Junkers F-13 – первый специализированный авиалайнер, копия 1:5

KUZ=

Очень долго я готовился к этому новому проекту, еще не был закончен Альбатрос, а уже присматривал себе новый подходящий прототип. Но вот, с завершения постройки Альбатроса не прошло и двух лет,а я вроде бы созрел и определился.

Надо сказать, что Альбатрос дался мне не очень легко.Основной моей ошибкой в этом проекте был маленький масштаб. А ведь с самого начала была мысль делать его более крупным. Даже печатал прикидочные чертежи вмасштабе 1:5 – но испугавшись размеров, поддался своим сомнениям. Итог – куча потерянного времени и нервов. Хотелось же сделать максимально копийно и что бы управление как у взрослых …. А вот не фига😍,извиняюсь за выражение. Управление элеронами пришлось переделывать по живому.Так и не справился я с их настройкой при использовании копийной проводки. Попутно пришлось менять проводку на руль поворота. А руки в фюзеляж не лезут – оставленные технологические лючки оказались годными тока для “лапароскопа”…. Но, вобщем вроде победил, хотя и пришлось делать некоторую “лоботомию”. Поставил тонкие машинки в нижние крылья, как собственно и советовали умные люди сразу. Жалко только что полетит теперь,наверное, уже весной (за что прошу прощения у тех коллег, которые неравнодушно следил за этим проектом). Зато появился опыт, и как это ни странно звучит, завершение этого проекта, провисевшего на стене лишних полтора года, дало мне теперь моральное право – начать новый проект.
Основное требование к этому новому - оно должно быть достаточно велико, что бы туда без больших проблем проникали мои совсем не маленькие руки:)!!! Решил – и ударился в другую крайность. Новый “размерчик”,испугал даже жену, когда я начал потихоньку раскладывать чертежи дома вкомнате…. Но в этот раз решил ничего больше не менять, хотя страшно до сих пор.

Итак, наконец то, мой новый прототип. Что я только не рассматривал за этовремя. Качало в диапазоне от Fe-2b до ББ-22.Очень хотелось сделать, что ни будь отечественное, “эпохальное”, но поиск информации по ХАИ-1 и АНТ-9, намеченных на эту роль, ни к чему не привели.Материалов для постройки копии к сожалению не набралось. Случайно увидел у Вильямса чертежи FordTrimotor 5-AT. Очень впечатлило. Месяцев шесть разрабатывал эту тему, был уже выбран конкретный борт для копирования, собрал на него кучу информации, друг начал рисовать 3D модель –но в очередной раз “перегорел”. К тому же “подвергся сильной психологической обработки” со стороны друзей-консультантов:), которых Ford не вдохновлял совсем:(. Короче, здраво оценивсвои силы и возможности, согласился со скрипом с их доводами и продолжил поиски прототипа. Но мысль – “сделать, что ни будь большое и гофрированное”, уже основательно засела в моем сознании.
Junkers F-13 - первый самолёт, изначально создававшийся как пассажирский. Не даром историки авиации называют его первым настоящим авиалайнером. Вот с этих рисунков началось мое с ним знакомство:

Чем я дольше собирал и изучал материалы по этому, историческому аппарату, тем больше в него влюблялся. Перечитал биографическую книгу “Неизвестный Юнкерс” и узнал много нового и доселе мне не известного,как не странно, о становлении отечественной авиации, уж очень многое из наработок Хуго Юнкерса послужили для нее отправной точкой, и очень жирной точкой. Таким образом, несмотря на сугубо импортное происхождение, пассажирского “юнкерса”, я частично удовлетворил и свои патриотические амбиции,так как Junkers F-13 строился унас, в СССР, на созданном Юнкерсом авиазаводе в Филях довольно большой серией. Летал на регулярных линиях в компании “Добролет”. Завод же этот, впоследствии, когда Юнкерса в разгаре работ “попросили свалить домой”, послужил базой для создания первых цельнометаллических самолетов А.Н. Туполева. Но это все история. А история во все времена была “дело темное”.😦

Проведенный поиск показал, что не смотря на наличие на данный момент в музеях нескольких “старых”экспонатов в различной степени сохранности и “зареставрированности” и нескольких вновь созданных реплик, чертежей приличных и литературы по нему практическинет. Зато свободно можно найти в сети подборки фотографий различного качества и подробности. Решил, что по имеющимся фотографиям и схемам вполне можно построить что ни будь приличное, по крайней мере моего уровня и дальнейший поиск прототипа был прекращен.
Максимальное количество информации было собрано по “Будапештскому варианту”

Но как оказалось в последствии и было подтверждено очевидцем, аппарат убит основательно и копированию не подлежит.

“Стокгольмский” вариант почему то сразу отпал и не рассматривался, как лишенный, по мнению автора темы, некоего “шарма”, хотя по нему и набралось достаточно материалов.

Для копирования был выбран прототип, стоящий в авиационном музее Мюнхена, имеющий довольно интересную историю.

Вот сам исторический прототип :

А вот его музейная “реинкорнация”:

Планируется постройкакопии в масштабе 1:5.
Длина – 1.92 м
Размах – ~3.5 м.
Эти три с половиной метра полностью гофрированного “безобразия” хотелось бы уложить в ~13 кг. Почти авантюра, стопроцентный долгострой – но очень интересно - по этому решил начать этот проект.

Есть еще масса “белых пятен”, которые, надеюсь, высветятся впроцессе работы.

Ну вот, написал, а показать пока больше собственно нечего. Моделка доступна один раз в неделю – в субботу и то не всегда. Точно авантюра. Но этим “созданием темы” я точно отрезал себе путь к отступлению. А то опять начну, что ни будь искать – это затягивает однако, а пора уже что ни будь и сделать. короче - материалы заказаны и оплачены, продолжение следует …

Хотелось бы в начале темы сказать огромное спасибо коллегам и друзьям : Жене Галущенко (GALL), Сане Крачуну (Алекс71), Володе Денисову (vlad_den) за постоянные консультации,моральную поддержку и помощь в сборе материалов

kasmirov

Юрий, спасибо Вам за освещение постройки замечательных Яка и Альбатроса! С удовольствием буду следить и за этой темой.
Удачи в постройке!

oxygenh

Вот это да!

Юрий, а какие проблемы вылезли с материалами по ХАИ-1 ?

KUZ=
oxygenh:

а какие проблемы вылезли с материалами по ХАИ-1

Собственно … полное их отсутствие. Есть только чертежи в КР в которых на двух листах уместили несколько различных модификаций. При отсутствии живого прототипа нет и более менее качественных фотографий какого ни будь из существовавших бортов. Не говаря уже о фотографиях и конструкции кабины и салона. О детальных фотографиях различных узлов (например шасси) вообще молчу. А вед этот аппарат выпускался довольно большой серией. И летал на регулярных линиях довольно долго. Обидно очень но уже привычно…

vlad_den

Юра, успеха в постройке! Технология - классическая деревянная наборная?

KUZ=
vlad_den:

Технология - классическая деревянная наборная?

Володя, спасибо за пожелание. Да фюзеляж, центроплан, оперение - самая что ни наесть классическая. С консолями пока еще не решил, до этого еще пока далеко, можно пофантазировать😒 Вообще очень бы хотелось по возможности повторить всю внутреннюю конструкцию.

Denis_71

Юра -здорово!!! Подписываюсь на тему - но может 1-4 …?

KUZ=
Denis_71:

…но может 1-4…

Нет уж 4.5 метра - это слишком. Я и этот то “вес” с трудом перевариваю:). Боюсь не осилю

boroda_de

3,5 размах при длине 2м это почти планер. 😉
Вес скорее всего будет сильно от гофры зависить.
Желаю успеха!

KUZ=

Гофра планируется бальсовая. с дальнейшей обработкой и покрытием стеклом. Примерный вид полуфабриката -

75777

Юрий, давай , вперед! Успехов! Если нужен материал по советским юнкерсам, (у нас именных много было) могу кое-чем помочь (просканировать книжки Петрова, Андерссона и т.п.)

flying_yogurt

Юр,а может быть отфрезеровать поверхность гофра на оргстекле и печатать по ней пластинки сразу из композита?Если оргстекло будет не сильно толстым,его можно будет гнуть под любой заданный профиль

75777
KUZ=:

бальсовая. с дальнейшей обработкой и покрытием стеклом

Кажется, что вряд ли что-то путное получится из этого. Стеклоткань не ляжет в бороздки гофра

vlad_den

Я сначала тоже так подумал, но там шаг гофра довольно большой - думаю около 6-10 мм. Должно получиться!

KUZ=
75777:

Если нужен материал по советским юнкерсам

Петр, приветствую, спасибо за пожелания. Если есть такая возможность, буду благодарен. Информации много не бывает. При относительно большом количестве фото-видиоматериала по прототипу почти полное отсутствие печатного.

Кость, приветствую. Я конечно не такой противник композитов как Андрей, но хочется начать с чего ни будь попроще, а там уж посмотрим. Шаг гофры на самом деле много больше чем у Андрея на ТБ, Володя прав (не понял з что его запомидорили). Масштаб однако крупнее почти в два раза. Планируется сначала обшивать, формировать кромки и заделы листов, потом грунтовать поверхность кашей с микросферой, обрабатывать поверхность, потом уже зашивать стеклом. Зашивать не все разом а постепенно, прорабатывая отдельные участки руками и доп. приспасобами. Долго, муторно но вполне выполнимо. Хочу попробовать.

P.S. Та гофра что на картинках сверху - это я пробовал для Forda TriMotora , он был в 7 масштабе - так что можно примерно представить что будет для Юнкерса - где то в полтора раза крупнее.

75777
75777:

просканировать книжки Петрова, Андерссона и т.п.)

Вот кое-что
Вот такой он был наш первый отечественный авиалайнер. А первая авиалиния открытая в нашей стране, если память не изменяет- Москва-Нижний… открыта на Юнкерсе Ф-13.

KUZ=

Петр, спасибо за фотографии. Многие из них ранее не встречал.

75777
нева:

Петр помойму на Муромце.

Леша, тут вопрос в терминологии. “Авиалиния”- это регулярные перевозки по расписанию. Конечно, пассажиров, без сомнения, Муромец возил раньше. Только в его время не было регулярных авиалиний.А первой полностью отечественной авиакомпанией (не берем в расчет Дерулюфт - совместный с немцами) был Добролет. Еще до Аэрофлота. С парком из Юнкерсов и ( и Дорньеровских Кометов, если не изменят память).

А F-13 занятный самолет. Ума не приложу, почему кабину пилота не застеклили:) Это как первые автомобили, которые делали по прообразу карет, где кучер обязательно должен быть под открытым небом, в отличие от пассажиров.

boroda_de
75777:

почему кабину пилота не застеклили

Почему-то тогда среди пилотов попадались такие, которые не доверяли приборам и доверяли своим субъективным ощущениям при полёте.
Например И-16 был и закрытый (первые серии) и открытый. Испанские лётчики-истребители тоже предпочитали полуоткрытую кабину закрытой (скорости тогда были поменьше)

75777
boroda_de:

Испанские лётчики-истребители тоже предпочитал

С военными самолетами вопросов нет. Когда появились первые закрытые кабины, у летчиков были большие опасения ( и не беспочвенные), что в бою может заклинить сдвижную часть фонаря и они не смогут выброситься с парашютом. Так многие и летали со сдвинутой назад частью. Плевать было на аэродинамику и усилия конструкторов по борьбе за скорость. Своя жизнь важнее.
А вот по поводу пассажирского…Открытая кабина пилота- это скорее дань какой-то общей традиции тех времен…

KUZ=
75777:

Открытая кабина пилота- это скорее дань какой-то общей традиции тех времен…

Причем на G-23(24), более продвинутых и трехмоторных Юнкерс оставил эти “ноздри” на месте.

KUZ=

Ну вот я и начал потихоньку проект. Начал с центроплана, так как он является центральной частью, на которую будет завязан весь силовой набор.
Всего надо сделать 6 нервюр. Четыре для центроплана и две в корень будущих консолей. Пока сделал только три, на остальные нарезаны “фрагменты”. Нервюры пока не доделаны - полуфабрикат. Сделаны из очень плотной, я бы сказал “технической” быльсы. Никогда раньше не приходилось работать с таким размером. Максимальная хорда нервюры центроплана 60 см.

После долгого простоя, сознание начинает охватывать приятное ощущение долгой но интересной и творческой работы. Очень люблю это ощущение.

75777

Юрий, может я что-то упустил, а какой моторчик-то планируется Юнкерсу?

KUZ=
75777:

… какой моторчик-то планируется Юнкерсу?

Да нет не упустили, пока об этом не писал. С моторчиком, не смотря на приличные размеры аппарата - полная засада.
Всему виной резко сужающаяся носовая часть. Не вдаваясь в подробности - не лезет ничего под капот 60 и более кубов.
В лучшем случае свечка наружу в самом видном мест ну а про худший вообще молчу. Дошел до того, что начал подбирать уже электро установку - но коллеги отговорили.
Пока из всего множества известных и обмерянyых под капот без проблем лезет DLE -55RA, для размеренного степенного полета должно хватить, на него пока и ориентируюсь.
Есть еще вариант - MOKI 75, так же встает нормально, но его пока нет, если за время постройки приобрету - будет он.