АВФ-10. А.С. Яковлев

Nemo

Роман, спасибо за информацию, но в композиты не полезу. Ретро - чисто деревянная модель. Нет такой задачи экономии веса, как у комнатников. Известно, что бальза заметно упрочняется при ее ламинировании иным материалом

ДедЮз

Из реальной практики. Планера с профилем Clark Y 10%, размах 1.85…2м и нагрузка 17…20 г/дм кв. Отлично зтягиваются и втыкаются в термики или динамики. Летаем от 5 до 20 мин. Аэродинамика близкая к вашей.

Nemo

Иосиф спасибо, на это и рассчитываю 😃

ANT53

Я со своим композитным мотопланером размахом 190см и весом 1450гр., как то в начале лета поймал такие термики,что часа полтора летал,можно было ещё ,но шея затекла,в пике! пробил их и приземлился.Игорь,уверен,-в термиках твой планер доставит тебе удовольствие!

Nemo

Анатолий спасибо, но до этого еще долгий путь.
А пока режу заготовки 😃

Nemo

Ну вот дело сдвинулось с мертвой точки.
В выходные собрал каркас фюзеляжа.
Каркас собран из бальзы 5/5. Узлы будут укреплены кницами
На лонжероны пошла твердая бальза 200 гр. На пояса шпангоутов - легкая 100 граммовая.
Первые три носовых пояса осина. Это силовые шпангоуты, несущие шасси и нагрузку расчалок

Каркас получился довольно жестким. Кницы дополнительно укрепят узлы
Вес - 44 гр. Думаю, что для метрового размаха и сечения 100*100 и 6 метров погонажа это нормально.

P.S.
Вспомнил себя добрыми словами, когда подключил к станку пылесос 😃

fed

Класс! Процесс пошел!
Эх, надо тоже подключаться к проекту АВФ, для маленького масштаба… Хочется!

По “Умелым рукам” - замечательное решение! Надо будет и себе такое сделать когда буду дома пилить.

ANT53

Отлично! Дело пошло и станочек закрутился!

fed:

надо тоже подключаться к проекту АВФ

Производственных мощностей хватит?😍 😎😃

Nemo
fed:

… Хочется!

😃
В метро, в машине … во сне…
Столько строится в голове…
Но время, время… Это самое большое богатство, и чем старше становишься, тем беднее себя чувствуешь… 😃

Nemo

Сегодняшняя суббота была отдана стабилизатору. Он у АВФ цельповоротный и не малого размера. Размах - 500 мм, хорда 140.
Прямоугольная форма позволила собрать нервюры и обработать в пакете.

Лонжерон - двутавровая балка или по самолетному двухполочный со стенкой. Выполнен из 3-мм бальзы. Жесткость достаточная.

В результате получился стабилизатор

Вес 15 гр

Nemo

Вслед за заготовкой стабилизатора пришла череда киля и руля поворота.
Лопата еще та 😃

Укреплены на прототипе были мощно. Коробчатый лонжерон, растяжки, подкосы … Несмотря на солидные размеры конструкция очень жесткая, даже книц не требует. Растяжки будут бутафорские.

Ну и какой “портной” не устроит примерку 😃

vlad_den
Руслан_2016:

а чертежами поделиться можно?

То есть, в смысле у Вас есть чертежи, Вы хотите ими поделиться и спрашиваете разрешения? - Можно!

Nemo

Руслан, привет
Чертежей в принятом нами понятии нет. Есть 3D модель В РИНО, с которой по необходимости снимаются сечения. Хотя и она построена только для продумывания конструктива.
Чертежей прототипа кроме опубликованных в МК от Кондратьева В. не существует.

Есть еще странный чертеж от Авико Пресс, но под него нет ни одной фотографии.

В этой версии чертежа присутствует V-крыла и трапециевидный стабилизатор с вырезанным рулем высоты. Возможно промежуточный вариант
На практике крыло прямое.

vlad_den:

Вы хотите ими поделиться и спрашиваете разрешения? - Можно!

+1 😃

Nemo
Nemo:

В этой версии чертежа присутствует V-крыла и трапециевидный стабилизатор с

Нашел ответ. Действительно это первоначальный набросок Яковлева

Самолеты АИР (Самолеты ОКБ им. А. С. Яковлева)
Автор: Ю.В. Засыпкин, К.Г. Удалов
Издательство: Авико Пресс
Год: 1993

Nemo
"Что за самолет он делает?
Это же сплошная пЫлорама....
Опять пилу с моторчиком достал ..."

из монолога домохозяйки ....

Мда … моя половинка права.
В очередной раз пришлось развернуть пилораму на кухне.
В этот раз по поводу производства лонжеронов.
Лонжерон двухполочный с бальзовым сердечником.
Полки осина 10*2 и сердечник 10*10
Получилась весьма прочная конструкция. Причем жесткость на изгиб на ребро на порядок ниже, чем если полки располагаются плашмя.


Вес лонжерона - 32 гр.
Это практически совпадает с расчетом.

....
лучше бы уж ЧПУ  ..."
от нее мусора меньше ...

Может и меньше мусора, но захотелось все руками …

Крыло содержит 33 нервюры с хордой 245.
Разделил пакет на 3 части. Толстый пакет сложно обрабатывать, особенно внутренние полости.

Остальной пакет еще ждет меня. а пока - примерка

fed

Игорь, очень аккуратное и грамотное крылышко выходит!

Nemo:

Полки осина 10*2 и сердечник 10*10

Но несколько удивлен выбором материала для полок. Почему осина, а не сосна? У сосны намного лучше механические свойства, при незначительно большей плотности. Для лонжеронов планера - это критично, тем более лонжерон не на всю строительную толщину профиля.
Осина хороша для нервюр, зашивок, но никак не для силовых полок лонжеронов.
Для данной конструкции, наверно, прочности хватит с избытком, но сосна имела бы большую раза в полтора, при тех же сечениях!

Сосна - классический материал для силовых элементов - настоящий природный композит. Жесткие слои с мягким заполнителем между. Важно, конечно эти слои правильно расположить и тогда они работают на все 100%.
Осина, липа - боле аморфные материалы, на изгиб работают намного хуже! И критические напряжения растяжения/сжатия не сравнить с сосновыми.

Nemo

Андрей, спасибо.
Знал, что ты это спросишь, т.к. являешься ярым приверженцем сосны.
На самом деле ларчик просто открывался. Ну не было у меня дома под рукой хорошей сосны. Обычно на все свои поделки использую обычную вагонку. Она толщиной 12-15 мм. Умелые руки за 2 прохода распускают на рейки по 10 мм.
В принципе ты сам ответил на свой вопрос

fed:

Для данной конструкции, наверно, прочности хватит с избытком,

Действительно. Свободнонесущая консоль после растяжек всего 0,5 м. Нагрузки при таком плече не очень велики. Максимальные нагрузки будут не в корне крыла, а в точках крепления растяжек (Аналогия с подкосным крылом). Это место я еще укреплю вертикальными стенками в обе стороны от точки крепления на шаг в одну нервюру. Значительных перегрузок крыло испытывать не будет. Затяжка буксиром идет плавно, а при леере (вернее хай-старте) буду использовать “уздечку” из 3-х поводков: 2 на крыло (опять же в точках крепления расчалок) и одну на нос фюзеляжа. Типа как воздушный змей.

Для прикидки сечений лонжеронов использую методу Смирнова.
Как то нашел в сети файлик с запрограмированным алгоритмом расчета.

Правда этот алгоритм не учитывает подкосности крыла и реакцию стенки (сердечника). Но за основу его взять можно для общей оценки
Полуметровый лонжерон довольно сложно согнуть руками.
Не стоит забывать, что лонжерона в крыле два.
И вообще, надо было ставить липу 😃

Меня удивляет другое: влияние сердечника на жесткость лонжерона. Он повышает ее в разы, причем только при горизонтальном расположении полок. При вертикальном расположении (полки меняются на стенки) лонжерон спокойно гнется руками. Жесткость с сердечником и без - просто не соизмерима, причем бальзовый сердечник не обладает никакой практической жесткостью. Видно происходит некое перераспределение нагрузок между полками через сердечник, при этом большое значение имеет его площадь касания с полками. Не думаю, что применив вместо сердечника стенку в 3 мм мы получим ту же жесткость.
Правда за это приходится платить весом.

Wild_Falcon
Nemo:

Видно происходит некое перераспределение нагрузок между полками через сердечник, при этом большое значение имеет его площадь касания с полками.

Площадь касания не имеет особого значения. Функция стенки - не дать потерять стойкость полкам.
Если испытывать на сгиб отдельно взятый лонжерон, то тут толстая стенка будет показывать преимущество, так как с тонкой стенкой лонжерон будет скручивать при сгибе. Но в собранном крыле удерживать лонжерон от скручивания будут другие элементы, и функция стенки сводится к первоначальной.

Если что, я не эксперт, это комбинация остатков сопромата из института и приобретенный недавно в моделизме опыт.

У меня на крыле 1м сейчас работает стенка 0.5мм на 60% размаха. Держит 5же точно по статиспытаниям. Важный момент - волокна стенки должны стоять вертикально, а то у нее есть хорошие шансы схлопнуться.

Nemo
Wild_Falcon:

У меня на крыле 1м сейчас работает стенка 0.5мм на 60% размаха.

Наверное, но не могу себе представить, что жесткость лонжерона с сердечником будет аналогична жесткости двутавра с 2 мм полками с 0,5 мм стенкой. Оставим это на усмотрение прочнистов 😃

Wild_Falcon
Nemo:

Наверное, но не могу себе представить, что жесткость лонжерона с сердечником будет аналогична жесткости двутавра с 2 мм полками с 0,5 мм стенкой. Оставим это на усмотрение прочнистов

Само собой не будет - у цельного бальзового сердечника будет выигрыш.
Я говорил не про абсолютную жесткость лонжерона отдельно, а про достаточную в рамках данной конструкции - остальное будет просто лишним материалом.
Также еще раз обращу внимание на направление волокон - стенка работает только на сжатие-растяжение, потому волокна более оптимально размещать вертикально. При продольных волокон нужно брать материал значительно толще, чтобы он не смялся и не порвался.

Конкретно 0.5 - это мой пример там все крыло метр размаху, к тому же с сужением. Но толщина деревянной стенки равная толщине полок в любом случае излишняя. А вот к примеру делая заполнение лонжерона из пенопласта она была бы как раз.

Nemo
Wild_Falcon:

Но толщина деревянной стенки равная толщине полок в любом случае излишняя.

Wild_Falcon:

Также еще раз обращу внимание на направление волокон - стенка работает только на сжатие-растяжение, потому волокна более оптимально размещать вертикально.

Согласен. Я пошел по пути технологического упрощения.
Чаще всего собираю крыло по принципу “расчески”: бальзовая 3 мм горизонтально направленная стенка (что плохо) с прорезями под нервюры (что хорошо технологически при сборке без стапеля) и сосновые полки. Технологически удобно, в теории не совсем верно.
Сейчас решил поставить эксперимент с сердечником, т.к лонжероны не наружные, а внутренние (коробчатые). Сделать в нервюрах точный двутавровые паза не совсем просто. Технологически проще прямоугольное отверстие. Можно и в него двутавр продеть, но изготовить точный двутавр с вертикальными волокнами стенок - еще та задача. Стенку при метровом размахе пришлось бы собирать из 10 частей.
Короче - поленился и чуток схалтурил. Ну как у нас без этого 😃😈.
Но Абсолютной жесткости достаточно. Лишнего веса правда 4-5 гр на 1 лонжероне.

Wild_Falcon:

Само собой не будет - у цельного бальзового сердечника будет выигрыш.

Хотя с другой стороны при тонкой стенке пришлось бы увеличивать толщину “тяжелых” полок. Не решился бы поставить 2 мм полки. минимум 8*4 мм.
Палка о двух концах., но честно говоря вес в 32 гр 1 шт. мне не понравился

Nemo

Знаменитые самолеты знамениты во всем 😃



7 days later
Nemo

Коллеги, продолжим.
Соединение крыльев планировалось на карбоновых трубках.
В качестве пенала сделал бумажные гильзы на ПВА.
В пенале трубка очень жестко встала.

Пенал упакован накладками:

Наконец то закончил с “грязной” работой. Допилил пакет нервюр.
Собрал крыло:

Вес крыла в сборе - 102 гр.
Много. Не доволен, но …

ANT53

Всё очень красиво,технологично и професионально! Не каждый бы решился делать такой планер,вначале и я был удивлён,мало чтоль современных аэродинамичных планеров?Ан-нет—тут совсем другая аура,тут пахнет Коктебелем,пылью дорог и прекрасным видом с вершин Карадага.С праздником,Игорь!