Ansaldo A1 Balilla 1:4.5 –Самолет без краски

AirMax

Я пока что исповедую принцип “сейчас или никогда”, но это пока…

75777
75777:

Затем из реек поставлю стапель вокруг фюз

Собрал временный стапель на фюзеляже

Идея заключается в том, чтобы вложить в стапель центроплан верхнего крыла, который бы надежно ( без люфтов и гибких деформаций) занял бы свое пространственное положение относительно строительной оси модели с запланированным углом атаки и без каких-либо перекосов.

Теперь можно спокойно сделать и подогнать стойки крепления центроплана на фюзеляже. А также сразу установить шесть копийных растяжек, которые зафиксируют в пространстве эту конструкцию.
При изготовлении стапеля пришлось собрать на полу все крыло целиком, чтобы как можно точнее выставить перпендикулярность крыла оси фюзеляжа, произведя замеры по “диагоналям”:

AirMax

Спасибо, Петр!
Возможно позаимствую у Вас идею. Скажите, какие установочные углы применены на модели?

75777
AirMax:

Скажите, какие установочные углы применены на модели?

Максим, по установке крыльев было много дум. Здесь нельзя отдельно рессматривать крыло как таковое, а только в связке с профилем крыльев и углами установки стаба и двигателя ( по вертикали). У меня стаб - 0 , двигатель- -3\-4. Решил верхнее крыло - 0, нижнее где-то +1, точно еще не определился. Дело в том , что на прототипе оба крыла стоят в + , особенно нижнее, что создает определенные проблемы по копийности в плане видимых сопряжений нижнего крыла и фюзеляжа.

AirMax

Спасибо, Петр!
Мысли наши, как и прототипы, сошлись. Только оба крыла у меня в плюсе. Значения не помню. Проектировал давно, не записал, проверять по чертежу бессмысленно.

75777

Максим, по поводу углов. Может будет интересно. К прошлому лету я собрал биплан, что называется, “из того что было”. Как бы модель -аналог Балиллы. С более- менее схожими техническими характеристиками. Тренироваться чтобы на чем было для копии. И получить опыт по отладке геометрии биплана. По размерам схожий, по весу и с тем же мотором (заодно мотор обкатать-облетать).

Профиль верхнего крыла - несимметричный плоско-выпуклый (какой точно не знаю, крыло мне в дар досталось давно), нижнее - от тренера 40 размера, профиль плоско-выпуклый типа Clark Y. Фюз и стаб был от третьей модели(модель получила ник “три в одном флаконе”😃) Установил все плоскости углы в 0. Двигатель в -3 где-то. После облетов немного еще опустил ось двигателя. До тех пор пока полет по прямой не стал при нуле РВ. Ну так и летал все лето. Привыкал к бипланным повадкамB-)

AirMax

Веселая история! Удивительно, что это все полетело! А мы тут про 2-3 градуса толкуем! Ваш пример вселяет в меня оптимизм.

75777
AirMax:

А мы тут про 2-3 градуса толкуем

Практически на всех бипланах такие углы стоят. Вот тут толково расписано, почему
www.avmodels.ru/models/useful/biplan.html
К моделям это можно не применять. Это фишка большой авиации. Чтобы улучшить обзор пилоту. В модельной авиации ( с несущими профилями) , чтобы самолет не “вспухал” при даче газа, ось двигателя опускают вниз. В большой авиации ось двигателя, как правило, параллельна строительной оси самолета. При положительных углах у крыльев самолет летит, как бы “наконившись вперед” фюзеляжем (опустив нос), что улучшает обзор пилоту- т.е. происходит то, что в моделях реализуется опусканием оси мотора. Ну и еще на нижнем крыле увеличивают угол относительно верхнего, т.к. нижнее крыло находится в слегка “скошенном” потоке от профиля верхнего крыла. Эта “скошенность” тем больше, чем больше вынос вперед верхнего крыла относительно нижнего. У Балиллы вынос нулевой, поэтому эта поправка на модели будет просто ничтожна. Пусть меня поправят, если что не так изложил.😃

75777

Процесс изготовления стоек центроплана верхнего крыла.
Решил алюминиевый профиль не использовать. Прикинул, слишком трудоемко получится. Применил “классическую” деревянно- проволочную технологию для этих деталек

проволоку 3 мм ОВС “постучал на наковальне” - расплющил ушки под отверстия болтов крепления. В буковых заготовках дремелем пропилил пазы под проволоку. “Одел” проволоку в деревянную “одежку”

Спрофилировал стойки по нужной форме. Овальная центральная часть переходит в прямоугольную в месте узла крепления крыла

Покрыл стеклом

75777

Начал монтаж центроплана верхнего крыла. Весь процесс идет в стапеле



На модели вехние крепления полностью совпадают с конструкцией прототипа. Нижние - имитация. На прототипе стойки центроплана внизу вставляются в металлические, “каплевидные” в сечении, узлы, которые крепятся к деревянной раме (стрингерами их не назовешь!) фюзеляжа. Вот тут эти узлы (над двумя алюминиевыми накладками) без стоек:

Конструктивно на узлах находятся “уши” для установки растяжек. На модели эти узлы-декоративные (сделал из листовой латуни, наклеил на стойки), стойки будут крепиться в усиления, которые еще предстоит вклеить в фюз. Это следующий этап.

22 days later
75777

Пока делал стойки, параллельно пытался решить проблему с киперными лентами. Перечитал тут на форуме всю информацию.
Искал в инете ножницы типа “зигзаг” (портновские), которыми можно резать зубцы. Беда оказалась в том, что стандартными режется крупные (около 5мм) зубья. Для моего масштаба это очень много. Да еще, к тому же, относительно всех остальных самолетов той эпохи, зуб киперных лент Балиллы заметно меньше. Итальянская, понимаешь, специфика. А тут еще вторая проблема, Никто из продавцов не дает информацию по размерам зубов “зигзага”. Длина ножниц- пожалуйста, госты по котрым сделаны - нет проблем! А размер зуба никто не знает. Такие вот продавцы у нас. Почти решился заказать готовые киперные ленты с источников, которые на которые здесь море ссылок. Пока не наткнулся случайно на рекламу - один сайт - продают ножницы “зигзаг”- мелкий ". (И у них же и "крупный " есть.) Ага. На фотках (а они на всех сайтах мутные) вроде действительно разный зуб. Была -не была - заказал мелкий. Поскольку стоят недешево (около 1100р) решил вскрыть и проверить при получении до оплаты. Если не то-😝 отказаться от покупки. И о чудо - оказалось то, что надо:

Катет треугольника зуба 2 мм. Уже почти то, что надо. Но на Балилле помельче должно быть. Режем сторону в два прохода, сместив зубья на “половину волны”. Немного ловкости рук и - вуаля:) - получаем то, что надо! -

Немного отточить технологию - и вперед! Материал (Solartex) для обтяжки - уже лежит в шкафу. Ждет часа. Все лучше иметь инструмент:), чем заказывать из-за бугра нарезанные ленты, которых может нехватить, или для ремонта (😮 ) вдруг понадобиться, да вообще, мало ли что…

…Начал делать мелочевку для растяжек. Коуши для тросов. Сделал из латунной трубки.

fram

Здравствуйте, Петр! С восхищением и волнением наблюдаю за постройкой “Балиллы”. Вашей и Максима. С итальянской манерой строительства самолетов знаком не по-наслышке - сам строю Fiat C.R.32 “Chirri”. Пишу, узнав о Вашем решении резать киперные ленты вручную. Хочу Вас отговорить от этой затеи. Если есть в запасе неделя изнуряющего, низкоэффективного труда, тогда извольте.

Лучше всего заказать в рекламном агентстве порезку этих лент из матового оракала (соответствующей рассцветки), или порезать ножем (вместо лазера иногда используется спец. нож) на плоттере ваш солартекс.

Для имитации швов на Ньюпоре в теме А НЕ ПОСТРОИТЬ ЛИ НАМ МОДЕЛЬ -КОПИЮ? использовались предварительно наклеенная на ткань и порезанная вместе с тканью нитка. Поверху основная лента.

У “Сверчка” вообще продольные швы. Сначала наклеил их (тоже из оракала), а потом и основные поверху.. Только на наклейку киперных лент из оракала на поверхности Г-25 потратил двенадцать часов. Если надумаете делать иначе - примите мои глубочайшие соболезнования 😃

И, вроде Яблоков тоже использовал оракал…

75777
fram:

Если есть в запасе неделя изнуряющего, низкоэффективного труда

Спасибо за советы, всегда хорошо услышать советы от человека прошедшего через что-то. Опыт - великое дело. Я уже много обдумывал эти вопросы. После изготовления капота, меня вообще сложно испугать изнуряющим трудом.😎 Вообще мы, копиисты - философы в этом плане. Не получится так, сделаем эдак. Все равно сделаем. Вот, например, вчера пытался свить тросы для растяжек. Вспомнил авиамодельную юность, как мы вили их из покупных наборов корд, дрелью. Не получилось. Рвутся. Видимо современный материал не тот как был раньше. Ну и ладно. Решил купить готовые. Вроде у рыбаков должно быть то, что надо.

А что касается киперных лент, то у меня не совсем такая ситуация, как у Вас на Фиате. У меня не будет под этими лентами имитации прошивки к нервюрам. На Балилле она , почему-то, практически не заметна. И повторюсь, главное, почему решил резать сам, это нестандартность ширины ленты и шага зубцов. А для машинной резки у меня нет запаса материала. Нужно будет дозаказывать, причем достаточно изрядное количество. Ведь они там из обрезков ведь не будут резать.

Еще раз спасибо за отзыв. Успехов Фиату!

fram
75777:

Вроде у рыбаков должно быть то, что надо.

Он очень тоненький. Я использую корды и тяги бойцов F-2d - 0.4 или 0.8мм. У меня пятый масштаб.

AirMax

Здравствуйте, Петр!
Не завидую я Вам в том, что нашли ножницы. Я вот не нашел и пришлось покупать готовые ленты в США. Да, я заплатил денег достаточно много для такой, казалось бы, ерунды, но представляя себе сколько времени мне потребовалось бы на изготовление этих лент, я понимаю, что оно того стоит! Я преклоняюсь перед вашим решением и желаю огромного терпения!!!
На счет тросиков. Тросы на растяжки диаметром 1мм как оказалось найти совсем не проблема. Надо только спросить в отделе метизов в строительных магазинах. Я покупал за 8 руб.\м\п! Этот диаметр почти совпадает в пересчете на настоящий самолет. У оригинала диаметр тросов составляет целых 6мм. Вот только вес получается серьезный.
Ну и пользуясь случаем хочу выразить благодарность Виталию Толобори за его проект. На Украинской “Моделке” я не зарегистрирован, но за темой слежу. Надеюсь, Петр не возражает.

75777
fram:

тяги бойцов F-2d - 0.4 или 0.8мм.

Виталий, это наверное самодел, наподобие того, что я пытался сделать?

AirMax:

У оригинала диаметр тросов составляет целых 6мм

Максим, спасибо за эту цифру, у меня не было этой информации. Вот что значит побывать рядом с прототипом! А я ориентировался на 0.5 мм трос на модели. Хотя по фоткам видно, что на прототипе “лошадиного” размера тросы. Да еще двойные на крыльях. Такое впечатление, что у конструкторов родины эпохи Возрождения тяжеловато с сопроматом. Избыточность видно невооруженным глазом.

AirMax:

сколько времени мне потребовалось бы на изготовление этих лент

Два вот как то легко все получается. Чертишь две линии на обратной стороне пленки по ширине ленты и режешь по прямой ножницами. Уже попробовал. Все достаточно просто. Скрапбилдинг (аппликация) детская почти…

AirMax

Да ведь я и не говорю что сложно нарезать ленты. Я хотел сказать о монотонности работы и временных затратах. В связи с чем волнующий меня вопрос - не раздумали ли вы участвовать в ЧР? Времени остается мало с учетом того, что самолет еще облетать надо, устранить недостатки выявленные в ходе испытаний.

fram
75777:

Виталий, это наверное самодел, наподобие того, что я пытался сделать?

Это не самодел. На бойцовках (кордовых) тяги в крыле 0,8мм. Они продаются многожильными ( 0,1мм жилка) и анодированы. Причем легко паяются.

Плоттер резал ленты для Г-25 четыре часа ( с минутами ). Все ленты идентичны. Лично я глазом различаю разницу минимум в полмиллиметра. Нож-гильотина, возможно и дал бы необходимую точность и большую скорость.А ножницы … 80 нервюр, рулевые поверхности, вместе примерно 200 лент плюс окантовочные и все с точностью до полмиллиметра? Киперная лента здорово прибавляет восприятие копии. Она же может сильно и боубавить при неточном исполнении. Я ни на миг не сомневаюсь в Ваших способностях и тем более в трудоспособности! Но даже ребенок быстрее и точнее нарисует прямую линию по линейке, чем лучший мастер художник от руки! А Вам нужно проходить за второй раз зубчики. Да и ножницы не во всю длинну ленты.

Ладно, меня тоже часто уговаривают делать кое-что попроще. Иногда предлагают недопустимые для меня варианты. Иногда дельные. Я тоже упираюсь - натура такая. Год тому назад всем миром уговаривали не обшивать длинноволоконкой. А я уперся - микалент в два слоя и все тут. Когда попробовал оратекс - ни в жисть не буду микалент клеить на модель. Мне нужно было свою шишку набить. В любом случае, помните, что я желаю Вашего впечатляющего участия на ЧР в Луках, а не погреть свое самолюбие - мол по моему совету человек сделал!

75777
AirMax:

не раздумали ли вы участвовать в ЧР? Времени остается мало с учетом того,

Да нет, не раздумал. Уже даже отпуск по по работе сверстал так, чтобы туда поехать. Но успею или нет, пока не загадываю. Уж больно много чего остается доделать. А все заранее предусмотреть и спланировать трудно. Но и лихорадочно торопиться нет желания. Уж слишком много труда уже вложено, чтобы из-за какой-нибудь ерунды в спешке потерять модель…Проходил я это все уже.
Ну не успею - в Луки все равно съезжу, как зритель. Благо недалеко от Питера…И наших собирается целая команда туда- вот будет компания!

AirMax

Поддерживаю Вас полностью. И я наступал на эти грабли, когда за пару дней до соревнований, в спешке, разбивал модель, в которую вложил силы и душу. Повторяться нет желания. И поэтому успею, хорошо. Но в любом случае хочу приехать в Луки в качестве зрителя-вольновыпивающего.

8 days later
75777

Закончил монтаж крепления стоек центроплана


Крепление стоек в фюзеляже:


Изготовил накладки , в которые вклеил винты крепления стоек (2.5 и 2 мм). Накладки наклеились соответственно на боковину, прихватив клеем и шпангоут -для задней стойки, и на шпангоут- для передней стойки. Большую проблему представило выведение в плоскость места сопряжения уха стойки. При небольшом угловом несовпадении стойка при затяжении винтов “подкручивалась”, выводя из соосности верхнее , крыльевое, крепление стойки. Для решения этого момента на накладку под ухо положил эпоксидки типа “холодной сварки” и затянул все винты, собрав в стапеле все как надо. “Сварка” выдавливалась и затем затвердевала, формуя нужную плоскость для уха стойки.
Теперь можно делать растяжки. Сделал типовой элемент законцовки троса растяжки.

Пришли карбоновые трубки для сборки крыльев