Nemere 1:4 (1936г.)
Пью чай перед сном 😃 - решил чуть прокомментиовать общие ощущения от КИТапосле проведенных работ.
В целом, ожиданий оправдывает, и денег своих стоит (нисколько не жалею о заказе). Конструктивно продуман довольно удачно. Нет явно слабых мест, удобен с борке (в поле), крепок. При примитивных чертежах, десятке фоторафий и отсутсвии мануала все собирается как есть, без больших вопросов. Качесво материалов приемлемое. Бальза, фанерка 0,6, 3мм - хороши. 3мм тополинка - рыхловата - видели и лучше.
Основные претензии: к нессответсвии толщин фанеры к пазам под нее, отвратительный рез (длинная бахрома), местами уехавшая фреза (плохо крепил материал-тупая фреза). Если бы пилилось нормальной фрезой, то я бы уже зашивал крылья и фюзеляж. Реально - пловина времени уходит на доведение деталей до ума. 64 полунервюры на одном крыле - пойди шлифани и подгони каждую. Крыло собирал часа три. Хотя мог бы за час, при качесвенном резе.
Шнейдер мог бы быть одним из лучших производителей (конструктор он и так хороший - тут без вопросов). Усилий для этого приложить - минимум (пишу как человек владеющий вопросами подобного производства). Почему не делает - непонятно. Непонятно откуда такие сроки. Просит 2 недели (при работе ЧПУ на 3-4 часа), и еще на неделю-две задерживает. Бред какой-то.
И еще раздражает нежелание общатся с заказчиком. Письма читает (приходят уведомления) - и в ответ тишина.
Просит 2 недели (при работе ЧПУ на 3-4 часа)
Пилит он реально 3-4 часа, судя по резу.
Ай да молодцы!Прям авиастроительный завод какойто.Позитив от Вашего творческого процесса прям на растоянии передается.С такими темпами Вы по два успеете построить.Вижу попланерим в ВЛ посерьезному.Успехов.
такой методе отследить практически невозможно.
Вообще странно собирать такое длинное и узкое крыло без стапеля (ровная доска- поверхность).
Кирилл, а можно чутка по подробней про разъем крыла написать? Не совсем понятна авторская задумка.
Небольшой офф.
У меня в моделке был стол, может кому пригодится для повторения. Дерево, железо все это от лукавого, прогибается.
Итак стол имел размеры 1.5мХ1м. был сделан буртик высотой 5 см. засыпал я туда кварцевого песка положил на него астралона лист(ну чтобы товарный вид имел 😃) а затем 10 мм зеркальное стекло. Через неделю все это хозяйство было готово к работе, песок разошелся, равномерно распределился и все.
Шансов прогнутся или деформироваться ровно 0! 😃
Вообще странно собирать такое длинное и узкое крыло без стапеля (ровная доска- поверхность).
На самом деле часто так делается, посмотрите форумы. Чаще всего так собирают крыло типа чайка. Сделать идеально ровный стапель 2,5метра длинной - очень небанальная задача, попробуйте придумать (реально, а не в теории) как и из чего это сделать. Второй момент - рез иначально под безстапельную сборку. Нервюры без ножек, никаких подставок, джигов, шаблонов, пазов - нет.
Небольшой офф.
У меня в моделке был стол, может кому пригодится для повторения. Дерево, железо все это от лукавого, прогибается.
Итак стол имел размеры 1.5мХ1м. был сделан буртик высотой 5 см. засыпал я туда кварцевого песка положил на него астралона лист(ну чтобы товарный вид имел 😃) а затем 10 мм зеркальное стекло. Через неделю все это хозяйство было готово к работе, песок разошелся, равномерно распределился и все.
Шансов прогнутся или деформироваться ровно 0! 😃
Это ничего не гарантирует. Неравномерность песка может быть любая, котрая сама за неделю не разойдется. Стекло 10мм при длине 1,5м может еще держит, но при 2,5 - уже лекго гуляет. У меня кухонная столешница, ламинированая слоистым пластико из тяжеленного ДСП в 35мм прогибается запросто при длине 2,4 м. Хотя при длине полтора метра это как броня.
Оно все вроде очевидно (профили, швеллеры, мраморная плита, дсп “на ребро”) когда речь идет о размерах до 2м. Все что больше - по временным затратам и деньгам приблизатся к стоимости самого КИТа.
Но я другое хочу сказать… Все заморочки с идеальной точностью на таких размерах тут же сходят на нет, когда вы снимаете детать со стапеля, и начинаете ее обишивать бальзой, обтягивать пленкой или оклеевать стеклом. Если модель делается не из 10мм фанеры с шагом в 20мм - все это уплывет, и придется заново восстанавливать форму колдуя с феном, утюгом или переклеивая обшивку… проходили уже, увы. Поэтому городить стапеля под 3метра с допусками в 0.01мм - ИМХО бесполезная трата времени и сил…Честно говоря, я не встречал постренной деревянной модели с таким удлинением крыла, гдеб не было паразитных круток вообще. Более или менее - да, но идеального деревянного крыла планера - пока не видел.
ЗЫ. Сегодня пока простой. Куча работы “по работе”. К планеру подойду уже вечером, и то, если успею.
Кирилл, а можно чутка по подробней про разъем крыла написать? Не совсем понятна авторская задумка.
В фюзеляже прямоугольные пеналы, образованные переклеем из десятка “шпангоутов”, с заданной V-образностью. На крыльях - такие же “штыри”, являющие из себя продолжение лонжерона с дюралевыми сердечниками внутри. Крепление - болты с внутренней стороны фюзеляжа, насквозь через пеналы. Пост 27, фотография 4 и 5
Я так вижу.
Набор контршаблонов задней (или передней) кромки. Как если из пены резать крыло.
Их выставить на стол нивелиром лазерным.
Крыло воткнуть в эти контршаблоны задницей аль передницей.
И пусть так и доходит до кондиции.
Я лично именно так планирую поступить на двухметровом цельном крыле. Пена 80 градусов выдержит. Можно и феном подогреть, если нужда есть.
А если длинные консоли поделить на части в 1,5-2м.? И возить удобнее, и ремонтировать если что…
Лонжерон тоже разъемным делать? А 2,5м в машину взезает без проблем. У меня самолет такого размера - его ж небудешь пилить надвое из за этого 😉
Не та проблема, чтоб так морочиццо. Выставлю кромки по нивелиру, зафиксю в несколких местах - и зашью, может нерфюры завяжу между собой, по месту, где будет необходимо.
Я пишу не потому что не могу решить проблему, а просто чтоб у других не было иллюзий что все так просто 😉
Есть газовый паяльник, дермелевкий. Если клеевой шов погреть - ПВА размягчается, тоже можно использовать. Хотя явных кривот нету, думаю до этого не дойдет. Там больше гуляет кривая 3мм тополинка туда-сюда. Думаю зашивка проблему решит.
Все заморочки с идеальной точностью на таких размерах тут же сходят на нет
Абсолютно верно. В полете, такие крылья будут так неравномерно изгибаться, что вся эта суперточность при сборке, покажется пустяком. Число ПИ - тоже весьма приближенное…😃
Стремиццо к точности безусловно надо, но разумной ценой.
Мдя… сегодня день мимо - сильно навалилось. Продолжение видимо в понедельник.
Дядя Вова меня слышит… 😉 rcopen.com/blogs/1354/16627
Соббсно, что я и собираюсь повторить, только менее брутально 😉
Сегодня отвез дочку в кружок, а сам зарулил на час в лаффку. Собрал переднюю часть второго крыла, а задние полунервюры и комплект дров для элеронов забрал домой, с парой наждачных брусков - пущай дети к работе наждачкой приучаются 😁 Ну и себе стабильники прихватил - нужно вышкурить уже вклееные елки лонжерона 5х5 под поперечный профиль. Возни на пол-часа, но хоть чуть-чуть - да облегчит работу в понедельник.
Соббсно, что я и собираюсь повторить, только менее брутально
Я если честно не представляю процесса.
У меня на фузе ножки-ручки, стапель…А вот как вы будете это делать?
Я имел ввиду общий смысл - сначала фиксируется как нужно, и в этом состоянии зашивается. Крутки в прямом смысле у меня нет. У меня гуляет передняя кроммка по высоте, в паре мест достигая амплитуды в пару мм. Визуально глядя на крыло со стороны этого не видно, но если смотреть вдоль передней кромки с торца крыла- то выглядит ужасно.
Способ выдумал довольно простой. Крыло кладем на край стола (который считаем условно-ровным, я проверял его 2м правилом), и фиксируем лонжерон струбцинами. Узнать расстояние от поверхности стола до передней кромки (высоту) не сложно. Делаем “калибровочную доску” из полосы МДФ на всю длину кромки (из двух кусков - у меня станок 1350мм, посему одник куском не получиццо). В ней фрезеруем паз в толщину кромки, оступив от нижней плоскости доски вычисленные высоты. Думаю хватит трех-четырех контрольных земеров. Получится паз в виде линии под некоторым улом, от корневой нервюры до законцовки. В него заправляем преднюю кромку (она выступает на 3-4мм от носиков нервюр) и так же крепим к столу. По сути это то, о чем написал Юджин - ответка. После проверям какие из нервюр шалят, либо переклеивваем их (если напряжение большое), либо сразу зашиваем верх бальзой. Можно побрызгать водой. Далее смотрим по факту, что получилось. Если зашивка верха не помогла - точно также поступаем с нижней частью крыла, перевернув крыло.
Причину я нашел - плоскость, которой нервюра клеется к лонжерону не всегда имеет угол 90 граудсов - из комплекта второго крыла я нашел пяток нервюр, у который из этой плоскостти ушла фреза, образовав на одной из сторон провалы размером в несско десяток. Этого хватает, чтоб нервюра вклеилась не ровно, а я это не отследил. Их бы переклеить, но я уже не могу разглядеть у каких из них неровный рез, т.к. швы хорошо промазаны клеем, и эти косяки уже невидимы.
Сегодня, клея второе крыло я это уже отслеживал. ДУмаю с ним таких проблем не должно быть, по крайней мере в такой степени.
Задняя кромка у первого крыла ровная.
IMHO, всегда и везде такого размера крылья обшиваются ВЕРТИКАЛЬНО, c фиксацияей лонжерона по базе.
Не доглядел, спасибо! 😃
В фюзеляже прямоугольные пеналы, образованные переклеем из десятка “шпангоутов”, с заданной V-образностью. На крыльях - такие же “штыри”, являющие из себя продолжение лонжерона с дюралевыми сердечниками внутри. Крепление - болты с внутренней стороны фюзеляжа, насквозь через пеналы. Пост 27, фотография 4 и 5
Алексей, гляньте - Пост 50
IMHO, всегда и везде такого размера крылья обшиваются ВЕРТИКАЛЬНО, c фиксацияей лонжерона по базе.
Дядь Вов - чето я туплю. Вертикально это как - вообще вертикально, поставив на корневую нервюру? Просто из того что я видел в темах по немере - ничего необычного не разглядел вроде… Шьют как я фиксировал лонжерон - на столе (вернее - с выносом на консольках из брусков), лобиком вверх, но никто не заморачивался кривизной передней кромки, видимо у всех ровно вклеилось… Это тоже можно назвать “вертикально”…
Что из этого ты подразумевал?
лобиком вверх
Лобиком вверх, лонжерон на брусках.