Добрался, наконец, до "бензиныча". Двухметровый Zlin-42M.

ДедЮз
doctorBrown:

Это были номера 3 и 4 за 1976 год.

Буду копаться в своих архивах. Но быстрого результата обещать не могу. Еще обращусь в Прагу к друзьям.

К сожалению, картинки не сбрасываются, но по тексту можно найти ссылки скинуть на свой ПК.
roducent / Kraj:
Moravan Aviation s.r.o. / Czechy
Model:
Zlin 42

z42m wwwflugzeuginfonet
Zlin 42 M - fot. www.flugzeuginfo.net

  1. Historia modelu
    Prototyp samolotu Zlin 42-M opracowany został w zakładach Morvan Narodni Podnik w Otrokovicach, które znane są z produkcji samolotów szkolnych, turystycznych i akrobacyjnych. W październiku 1967 r. prototypowy Zlin-42 odbył pierwszy lot, a w 1969 r. przeszedł próby homologacyjne. Samolot wszedł do produkcji seryjnej w 1971 r. Przeznaczono go dla potrzeb lotnictwa czechosłowackiego i na eksport. Od założenia firmy przez koncern Bata w 1934 roku wyprodukowano ponad 5600 samolotów, przeznaczonych głównie do akrobacji lotniczych i treningów.
  2. Opis
    2.1. Konstrukcja
    Samolot Zlin-42M to dwumiejscowy, całkowicie metalowy dolnopłat ze stałym podwoziem, przeznaczony do szkolenia, treningu i turystyki.Skrzydła Zlina 42M to konstrukcja jednodźwigarowa z dźwigarkiem pomocniczym, na którym zawieszone są lotki i klapy.
    Stałe, trójpodporowe podwozie stanowią: przednia goleń z amortyzatorem olejowo-powietrznym, umieszczona niesymetrycznie z prawej strony do podłużnej osi kadłuba oraz golenie podwozia głównego bez amortyzatorów, w postaci belki sprężystej. Koło przednie o wymiarach 350x135 jest sterowane, koła główne o wymiarach 420x150 wyposażono w hamulce hydrauliczne.

2.2. Wyposażenie

Silnik:
Avia M-137 AZ o mocy 132,5 kW

2.3. Warianty

  1. Schemat
    zlin z 42mschemat
    Oferta sprzedaży
  2. Dane techniczne
    Typ samolotu Zlin 42M
    Silnik, producent Avia M-137 AZ
    Maksymalna moc 132,5 kW
    Płatowiec dolnopłat
    Wymiary
    Rozpiętość skrzydeł
    9,11 m
    Długość 7,145 m
    Wysokość 2,69 m
    Masy
    Masa własna
    645 kg
    Maksymalna masa startowa 970 kg (startowa do pełnej akrobacji: 920 kg)
    Masa użyteczna
    Osiągi samolotu
    Prędkość maksymalna w locie poziomym 226 km/h
    Prędkość podróżna 215 km/h
    Prędkość minimalna
    Wznoszenie maksymalne 5,2 m/s
    Rozbieg
    Dobieg
    Zużycie paliwa przy prędkości podróżnej
    Pojemność zbiorników paliwa
    Zasięg 500 km
doctorBrown

Спасибо! Фото у меня уже предостаточно, больше 500 штук! Если бы чертежи найти получше, чем в “Моделярже”. Какие именно номера в Letectvi a kosmonavtika, я нашел в списке монографий в архиве издательства, списаться с ними не могу по причине не знания чешского языка. Если ваши чешские друзья помогут, будет здорово!

doctorBrown

Смотрел я на “Хомяке”. Там платная скачка, оплата через SMS. Не знаю, пройдет ли оплата в рублях. С низким разрешением я оттуда скачал. Не намного лучше, чем в “Моделярже”. Добавлена только стойка шасси в общих чертах. Вообще детализация у меня с лихвой есть на фото, спасибо Дим Димычу. Думаю, если сам вычерчу, приведя все размеры к общему знаменателю, для изготовления пойдет. А для документации на соревнования, может, и оригинал журнала “Моделярж” пойдет.

ДедЮз

“Плани моделярские”, не журнал, а полноценные чертежи на нескольких листах А1 или А2 с видами, очень точными сечениями и данными по сложным узлам. У меня более 100 номеров этого издания, но №119, к сожалению нет.

ДедЮз
Torvic99:

Вот залил на яндекс

Браво!!! Скачать и использовать. И если распечатать м асштабе оригинала то !!!

doctorBrown:

Думаю, если сам вычерчу, приведя все размеры к общему знаменателю, для изготовления пойдет.

Ну вот. Теперь есть возможность сравнить и творить в соответствии. Желаю успеха!

ДедЮз
Bob=:

142й есть такое?

Только у чехов, качество чертежей было низкое. Если только в “Авиация+космонаутик” позже не публиковали.

doctorBrown

[QUOTE=Torvic99;5121774]Вот залил на яндекс[/Q
Спасибо огромное! Просто СУПЕР! Что бы я без вас делал?😃 Придется немного попыхтеть с Фотошопом, убрать складки и контраст в норму привести. Хорошо, только начал сам чертить. На сколько меньше работы будет.

ДедЮз
doctorBrown:

На сколько меньше работы будет

Параллельно, советую найти “хоть бабушку” в Польше, и раздобыть оригинал издания, чтобы не заработать в дальнейшем геморой от судий. Если чешские журналы найду, оригиналы вышлю, потом спишемся.

Дим_Димыч

Я думаю, что борт который я снимал до конца года точно никуда не денется, поэтому есть время подумать каких фотографий нахватает.
На аэродроме, этим летом, я обязательно буду, так что могу доснять.

doctorBrown

Плохо, что там кабина частично разобрана. В основном, все фото есть, желательно бы еще элементы кабины, пульты, каркасы сидений. “Бабушки в Польше” у меня нет, дедушки тоже, ну там дальше посмотрим, как оригинал достать. Хотя, если почитать правила, то даже с этими чертежами геморрой обеспечен. Там указано, что наибольший размер аппарата на чертеже должен быть от 250 до 500 мм, а здесь больше 900.

ДедЮз
doctorBrown:

наибольший размер аппарата на чертеже должен быть от 250 до 500 мм, а здесь больше 900.

Юрий, это не так страшно. Общие виды в соответ. с правилами нужны для обмера модели (контроль масштаба), а в папке у Вас есть виды с окраской и др. выполненные в требуемых габаритах. Поэтому изначально ЗАПАСПОРТИЗИРУЙТЕ ВСЕ ЧЕРТЕЖИ по отношению к модели, всем пользуйтесь как справочным материалом, а теми “что по правилам” как КОНТРОЛЬНЫМ для замеров и все будет гладко.

27 days later
doctorBrown

Ну вот, обработал все чертежи, увеличил до нужного масштаба, распечатал и склеил. Здесь тоже есть кое-какие ошибки, но и по величине, и по количеству на порядок меньше, соответственно гораздо более крупному масштабу.
И строительство Злина продолжилось. Сначала взялся за правое крыло. Полки лонжерона сделал переменного сечения, утончающимися к концу крыла, для экономии веса. Нервюры из тополя толщиной 3 мм, стенка лонжерона толщиной 1 мм, тоже тополевая.

Для быстрого соединения крыла с фюзеляжем отфрезеровал из Д16Т узел крепления, схожий по конструкции с тем же узлом у прототипа.

Законцовка крыла будет из стеклопластика, поэтому для изготовления матрицы сделал болванку из дерева.

Промежутки между нервюрами зашиваются пластинками из “деревянного” пенопласта ПХВ, очень плотного и не растворяющегося в ацетоне. Клеится хорошо циакрином.

ДедЮз
doctorBrown:

Здесь тоже есть кое-какие ошибки,

Уважаемый Юрий! Польские чертежи точнейшие были всегда. В авиации не ошибки, а изменения, сплош и рядом сопровождающие серийное производство. Даже на больших машинах в облик вносились изменения, а внутри сотнями. Вы придерживайтесь единного исполнения того прототипа, который доступен, побольше фото, особенно переходов, стыков, навесок. Полюбуйтесь на фото “Питса”, кот. был первым на стенде ЧМ. Успеха.

doctorBrown

К сожалению, наибольшее количество детальных фото довольно страшненького самолета, который уже давно в воздух не поднимался. По нему буду делать деталировку, а отделку с какого-нибудь другого возьму, который посвежее выглядит. “Питса” хорошо разглядел, впечатляет! Ошибки в чертежах именно в размерах, которые на разных видах иногда не совпадают, например, размах крыла на виде сверху и снизу. Там два экземпляра показаны, но абсолютно одинаковые, отличаются только бортовыми номерами.

Bob=
doctorBrown:

К сожалению, наибольшее количество детальных фото довольно страшненького самолета, который уже давно в воздух не поднимался. …

этот красавец 142й

вчера летал.
и сегодня, если погода будет, полетит;)

doctorBrown

Петр, я не про ваш самолет говорю. Мне нашли в Подмосковье Zlin-42M, и отфотографировали подетально, вот про его фото я и писал. Ваш самолет, конечно, красавец. Возможно, когда модель Zlin-42M пойдет в серию, можно будет и 142 запустить, у него с 42-м много общего. Понадобится только несколько дополнительных небольших матриц изготовить.

1 month later
doctorBrown

Вот, очередная фотосессия по изготовлению Злина. Продолжил работу по крылу, изготовил элерон и частично посадочный щиток.
Сервы для управления щитком и элероном закрепил на легкосъемной плате:

А дальше пошел “тяжелый металл”. Ну очень тяжелый!😮

Пришлось целую кучу спец-инструмента и приспособлений изготовить, чтобы всю эту мелкую дребедень сделать.
Привод элерона сделал через промежуточную качалку:

Чтобы исключить влияние люфтов, ось качалки установил на шарикоподшипниках
а тяги с качалкой соединил через шаровые шарниры вроде автомобильных:

Для подвески элеронов с компенсацией, как у прототипа, сделал вот такие, почти копийные шарниры:
Вот на все это ушло больше месяца. Сделал сразу два комплекта, на оба крыла. Ну, надеюсь, дальше дело быстрее пойдет.😁 Да и с запчастями теперь проблем не будет.

ДедЮз
doctorBrown:

Вот, очередная фотосессия

Фурнитура внушает!!!