Junkers F-13 – первый специализированный авиалайнер, копия 1:5
Очень долго я готовился к этому новому проекту, еще не был закончен Альбатрос, а уже присматривал себе новый подходящий прототип. Но вот, с завершения постройки Альбатроса не прошло и двух лет,а я вроде бы созрел и определился.
Надо сказать, что Альбатрос дался мне не очень легко.Основной моей ошибкой в этом проекте был маленький масштаб. А ведь с самого начала была мысль делать его более крупным. Даже печатал прикидочные чертежи вмасштабе 1:5 – но испугавшись размеров, поддался своим сомнениям. Итог – куча потерянного времени и нервов. Хотелось же сделать максимально копийно и что бы управление как у взрослых …. А вот не фига😍,извиняюсь за выражение. Управление элеронами пришлось переделывать по живому.Так и не справился я с их настройкой при использовании копийной проводки. Попутно пришлось менять проводку на руль поворота. А руки в фюзеляж не лезут – оставленные технологические лючки оказались годными тока для “лапароскопа”…. Но, вобщем вроде победил, хотя и пришлось делать некоторую “лоботомию”. Поставил тонкие машинки в нижние крылья, как собственно и советовали умные люди сразу. Жалко только что полетит теперь,наверное, уже весной (за что прошу прощения у тех коллег, которые неравнодушно следил за этим проектом). Зато появился опыт, и как это ни странно звучит, завершение этого проекта, провисевшего на стене лишних полтора года, дало мне теперь моральное право – начать новый проект.
Основное требование к этому новому - оно должно быть достаточно велико, что бы туда без больших проблем проникали мои совсем не маленькие руки:)!!! Решил – и ударился в другую крайность. Новый “размерчик”,испугал даже жену, когда я начал потихоньку раскладывать чертежи дома вкомнате…. Но в этот раз решил ничего больше не менять, хотя страшно до сих пор.
Итак, наконец то, мой новый прототип. Что я только не рассматривал за этовремя. Качало в диапазоне от Fe-2b до ББ-22.Очень хотелось сделать, что ни будь отечественное, “эпохальное”, но поиск информации по ХАИ-1 и АНТ-9, намеченных на эту роль, ни к чему не привели.Материалов для постройки копии к сожалению не набралось. Случайно увидел у Вильямса чертежи FordTrimotor 5-AT. Очень впечатлило. Месяцев шесть разрабатывал эту тему, был уже выбран конкретный борт для копирования, собрал на него кучу информации, друг начал рисовать 3D модель –но в очередной раз “перегорел”. К тому же “подвергся сильной психологической обработки” со стороны друзей-консультантов:), которых Ford не вдохновлял совсем:(. Короче, здраво оценивсвои силы и возможности, согласился со скрипом с их доводами и продолжил поиски прототипа. Но мысль – “сделать, что ни будь большое и гофрированное”, уже основательно засела в моем сознании.
Junkers F-13 - первый самолёт, изначально создававшийся как пассажирский. Не даром историки авиации называют его первым настоящим авиалайнером. Вот с этих рисунков началось мое с ним знакомство:
Чем я дольше собирал и изучал материалы по этому, историческому аппарату, тем больше в него влюблялся. Перечитал биографическую книгу “Неизвестный Юнкерс” и узнал много нового и доселе мне не известного,как не странно, о становлении отечественной авиации, уж очень многое из наработок Хуго Юнкерса послужили для нее отправной точкой, и очень жирной точкой. Таким образом, несмотря на сугубо импортное происхождение, пассажирского “юнкерса”, я частично удовлетворил и свои патриотические амбиции,так как Junkers F-13 строился унас, в СССР, на созданном Юнкерсом авиазаводе в Филях довольно большой серией. Летал на регулярных линиях в компании “Добролет”. Завод же этот, впоследствии, когда Юнкерса в разгаре работ “попросили свалить домой”, послужил базой для создания первых цельнометаллических самолетов А.Н. Туполева. Но это все история. А история во все времена была “дело темное”.😦
Проведенный поиск показал, что не смотря на наличие на данный момент в музеях нескольких “старых”экспонатов в различной степени сохранности и “зареставрированности” и нескольких вновь созданных реплик, чертежей приличных и литературы по нему практическинет. Зато свободно можно найти в сети подборки фотографий различного качества и подробности. Решил, что по имеющимся фотографиям и схемам вполне можно построить что ни будь приличное, по крайней мере моего уровня и дальнейший поиск прототипа был прекращен.
Максимальное количество информации было собрано по “Будапештскому варианту”
Но как оказалось в последствии и было подтверждено очевидцем, аппарат убит основательно и копированию не подлежит.
“Стокгольмский” вариант почему то сразу отпал и не рассматривался, как лишенный, по мнению автора темы, некоего “шарма”, хотя по нему и набралось достаточно материалов.
Для копирования был выбран прототип, стоящий в авиационном музее Мюнхена, имеющий довольно интересную историю.
Вот сам исторический прототип :
А вот его музейная “реинкорнация”:
Планируется постройкакопии в масштабе 1:5.
Длина – 1.92 м
Размах – ~3.5 м.
Эти три с половиной метра полностью гофрированного “безобразия” хотелось бы уложить в ~13 кг. Почти авантюра, стопроцентный долгострой – но очень интересно - по этому решил начать этот проект.
Есть еще масса “белых пятен”, которые, надеюсь, высветятся впроцессе работы.
Ну вот, написал, а показать пока больше собственно нечего. Моделка доступна один раз в неделю – в субботу и то не всегда. Точно авантюра. Но этим “созданием темы” я точно отрезал себе путь к отступлению. А то опять начну, что ни будь искать – это затягивает однако, а пора уже что ни будь и сделать. короче - материалы заказаны и оплачены, продолжение следует …
Хотелось бы в начале темы сказать огромное спасибо коллегам и друзьям : Жене Галущенко (GALL), Сане Крачуну (Алекс71), Володе Денисову (vlad_den) за постоянные консультации,моральную поддержку и помощь в сборе материалов
Юрий, спасибо Вам за освещение постройки замечательных Яка и Альбатроса! С удовольствием буду следить и за этой темой.
Удачи в постройке!
Вот это да!
Юрий, а какие проблемы вылезли с материалами по ХАИ-1 ?
а какие проблемы вылезли с материалами по ХАИ-1
Собственно … полное их отсутствие. Есть только чертежи в КР в которых на двух листах уместили несколько различных модификаций. При отсутствии живого прототипа нет и более менее качественных фотографий какого ни будь из существовавших бортов. Не говаря уже о фотографиях и конструкции кабины и салона. О детальных фотографиях различных узлов (например шасси) вообще молчу. А вед этот аппарат выпускался довольно большой серией. И летал на регулярных линиях довольно долго. Обидно очень но уже привычно…
Юра, успеха в постройке! Технология - классическая деревянная наборная?
Технология - классическая деревянная наборная?
Володя, спасибо за пожелание. Да фюзеляж, центроплан, оперение - самая что ни наесть классическая. С консолями пока еще не решил, до этого еще пока далеко, можно пофантазировать😒 Вообще очень бы хотелось по возможности повторить всю внутреннюю конструкцию.
Юра -здорово!!! Подписываюсь на тему - но может 1-4 …?
…но может 1-4…
Нет уж 4.5 метра - это слишком. Я и этот то “вес” с трудом перевариваю:). Боюсь не осилю
3,5 размах при длине 2м это почти планер. 😉
Вес скорее всего будет сильно от гофры зависить.
Желаю успеха!
Юрий, давай , вперед! Успехов! Если нужен материал по советским юнкерсам, (у нас именных много было) могу кое-чем помочь (просканировать книжки Петрова, Андерссона и т.п.)
Юр,а может быть отфрезеровать поверхность гофра на оргстекле и печатать по ней пластинки сразу из композита?Если оргстекло будет не сильно толстым,его можно будет гнуть под любой заданный профиль
бальсовая. с дальнейшей обработкой и покрытием стеклом
Кажется, что вряд ли что-то путное получится из этого. Стеклоткань не ляжет в бороздки гофра
Я сначала тоже так подумал, но там шаг гофра довольно большой - думаю около 6-10 мм. Должно получиться!
Если нужен материал по советским юнкерсам
Петр, приветствую, спасибо за пожелания. Если есть такая возможность, буду благодарен. Информации много не бывает. При относительно большом количестве фото-видиоматериала по прототипу почти полное отсутствие печатного.
Кость, приветствую. Я конечно не такой противник композитов как Андрей, но хочется начать с чего ни будь попроще, а там уж посмотрим. Шаг гофры на самом деле много больше чем у Андрея на ТБ, Володя прав (не понял з что его запомидорили). Масштаб однако крупнее почти в два раза. Планируется сначала обшивать, формировать кромки и заделы листов, потом грунтовать поверхность кашей с микросферой, обрабатывать поверхность, потом уже зашивать стеклом. Зашивать не все разом а постепенно, прорабатывая отдельные участки руками и доп. приспасобами. Долго, муторно но вполне выполнимо. Хочу попробовать.
P.S. Та гофра что на картинках сверху - это я пробовал для Forda TriMotora , он был в 7 масштабе - так что можно примерно представить что будет для Юнкерса - где то в полтора раза крупнее.
Петр, спасибо за фотографии. Многие из них ранее не встречал.
Петр помойму на Муромце.