Гордость русской авиации

fed

Крайне важно на ранних стадиях проекта представить, как будет члениться корабль для транспортировки и оценить размеры агрегатов, чтобы удобно было над ними работать и транспортировать. Также возникает сразу задача проектирования стыковочных узлов и процедур по сборке и настройке корабля.

Планируется две степени сборки/разборки.

Более крупная - для перевозки корабля на близкие расстояния, конкретно на 7км, на машине сверху, на ложементах для полетов на ВПП “Спас-Загорье”

И более мелкая - для перевозки корабля на дальние расстояния в машине.

Итак, принята следующая схема членения:
Крупная

  1. Фюзеляж с центральными стойками и лыжами шасси в сборе.
  2. Бипланная коробка левая/правая в сборе
  3. Руль направления.
  4. Консоли стабилизатора левая/правая с рулями высоты и малыми рулями направления в сборе.

Эта схема соответствует схеме членения “малого” Муромца 1/10 и достаточно удобна в сборке корабля к полету. Тогда наилучшее время сборки и настройки модели составляло около 40мин. Разборка - 20 -30 мин.
При этой схеме фюзеляж и бипланные коробки крыльев будут закрепляться на ложементах крыши автомобиля “Оpel Zafira”, а остальные агрегаты - в салоне.

Кстати, иногда я предыдущего “маленького” Муромца возил целиком на крыше на ближние полеты.

Мелкая схема членения:

Фюзеляж:

  • Нос
  • Отсек Ф-1
  • Отсек Ф-2
  • Отсек Ф-3
  • Центроплан со стойками
  • Центральные стойки шасси с лыжами в сборе
  • Хвостовой костыль

Бипланная коробка
Крыло нижнее (левое/правое)

  • Секция КН-1

    • Моторы, капоты
    • Крыльевые стойки шасси в сборе
  • Секция КН-2

Крыло верхнее (левое/правое)

  • Секция КВ-1
  • Секция КВ-2
  • Секция КВ-3
  • Элерон


Элементы бипланной коробки

  • стойки
  • расчалки
  • плоскости антискольжения


Хвостовое оперение

  • Руль направления большой
  • Консоль стабилизатора (левая/правая)
  • Руль высоты (левый/правый)
  • Руль направления малый (левый/правый)
  • Стойки руля направления малого
  • Расчалки

При этой схеме членения, наибольшие габаритные размеры не будут превышать 1 х 0.5 х 0.3 м, что уже очень удобно в работе и перевозке.
Наиболее крупные отсеки и секции будут в чехлах на ложементах, на крыше , а все мелкие - в салоне.

При сборке корабля сначала будут процедуры крупноузловой сборки и потом окончательная сборка корабля, его нивелировка и настройка к полету.
По предварительным прикидкам это может занять до 3 - 4 часов.
И на это нужно будет резервировать время при поездках на дальние расстояния.

Для предполетной подготовки и хранения собранного корабля между полетам в выходные дни, проектируется и будет строится ангар на ВПП “Спас-Загорье”

ANT53

Я думаю что ни первый вариант ни второй не подходят.Первый–слишком большие размеры,второй-слишком много сочленений и неизбежно наберётся вес.Компромисс-это сделать кофр с ложементами внутри на крышу авто по максимальным размерам самолёта в разобранном виде, а ещё лучше это прицеп к авто.

fed

Да уж… Эта одна из основных причин, которые меня ускорили к старту нового проекта прошлой осенью, когда появились сообщения о первых полетах американца в сентябре 2016г.
У него 1/6 масштаб “Ильи Муромца” Сикорского с моторами “Санбим”, чуть более поздняя модификация, так называемый “тупоносый” , похоже №160. Это были корабли №158 - №165, поступившие на фронт в 1915г.

У Sal Calvagnas летит модель замечательно, что подтверждает мои выводы о реальности реализации этой аэродинамической компоновки с 95% САХ центровки!

Модель великолепно управляется и устойчива по всем осям, в чем я убедился буквально с первых секунд первого полета Муромца в 2008г и во всех последующих полетах
Самый первый полет копии “Ильи Муромца”, тип В, “остроносый”, №150 в 1/10 масштабе:

У нас на Родине обязательно должен летать Муромец!
И это будет тип В “остроносый”, №150 с моторами “Аргус 140л.с.” в 1/5 масштабе!

Horizont
fed:

У нас на Родине обязательно должен летать Муромец!

Клянёшься ?😉

fed

Кстати, как говорит сам Sal на одном из форумов rcuniverse.com/…/11618520-sikorsky-ilya-muromets-b… по постройке своего Муромца:

"Hello All

The Ilya Muromets, to my knowledge has only been built as a RC model once before by a Russian gentleman. There are many good reasons why. First and probably foremost is that it has a very, very short nose. How can anyone balance such a model. Secondly, there are more support wires than a grand piano.
Both would scare off a proficient modeler… "

"Всем Привет

Илья Муромец, на сколько мне известно был только построен как модель RC однажды российский джентльмен. Есть много хороших причин, почему. Первое и наверное главное, это то, что он имеет очень короткий нос. Как можно сбалансировать такой модели. Во-вторых, есть больше поддержки проводов, чем рояль.
Как бы отпугнуть опытным моделистам. Тем не менее, я должен был сделать это…"

Радует, что мой успешно полетевший Муромец, вдохновил коллегу на проект и дал уверенность в успешности реализации.

Эти два проекта дают уже полную уверенность в успешности реализации “Муромца” и в более крупном масштабе.

fed

Отсеки фюзеляжа Ф-2 и Ф-3

Конструкция отсеков фюзеляжа Ф-2 и Ф-3 по классической деревянной технологии, дающей неизменно очень жесткий и легкий каркас.
Все из мелкослойной и прямослойной сосны.
Лонжероны после сборки получаются в виде уголков, а стойки - тавры.
Все узлы будут усиливаться кницами из шпона и фанеры

Сборка отсека Ф-2 Сечения лонжеронов 8 х 2 мм , стоек 6 х 2 мм

Фермы отсека Ф-3 для идентичности собираются друг на дружке.

Сборка отсека Ф-3 фюзеляжа Сечения лонжеронов 7 х 2 мм , стоек 5 х 2 мм

Отсек Ф-1.

Сборка ферм отсека Ф-1

Так как в этом отсеке у прототипа жесткая обшивка из фанеры, было решено застеклить промежутки фермы пенопластом, как подложкой.

… , а затем с наружной стороны сделать шпонирование натуральным шпоном 0,3 мм.

И вот здесь я получил результат, который меня совершенно не удовлетворил.
Шпон при высыхании начал выгибать всю боковину! В принципе, конечно это можно было предвидеть из своего опыта.
Первый вариант был приклеивания на ПВА. Пришлось отодрать!
Потом попробовал шпон клеить на “Титтане” Результат стал значительно лучше, но все равно не понравился! Все было безжалостно разломано!..

_______________

Подход №2.

На этот раз была изменена конструкция ферм и дальнейшая стратегия изготовления отсека.

ДедЮз

Спасибо Андрей за интересную тему! Судя по цвету и видимой структуре - шпон из твердых пород древесины, а нельзя было березовый или из красного дерева, на эпоксидных клеях, они не коробятся и имеют хорошую прочность. Для придания изотропности таким покрытиям можно применять стеклоткань 18…25 г/м^2 в качестве подложки.
В авиации дерево с пенопластами клеились на смоле ВИАМ Б-3, она имеет лучшую адгезию к пенопластам и легче.

Sigis

… Со всем уважением Андрей, – хороший проект, красивый проект, желаю удачи в работе над ним 😃 – В местах, где нужна прочность, я бы ложил стеклоткань + епохи (ткань --17гр. на кв. метр ), поверте, – держит отлично и нескручивает при процесе отверждения клея 😎

SlavaKPSS
fed:

Хочу отметить, что этап сбора материала, исторического исследования прототипа, проектирования для меня более важны и интересны, чем собственно сама постройка и летная эксплуатация, которые являются всего лишь разделами проекта.

Глубокое уважение!!!

Дальневосточник
fed:

этой аэродинамической компоновки с 95% САХ

Подскажите, пожалуйста, установочные углы крыла и стабилизатора?

ДедЮз
Дальневосточник:

Подскажите, пожалуйста, установочные углы крыла и стабилизатора?

Аэродинамически, это схема “утка” наоборот. Т.е. все гор. поверхности создают подъемную силу. По идее на ГО угол установки должен быть больше, чем на библанной коробке на 1…3 градуса. Штопорная неустойчивость схемы, в основном, от срывного профиля на стабилизаторе.

fed
Дальневосточник:

одскажите, пожалуйста, установочные углы крыла и стабилизатора?

Тема про “маленький” Муромец уже давно закрыта, там была краткая информация о некоторых параметрах проекта:rcopen.com/forum/f82/topic237304/8

"Одной из главных целей проекта было как раз желание исследовать эту аэродинамическую схему, так как я много лет увлекаюсь нестандартными аэродинамическими схемами.
У известного аэродинамика Пышнова есть весьма подробное исследование аэродинамики “Муромца”.
Многие вещи в прототипе просто поражают!:
Прототип летал с центровкой более 90% САХ. Эта аэродинамическая схема уже ближе к “Тандему”, так как стабилизатор очень развит по площади.

Углы заклинения крыла +7 - +8 град. Стабилизатора +6. Стабилизатор имеет несущий выпукло вогнутый профиль и громадные рули высоты. Усилие на штурвале на посадке доходило до 70кг.! При резком вираже скручивание фюзеляжа (перекос стабилизатора) доходило до 20град. относительно крыла из-за низкой жесткости на кручение длинного фюзеляжа.

Я применил на модели более толстые несущие профили, близкие к профилям свободнолетающих моделей. Цель была увеличить несущие свойства на предельно малых скоростях и еще больше увеличить эффективность стабилизатора.
Предварительное компьютерное моделирование и построение полной 3D модели позволило спрогнозировать распределение масс модели и вероятно ожидаемую центровку. Оптимизировав конструкцию, удалось получить значение центровки в 85% САХ, что вселило большой оптимизм, так как разум протестовал против дикой задней центровки прототипа. Более переднюю получить просто нереально, так плечо моторов и носа очень маленькое."

В ролике о виртуальном проекте Муромца 1/10 показаны некоторые особенности проекта, применяемые профиля и конструктивная схема модели

И материализации проекта:

______________________________

Добавлю по углам установки:
Угол заклинения стабилизатора на 1 - 2 град. меньше углов крыла, т.е мы имеем так называемое продольное “V”, нужное для продольной устойчивости.
Анализ многочисленных снимков и видео модели “муромца” в полете, показывают, что зачастую модель летела с несколько отклоненными рулями высоты вверх, что говорит о том, что угол установки стабилизатора был избыточен, и его можно ставить под меньшим углом на 1 - 1,5 град, что возможно уменьшит балансировочное сопротивление ГО.
Видно также, что модель иногда летит горизонтально с несколько опущенным носом, т.е она выбирает свою “аэродинамическую нейтраль”. Возможно и прототип так летал, и это было сделано специально для лучшего обзора. Здесь большое поле для экспериментов и рассуждений и все это чрезвычайно интересно!

В настоящем проекте, я планирую в дальнейшем подробно коснуться вопросов аэродинамики, профилей, углов установки, центровки, оптимизации конструкции, прочности, так как это наиболее интересные моменты для меня в этом новом проекте. Они базируются на предыдущем проекте, но уже с учетом накопленного опыта пятилетней летной эксплуатации.

fed

Отсек Ф-1
Итак я изменил ферму после первого неудачного подхода.
На этот раз она приобрела периметр из сосновых реек 10 х 2мм, склеенных в уголок, и средние элементы из сосны и бальзы, толщина боковины составила 10мм.
Внутреннюю обшивку было решено сделать из подложки под ламинат, толщиной 3мм. , застеклив внутренние пространства фермы.


Фермы поступили на сборку:

Дно отсека Ф-1 Уже есть контуры бомбоотсека и окон для аэрофотосьемки.


Пока нет гаргрота для хорошего доступа внутрь

а вот и первые пассажиры летающего корабля…😁

Horizont

Андрей привет ! А обшивка стенок будет наноситься по готовой ферме ? Фанера ?

fed

Какая фанера? Как ты мог подумать о таком ? Мне шпона 0.3мм хватило, чуть инфаркт не получил из-за веса.
Не нумна там такая прочность! Уже сейчас там прочности выше крыши. Обошью самой лёгкой бальзой, но попозже, когда сделаю всю внешнюю обвязку отсека, там много всяких кронштенов и крючочков будет. Обтягиваться корабль будет полиэстером, так что поверхностной прочности будет достаточно.
Вес на данном этапе фюзеляжа 3 х 0.4 х 0.3 м составляет 731 гр.
Ф-1. 435гр.
Ф-2. 141гр.
Ф-3. 135гр.

Horizont

Подозревал, что ответ будет примерно таким ! Следим дальше !

fed

Внутренняя отделка салона отсека Ф-1
Попробовал наклеить тонированную бумагу для получения однородной поверхности.


Настелил пол тоже из подложки, попробовал затонировать его под фанеру.


Вроде как и неплохо получилось, но стрингера и стойки все же проявляются.

НЕ ПОНРАВИЛОСЬ!!!😈😍 Всю внутреннюю обшивку удалил!

Перезашил внутреннюю обшивку из той же подложки, но уже на поверхность фермы, ОТК наконец приняло!

Бомболюк и окно в полу для аэрофотосъемки и наблюдений

Направляющая под сдвижную дверь:

Нос корабля

Нос “Муромца” будет съемным для удобства доступа внутрь салона и работы над пилотской кабиной
Из липы делаются ламинированные стрингеры носа и осевой обвод


Бока предварительно стеклятся пенопластом. Потом будет бальзовая внешняя обшивка.
Снизу делается переплет под нижнее остекление пилотской кабины

сверху также делается обрешетка под обшивку.

Уже можно посмотреть на вид из пилотской кабины.

maksim_maks

Вот это скорость постройки:)! Андрей а какой клей применяется при сборке?

fed

Все клеится на “Момент Столяр Экспресс” Для дерева идеальный вариант, я считаю.

_____________________________
А теперь можно начать строить верхний гаргрот на отсек Ф-1. Он полностью из бальзы. Конструкция соответствует прототипу, судя по архивным фоткам.


Здесь уже виден проем будущего люка для верхнего пулеметчика.

Horizont

В таком масштабе должно быть очень интересно строить ?
Соединение ферм интересно посмотреть ! Покажешь ?