Гордость русской авиации

Wild_Falcon
Chirebilli:

Ну да, у нас руко-водители решили что яндекс угрожает нацбез опасности пределу. Кто знает как это победить? Лучше в личку дабы не засорять тему, а может и нет, наверное я не один такой.

Используйте VPN-плагин к браузеру (к примеру, ZenMate).

20 days later
fed

Подготовка к соревнованиям создала большой тайм-аут в работах над Муромцами.
Активный летный сезон практически закончился а с ним и все работы с ВПП в этом году. Можно возвращаться к сезону активного строительства!

Обтянуты все аэродинамические поверхности малого Муромца м 1/10


Выработана стратегия дальнейших отделочных процедур.
“Аквалачится” вторым слоем прозрачного лака поверхности, с тщательным контролем и удалением мелких “хлопунов” и непроклеев на кромках и нервюрах


Кромки дополнительно пролачиваются и “прошмаливаются” утюгом.

Тщательно удаляется ворс на кромках.

Стартует большая эпопея по наклеиванию полосок на полки нервюр, имитирующих накладки, которыми прибивалась обшивка на прототипе.
Предстоит сделать около 480 накладок такого типа на всех плоскостях.
Начали с киля:

Далее следует тонировочный слой аквалака “под сосну”.
Колер вполне соответствует моим представлениям о том как должна выглядеть обшивка.

После приведения всех плоскостей в единый вид, будет возможно еще тонирующие процедуры, но это чуть позже…

AirMax

Андрей, ты безусловно молодец!
Скажи, откуда ты знаешь про накладки? Я такие накладки видел всего дважды в музее. На Кодроне 4 и Моране Ж. Тогда я очень удивился. Ведь такой способ крепления обшивки в литературе мне ни разу не встретился.
Скажи из чего ты их делаешь и не боишься ли что весу они нагонят приличного?

fed

Приветствую, Максим!

Да, про накладки я тоже перерыл массу информации про Муромцы и самолеты первой Мировой и нигде не нашел их описания. Основываюсь на логике и архивных фотографиях Муромца №150. На многих фотографиях их хорошо видно.
На этой фотографии они достаточно ортогональны в проекции и можно с допустимой точностью определить их размеры, зная что шаг между нервюрами у Муромца составлял 300мм.

В SW масштабирую фогорафию до нужного шага и определяю размеры выступающей части накладки. У меня получается примерно 15х 8мм.
Скорее всего это были рейки или фанерные полоски, но это только мое предположение. По фотографиям видно, что накладки значительно темнее основной обшивки. Это тоже логично, так как они пропитывались составом Сикорского и со временем, скорее всего, очень темнели.

На киле также хорошо видны эти накладки:

В масштабе 1/10 это получаются полоски 1,5х0.8мм , а в 1/5 3х1.6мм
На Муромце 1/10 в предыдущей реализации я делал их из картона 0,3мм , нарезая ножом на полоски 2мм . После пропитки лаками они очень хорошо затвердевали и не боялись влаги.

В нынешней реинкарнации Муромца 1/10 накладки делаю также из картона, склеенного в два слоя, чтобы получить большую толщину. На киле пока эксперимент накладок шириной 2мм, но кажутся все же широковатыми.
Пробую сейчас резать плоттером на ширину 1.5мм . Если получится стабильно их нарезать , то будет копийная ширина, или может быть придется делать 2мм по технологическим соображениям.

nikolay_kornev

… не дружу с иностранными языкам … может в этой книге есть об этом…

fed

Спасибо, Николай! Но на схемах показана схема прошивки нервюр через полоску усилительного материала. Это достаточно известная схема крепления обшивки.
На Муромцах, по крайней мере на фотках, явно видна очень приличная по габаритам накладка. Причем она изогнута по всему радиусу сечения передней кромки, а он весьма небольшой, порядка 50мм. Это тоже вызывает вопросы, каким образом накладка сечением 15х8 мм изгибалась на такой радиус? Это возможно только при ламинировании слоями шпона, толщиной где-то 0,5мм. Возможно были приспособления, в которых отдельно делались такие гнутые накладки из шпона. Кроме дерева, вряд ли был возможен какой-то иной материал при той технологической базе. Загадка пока для меня!
Как они крепились? Думаю, что скорее всего на “составе Сикорского” или другом клее к полотну по полкам нервюр и прибивались мелкими гвоздями. Но это предположения!

Картон оказался наиболее удобным и технологичным материалом для накладок малого сечения, он имеет примерно плотность дерева, гибок, не требует дополнительной обработки и хорошо пропитывается лаком за счет капиллярного эффекта. Сегодня удалось нарезать первую партию накладок шириной 1.5мм!!! Вечером попробуем эти накладки на плоскостях!!!

На большом Муромце накладки посерьезней 3х1,6мм. Скорее всего тоже будет картон, если удастся резать точно такую толщину. Но не исключены и другие варианты…

PDV
fed:

Загадка пока для меня!

Андрей, тогда наверное и “венский” стул тоже загадка? Кстати расцвет мебели Тонета того же времени, что и созданный прототип…😃

fed

“Загадка” в том плане, что пока не нашел никаких документальных свидетельств по накладкам и способе их производства.
То, что они ламинировались из слоев шпона - более чем вероятно!

PDV
fed:

ламинировались из слоев шпона - более чем вероятно!

Задал себе вопрос -вот я по образованию проектировщик мебели, в технологии исполнения столярных конструкций кое что понимаю. Стал бы я ставить переклеенный шпон, да на органических клеях, да на изделии эксплуатируемом на открытом воздухе под дождем и солнцем, да испытывающую ветровые нагрузки, да на ответственных элементах конструкции? Для меня ответ очевиден - никогда в жизни… Про “венский” стул я неспроста упомянул, время совпадает, технология относительно простая, позволяет определенные породы дерева хоть в узел завязать, да и фабрика “Братья Тонет” была в Питере в то время, если по каким то причинам не было возможности (в чем я сомневаюсь) сделать это самому.

В свое время собирал информацию по Bleriot XI. Там видел похожую технологию…



Это крыло от оригинального Bleriot и накладки в поврежденной части не расщеплены, как случилось бы если они были их переклеенного шпона.

Впрочем, это только мои измышления, поскольку, как говориться масть легла. С удовольствием слежу за темой!

ДедЮз
fed:

На Муромцах, по крайней мере на фотках, явно видна очень приличная по габаритам накладка. Причем она изогнута по всему радиусу сечения передней кромки, а он весьма небольшой, порядка 50мм. Это тоже вызывает вопросы, каким образом накладка сечением 15х8 мм изгибалась на такой радиус? Это возможно только при ламинировании слоями шпона, толщиной где-то 0,5мм.

Андрей, любая древесина, даже бук и граб, при автоклавной пропарке (технология венских стульев) легко гнется с радиусм от 30 мм при толщине от 2 мм. Вполне возможно, что накладки 15х8 состояли из 4х слоев реек 15х2 гнутых с пропаркой на оправках с одновременной склейкой. Еще более продвинутая гибка древесины по технологии американской “Торнадо”, выдержка древесины в жидком амиаке. Рейки 15х8 при этом можно завязывать в узел плющить, завивать. После выпарки амиака сохраняют форму без внутреннего напряжения, сохраняя все св-ва древесины.

PDV:

Андрей, тогда наверное и “венский” стул тоже загадка? Кстати расцвет мебели Тонета того же времени, что и созданный прототип…😃

Я застал “живьем” пр-во венских стульев, раздвижных перегородок и пр. Все из бука, заготовки пропаривались в камере 12 часов, гнулись вручную на стальных оправках и на них же фиксировались до высыхания в горячей камере. У нас мебельная фабрика выпускала венскую мебель. Склейка производилась мездровыми клеями, экспортный вариант на казеине.

PDV:

Это крыло от оригинального Bleriot и накладки в поврежденной части не расщеплены, как случилось бы если они были их переклеенного шпона.

Переклей на казеине, не расщепляется, даже пролежав продолжительно в воде.

PDV
ДедЮз:

любая древесина, даже бук и граб,

Не любая…, а плотная с короткими сердцевинными лучами - это как раз относится к буку и грабу.

ДедЮз:

Переклей на казеине, не расщепляется, даже пролежав продолжительно в воде.

Зато прекрасно разрушается и выкрашивается на воздухе и в нем очень любят жить грибы…

ДедЮз
PDV:

Не любая…, а плотная с короткими сердцевинными лучами - это как раз относится к буку и грабу.

Любая, любая! Я по болванкам формовал пропаренный шпон липовый и сосновый S=1,2мм (на фанерной фабрике брал и переклеивал) все деформируется, степень различная.

PDV:

Зато прекрасно разрушается и выкрашивается на воздухе и в нем очень любят жить грибы…

И после проолифливания горячей олифой?

PDV
ДедЮз:

Любая, любая! Я по болванкам формовал пропаренный шпон липовый и сосновый (на фанерной фабрике брал и переклеивал) все деформируется, степень различная.

Мы о разном говорим. Я про шпон речи не веду, а говорю о технологии гнутья древесины. Шпон можно сделать 0.1мм и при соответствующей его влажности свернуть в трубочку без всякой предварительно обработки. Да, искривить можно “любое” дерево. А изогнуть по заданной траектории с нужными радиусами по технологиям начала XX века далеко не любое.


как-то так…

ДедЮз:

И после проолифливания горячей олифой?

Нет конечно… Но в свою бытность случилось мне разбирать каморку со старыми запасами в которой лежали столярные щиты собранные на казеине и когда их брали в руки из них сыпался “седой песок”, фанерные рубашки отрывались руками - это и был казеин. Щиты благополучно перекочевали на свалку…

nikolay_kornev

Я думаю : для чего эти детали существовали на крыле??? Если это ответственный узел ТО ЕГО ПРОСТО НА КЛЕЙ - (что сомнительно) не могли крепить - должны быть какие-то дополнительные крепления - прошивка (не наблюдается)- гвозди???

AirMax

Привет, Андрей!
Вот тебе фото Морана. При увеличении хорошо видно что накладки выполнены из стебля бамбука распиленного пополам!

nikolay_kornev

Андрей может быть у тебя есть это… Лонжероны были коробчатой конструкции. Высота их была 100мм (иногда 90 мм), ширина 50 мм, толщина фанерных стенок 5 мм. Толщина полок менялась от 20 мм в центроплане до 14 мм на концах крыльев. Материал полок первоначально — импортные орегонская сосна и спрус, а позже — обычная сосна. В лонжеронах нижнего крыла под двигателями полки были изготовлены из дерева гикори. Лонжероны собирались на столярном клее и латунных шурупах. Иногда к двум лонжеронам добавлялся третий — за задним, к нему крепился элерон. Кресты расчалок были одиночные, расположенные на одном уровне, выполненные из 3-мм рояльной проволоки с тандерами.

Нервюры крыльев были простые и усиленные — с утолщенными полками и стенками, а иногда со сдвоенными стенками из 5-мм фанеры, с очень большими продолговатыми отверствиями облегчения, полки — из сосновой рейки 6х20 мм с пазом глубиной 2—3 мм, в который входило ребро стенки. Сборка нервюр производилась на столярном клее и гвоздях. Шаг нервюр повсюду составлял 0,3 м. В целом конструкция крыльев была легкой.

… тут список литературы… 1ЦГВИА, ф. 369, on. 8, д. 72, лл. 1—4, 13—14, 29—37; on.16, д. 489, лл. 17—56;ф. 463 (ГВТУ), д. 4881, лл. 42, 223—228 (Технические условия на поставку самолетов ИМ); ф. 493, on. 4, д. 424, лл. 63, 66, 80, 144; д. 441. лл. 217—218; д 160, лл. 168—169; on. 7, д. 92, лл. 1—10; on. 11, д. 10, лл. 186, 202, 235, 255, 256; д. 55, лл. 60—68, 73—75; д. 2126, лл. 9, 22—24; л. 3454, л. 45. ЦГАСА, ф. 29, on. 13, д. 427.
Финне К. Н. Русские воздушные богатыри И. И. Сикорского. Белград, 1930. Адлер Г. П. Развитие русских авиационных конструкций до первой мировой войны, с. 177—184.
Найденов В. Ф. Аэропланы, с. 297. “Техника воздухоплавания”, 1916, № 4—5, с. 105—107. “К спорту!”, 1914, № 5, с. 17. “Аэро- и автомобильная жизнь”, 1914, № 1, 4, 5 и 8. Косткин И. М. Записные книжки, хранящиеся в Научно-мемориальном музее Н. Е Жуковского

ссылка eroplany.narod.ru/shavrov/chr3/IM/IM_1.htm

ДедЮз
PDV:

Мы о разном говорим. Я про шпон речи не веду, а говорю о технологии гнутья древесины. Шпон можно сделать 0.1мм и при соответствующей его влажности свернуть в трубочку без всякой предварительно обработки. Да, искривить можно “любое” дерево. А изогнуть по заданной траектории с нужными радиусами по технологиям начала XX века далеко не любое.

Я привел пример конкретной работы, а вы как житель северного полушария должны знать из каких древесин делались лыжи. Крайние деревянные делались из поперечных переклеев разных сортов (не только с короткими сердцевинными лучами) и загинались пропаркой при толщине около 5…6мм по радиусу близкому к 50 мм, а армейские имели более толстые гнутые оконечности и без переклейки. Специально этим интересовался и заглядывал на фабрики в Мукачево и Кирове.

AirMax

Кстати, забыл написать, на фото этого не видно, но эти накладки прибиты гвоздями к нервюрам!

PDV
ДедЮз:

а вы как житель северного полушария должны знать из каких древесин делались лыжи.

Я не знаю из какого Вы полушария, но уверен, что у Вас водится очень много раков и Вы очень любите заводить их за камень… Нет в классической технологии гнутья древесины никаких переклеев иначе это уже не гнутье, а банальный переклей древесины и закончим на этом. Не об этом тема…