Легкие самолеты А.С.Яковлева, М 1:12

fed

Приветствую, коллеги!

Я вырос на книжке “Записки авиаконструктора” и с самого детства изучал историю нашей авиации. Особенно по душе всегда были легкие самолеты Яковлева, начиная с АИР-ов.
Мои первые копии были АИР-6 и АИР-3 (примерно 1976г)

Посетив ОКБ им.А.С. Яковлева летом прошлого года, я побывал там в музее макетов и кабинете Яковлева, сохранившем свой оригинальный облик.

Макеты делались профессиональными макетчиками с очень высоким качеством, примерно в 32 - 48 масштабах.
С удивлением я увидел много макетов самолетов, о которых даже не подозревал, что такие создавались. Не все сведения о самолетах ОКБ есть в широком доступе.
И сразу ожила моя старая-старая мечта - сделать летающий музей самолетов Яковлева в одном масштабе. Это очень большой проект, понятно, что не реально воссоздать более 200 типов летательных аппаратов, созданных в ОКБ Яковлева за советскую эпоху. Вдумайтесь в эту цифру! А ведь очень многие типы выпускались серийно громадными сериями! АИР-6, УТ-1, УТ-2, Яки второй мировой, Яки-18-е а потом 50-е во всех модификациях - это все легенды нашей авиации, на которых выросли поколения Советских пилотов.

1 апреля 2016г. исполняется 110 лет со дня рождения нашего выдающегося советского авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева.

И хочется в ознаменование этой даты поднять в небо первые АИР-ы!

Есть великолепный сайт - “Антология ЯК” airfield.narod.ru/yak/yak.html,
где в хронологическом порядке даны сведения о многих первых самолетах ОКБ

Логичней всего, первыми должны быть планера Яковлева , начиная с АВФ-10:

Заманчиво, но чуть позже…

А вот АИР-5 в мини варианте, конечно, будет один из первых, так как параллельно строится большой АИР-5 в 4-м масштабе.

Ну и безусловно, соседняя тема Владимира Денисова, сыграла свою мобилизующую роль в этом проекте, и АИР-7 тоже будет одним из первых…

------

Ну, и конечно, нужно было создать условия для реализации этого проекта. Заработала моя домашняя “моделка” для мини-масштаба моделей:


Всю жизнь модельную (с 1974г.) выписывал “Моделист- конструктор” В нем было много замечательных публикаций по самолетам Яковлева от Вячеслава Кондратьева (чертежи) и Юрия Засыпкина (история). Все это бережно хранилось и ждало своего часа…

А большие АИРы будут продолжать строится в клубе 😛

Николаич_69

Мне тоже нравятся самолеты Яковлева, очень многое с ними в жизни связано. Ваши работы и подход к делу мне тоже по душе. Опыт в моделировании у меня не большой, но когда выбираешь прототип для модели выбор всегда останавливается на Яках. С удовольствием буду следить за темой!

Губанов_Игорь

Хорошо, что есть люди, серьезно интересующиеся творческим путем Яковлева. Несколько настораживает, что все остальные авиаконструкторы того времени даже за человека его не считали. Наверное заслужил…

Horizont

И я тоже загорелся маленьким АИР-3 в размахе 800 ! Очень хочется возпроизвести как можно копийнее ! Не знаю только, как отреагируют колеги, ведь у мнея двойная тема висит в аоздухе ! А так хочется сломать глаза на мелочевке !

vlad_den
Губанов_Игорь:

Несколько настораживает, что все остальные авиаконструкторы того времени даже за человека его не считали.

Нам сложно оценивать отношения людей высокого ранга живших и работавших во времена Сталина, Хрущева и т.д. Безусловно у Яковлева - по некоторым воспоминаниям - в молодости - любмчика Сталина, могли быть в дальнейшем проблемы в общении с некоторыми коллегами. Но тема не об этом, а об интересных самолетах.

fed

Было много раздумий по поводу масштаба. В соседней теме Владимир Денисов начал делать АИР-7 в 12 масштабе. Мне этот масштаб тоже нравится. Размерность моделей в районе метра давно изучена в части прочности, подходов к конструкции, желаемого взлетного веса и силовой установки.
Масштаб позволяет делать модели не разбираемые для транспортировки, хотя это не окончательное решение, так как заманчиво иметь маленькие ящики для транспортировки эскадрильи на полеты.

Общий подходы к конструкции моделей.
Предполагается делать модели по конструктивной схеме, очень близкой прототипу. А легкие самолеты Яковлева имели однотипную конструкцию - каркас фюзеляжа из тонкостенных стальных труб и легкие деревянные гаргроты, обшитые полотном.
Весовая сводка и моторная установка предполагается близкой к моделям F3P, которыми я также плотно занимался, и имел большой опыт полетов на открытом пространстве, в том числе и легчайших копий.
Так что вес и еще раз вес - главный мой приоритет!

Миниатюрный размер копий не исключает и резиномоторных вариантов для некоторых прототипов.

Одинаковый масштаб дает возможность унифицировать некоторые элементы моделей - пилоты, приборные доски, колеса, муляжи моторов… Так что может будет смысл мелкосерийного изготовления этих элементов.

Ньюансов много, постепенно будем их обсуждать, а пока к делу …

… первым стартовал АИР-7 в канун Нового года.

Небольшой фотообзор сборки фермы фюзеляжа
Решил попробовать сделать ферму, идентичную прототипу по силовым связям и масштабного сечения стержней. По чертежу получился размер 2.5мм для лонжеронов фермы. Основной материал - мелкослойная легкая сосна. Гаргроты будут из бальзы.

Рейки легко гнутся на паяльнике , чуть размочив место гибки

боковина фермы собирается прямо по чертежу прототипа

Вместо крестообразных проволочных растяжек на прототипе использовал жесткие раскосины из сосны 2х1мм

Ферма собирается на чертеже вида сверху.



Вес готовой фермы составил 16гр.

Лонжероны центроплана и стойки шасси также из сосны.

fed

Сергей, спасибо. Хороший чертеж! Скачал. Да, я знаю про этот самолет. Очень симпатичный дизайн “гонки”!
Вот, и еще есть очень любопытные и мало известные самолеты Яковлева 30-х годов.

… а сразу после Нового года стартанул следом за АИР-7-м и АИР-5 в том же масштабе:
Его ферму решил делать из бальзы. , так как сосновая на АИР-7-м показалось чрезмерно прочной.


Изгиб боковин ферм на паяльнике


Ферма АИР-7 с центропланом и стойками шасси - 26гр.
Ферма АИР-5 - 10гр.

vlad_den

Андрей, как ты на семерке планируешь доступ к аккумулятору и прочим внутренностям?

fed

Надеюсь, что все оборудование поместится в моторный отсек перед первым шпангоутом. Доступ будет через съемные капоты.
Все оборудование очень миниатюрное, как на F3P, может чуть побольше… Аккумулятор 2s-3s на 650 - 800 мА. приемник 4 канала, очень маленький. Моторчик - 19гр. , но может и покрупнее. Руль-машинки РВ и РН тоже маленькие 5 - 7 гр. , тяги на рули - проволока 0,8мм в соломенном боудене.

vlad_den
fed:

Доступ будет через съемные капоты.

То естть, чтоб акк сменить надо винт снять?

Щорс
fed:

Его ферму решил делать из бальзы. , так как сосновая на АИР-7-м показалось чрезмерно прочной.

А какое сечение бальзовых реек?
И еще. Андрей, а если в качестве конструкционного материала для таких небольших моделей использовать осину?

fed
vlad_den:

чтоб акк сменить надо винт снять?

Володя, нет конечно. Имелось в виду моторный отсек за противопожарной перегородкой в районе моторамы, вверху там маслобак. Капоты там открываются во все стороны, давая доступ ко всем внутренностям. Т.е. я тоже планирую делать силовую, копийную мотораму, на которой будет муляж М-22 и в картере электродвижок, а все капоты съемные как на прототипе.
С другой стороны, если удастся с центровкой договорится без аккумулятора, то конечно, его надо ставить в ц.т., там где топливный бак на прототипе. И тогда будет съемным капот над баком.

Щорс:

А какое сечение бальзовых реек?

лонжероны на АИР-5 3.5 х 3.5мм бальза 0,1г/см3 , стойки 2 х 3мм , раскосы 1.5 х 3мм
В целом, конструкция из бальзы получается жестче при более мощных сечениях и меньшем весе. И более эксплуатационная. Но с другой стороны она менее изящна, чем сосновая.
На АИР-1-м я скорее всего буду делать сосновые лонжероны, но меньшего сечения, чтобы не потерять изящество.

Осина не намного легче легкой сосны. Но более “кудловатая” и менее прочная. Мелкослойная сосна все же лучше для силовых элементов .

Nemo
fed:

Осина не намного легче легкой сосны.

Андрей, во всех ваших произведениях нет липы.С чем это связано? Мелкослойгую сосну найти не просто. Надо еще в дереве понимать.

Валерий_Владимирович

Чувствую, как мои руки перемещаются в район таза.)))

Nemo. чёто не понял, а мне помидор за что? Я о себе говорил…)))

Nemo

Сори, если не понял юмора. Иногда фраза, вырванная из контекста делает свое пагубное дело. Отозвал.

Nemo

В таком случае я тож руки… в карманы джинсов опускаю. Проехали 😃

Horizont

И все таки про липу ! Этот вариант мне тоже антиресен, но чего то кругом сосна да сосна !

vlad_den

Андрей, у тебя как планируется конструкция хвостового костыля и крепление к фюзеляжу?

И еще вопрос - мне не понятно, на разрезе хвост от сечения “И” до конца выполнен с переломом в сечении “К”. А на общем виде сбоку там перелома нет - единая плавная линия до конца киля.

fed

по костылю.
Честно говоря, еще детально не продумывал.
На таких мелких моделях это все очень просто делается. Усилий там мизер.
Скорее всего будет бамбуковый костыль, выструганный совместно с пятой, и бальзовый обтекатель - он же бобышка, он же распределитель усилий от костыля на ферму.

по хвостовой части
На разрезе - первый вариант АИР-7 и там верхний обтекатель перед стабилизатором с переломом
на боковом виде - АИР-7 после аварии и доработок, которые в себя включали изменение обтекателей шасси , добавление остекления на боках и этот хвостовой обтекатель уже без перелома.

Я еще в раздумьях, какой АИР-7 делать… Склоняюсь к доработанному. (не хочется элерон в полете отрывать:)😛)

Horizont:

И все таки про липу !

Липа - замечательный модельный материал. Но ее место - нервюры, зашивка, бобышка , но никак не силовые продольные элементы типа лонжеронов и стрингеров. См. таблицу вверху. Видно, что сосна, при чуть большей плотности существенно превосходит липу по прочности на изгиб, растяжению и сжатию вдоль волокон. Это идеальный материал для продольных элементов, при условии мелкослойности и правильного расположения слоев в поперечном срезе. В сечении мы должны видеть вертикальные полоски годовых колец. В этом случае материал будет работать правильно.

___________________________

АИР-7-й получил полушпангоуты для гаргротов из очень легкой бальзы (0,09г/см3), толщ. 1.5мм


Что-то начинает проявляться в облике от прототипа.

vlad_den
fed:

На разрезе - первый вариант АИР-7 и там верхний обтекатель перед стабилизатором с переломом
на боковом виде - АИР-7 после аварии и доработок,

По-моему, и на первом варианте идет плавная зашивка. Посмотри на 2-м листе чертежа верхний вид, где схема раскраски, там явно начальный вариант.

fed:

Склоняюсь к доработанному. (не хочется элерон в полете отрывать)

По элерону, я его чуть пошире сделал, боюсь, что на маленьких скоростях эффективности не хватит.

fed

да, Володя, согласен. Схема раскраски не корреспондируется с компоновочным видом. Мне больше вариант с прямым хвостовым обтекателем нравится. Его и буду делать.

Закомпоновал мотораму по силовой схеме прототипа. Силовые стержни из сосны 2.5 х 2.5 мм

Моторама получила замечательную жесткость, чего и хотелось . Теперь есть к чему М-22 прицепить:P правда его еще сделать надо:) Да и капот уже можно делать.

потихоньку начинаю гаргроты формировать бальзовой рейкой 2 х 1.5мм

Че то сильно прочный фюз получается😈 Надо было из бальзы ферму строить. Сейчас вес фюза с центропланом и и стойками - 35гр.
На мой вкус - многовато:)😈
По центровке есть уже переживания.😍Все оборудование в носовую часть перед крылом буду компоновать
Скоро увидим…