Добрался, наконец, до "бензиныча". Двухметровый Zlin-42M.

doctorBrown

Спасибо за фото, Bob, и, в особенности, Дим Димыч! Не поленился облазить 42-го со всех сторон и зафотографировать буквально до последней заклепки! Получил от вас больше трехсот фото с максимальной детализацией. Но…, лучшее, как говорят, враг хорошего. Когда оценил по фото свою болванку, то столько ошибок обнаружил, что, наверное, проще ее заново сделать, чем исправлять то, что напортачил. Да и, как сейчас вижу, я вообще не с того конца проект начал. Думаю, надо было сначала сделать летающую полукопию без особой внешней отделки, выдержать только общую геометрию, довести до ума летные качества, а потом уже превращать ее в мастер-модель для изготовления матриц. Или делать сразу полукопию в двух экземплярах, один до превращения в мастер-модель может и не дожить. На одном летать, второй доводить до копийного вида и с него снимать матрицы. С чертежами тоже свои заморочки. Я просто увеличил чертежи из журнала до нужного масштаба и прямо на них прорисовал элементы каркаса и оборудования. Но в этих чертежах много расхождений в размерах, одни и те же элементы на разных видах и сечениях не совпадают по величине. Я пытался размеры деталей вычислять по среднему арифметическому, но, все равно искажения геометрии очень большие получились, особенно верх кабины и переход от кабины к хвосту. Маска капота на чертеже взята, по-видимому, от другой модификации самолета. Линии на чертеже после увеличения с 50-го масштаба до 4,5 тоже стали толщиной от 3 до 5 мм, что точности тоже никак не добавляет. В общем, нужно бумажный рабочий чертеж на каждый узел (фюз, крыло, стабилизатор и т.д.) в трех проекциях с полной прорисовкой всех элементов, и оттуда уже строить сечения по циркулю и по линейке. У Zlinа очень строгие, четко рубленные формы, все строго по прямым линиям и радиусам. Никаких плавных переходов. А я, наоборот, все сгладил, сделал обтекаемым. Красиво, но не копийно. В общем, где-то с сентября возьмусь за полукопию. А пока понемногу делаю рабочие чертежи и продолжаю доделывать тренера. Сейчас занимаюсь отделкой крыла и делаю заготовки на хвостовое оперение. Вот, как-то так…

ДедЮз

Здравствуйте Юрий. Очень подробно с фотографиями и хорошими чертежами, эта машина описывалась в 70-ые годы в Чешском журнале “Авиация+космонавтика”. В нескольких номерах. Попробуцте через и-нет выйти на редакцию или производителя.

doctorBrown

Это были номера 3 и 4 за 1976 год. А вот где их найти, это вопрос… Торрентами пользоваться не умею.

ДедЮз
doctorBrown:

Это были номера 3 и 4 за 1976 год.

Буду копаться в своих архивах. Но быстрого результата обещать не могу. Еще обращусь в Прагу к друзьям.

К сожалению, картинки не сбрасываются, но по тексту можно найти ссылки скинуть на свой ПК.
roducent / Kraj:
Moravan Aviation s.r.o. / Czechy
Model:
Zlin 42

z42m wwwflugzeuginfonet
Zlin 42 M - fot. www.flugzeuginfo.net

  1. Historia modelu
    Prototyp samolotu Zlin 42-M opracowany został w zakładach Morvan Narodni Podnik w Otrokovicach, które znane są z produkcji samolotów szkolnych, turystycznych i akrobacyjnych. W październiku 1967 r. prototypowy Zlin-42 odbył pierwszy lot, a w 1969 r. przeszedł próby homologacyjne. Samolot wszedł do produkcji seryjnej w 1971 r. Przeznaczono go dla potrzeb lotnictwa czechosłowackiego i na eksport. Od założenia firmy przez koncern Bata w 1934 roku wyprodukowano ponad 5600 samolotów, przeznaczonych głównie do akrobacji lotniczych i treningów.
  2. Opis
    2.1. Konstrukcja
    Samolot Zlin-42M to dwumiejscowy, całkowicie metalowy dolnopłat ze stałym podwoziem, przeznaczony do szkolenia, treningu i turystyki.Skrzydła Zlina 42M to konstrukcja jednodźwigarowa z dźwigarkiem pomocniczym, na którym zawieszone są lotki i klapy.
    Stałe, trójpodporowe podwozie stanowią: przednia goleń z amortyzatorem olejowo-powietrznym, umieszczona niesymetrycznie z prawej strony do podłużnej osi kadłuba oraz golenie podwozia głównego bez amortyzatorów, w postaci belki sprężystej. Koło przednie o wymiarach 350x135 jest sterowane, koła główne o wymiarach 420x150 wyposażono w hamulce hydrauliczne.

2.2. Wyposażenie

Silnik:
Avia M-137 AZ o mocy 132,5 kW

2.3. Warianty

  1. Schemat
    zlin z 42mschemat
    Oferta sprzedaży
  2. Dane techniczne
    Typ samolotu Zlin 42M
    Silnik, producent Avia M-137 AZ
    Maksymalna moc 132,5 kW
    Płatowiec dolnopłat
    Wymiary
    Rozpiętość skrzydeł
    9,11 m
    Długość 7,145 m
    Wysokość 2,69 m
    Masy
    Masa własna
    645 kg
    Maksymalna masa startowa 970 kg (startowa do pełnej akrobacji: 920 kg)
    Masa użyteczna
    Osiągi samolotu
    Prędkość maksymalna w locie poziomym 226 km/h
    Prędkość podróżna 215 km/h
    Prędkość minimalna
    Wznoszenie maksymalne 5,2 m/s
    Rozbieg
    Dobieg
    Zużycie paliwa przy prędkości podróżnej
    Pojemność zbiorników paliwa
    Zasięg 500 km
doctorBrown

Спасибо! Фото у меня уже предостаточно, больше 500 штук! Если бы чертежи найти получше, чем в “Моделярже”. Какие именно номера в Letectvi a kosmonavtika, я нашел в списке монографий в архиве издательства, списаться с ними не могу по причине не знания чешского языка. Если ваши чешские друзья помогут, будет здорово!

doctorBrown

Смотрел я на “Хомяке”. Там платная скачка, оплата через SMS. Не знаю, пройдет ли оплата в рублях. С низким разрешением я оттуда скачал. Не намного лучше, чем в “Моделярже”. Добавлена только стойка шасси в общих чертах. Вообще детализация у меня с лихвой есть на фото, спасибо Дим Димычу. Думаю, если сам вычерчу, приведя все размеры к общему знаменателю, для изготовления пойдет. А для документации на соревнования, может, и оригинал журнала “Моделярж” пойдет.

ДедЮз

“Плани моделярские”, не журнал, а полноценные чертежи на нескольких листах А1 или А2 с видами, очень точными сечениями и данными по сложным узлам. У меня более 100 номеров этого издания, но №119, к сожалению нет.

ДедЮз
Torvic99:

Вот залил на яндекс

Браво!!! Скачать и использовать. И если распечатать м асштабе оригинала то !!!

doctorBrown:

Думаю, если сам вычерчу, приведя все размеры к общему знаменателю, для изготовления пойдет.

Ну вот. Теперь есть возможность сравнить и творить в соответствии. Желаю успеха!

ДедЮз
Bob=:

142й есть такое?

Только у чехов, качество чертежей было низкое. Если только в “Авиация+космонаутик” позже не публиковали.

doctorBrown

[QUOTE=Torvic99;5121774]Вот залил на яндекс[/Q
Спасибо огромное! Просто СУПЕР! Что бы я без вас делал?😃 Придется немного попыхтеть с Фотошопом, убрать складки и контраст в норму привести. Хорошо, только начал сам чертить. На сколько меньше работы будет.

ДедЮз
doctorBrown:

На сколько меньше работы будет

Параллельно, советую найти “хоть бабушку” в Польше, и раздобыть оригинал издания, чтобы не заработать в дальнейшем геморой от судий. Если чешские журналы найду, оригиналы вышлю, потом спишемся.

Дим_Димыч

Я думаю, что борт который я снимал до конца года точно никуда не денется, поэтому есть время подумать каких фотографий нахватает.
На аэродроме, этим летом, я обязательно буду, так что могу доснять.

doctorBrown

Плохо, что там кабина частично разобрана. В основном, все фото есть, желательно бы еще элементы кабины, пульты, каркасы сидений. “Бабушки в Польше” у меня нет, дедушки тоже, ну там дальше посмотрим, как оригинал достать. Хотя, если почитать правила, то даже с этими чертежами геморрой обеспечен. Там указано, что наибольший размер аппарата на чертеже должен быть от 250 до 500 мм, а здесь больше 900.

ДедЮз
doctorBrown:

наибольший размер аппарата на чертеже должен быть от 250 до 500 мм, а здесь больше 900.

Юрий, это не так страшно. Общие виды в соответ. с правилами нужны для обмера модели (контроль масштаба), а в папке у Вас есть виды с окраской и др. выполненные в требуемых габаритах. Поэтому изначально ЗАПАСПОРТИЗИРУЙТЕ ВСЕ ЧЕРТЕЖИ по отношению к модели, всем пользуйтесь как справочным материалом, а теми “что по правилам” как КОНТРОЛЬНЫМ для замеров и все будет гладко.

27 days later
doctorBrown

Ну вот, обработал все чертежи, увеличил до нужного масштаба, распечатал и склеил. Здесь тоже есть кое-какие ошибки, но и по величине, и по количеству на порядок меньше, соответственно гораздо более крупному масштабу.
И строительство Злина продолжилось. Сначала взялся за правое крыло. Полки лонжерона сделал переменного сечения, утончающимися к концу крыла, для экономии веса. Нервюры из тополя толщиной 3 мм, стенка лонжерона толщиной 1 мм, тоже тополевая.

Для быстрого соединения крыла с фюзеляжем отфрезеровал из Д16Т узел крепления, схожий по конструкции с тем же узлом у прототипа.

Законцовка крыла будет из стеклопластика, поэтому для изготовления матрицы сделал болванку из дерева.

Промежутки между нервюрами зашиваются пластинками из “деревянного” пенопласта ПХВ, очень плотного и не растворяющегося в ацетоне. Клеится хорошо циакрином.

ДедЮз
doctorBrown:

Здесь тоже есть кое-какие ошибки,

Уважаемый Юрий! Польские чертежи точнейшие были всегда. В авиации не ошибки, а изменения, сплош и рядом сопровождающие серийное производство. Даже на больших машинах в облик вносились изменения, а внутри сотнями. Вы придерживайтесь единного исполнения того прототипа, который доступен, побольше фото, особенно переходов, стыков, навесок. Полюбуйтесь на фото “Питса”, кот. был первым на стенде ЧМ. Успеха.

doctorBrown

К сожалению, наибольшее количество детальных фото довольно страшненького самолета, который уже давно в воздух не поднимался. По нему буду делать деталировку, а отделку с какого-нибудь другого возьму, который посвежее выглядит. “Питса” хорошо разглядел, впечатляет! Ошибки в чертежах именно в размерах, которые на разных видах иногда не совпадают, например, размах крыла на виде сверху и снизу. Там два экземпляра показаны, но абсолютно одинаковые, отличаются только бортовыми номерами.