Добрался, наконец, до "бензиныча". Двухметровый Zlin-42M.

doctorBrown
Waco:

Я думаю, что быстрее и дешевле купить готовые

Владимир, добрый день! Все-таки Забайкалье и Австрия - это разные реалии. У вас - зашел в ближайший магазин и купил. У нас - заказываешь из Москвы или Китая, оплачиваешь расходы по пересылке, которые могут быть много больше, чем стоимость самих деталей, потом месяц ждешь, когда придет посылка. За ссылки спасибо! Посмотрю, может, можно использовать, как образец для изготовления.
По крылу отвечаю: это само крыло, а не болванка. Ожидаю реакцию: как, делать крыло из строительной фанеры и сосны, когда существует бальза. Опять-же: у нас не Австрия, и даже не Москва. У меня зарплата - 600 долларов в месяц, половину я отдаю на оплату кредита за станки. Вот и приходится делать все из того, что под рукой и, по возможности, бесплатно. Технология такая мной проверена неоднократно. Конечно, получается слишком тяжело и трудоемко, но довольно прочно. Вес моделей, примерно как у аналогов китайского производства. Например, тренировочно-пилотажный низкоплан с размахом 1560 мм имел полетный вес 2800 г и летал очень неплохо.
Теперь по фото. Я получил ссылки на множество фото 142-го Злина. Эти фото не нужны. Строится именно Злин-42М. Есть еще модификация Z-42MU, у него другая форма обтекателя маслорадиатора, может и еще какие-то отличия есть, но у меня чертежи именно Z-42M, именно его фото и интересуют. Нужны фото деталей: шасси, подвеска щитков, замки капотов, приборные щитки и т.п…
Посмотрел шарниры по ссылкам. Выкладываю фото своих шарниров. Думаю, по качеству импортным не уступят, а сделать можно любое количество в любой момент, по потребности.

doctorBrown
Bob=:

есть 142й

Да, Bob, Посмотрел внимательно ваши фото. Оказывается, по капоту, шасси и ВМГ 142-й и 42М идентичны. Если можно, сделайте, пожалуйста, фото маслорадиатора, стоек шасси, суппорта тормозов, замков капота, пропеллера покрупнее и выложите, буду весьма благодарен. Еще нужно диаметры заклепок и винтов, которыми крепится хвост и законцовки крыла.

Bob=

Таким он был в Венгрии

Так сейчас летает

Waco

Юрий, приветствую! Ваши петли - произведение искусства!! Снимаю шляпу…
P.S.
А на заказ кой-какие “железки” можете отфрезеровать? Ответьте в личку битте.

Дим_Димыч
doctorBrown:

Z-42M, именно его фото и интересуют.

В Злинах не разбираюсь, но вчера на аэродроме, где крашу “Бичкрафт С-35”, заметил характерные очертания. В понедельник там буду, сфоткаю и покажу. Может он…

Дим_Димыч

Вот, живет у нас на аэродроме Шевлино. Старенький правда…

doctorBrown

Спасибо Димычу и Бобу за фото! Еще нужно, крупным планом, тормозные суппорта, маячок на киле, кронштейны подвески щитков, рулей и элеронов, АНО, служебные надписи и, если есть - надписи на шинах. Также приборные панели, каждую по отдельности (с разрешением побольше, чтобы хорошо были видны цифры и надписи) и пульт между сиденьями. Заранее большое спасибо!

Дим_Димыч

Все это легко отснять, борт доступен. Будет время отщелкаю завтра, если нет то уже после второго числа. Модель та которая нужна?

doctorBrown

Да, именно он самый! Там на киле марка написана.

Дим_Димыч

Сделал порядка ста фоток, пока правда с телефона как и предыдущие. Пришлите мне свой Емейл, отправлю.
Завтра уезжаю в Великие Луки, вернусь второго. Думаю в июне смогу съездить на аэродром с хорошим фотоаппаратом и сделать хорошие фотографии.

doctorBrown:

Там на киле марка написана.

Главное, что бы она соответствовала самолету.

21 days later
doctorBrown

Привет всем! Продолжаю делать крылья для тренера. Зашил кессоны, корневые и концевые части плитками пенопласта, вышкурил вровень с нервюрами. Затем оклеил поверх пенопласта стеклом 45 г/м2 на смоле. После полимеризации смолы вышкурил наждачкой средней зернистости, потом покрыл слоем автомобильной грунтовки. Прошкурил средней и мелкой наждачкой почти до удаления слоя грунта, так, чтобы грунт остался только во впадинах, чтобы выровнять поверхность под обклейку тканью.
Для крепления крыла в корневой части вклеил трубку из стекла, в которую будет вставляться соединительная трубка из титана диаметром 16 мм.
Под сервы сделал сделал съемные площадки с уголками для крепления, чтобы установить сервы горизонтально. В таком положении они лучше защищены от повреждений, да и кинематика лучше работает, когда оси серв и рулей параллельны.

boss

Юрий вопрос, а почему стенку лонжерона сделал из стеклотекстолита, а не из 1-мм фанерки, он же тяжелый и клеится сам по себе хуже чем фанерка.

doctorBrown

Миллиметровой фанерки нет в наличии, а выписывать - жаба давит! Стеклотекстолит толщиной 0,4 мм не намного тяжелее фанеры 1 мм, клеится циакрином, если зашкурить склеиваемые поверхности, очень хорошо. я пытался в одном пролете оторвать пластинку, чтобы заменить на фанеру в месте крепления подкоса, не получилось, стеклотекстолит расслоился, но от дерева не оторвался. Вообще, идея этой модели - сделать максимально бюджетный самолет, из тех материалов, которые можно достать бесплатно или купить в ближайшем магазине.

10 days later
doctorBrown

Спасибо за фото, Bob, и, в особенности, Дим Димыч! Не поленился облазить 42-го со всех сторон и зафотографировать буквально до последней заклепки! Получил от вас больше трехсот фото с максимальной детализацией. Но…, лучшее, как говорят, враг хорошего. Когда оценил по фото свою болванку, то столько ошибок обнаружил, что, наверное, проще ее заново сделать, чем исправлять то, что напортачил. Да и, как сейчас вижу, я вообще не с того конца проект начал. Думаю, надо было сначала сделать летающую полукопию без особой внешней отделки, выдержать только общую геометрию, довести до ума летные качества, а потом уже превращать ее в мастер-модель для изготовления матриц. Или делать сразу полукопию в двух экземплярах, один до превращения в мастер-модель может и не дожить. На одном летать, второй доводить до копийного вида и с него снимать матрицы. С чертежами тоже свои заморочки. Я просто увеличил чертежи из журнала до нужного масштаба и прямо на них прорисовал элементы каркаса и оборудования. Но в этих чертежах много расхождений в размерах, одни и те же элементы на разных видах и сечениях не совпадают по величине. Я пытался размеры деталей вычислять по среднему арифметическому, но, все равно искажения геометрии очень большие получились, особенно верх кабины и переход от кабины к хвосту. Маска капота на чертеже взята, по-видимому, от другой модификации самолета. Линии на чертеже после увеличения с 50-го масштаба до 4,5 тоже стали толщиной от 3 до 5 мм, что точности тоже никак не добавляет. В общем, нужно бумажный рабочий чертеж на каждый узел (фюз, крыло, стабилизатор и т.д.) в трех проекциях с полной прорисовкой всех элементов, и оттуда уже строить сечения по циркулю и по линейке. У Zlinа очень строгие, четко рубленные формы, все строго по прямым линиям и радиусам. Никаких плавных переходов. А я, наоборот, все сгладил, сделал обтекаемым. Красиво, но не копийно. В общем, где-то с сентября возьмусь за полукопию. А пока понемногу делаю рабочие чертежи и продолжаю доделывать тренера. Сейчас занимаюсь отделкой крыла и делаю заготовки на хвостовое оперение. Вот, как-то так…

ДедЮз

Здравствуйте Юрий. Очень подробно с фотографиями и хорошими чертежами, эта машина описывалась в 70-ые годы в Чешском журнале “Авиация+космонавтика”. В нескольких номерах. Попробуцте через и-нет выйти на редакцию или производителя.

doctorBrown

Это были номера 3 и 4 за 1976 год. А вот где их найти, это вопрос… Торрентами пользоваться не умею.

ДедЮз
doctorBrown:

Это были номера 3 и 4 за 1976 год.

Буду копаться в своих архивах. Но быстрого результата обещать не могу. Еще обращусь в Прагу к друзьям.

К сожалению, картинки не сбрасываются, но по тексту можно найти ссылки скинуть на свой ПК.
roducent / Kraj:
Moravan Aviation s.r.o. / Czechy
Model:
Zlin 42

z42m wwwflugzeuginfonet
Zlin 42 M - fot. www.flugzeuginfo.net

  1. Historia modelu
    Prototyp samolotu Zlin 42-M opracowany został w zakładach Morvan Narodni Podnik w Otrokovicach, które znane są z produkcji samolotów szkolnych, turystycznych i akrobacyjnych. W październiku 1967 r. prototypowy Zlin-42 odbył pierwszy lot, a w 1969 r. przeszedł próby homologacyjne. Samolot wszedł do produkcji seryjnej w 1971 r. Przeznaczono go dla potrzeb lotnictwa czechosłowackiego i na eksport. Od założenia firmy przez koncern Bata w 1934 roku wyprodukowano ponad 5600 samolotów, przeznaczonych głównie do akrobacji lotniczych i treningów.
  2. Opis
    2.1. Konstrukcja
    Samolot Zlin-42M to dwumiejscowy, całkowicie metalowy dolnopłat ze stałym podwoziem, przeznaczony do szkolenia, treningu i turystyki.Skrzydła Zlina 42M to konstrukcja jednodźwigarowa z dźwigarkiem pomocniczym, na którym zawieszone są lotki i klapy.
    Stałe, trójpodporowe podwozie stanowią: przednia goleń z amortyzatorem olejowo-powietrznym, umieszczona niesymetrycznie z prawej strony do podłużnej osi kadłuba oraz golenie podwozia głównego bez amortyzatorów, w postaci belki sprężystej. Koło przednie o wymiarach 350x135 jest sterowane, koła główne o wymiarach 420x150 wyposażono w hamulce hydrauliczne.

2.2. Wyposażenie

Silnik:
Avia M-137 AZ o mocy 132,5 kW

2.3. Warianty

  1. Schemat
    zlin z 42mschemat
    Oferta sprzedaży
  2. Dane techniczne
    Typ samolotu Zlin 42M
    Silnik, producent Avia M-137 AZ
    Maksymalna moc 132,5 kW
    Płatowiec dolnopłat
    Wymiary
    Rozpiętość skrzydeł
    9,11 m
    Długość 7,145 m
    Wysokość 2,69 m
    Masy
    Masa własna
    645 kg
    Maksymalna masa startowa 970 kg (startowa do pełnej akrobacji: 920 kg)
    Masa użyteczna
    Osiągi samolotu
    Prędkość maksymalna w locie poziomym 226 km/h
    Prędkość podróżna 215 km/h
    Prędkość minimalna
    Wznoszenie maksymalne 5,2 m/s
    Rozbieg
    Dobieg
    Zużycie paliwa przy prędkości podróżnej
    Pojemność zbiorników paliwa
    Zasięg 500 km
doctorBrown

Спасибо! Фото у меня уже предостаточно, больше 500 штук! Если бы чертежи найти получше, чем в “Моделярже”. Какие именно номера в Letectvi a kosmonavtika, я нашел в списке монографий в архиве издательства, списаться с ними не могу по причине не знания чешского языка. Если ваши чешские друзья помогут, будет здорово!