Гордость русской авиации
Приветствую, коллеги!
О расчаливании бипланной коробки думалось с самого начала проекта.
Был определенный опыт по расчаливанию и долгой летной эксплуатации “Муромца” 1/10.
Были всякие разные эксперименты и … море эскизов по решению узлов крепления стоек и расчалок, изучение различных схем этих узлов на самолетах первой мировой.
Задача , с одной стороны, не имеет отчетливых документальных фотографий, как эти узлы решались на Муромцах, есть только краткие описания, но с другой стороны она дает определенную свободу в решении этих узлов, так как нет документальных свидетельств.😃
Поэтому, решения принимались из условий надежности эксплуатации, технологичности изготовления, повторяемости, сборки разборки отдельных частей, стоимости.
Надо учесть количество расчалок на Муромце и соответственно узлов крепления в два раза больше.
Я как то пробовал посчитать количество, но это занятие трудное, и не до конца достоверное, так как после подсчета, оказывалось, что еще ряд расчалок не учтено.
По моим подсчетам количество расчалок на бипланной коробке составляет ориентировочно 152шт., соответственно узлов заделки 304,
при этом нужно иметь 152 талрепов, около 54 быстроразъеных карабинов, 304 плоских и 304 проволочных серьг.
Сразу были отвергнуты варианты по жестким расчалкам (типа тросов, проволоки, рыболовной плетенки, кевлара и пр. подобных) , так как они требуют рабочих талрепов, которые в масштабе 1/5 должны быть очень маленькие, длиной резьбовой втулки примерно 22мм, диаметром 2.5мм и резьбой стержней порядка 1-1.2мм диаметром. Это для меня не реально ни по ценам купить самые маленькие, которые все равно будут большими по копийности. А изготовить такие действующие тем более не реально по времени. Да и надежность на такой резьбе - вещь очень сомнительная.
Поэтому я остановился на типе расчалок, которые с успехом были применены на малом “Муромце”. Это капроновая нить! Она всегда сохраняет натяжение, ее можно натянуть с любой жесткостью, она надежна в эксплуатации, в плане сохранения натяжения ряд лет, можно варьировать толщину количеством нитей, при ударе она в какой то степени щадит конструкцию, работая как амортизатор и предохранитель чрезмерных нагрузок, при которых она лопается. Да и опыт уже большой по работе с ней.
Вот как описывается конструкция расчалок на прототипе по Шаврову:
"Расчалки коробки крыльев были сделаны из рояльной проволоки (3,5—3 мм) и почти все были парными — из двух проволок со вставленной между ними рейкой шириной 20 мм с обмоткой тесьмой на клее. Тандеры во всех расчалках ставились на нижних концах их. Смежная пара тандеров крепилась к промежуточному ушку, которое в свою очередь крепилось болтом к узлу-стаканчику в основаниях стоек. Второстепенные расчалки были одиночные, но наиболее нагруженные делались и тройными. "
Соответственно в масштабе такая лента должна быть 4х0.5мм, на концах иметь два талрепа для натяжения, и быть ориентирована по потоку. Это сложная задача, и пока я еще не придумал как реализовать именно такую конструкцию.
Поэтому, скрепя сердце я иду на упрощение данного типа расчалок на просто капроновые, но с разным количеством нитей 0.5мм, в зависимости от места расчалки в коробке и ее функционалу. В будущем, не исключено, что все же расчалки будут заменены на более копийные, если найдется приемлемое решение. Но сейчас просто нет времени на изощренные варианты. Вперед , - к летной годности!
Итак, первая задача - заготовить нужное количество крепежной фурнитуры.
Что здесь можно механизировать? Почти ничего! Ну разве что нафрезеровать на ЧПУ плоских серьг из 0.8 дюраля. Что и было сделано! Все остальное ручками.
Вот первая партия фурнитуры на четвертину бипланной коробки
Использовалась сварная проволока диаметром 1.2мм для карабинов, серьг и талрепов. Сами талрепы - маленький “топсикрет” 😃
и понеслось… а тут уже концы нитей эмалитом закрепляем.
Наш кот “Тимка” проявляет живейший интерес и участие в процессе… еще бы - столько ниточек!
А вот и сами нижние узлы стоек с расчалками:
А это заделка верхних концов стоек с расчалками. Типовой узел:
К фюзеляжу расчалки пристегиваются быстросъемными карабинами:
вот сами карабины:
Ура! две пары секций КВ-1+ КН1 левые/правые растянулись!!! Это будет неразбираемая часть бипланной коробки. К фюзеляжу они стыкуются на штырях и карабинах. Эта операция будет занимать около 15мин. в четыре руки.
Этот фрагмент коробки получил потрясающую жесткость! Надо сказать, что и сами секции у меня получились очень жесткие на кручение за счет более толстого профиля и мощной эмаличенной обшивки. Их так просто даже не скрутишь в руках. А в сочетании со стойками и расчалками, получаем очень жесткую основу бипланной коробки!
И теперь следующие пары секций КН-2+КВ-2 правые /левые уже пристыковываются к полученной основе. Они будут полностью разбираться для транспортировки. Почти все расчалки будут уже на карабинах, а так как стоек мало на этих секциях, то сборка не должна составить большого труда.
Ну, это посмотрим, и будем тренироваться в быстрой сборке - разборке.
Пользуясь случаем, хочу выразить глубочаюшую благодарность и почтение Алексею Леонову за замечательный ложемент для обслуживания больших моделей!!! Это просто ВАУ девайс!
Удивительно, но Муромец с 4-мя парами консолей, все еще вписывается в комнату по диагонали… 😃 И даже еще секцию КВ-3 с элероном пристыковать на одном полуразмахе! Это радует!
… опять кончилась фурнитура,😈😈😈, надо идти делать следующую партию для расчаливания пристыкованных секций…
Попытались пообщаться с менеджерами этой компании. Это просто цирк! Цена на сайте одна, реально на 1000 руб дороже. На вопрос: почему? Ответ: на сайте был ночью сбой.
Я отвечаю: Так вчера цена была такой же, до вашего сбоя.
По поводу плотности, твердости вообще лепет бессвязный.Может кто еще знает где можно купить листы EVA не по цене вертолета?
Спасибо что позвонили и все выяснили. Я ни как не мог решится это сделать. Давно ищем где можно купить EVA листы но пока без результатно. Как то звонил в похожую контору результат был таким же как у вас. Если что то найдете поделитесь пожалуйста информацией. Мы тоже будем искать.
Всё прекрасно! Думаю, что не хватит только главного - рокотания моторов… Иль какая приблуда имеется??
Приветствую Андрей ! Капроновая нить, все ее прелести применения ты перечислил ! Развей мои сомнения, ее упругости достаточно будет, что бы вся конструкция не играла потом в полете ?
Александр, все сомнения развеются после первого полета, надеюсь. 😃
Пока те секции (пары КН1 + КВ1), которые собрал, удовлетворяют меня по жесткости на кручение и изгиб. Следующие секции пока в работе. Посмотрим… Для того и собираю, чтобы оценить, что получается.
Кстати у прототипа на крутых виражах хвостовое оперение перекашивалось относительно крыла на значительный угол.😃 Были ограничения на радиус виража. И ничего - летал великолепно.😁. Так что у меня будет с громадным оперением на таком длинном фюзеляже - самому интересно.😃
На ИМ 1/10 жесткости по всем осям достаточно на капроновых нитях.
Скоро все увидим…😛
Кстати у прототипа на крутых виражах хвостовое оперение перекашивалось относительно крыла
Это то копировать не надо,я так думаю!😁
На ИМ 1/10 жесткости по всем осям достаточно на капроновых нитях.
Чем длиннее нить,тем больше она вытягивается под нагрузкой.На ИМ 1/5 все расчалки ровно в два раза длинней,естественно и диаметр их больше,но всё равно они вытягиваются и очень трудно сделать равномерное натяжение всех расчалок.Андрей,извини,но я не верю капроновым расчалкам.Случись непредвиденная перегрузка и коробку крыла может перекосить,а в таком размере,как твой ИМ это будет предпосылка.Есть выход-если их пропитать циакрином,то вытяжка исчезнет и расчалки станут как проволока,только вот как они будут переносить излом-изгиб,это надо проверить.Во всяком случае хранить их надо будет в пенале.
Александр, все сомнения развеются после первого полета, надеюсь.
Андрей, а что мешает сделать растяжки из рояльной проволоки, тонкого стального тросика или, на худой конец, из кевларовой плетенной лески (практически без вытяжек). Ведь даже при нормальном первоначальном облете, в силу разных нагрузок могут произойти вытяжки (изменения тарированных размеров), а это чревато усложнением повторных сборок и опасностью непредвиденных перетяжек или прослаблений. Здесь, в магазинах хобби продаются стальные тросики в нейлоновой оболочке разного диаметра. Смогу помочь, если потребуется.
Здесь, в магазинах хобби продаются стальные тросики в нейлоновой оболочке разного диаметра. Смогу помочь, если потребуется.
Иосиф,класс!Надеюсь что мы с тобой убедили нашего Андрея!У меня тоже есть связи,лучший друг живёт в Хайфе,так что Андрей,любые твои пожелания на счёт растяжек или ещё чё нибудь будут исполнены.Андрей,всё чем могу - в личку и не стесняйся,для меня будет честью чем то помочь тебе.
Андрей приветствую! Тросов и нас полно любых, это не вопрос… Пиши, если надо. Я собственно вот с каким вопросом. На твоих фотках очень акуратно зачалены концы тросов. Неужели ты их заплетаешь? трудно разгядеть. Просвети, если можно.
Андрей, добрый вечер. Думаю на этом месте должен быть болт.
Скорее это вопрос. Я сам не знаю.
Приветствую, коллеги!
Спасибо за советы и предложения.
Как я уже писал, это был самый первый вариант расчаливания, чтобы посмотреть конструкцию в целом на жёсткость.
Сейчас уже делаю Третий вариант расчалок и узлов заделки. Ещё все в экспериментах. Сейчас для расчалок использую проволоку 0.6 мм стальную (для СВАРКИ). Она копийна по диаметру и хорошее сочетание жёсткости и податливости на зачаливание. Зачаливание покажу, как сфоткаю, чуть позже.
Да, конечно, лучше в узлах болты шестигранные, но пока использую, то что есть в наличии много. Некоторые узлы будут разборные, возможно, там вообще шпильки будут, чтобы с двух сторон стойки серьги удобно было снимать.
Вопрос с натяжением расчалок тоже решил. Используется принцип полиспаста. Скоро все покажу…
Одни интриги…
Заходишь посмотреть-душой отдохнуть, мы ВТОРОЙ вариант не видели, а у кого-то уже ТРЕТИЙ на выходе…
В меня жена глянула на всё ЭТО и типа стала меньше прессовать, с моими недомерками 😉
мы ВТОРОЙ вариант не видели, а у кого-то уже ТРЕТИЙ на выходе…😉
Даже я не успеваю отследить весь процесс: поставлены расчалки, убраны. Поставлены, убраны…
М-да… Моделизм-процесс творческий. Главное, не мешать мастеру.😁
Даже я не успеваю отследить весь процесс:
А мы?
Наше неведение угнетает, а фото можно делать инсайдерское( модное слово 😃)
Главное, не мешать мастеру.
Героическая женщина. С железной выдержкой.
Снимаю шляпу…
Я знаю таких жён…
У моего друга Саши Регеля ,тоже жена- мечта моделиста…
Строят, летают, а у некоторых, жизнь -борьба…
Я знаю таких жён…
У моего друга Саши Регеля ,тоже жена- мечта моделиста…Строят, летают, а у некоторых, жизнь -борьба…
А чьи то то жены ещё и матрички накидывают как здрасьте 😃 и композитов формуют.
Я вот смотрю на эту красоту и одна мысль меня никак не покидает: как же сохранять геометрию со всеми этими расчалками при сборке модели на поле? Это же тот ещё процесс! Понятно что модель не для каждодневных полётов, но тем не менее.
А чьи то то жены ещё и матрички накидывают как здрасьте и композитов формуют.
Еще и убирает, готовит и за детьми смотрит. Тяяжелооо😁
как же сохранять геометрию со всеми этими расчалками при сборке модели на поле?
Полагаю будут мерные шаблоны длинны…
Их приЛаживают в реперные точки и выставляется в нули, так делают многие.
На подвижных частях на резьбах делаются маркеры и это тоже способствует быстрому и точному восстановлению заданных размеров.
Я так такелаж на яхте собираю, занимает минимум времени и никаких допрегулировок.
Другой вопрос , сколько человек будут держать этот шедевр, пока всё ЭТО будет собираться, я думаю таки надо стапель делать…
Приветствую, коллеги! Спасибо за высказанные идеи и предложения!
… работая всю жизнь в профессиональном производстве очень серьезных изделий, с измерительными системами, 3d моделированием и ЧПУ обработкой - выработалась привычка все записывать, документировать и подчинять строгому регламенту…
Кратко описать процесс расчаливания и нивелирования бипланной коробки воздушного корабля не получается, да и смысла особого в этом, наверно, нет, а длинно и подробно требует времени, настроя и дополнительных действий в виде продуманных эскизов, схем, фотографий.
Тем не менее, есть желание как-то задокументировать этот интересный и сложный процесс.
Сборка корабля - название весьма условное. На самом деле - это еще один этап процесса изготовления. Так как надо уже совместно проверить десятки стыковочных элементов, попутно некоторые дорабатывать, а часть деталей изготавливать.
Изготовив еще год назад стойки бипланной коробки, я не стал тогда делать систему подкосов внешней консоли верхнего крыла, на которую навешиваются элероны. Это требовало сборки основной части коробки, и работа была отложена на потом. А теперь это "потом " наступило. А это значит, что надо изготовить 4 огромных подкоса , 4 контр-подкоса и две распорки, со всем “железом”, заделкой оконцовок, профилировкой, тонировкой, эмалитом, лаком , краской… Работа вроде вписывается в одно предложение, но заняла практически все выходные и еще ряд вечеров.
Как уже я упоминал, сделано три версии расчалок и их узлов заделки.
Учитывая все высказанные замечания, со многими из которых и сам был согласен, вел эксперименты с расчалками.
Процесс расчаливания коробки - процесс итерационный! Т.е. невозможно сразу все расчалки установить окончательно. Здесь идут последовательные приближения к цели.
На первом этапе - стояла задача изготовить и подогнать большую часть всей крепежной фурнитуры и как-то начать процесс расчаливания, чтобы получить реальное представление о жесткости получаемого изделия и последовательности расчаливания и регулировки натяжения. Это было сделано на секциях КН1/КВ1 лев/прав с помощью капроновой нити, которая меня весьма порадовала получаемым результатом.
Потом на секциях КН2/КВ2 левой половины бипланной коробки был опробован вариант расчаливания с использованием стальной проволоки 0.6мм, со второй версией заделки и натяжения.
Полученный опыт позволил перейти к расчаливанию правой стороны, используя третью версию заделки концов расчалок. Решено было отказаться от проволочных серьг и перенести узел натяжения к имитационному талрепу. Эти секции уже будут полностью разборными при транспортировке, поэтому было крайне важно отработать их собираемость/разбираемость с неизменной геометрией .
Так теперь выглядят нижние узлы стоек и расчалок:
А это верхние узлы:
Все вроде как получилось на правой стороне успешно!
И на правой стороне было начато изготовление подкосной системы внешней консоли КВ3 верхнего крыла. По жесткости все получилось замечательно, даже еще без расчалок этой секции.
Подкосная система правой верхней консоли КВ-3:
Работы перешли на левую сторону бипланной коробки. Заменена вся система расчалок второй версии на третью.
Изготовление уже левой подкосной системы верхней консоли:
Теперь надо окончательно отделать все подкосы, после чего можно будет монтировать всю систему расчалок этой части бипланной коробки.
Далее планируется заменить расчалки секций КН1/КВ1 лев/прав на проволочные версии 3.
Но этот весь описанный процесс отнюдь не является окончательным. Это всего лишь предварительное расчаливание.
Следующий этап - это НИВЕЛИРОВКА всей бипланной коробки. Об этом чуть позже… как дойдет дело.
имитационному талрепу.
НИВЕЛИРОВКА всей бипланной коробки
Андрей,здравствуй!Меня интригует–как можно нивелировать консоли с имитационным талрепом?