у голове уже есть…

Prophead

Если не привинчивать качалку намертво, а сделать в ней продольный паз, всё несколько упрощается…

75777
Prophead:

всё несколько упрощается

Это так только кажется. При несовпадении осей полюбому возникают “ломающие воздействия”, потому что трение никто в механике еще не отменял. Кроме этого идея “свободного продольного гуляния” качалки чревата весьма приличным увеличением люфта.

Prophead

В приводе цельноповоротного стабилизатора на радиопланерах 70-80х это широко практиковалось. Тем более, что речь о компенсации незначительной несоосности.

75777

Сделал люк для крыльевой сервы. Покрыл его солартексом. Вот так выглядит в закрытом состоянии (крыло пока еще не обтянуто):

Никакого крепежа поверх крыла нет. Люк крепится через торец крыла. Вот так снимается


AirMax

Да, хитро придумано! Почти незаметно и привод копийный. А что за сервы применены и есть ли в них уверенность что потянут? Элероны то большие, если не сказать “огромные”!

75777

Машинки вот такие
www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idpr…
Предвидя вопрос про надежность, отвечу что рекомендованы были знакомыми уровня экспертов. Кроме этого эта пара машинок оттестирована - пролетала целый летный сезон на рабочем тренировочном биплане аналогичных размеров с копией Балиллы. Стояли поверх поверхности крыла и к концу сезона от эксплуатации все надписи на этикетках стерлись. По поводу усилия - заявлено производителем 7 кг, должно для копии хватить. 3D пилотаж на ней не крутить, усилие на крен требуется намного меньше (элерон расположен на конце крыла) , чем на пилотажке так как плечо приложения аэродинамических сил больше раза в два.

75777

Обтянул верхнее крыло



Солартекс - интересный материал, частично пропускает свет, в контровом свете весь набор виден.

AirMax

Хорошо получается. Скоро полетит!

75777
AirMax:

Скоро полетит!

Нет пока. Еще надо оперение доделать и шасси поставить. Мелочевка очень много времени съедает…

AirMax

Кстати, Петр!
Рекомендую крылья покрыть каким либо лаком (в вашем случае метанолостойким). Я тут обнаружил, что на моей Балилле после летних полетов, крайне тяжело отмывается гарь тканевых поверхностей. Хоть у меня стоит бензиновый мотор и чадит он гораздо меньше! Отмыть до конца мне так и не удалось. Покрыл лаком, теперь все станет гораздо лучше.

75777
AirMax:

Покрыл лаком, теперь все станет гораздо лучше.

Спасибо Максим за информацию. Тоже думал об этом. Решил отложить этот вопрос на попозже, когда можно будет считать самолет полностью облетанным… Тут есть один неприятный момент. Если что-то подломается, не дай бог, то латать пленку утюжком поверх лака будет крайне проблематично. Лак будет вздуваться от температуры… Вот и выбирай…😃 куда не кинь, везде вилы…

28 days later
75777

Помаленьку двигаюсь с оперением. Начал со стабилизатора. Вот так он выглядит на итальянском музейном образце (для моего советского прототипа ясных фоток оперения у меня нет), для понимания конструкции.

Конструкция оперения, как я понял: стабилизатор удерживается в поперечном положении двумя подкосами (они под стабилизатором, здесь на фото не видно). Растяжки над стабилизатором “держат” вертикаль киля. Вот так выглядит конструкция руля высоты (до музейной реставрации)

Что, собственно говоря и предстоит сделать. Руль высоты решил почти повторить как на прототипе. Начал с узлов навески, которые надеваются на тоностенную стальную трубку. Материал шарниров - тонкая латунь.

Труба будет стыковаться со стабом как-то так.

Теперь на трубу предстоит “навесить” ,собственно, набор РВ.
To be continued

AirMax

Здравствуйте, Петр!
Стабилизатор крепится к фюзеляжу при помощи четырех наружных уголков с завальцованными краями. Уголки прикреплены к фюзеляжу болтами (по одному на каждый уголок), а стабилизатор так же по одному болту на уголок, только насквозь. На фото, что вы разместили, заметны головки болтов на стабилизаторе. По их расположению можно понять положение уголков снизу.
Если надо, поищу подходящую фотографию позднее.

75777
AirMax:

Если надо, поищу подходящую фотографию позднее

Спасибо, Максим. Еще , тогда, до кучи, вопросец. Насколько я понял, разглядывая фотки, узлы навески рулей всех, сделаны из желтого металла (латунь ). Вы видели все вблизи, это действительно латунь? Картинки есть и из ТО на самолет, только металл непонятен. Рассуждал логически для уменьшения трения в паре трения - труба(сталь) , шарнир может быть только латунным.

AirMax

Наверняка не скажу. Вся фурнитура окрашена черной полуматовой краской. Из этого вывод - на модели можно использовать любой металл. Так же, учитывая тот факт что латунь применялась на этом самолете в огромных количествах, наверняка и навесы были латунными. Делайте, Петр, из латуни! Материал хороший - податливый, ковкий и прочее. Один недостаток в нем все же есть - тяжелее даже стали. Но ведь навесов не так уж и много, чтобы сделать погоду.

29 days later
75777

Доделал, наконец, стабилизатор. Уже все почти готово было к обтяжке:


Но вот решил еще раз взлянуть на оригинал, без обшивки

И тут, как везде на прототипе, итальянцы делали не так, как весь мир. Ума не приложу, зачем, надо было делать такой лобик и класть поверх него полки нервюр! 😲 Наверное, надо было загрузить хвост для центровки… Из-за острой передней кромки и полок нервюр ткань обшивки приобретает весьма характерную форму поверхности, которая хорошо должна просматриваться на модели. Пришлось на уже готовый стабилизатор клеить полки на нервюры и выводить их на переднюю кромку:

Что отняло несколько дней на доводку.
Ну а затем обтяжка и стабилизатор готов к монтажу:


AirMax

Очень радует тот факт, что работа движется. Получается хорошо. Надеюсь, скоро полетит.

75777
AirMax:

что работа движется.

Да, помаленьку. Вот так все выглядит на сегодня.

Очень много мелочей отнимают времени, а написать не о чем. По вечерам занимаюсь выведением геометрии коробки (перекосы, крутки и т.п.) растяжками. Доделываю мелкие растяжки. На даче ковыраю оперение. Вот, стаб доделал.

Несмотря на все мои усилия, самолет получается очень трудоемким для сборки в поле… Часто на нем точно летать не придется. Собрать- разобрать - повеситься можно…😦

1 month later
75777

Закончил сборку оперения


Когда делал хвостовой костыль, что-то мне вся эта конструкция “навевать стала”. Долго думал, что же… Рессоры, дерево, крашеный черной краской металл… И вдлуг осенило! 😂 Железнеодорожные вагоны…
Видимо, для проектирования этого узла итальянские конструкторы пригласили спеца из ЖД.


На модели в этом узле металл - только скоба, держащая “рессору” костыля. Элементы “рессоры” (4 шт) - формованные уголь+стекло. Черная фигурная накладка - пластик, подкосы стаба- “остеклованная” бальза.
Еще один узел, разумность конструкции которой поставила меня в тупик - четыре растяжки киля. Ну зачем они- понятно - “держат” вертикаль киля. Но почему 4 штуки:), хотя двух - за глаза?
При монтаже растяжек пришла идея использовать устройство для обжима контактов разъемов серв:

Хорошо обжимает 2мм трубку для заделки петли троса.

По оперению остается доделать кое-какие мелочи, но это уже после установки серв и регулировок тросов управления РВ и РН.