Красивый самолет "Balilla"

Wit
AirMax:

Нервюры сделаны классическим способом - в пакете по алюминиевым шаблонам. … их 80 штук и полунервюр (лобиков) аж 160!

Макс, ну ты гигааант! ))) меня сегодня уже не заставишь руками пилить )))

AirMax

Нет, Виталий, не гигант!
На тот момент это был самый простой способ для меня. Проверенный и надежный. Потом, он лучше чем лазер или фреза. Нет горелых краев, или “махны” разной, точность безупречная. И конечно общение с живым деревом доставляет радость. А как приятно держать в руке нервюры россыпью понимая какой хороший результат получился и в этом твоя заслуга. Да и в моем случае такие тонкие кончики и стенки, что вряд ли с помощью станков можно было бы достичь нужного качества. А так у меня все складывается как хороший пазл. В общем, я не жалею потраченного времени.

yablokov
AirMax:

Потом, он лучше чем лазер или фреза. Нет горелых краев, или “махны” разной, точность безупречная

Ну Макс ты это махнул!!!😁 Точнее лазера и фрезы ручонками увы не сделать…При всем моем уважении к ручному труду.😉

AirMax:

Да и в моем случае такие тонкие кончики и стенки, что вряд ли с помощью станков можно было бы достичь нужного качества.

Легко и очень качественно можно достичь!!!

AirMax

Леша, ну может и маханул, конечно! Но ведь ты судишь как человек у которого есть такое оборудование и ты, зная его возможности и в совершенстве владея им, можешь сделать, пожалуй, любую деталь! Может, со временем, и я овладею этими технологиями и приобрету станок, а пока “кто не может работать головой, работает руками”!
Вот так (на фото) выглядит начало сборки моих крыльев. Все нервюры нанизываются на карбоновые трубки и затем будут скрепляться в районе прохождения лонжеронов полосками бальзы выполненными в виде гребенки. Полос соответственно четыре, по две сверху и снизу. Таким образом каждая нервюра попадает в строго отведенное ей место. Соединение получается типа “шип-паз” и для сборки крыла не требуется ни стапель, ни даже чертеж. Так же полосы, помимо вспомогательной функции при сборке, преследуют (и это не маловажно) декоративные или копийные цели. Какой либо силовой нагрузки они не несут, либо почти не несут.

majoro
AirMax:

Процесс сборки…

КРАСОТА! АЖУР!

AirMax

Как говорил профессор вокала Фросе Бурлаковой: " Время легких побед прошло". Собрать крыло было самым простым и увлекательным занятием. Начинается самое муторное и незаметное. На снимке крыла уже есть зализы и заготовки законцовок крыла. Но сколько еще предстоит - полки нервюр, задняя кромка, растяжки, усиления мест под подкосы и прочее. Лучше не перечеслять и не думать, а делать.

MasterFly

Ага. Вот что за проект ты затеял. Мощно. Внушает. Исполнение на высоте. Другого, впрочем, я от тебя и не ожидал 😃

Waco

Это действительно красиво! Обожаю работать с деревом, как и мой отец. Современные материалы и старые технологии, как здорово они сочетаются в вашем проекте.

AirMax

Спасибо за отзывы!
Серега, ты все таки снизошел с инженерных высот и удосужился посетить мою тему! Что бы все знали… Сергей отличный инженер и практикующий станочник. Можно сказать Многостаночник! Сейчас он изготавливает штамп для просекания замочков на капот моей модели! Такой профессиональный подход редко встретишь. Прилагаю фотографию для оценки его вклада в мой проект. И фото того, что должно получиться. Серега, Спасибо!

AirMax

Я опять уехал на неделю. Перед поездкой сделал наработки и фотографии. Вот например, проверка геометрии. Как только крылья приобрели формы, сразу решил провести юстировку, ну и расмотреть как выглядит в сборе. Применен старый дедовский способ - лазарный нивелир!

AirMax

Почти готовые нижние консоли крыла.

kvn543

Максим, а это плетение у оригинала тоже есть или это временное/модельное?

boss
kvn543:

Максим, а это плетение у оригинала тоже есть или это временное/модельное?

Николаич, на оригинале это плетение есть

AirMax

Да, Владимир, совершенно точно, у настоящего самолета сделанно именно так. Еще и в три ряда. Завтра дам фотографию. Сейчас интернет плохой, не тянет. Я поначалу не думал делать эти ленты, а потом решил что с ними будет лучше, копийней как то. В общем, делал для красоты. Купил атласные ленты в магазине кройки и шитья, а сделать не долго, часа полтора. Но когда сделал, понял что каждая нервюра приобрела значительную устойчивость и дополнительную прочность. Как следствие, и все крыло стало прочнее. Вот я и подивился тому, что простые меры дают неожиданные положительные результаты, а так же тому, что старые конструкторы знали и пользовались этими методами. Сейчас, мне первое что пришло бы на ум решая подобную инженерную задачу, сделать стрингеры, с тем же эффектом, но не сравнимо большим весом. Так что есть чему поучиться у прошлых поколений.

sandro22
AirMax:

Применен старый дедовский способ - лазарный нивелир!

Продвинутые были предки!😁А крылья обтягивать не надо- вся красота закроется!

AirMax

О, на седьмую страницу перевалил.
Вот обещанная фотография готовых половин крыла. Сделано все, осталось только обтянуть. Вот я с небольшим желанием обтягивал хвостовое оперение. Жаль было такую красивую конструкцию скрывать. А обтянул, и нашел в этом свою прелесть. Так что, Александр, буду “тянуть”.

Waco

Приветствую Максим!
А тянуть будет её тканью на эмалите или Оратексом? Или какие-то другие варианты?

AirMax

Владимир, я ведь уже обтягивал хвостовое оперение. Материал стану использовать тот же, конечно же. Термоусадочная пленка под ткань. А вот производителя и название не помню. Они такие похожие. Помню только что это Robbi или Graupner. Наверное Solartex. Я сразу рулон взял 10 метров и лейбаки выбросил, не думал что эта информация будет важной.
Да, забыл похвастать! Каждая половина нижнего крыла весит по 146 граммов. Это меньше чем я ожидал! В сумме 292 грамма. Я уже привык к тому, что фактический вес больше расчетного и ожидаемого. Всем это знакомо. А тут наоборот. Счастье просто какое-то. Так я выйду на 60 гр./дм2! Но не стоит расслабляться раньше времени.

lyoha

Че-то закладных под стойки крыла не нашел 😃😵

AirMax

Здравствуйте! Я приехал, и продолжаю.
Начало сборки верхнего крыла. По сути то же самое, но есть существенное отличие. Элероны. Тут будет немного повеселее и сложнее то же. Тем более привод элеронов я делаю копийным!

AirMax

Продолжаю лишенную инженерными потрясениями тему про крылья. Сборка произведена и приступаю к элеронам и мелочам. Работаю каждый вечер после работы по 4 часа и больше. Ухожу с работой за полночь. Устал. И бросить бы, но боюсь не успеть к июню. Это только кажется что почти все сделано. Мелочи заберут много времени, я знаю. А еще предстоящие поездки отнимут 15 дней. Боюсь!

MasterFly

Что за вертикальные планки на нервюрах? Я правильно понимаю, это для того чтобы нервюра по слоям не разошлась?

AirMax

Да, Серега, правильно понимаешь! Еще нервюра усилена полкой по всей длине сверху и снизу. В совокупности эти меры дают отличную прочность в сочетании с минимальным весом. Так устроена нервюра настоящих самолетов того времени. Мы привыкли уже жахнуть из 3,5 мм бальзы необлегченную нервюру и вперед… Такой подход хорош на спортивных пилотажках и имеет право на существование. У меня же другое. Копия батенька - это на долго! Тут вес беречь надо.

AirMax

Я продолжаю работу с крылом.
На снимках виден уже отделенный от крыла элерон. Он нанизан на карбоновую трубку д7 проходящую через все крыло. Трубка свободно вращается в толще крыла являясь осью элерона. Почти у корневища крыла трубка заканчивается качалкой связанной с дальнейшей механикой уходящей в фюзеляж. На каждый элерон в фюзеляже устанавливается отдельная серва по 14 кг усилия (запас не повредит). Таким образом я получаю копийную систему управления (это хорошо) с четырьмя подвижными узлами (это плохо). Постарался все узлы сделать без люфтов максимально качественно. В совокупности с высоковольтными цифровыми машинками должно получиться хорошо.
Пока что верхнее крыло разделено на две половины для удобства работы. Затем я окончательно соберу части воедино.