Двухметровый Злин-42М. Продолжение следует.

doctorBrown

Добрый вечер, коллеги! Прошу прощения за долгое отсутствие на форуме. Кризис заставил кое-чем пожертвовать, в том числе Интернетом на какое-то время. Тему по Злину закрыли, поэтому открываю новую тему по тому же самолету, так как он продолжает строится.😁
Вернее, будет две новых темы, так как в предыдущей фигурировали три модели : два варианта Злина и тренировочный самолет. Тренера выношу в отдельную тему, а по обоим Злинам буду продолжать здесь.
Модельная жизнь моя несколько изменилась. Пришлось перевозить опять мастерскую, правда недалеко, в этом же здании. Сменил место работы, теперь работаю там же, где и самолеты строю. Никуда вечером идти не нужно, просто переключаюсь с холодильников и компрессоров на самолеты. Работа отчасти связана с авиацией - на моем техническом попечении три летательных аппарата: дельталет, автожир и летающая лодка. Это не модели, а натурные аппараты.
Ну, это лирическое отступление, а теперь о Злинах.
С тестовым Злином подвижки небольшие. Покрасил хвост и сделал шарниры на рули высоты и поворота. На руль поворота снизу поставил шарикоподшипник. Так как привод руля планируется тросовый, то радиальное усилие там будет приличное.[ATTACH][ATTACH][/ATTACH][/ATTACH]

Добрый вечер, коллеги! Прошу прощения за долгое отсутствие на форуме. Кризис заставил кое-чем пожертвовать, в том числе Интернетом на какое-то время. Тему по Злину закрыли, поэтому открываю новую тему по тому же самолету, так как он продолжает строится.😁
Вернее, будет две новых темы, так как в предыдущей фигурировали три модели : два варианта Злина и тренировочный самолет. Тренера выношу в отдельную тему, а по обоим Злинам буду продолжать здесь.
Модельная жизнь моя несколько изменилась. Пришлось перевозить опять мастерскую, правда недалеко, в этом же здании. Сменил место работы, теперь работаю там же, где и самолеты строю. Никуда вечером идти не нужно, просто переключаюсь с холодильников и компрессоров на самолеты. Работа отчасти связана с авиацией - на моем техническом попечении три летательных аппарата: дельталет, автожир и летающая лодка. Это не модели, а натурные аппараты.
Ну, это лирическое отступление, а теперь о Злинах.
С тестовым Злином подвижки небольшие. Покрасил хвост и сделал шарниры на рули высоты и поворота. На руль поворота снизу поставил шарикоподшипник. Так как привод руля планируется тросовый, то радиальное усилие там будет приличное.[ATTACH][ATTACH][/ATTACH][/ATTACH]

Добрый вечер, коллеги! Прошу прощения за долгое отсутствие на форуме. Кризис заставил кое-чем пожертвовать, в том числе Интернетом на какое-то время. Тему по Злину закрыли, поэтому открываю новую тему по тому же самолету, так как он продолжает строится.😁
Вернее, будет две новых темы, так как в предыдущей фигурировали три модели : два варианта Злина и тренировочный самолет. Тренера выношу в отдельную тему, а по обоим Злинам буду продолжать здесь.
Модельная жизнь моя несколько изменилась. Пришлось перевозить опять мастерскую, правда недалеко, в этом же здании. Сменил место работы, теперь работаю там же, где и самолеты строю. Никуда вечером идти не нужно, просто переключаюсь с холодильников и компрессоров на самолеты. Работа отчасти связана с авиацией - на моем техническом попечении три летательных аппарата: дельталет, автожир и летающая лодка. Это не модели, а натурные аппараты.
Ну, это лирическое отступление, а теперь о Злинах.
С тестовым Злином подвижки небольшие. Покрасил хвост и сделал шарниры на рули высоты и поворота. На руль поворота снизу поставил шарикоподшипник. Так как привод руля планируется тросовый, то радиальное усилие там будет приличное.[ATTACH][ATTACH][/ATTACH][/ATTACH]

Качество связи здесь ужасное, поэтому придется отправлять небольште сообщения. А то набираешь полчаса сообщение, фото загружаешь, и вдруг связь прервалась, и все начинай сначала.
Теперь по композитному Злину:

  1. Закончил болванку хвостовой части фюзеляжа. Правда сфотографировать сегодня забыл, выложу фото позже.
  2. Сделал болванку на правое крыло.

    Болванку покрыл декоративным слоем и отполировал. Нахлесты листов сделал так: наклеил полосы толстой липкой ленты ПХВ(толщина 0,23 мм), затем по разметке прорезал острым ножом по линейке. В том месте, где должен быть нахлест, лента удаляется, поверхность очищается и покрывается гелькоутом на ширину миллиметров тридцать. После полимеризации сошлифовываю гелькоут вровень с лентой с плавным переходом к первоначальной поверхности.

Horizont

Юрий, здравствуйте ! Рад видеть в добром здравии и полным сил ! Спасибо за продолжение !

doctorBrown

Привет, Саня! Ладно, продолжаю дальше!
Собрал болванку на левое крыло.

Болванку пока только вышкурил, но еще не отделал.
Дальше занялся матрицей на правое крыло. Для этого пришлось сделать специальную опалубку вокруг болванки в виде ящика и закрепить в ней болванку по плоскости разъема крыла. Потом заделываю все щели пластилином, срезаю пластилин по плоскости разъема пластмассовым ножом, Затем все покрываю разделительным слоем на несколько раз с промежуточной располировкой. После просушки дня два начинаю формовать матрицу. Сначала наношу гелькоут. Гелькоут самодельный, поэтому он несколько плывет, поэтому наношу несколько слоев с промежуточной выдержкой, просматривая, чтобы не было пузырей. Когда гелькоут застынет до состояния пластилина, начинаю укладывать стеклоткань. Сначала кладу слой тонкой(45 г/м2), затем более толстую. Ткань кладется так: наносим тонкий слой смолы, тщательно растираем ее по поверхности, чтобы не было сухих мест, затем кладем сухую стеклоткань и приглаживаем ее, чтобы смола выступила наружу. Затем снова слой смолы и сухая стеклоткань. Повторяю это до общей толщины матрицы 5- 6 мм. Последним наносится слой смолы.
После полимеризации(2-3 суток) разбираю опалубку, матрицу переворачиваю и собираю опалубку для второй стороны матрицы.

doctorBrown

После формовки всех частей матрицы начинаем ее отделывать. Нахлесты листов получились в матрице сразу, так как они были сделаны уже на болванке. А вот лючки и углубления для заклепок делаю уже в самой матрице. Лючки делаются так: сначала в куске той же ленты ПХВ вырезаю по шаблону отверстие по форме лючка, наклеиваю ленту по карандашной разметке на нужное место. Затем наношу слой гелькоута на отверстие, и после полимеризации сошлифовываю до уровня ленты. После снятия ленты получается выпуклость по форме лючка. Углубления для заклепок делаю после лючков. Сначала размечаю швы мягким карандашом. Отмечаю места каждой заклепки, сверяясь с фотографиями крыла, чтобы количество заклепок и расстояние между ними соответствовали прототипу. Затем по разметке накалываю иглой каждую заклепку. По наколотым углублениям засверливаю миллиметровым сверлом с трубочкой-ограничителем, чтобы углубления были строго одинаковой глубины. Глубина отверстий должна соответствовать высоте заклепки. Затем углубления рассверливаю сферическим зубным бором диаметром 1,6 мм. Глубина углублений равняется четверти диаметра заклепок.

Horizont:

Что за самодельный гелькоут ?

Поскольку с финансами у меня туго, то все составы я делаю сам на основе смолы ЭД-20. Гелькоут состоит из 100 частей смолы, 13 частей отвердителя, 7 частей эмали ПФ-115. Затем добавляю тщательно просеянную пудру из пенопласта. Пенопласт, по моему, полиуретановый, применяется в строительных сэндвич-панелях. Раздобыл несколько крупных кусков, содрал с него алюминий. Дальше дощечкой с наждачкой №150 тру, затем просеиваю через мелкое сито для муки. Также делаю шпаклевку. Шкурится отлично, практически не дает пузырей и дает неплохую твердость. Может быть, по стойкости и не сравнить с фирменным гелькоутом, но на десяток выклеек, думаю, хватит

Horizont

ПФка как пластификатор используется, или как, что она дает ?

doctorBrown

ПФ дает очень многое. Во-первых, пластифицирует смолу, повышает прочность и упругость. Во-вторых, улучшает смачиваемость поверхности. Чистая смола собирается отдельными каплями, ровного покрытия не получишь. С ПФ она растекается ровным слоем. В-третьих, снижается вязкость, пузырьки воздуха легко выходят на поверхность и лопаются. И последнее, эмаль окрашивает смолу, что позволяет контролировать качество поверхности и толщину слоя.

Airliner-rc
doctorBrown:

пластифицирует смолу, повышает прочность и упругость.

доказано как то или “по ощущениям”?

doctorBrown

Отливал “пятачки” из чистой смолы и с эмалью. Пробовал разное процентное содержание эмали. Потом рубил эти "пятачки ножом с помощью молотка. Делал также пробные выклейки из трех слоев стеклоткани 45 г/м2 размером 20 0*100 мм и пытался ломать, изгибая. Разница огромная. С эмалью можно согнуть в кольцо. При отпускании пружинит, как стальная пластина. Без эмали покрывается трещинами. Количественно прочность не измерял, нечем.

Отливал “пятачки” из чистой смолы и с эмалью. Пробовал разное процентное содержание эмали. Потом рубил эти "пятачки ножом с помощью молотка. Делал также пробные выклейки из трех слоев стеклоткани 45 г/м2 размером 20 0*100 мм и пытался ломать, изгибая. Разница огромная. С эмалью можно согнуть в кольцо. При отпускании пружинит, как стальная пластина. Без эмали покрывается трещинами. Количественно прочность не измерял, нечем.

Сделал также болванку на капот и переднюю часть капота - “маску”, как я ее называю.
Вот здесь крупно накололся. Для отделки использовал автомобильную грунтовку и нитроэмаль. Они оказались не совместимыми. После покрытия эмалью грунт впитывает растворитель из эмали, потом медленно сохнет и дает усадку, при этом трескается под слоем эмали. Сама эмаль не трескается. Получается эффект старой картины маслом - “кракелюры”. Смывать все и покрывать заново - гемор еще тот. В общем, придется помучится, пока поверхность доведу. Впредь больше никаких автопокрытий использовать не буду. только эпоксидные составы. Они себя вполне оправдали.

Airliner-rc
doctorBrown:

С эмалью можно согнуть в кольцо

вот как раз этого в гелькоуте мне кажется не надо. Твердость нужна, а не упругость. Фирменные гелькоуты как раз очень хрупкие (по сравнению с обычной смолой).

doctorBrown
doctorBrown:

С эмалью можно согнуть в кольцо.

Это как раз не про гелькоут, а про пропитку стеклоткани. Вообще количество эмали варьируется от 5 до 15% от количества смолы, в зависимости от того, что требуется, твердость или пластичность. Твердость и упругость сопутствуют друг другу. Наибольшая прочность и твердость примерно при 7% содержании эмали. До 15% добавляю в грунтовку под последующее покрытие, здесь главнее всего адгезия между слоями. Грунтовка без наполнителя, только смола и эмаль. А твердость гелькоута в большей степени зависит от наполнителя, чем от ПФ.