Гордость русской авиации
Таки в чём именно были зарегистрированы и где?
Все участники фестиваля предварительно проходили электронную регистрацию с заполнением подробной анкеты с личными данными и данными модели.
Анкета распечатвалась и обязательно сдавалась организаторам на фестивале при прибытии и регистрации ачастника. Также участник лично подписывал лист с требованиями по безопасности, регламенту полетов и использования летных зон.
По всей видимости, организаторы регистрировали всех зарегистрированных участников в местных компетентных органах. Это скорее всего и объясняет эту фразу статьи.
От участников больше не требовалось никаких дополнительных действий, взносов и пр.
Неожиданным бонусом оказалось бесплатное питание для участников, в течении двух дней фестиваля.
Страховки участников осуществляла страховая компания, с которой контактировали организаторы.
На мой взгляд, все было организовано просто, понятно и очень удобно для участника.
Для участников проводились предполетные брифинги, как в день фестиваля, так и в день Авиашоу, на которых подробнейшим образом обсуждались вопросы безопасности, полетных зон, порядка подготовки и выхода на старт. Все, кто хотел - все услышали и тщательно выполняли железные законы организации полетов.
Хочу отметить отличную организацию предстартовой и летной зоны. Было три барьера безопасности. Модели располагались между вторым и третьим барьером, в непосредственной близости от зрителей, в виде огромной летной линейки. Огранизованы две зоны предстартовой подготовки. Таким образом, модели полностью проверяются и подготавливаются к полету, включается аппратура и заводится двигатель следующей модели, когда предыдущая идет на посадку. Таким образом исключаются технические паузы для зрителей. Идет непрерывная череда взлетов - посадок - взлетов.
Великолепная аудио поддержка и комментарии профессионального ведущего МАКСа Александра Маковецкого отлично дополняют этот непрерывный 4-х часовой летный спектакль, сопровождаемый эффектной пиротехнической поддержкой от Андрея Цибульского, за что ему огромнейший респект и благодарность!
Полеты прошли абсолютно безопасно. Не видел ни одного опасного залета за линию безопасности и предпосылок к летным происшествиям. Пилотирование велось строго в летных зонах, на удалении от первого барьера безопасности от 30м. Только взлет- посадка осуществлялись по центру взлетки. Исключение составлял 3d фристайл, где полет производился ближе к линии безопасности, но эти полеты производили только профессиональные, известные пилоты, многократно проверившие свои модели в предыдущих полетах.
Было несколько случаев возгорания травы за взлеткой от пиротехнических эффектов, которые тут же оперативно тушились бойцами МЧС.
Был единственный случай несанкционированных полетов на расстоянии около километра от места Авиашоу, что естественно является грубейшим нарушением установленного регламента полетов.
Андрей, поздравляю!
Надеюсь увидеть как нибудь этот грандиозный самолет в небе своими глазами.
… возвращаясь к теме “Муромца” масштаба 1/5
Работы над ним шли непрерывно. И примерно месяц назад была произведена первая глобальная сборка корабля. Это было совмещено с небольшой выставкой моих моделей на одном мероприятии.
Одновременно были выставлены “Муромцы” 1/10 и 1/5.
И потом , в течении последнего месяца “Муромец” 1/10 доводился до летного состояния и окончательно отделывался к “Тульским крыльям”. (на заднем плане)
ИМ 1/5 пока еще не имеет жесткости, так как не расчален. Но уже можно было проверить собираемость корабля, его транспортабельность в Opel Zafira, удобство сборки-разборки. Также предварительно была оценена центровка корабля. так как еще нет всего копийного обвеса, всего оборудования и полной обтяжки, то можно было только оценить общую тенденцию Ц.Т., но этот предварительный тест меня порадовал. Ц.Т. Уже достаточно близок к задней кромке, и надеюсь удастся его загнать в значения, достигнутые на ИМ 1/10 - 95%САХ
Красавец!!!
Андрей, ты Гигант! В хорошем смысле Гигант копиизма!!!
Теперь ждём 1:1
Приветствую, коллеги!
Все не было времени как-то подвести некоторые промежуточные итоги проекта “Муромца” в масштабе 1/10 (размах 3м)
Итак, что получилось на сегодняшний день:
Модель полностью переформатирована по сравнению с версией 2008г.
Основные изменения:
- Конструкция.
- Изготовлен новый фюзеляж. Изменена конструкция фермы с повышением жесткости.
- Сделана отъемная носовая часть, и большой люк (съемная часть гагрота), что значительно облегчило доступ к внутренности фюзеляжа, обслуживанию и предполетной подготовке
- Изменена кинематика управления рулями высоты и направления. Сделаны промежуточные качалки, управляемые жесткими тягами от рульмашинок.От промежуточной качалки РВ идет 8-мь тросов (по 4 троса на правый и левый руль высоты). Проводка тросов стала более копийной, по итогам изучения множества архивных фото и более надежной.
- Изменены углы заклинения крыльев бипланной коробки и оперения. (уменьшены от 0.5 до 1 град., по отношению к строительной горизонтали)
- изготовлена правая верхняя внешняя консоль взамен разбитой.
- каркасы всех плоскостей полностью отремонтированы.
- усилены все мотогондолы.
- сделана внутренняя проводка проводов в крыльях.
- изготовлена часть стоек, взамен поврежденных.
- колеса переобтянуты кожей.
- сделаны копийные тканевые плоскости антискольжения.
Начало расчаливания. Модель тщательно выставлена и отнивелирована перед установкой растяжек.
2. Обтяжка и отделка.
Полностью изменена обшивка корабля. Взамен бумажной сделана обшивка из ткани - полиэстера.
Отработана технология покрытий.
Ткань изначально клется на прозрачном аквалаке к каркасу.
Горячим утюгом все края “прошквариваются” и делается предварительное натяжение ткани на каркасе.
3-4 слоя прозрачного аквалака. После каждого слоя дополнительная вытяжка утюгом и прошкуривание всех кромок.
Наклеивание накладок на полки нервюр из картона в два слоя, (сечение накладки 1,5 х 0.5 мм). Всего около 380 накладок.
Тонирующие покрытия аквалаком “под сосну” - от 2 до 3 слоев, в зависимости от желаемого тонера.
Еще пару слоев прозрачного аквалака.
Покрытие жидким эмалитом (2 -3 слоя) с прогревом феном для ликвидации “белесости”
Зачистка мелкой шкуркой всех поверхностей
Покрытие яхтенным лаком.
Вроде бы удалось добится более копийного вида по цвету и фактуре для поверхностей корабля.
Крылья сейчас имеют несколько избыточный блеск, но он будет старится естественным образом на солнце и скоро приобретет более эксплуатационный вид. Возможно будут применены и другие методы старения обшивки.
На фюзеляже я провел немного другие эксперименты с покрытиями. Пять раз фюзеляж полностью отмывался растворителем, так как не нравился результат. В итоге все же удалось получить желаемый вид покрытия и желаемую степень матовости.
По опознавательным знакам также были сделаны существенные изменения в сторону копийности. После консультаций с Маратом Хайрулиным - известным историком авиации и автором монографий по “Муромцам”, а также тщательного изучения архивных фотографий.
Флаг на фюзеляже сделан боле правильной геометрии (уменьшена ширина среденей синей полосы). Кокарды на верхних крыльях перенесены на консоли, и изменены их размеры.
Безусловно, еще предстоит ряд работ с этой моделью:
-
по знергетике корабля.
Сейчас у меня стоят разнотипные двигатели на внутренних и внешних мотогондолах. Это связано с выходом из строя одного из 4-х двигателей , использовавшихся ранее.
На “Тульских крыльях” я получил хорошие данные по расходуемой мощности и емкости аккумуляторов. Так, после пятиминутного полета во время шоу были выполнены 4 элемента копийного комплекса в средний ветер около 4 - 5 м/с. На внутренних моторах имел разряд 3.74в на банку, на внешних - 3.81в. Аккумуляторы 3s 2200vA. Т.е. я имел еще около минуты полетного времени. Этого явно недостаточно для полного копийного комплекса 8 фигур. Газ в полете использовался в среднем на 2/3. При более сильном ветре расход емкости аккумуляторов будет выше.
Я не успел сделать комплекты копийных полетных винтов, и это первоочередная задача. Также планировалось сделать эксперименты по переходу на 4s батареи, емкостью 2600mA, что тесно связано с подбором оптимальных винтов.
Размеры мотогондолы достаточно небольшие, поэтому значительную емкость туда поставить проблематично. У меня на первой версии использовались 3s 4000mA, но это требовало выноса регуляторов за пределы гондолы и сдвига макетов радиаторов и маслобаков назад.
Так что впереди оптимизационные процессы по мотоустановкам.
Но полеты подтвердили способность модели лететь в ветер до 12м/с без всяких проблем и даже на 3-х двигателях без потери устойчивости и управляемости. -
По отделке и деталировке.
Еще надо поставить ряд растяжек (около 24 - 30).
Возможно доделаю салон. Теперь лучше скомпоновано оборудование и есть место для копийных аксесуаров. Может быть появится экипаж. (но это все после ИМ1/5) -
Сброс бомб.
Безусловно - это моветон летать на бомбардировщике без этой демонстрации. К Туле не успел.
Но, конечно этот функционал модели обязателен. На предыдущей версии у меня был одновременный сброс 5-и пудовых бомб из бомбоотсека. Но они очень маленькие в этом масштабе и приходилось снабжать их красными бумажными стримерами, чтобы как-то визуализировать полет. Планируется подвеска и сброс 25-пудовой бомбы(400кг) (макета разумеется) под фюзеляжем , как это и было на прототипе. Эта бомба уже вполне себе БОМБА.😄 -
Летные эксперименты и тренировки.
Так как эта модель является для меня своеобразным полигоном проекта 1/5, то одной из главных ее задач - это провести тестовые полеты на диапазон допустимых центровок, дальнейшей настройки системы управления, изучения глиссад взлета/посадки, режимов горизонтального полета, маневренности, Планируются также полеты на 3d пилотаж после отработки энергетики корабля и полеты в экстремальный ветер до 15м/с.
п.с. Наконец кардинально решил вопрос с фотохостингом фотографий. Теперь все фотографии буду хранить на своем сайте и сюда они вставляются по ссылке. Для полноразмерного просмотра достаточно правой кнопкой мыши щелкнуть по фотографии и сделать “открыть изображение”
Бомбы!!Меня тут посетила мысль-если сбрасывать 25 пудовые,то можно вмонтировать в них пистоны.При ударе о землю --звуковой и визуальный эффект.А так–Андрей,долго ждал,но меньшего не ждал-что особо приятно, то что ты не стоишь на месте.Если взять твой ИМ 1/10 --огромная кропотливая работа по восстановлению внешнего вида и полётных характеристик внушает во мне огромное к тебе уважение.И что тут говорить про ИМ 1/5?Я уверен,будет шедевр в полном смысле этого слова!Да прибудет с тобой аллах!!)
Я не успел сделать комплекты копийных полетных винтов, и это первоочередная задача. Также планировалось сделать эксперименты по переходу на 4s батареи, емкостью 2600mA, что тесно связано с подбором оптимальных винтов.
По-моему копийные винты довольно большие, поэтому переход на 4 банки мне представляется не оптимальным. Может быть стоит оставит 3 банки с увеличенной до 3000 м/Ач емкостью, если, конечно, позволят мотогондолы.
Владимир, тут не все однозначно. Тут надо на вопрос смотреть очень комплексно.
“Муромец” - это некая “аэродинамическая система” (как впрочем и любой другой самолет). Но он значительно отличается от привычной современной схемы. Ближе всего “Муромец” к свободнолетающим моделям. Я многие годы занимался свободнолетающими, комнатными моделями, резиномоторными копиями и аэродинамикой нестандарных аэродинамических схем. И мне кажется, я очень хорошо чувствую нестандартную аэродинамику “Муромца”.
Сикорский сделал гениальную машину для своего времени. Это потрясающе однорежимный самолет. Причем дико устойчивый в очень широком диапазоне центровок, отказа моторов, вплоть до 3-х с одним внешним работающим. Он имеет гигантское лобовое сопротивление и все время летит в режиме максимального аэродинамического качества. Он имеет с одной стороны великолепное демпфирование по крену и тангажу за счет большого удлинения крыла и плеча ГО, что делает его практически нечуствительным к порывам ветра, а с другой стороны, на таких плечах очень развитые площади органов управления позволяют ему быть достаточно маневренным. Муромец имеет очень постоянную скорость полета, которую не изменить ничем! Это просто летающий танк, идущий как таран через любую погоду. По моим оценкам, его воздушная скорость (имеется уже в виду модель 1/10) около 40 - 45 км/ч. Т.е. при ветре 10м/с (36км/ч) он движется относительно земли против ветра со скоростью порядка 10 км/ч.
Это я к чему все веду? Винты должны быть оптимальны как раз для этой воздушной скорости по шагу. У меня достаточно мощные двигатели с небольшим KV (920 / 1000) FA 3015-7T 1000 RPM/V. Он расчитан да 3/4s , с винтами 11х5 или 10х5. На Муромце штатно проходит винт максимум 11 дюймов. Копийный диаметр - 10.5 дюйма. Они имеют необычную форму лопасти, очень широкую на периферии.
Мне нужно подвести к винтам определенную мощность, согласно режиму полета на максимальном аэоодинамическом качестве. По моим ощущениям, полеты на 3S c винтами 11 х 6 были избыточны по тяге, и достаточно напряженны для мотора и аккумуляторов по току. Думаю, что на 4-х банках, удастся подвести ту же мощность к винтам 10 х 5 или даже 10х4 , но на других режимах с меньшим током, и на пол-газа.
Но это все требует кропотливых стендовых и полетных исследований в разных условиях погоды и давления. Занимаясь кордовыми пилотажками в юности, я хорошо тогда осознал значение параметров винтов от погоды. Поэтому буду делать 2 -3 серии винтов для получения оптимальных результатов.
Андрей, давай большой сделаем, хотяб 1:2, и сами полетим! за одно и всех умоем, и немцев и амеров )))
Сидит древняя-древняя бабка на скамеечке и видит-летит Илья Муромец с Андреем и Виталием!Она спрашивает у проходящего мимо мужика–сыночек,скажи,а Первая Мировая ещё не закончилась?Мужик удивлённо проводил взглядом улетающий Муромец и говорит–по видимому нет,мать.(Смеха ради,но думаю что а тему!))
летит Илья Муромец
… и что, характерно, бесшумный и невидимый для радаров…😛
На Муромце штатно проходит винт максимум 11 дюймов. Копийный диаметр - 10.5 дюйма. Они имеют необычную форму лопасти, очень широкую на периферии.
Тогда понятно! Я почему-то думал, что больше, хотя у тебя же 10-й масштаб, получается 2,67 м. Тогда все верно, на таких моторах на 4 банках с винтом 10*4 получишь примерно ту же тягу и скорость , что и на 3 с 11*6. И при меньшем токе. (прикинул по кальку)
Они имеют необычную форму лопасти, очень широкую на периферии.
Это говорит о том, что работали винты эффективно при относительно небольших оборотах. Зная развертки и потребную скорость полета, можно найти приемлемую частоту вращения для летного диапазона скоростей. Думаю, 2-х серийных винтов хватит для выбора по психрометрическим разницам.
… и что, характерно, бесшумный и невидимый для радаров…😛
Если на борту нет включённого приёмника.резиномоторный к примеру…
Приветствую, коллеги!
Работы по ИМ масштаба 1/5 возобновились с новой силой.😁
Закончены все каркасные работы по всем плоскостям, правда это заняло почти две недели.
Полностью закончены внешние консоли верхних крыльев и подвешены элероны
… Работы по обтяжке всех поверхностей также завершены в первом приближении, т.е. обтянуты и покрыты двумя слоями аквалака.
Но это только старт большого этапа отделочных работ над всеми плоскостями. Предстоит сделать очень много технологических операций по пропитке, отделке, пока плоскости примут эксплуатационный вид, пригодный для сборки воздушного корабля.
Все обтянутые плоскости “Муромца” 1/5:
Подсборка секций в агрегаты:
И очередное контрольное взвешивание:
Нижние крылья 593+382+597+385 = 1957гр.
Верхние крылья (три секции + элероны ) х 2
388+361+356+356+303+164+300+170=2398гр.
Стабилизатор с РВ
353+367+215+208=1143гр.
Киль или он же центральный руль направления 167гр.
Сделаны каркасы на вспомогательные боковые РН.
Итого, на данный момент имеем по планеру:
Фюзеляж 1587гр.
Крыло нижнее 1957гр.
Крыло верхнее 2398гр.
Стабилизатор+РВ 1143гр.
РН 167гр.
Стойки бипланной коробки 780гр.
Стойки шасси подкрыльевые 480гр.
ПЛАНЕР 8512гр.
Оборудование (ДУ и пр.) 2560гр.
Вес без аккумуляторов - 11.072гр.
Аккумуляторы (4сборки х 6000Ач 5s) 3168г.
Взлетный на данный момент 14240гр.
Еще по фюзеляжу предстоит набрать довольно приличный вес,+ отделка и деталировка.
Ориентировочно, если это будет в пределах 4кг., то можно планером попасть в 15кг., а взлетным в 18кг шестиметрового аппарата, что в принципе, близко к расчетным значениям проекта.😃
Это безусловно радует, при планируемой тяге в районе 16кг, как минимум, а надеюсь - 20кг удастся получить, при подборе винтов и оптимизации параметров ДУ.
Так что, создание дирижабля - 3D, тяжелее воздуха - становится реальностью😁
п.с. Может кто-нибудь подскажет, где можно приобрести эмалит (или НЦ-551) по приемлемой цене в кол. около 3 - 5л. (Пока все найденные варианты предлагают бочку 45кг. и непонятки с доставкой.)
Может кто-нибудь подскажет, где можно приобрести эмалит (или НЦ-551) по приемлемой цене в кол. около 3 - 5л. (Пока все найденные варианты предлагают бочку 45кг. и непонятки с доставкой.)
Когда-то Каменск-Шахтинский химкомбинат “Россия” снабжал всю страну самыми высококачественными нитролаками. Включая клей АК-2, эмалит (нитролак первого покрытия) и АВ. Попробуй свяжись с ними. Удачи!
Я здесь брал shop.aviamodelka.ru/product_info.php?products_id=1… вот здесь тоже есть www.fasrshop.ru/kley-emalit.html
www.technosporta.net/k1_905.php И тут есть. не реклама
Спасибо, друзья! Но мне надо, как минимум, 3 литра. Лучше уж купить, как продают, бочку (45 литров - 200 руб за кг). Правда, тогда придется строить Муромца 1/2 😁
Пользую от “техноспорта”, выше похвал, будь-то в детство вернулся, а запах…
Приветствую, коллеги!
Работы по Муромцу идут по кругу технологических операций … крыло секция 1 , 2 … оперение , рули , фюзеляж секция 1, 2, 3… пилон, шасси … и опять крыло секция 1, 2…
Я уже перестал считать круги. На каждом круге идет продвижение вперед, но… кругов впереди еще много…
Итак, очередной минифотостопкадр.
Подготовка фюзеляжа к обшивке.
В результате анализа различных конструктивных схем расчаливания фермы, пришел к решению сделать расчалки из … сосновых и бамбуковых стержней. Это позволило упростить конструктивно решение узлов, по сравнению с вариантом гибких расчалок и очень существенно повысило жесткость фермы на кручение. В прототипе (как и не других самолетах той эпохи) все узлы фермы имеют как правило подвижное соединение, а степени свободы устраняются проволочными расчалками с тандерами для получения одинакового натяжения и правильной формы фермы.
В нашем случае, имеем жесткую клеевую ферму, где все узлы усилены развитыми кницами. И решение со стержнями видится более целесообразным. Стержни будут работать на растяжение, как и гибкие растяжки, поэтому их сечение может быть минимальным, это сосновые стержни 3х3мм на секцию Ф-2 и бамбуковые, диаметром 2мм на секцию Ф-3.
2-х метровая балка получила просто “чудовищную” жесткость на кручение!!! Даже еще без обтяжки.
Это-то мне и надо! А обтяжка на эмалите еще внесет свою лепту в жесткость.
Каркас грунтуется и тонируется аквалаком “под сосну”. Это дает дополнительную защиту древесины на длительное время и дает хорошую подоснову для приклеивания обшивки.
Небольшой натюрморт из натуральной древесины.
Пилон окончательно обшивается бальзой и готов к пропиткам.
Секция Ф-1 после всех окончательных столярных работ также грунтуется аквалаком.
Некоторые части пилона подвергаются глубокой пропитке тонирующим составом “под орех” и обтягиваться не будут. Будет пропитка эмалитом и лакировка.
Очень и очень предварительная версия секции Ф-1 с готовностью под обтяжку полиэстером.
А хвостовая секция Ф-3 частично обтягивается. Но на этой стадии необходимо частично расчалить хвостовой “кабан”, так как некоторые рсчалки должны крепиться внутри секции…
… обшивка фюзеляжа стартовала …
Стержни-отличное решение,сильно упрощающее сборку фюзеляжа без ущерба в прочности.Интересно как концы стержней крепятся к кницам-просто на клей,или есть какое то усиление?И ещё-пересечение стержней чем то закреплено?Спасибо!
Стержни просто клеятся к кницам. Получается достаточно большой клеевой шов для прочности. Кницы распределяют нагрузку на лонжерон и стойки.
А перекрестные стержни между собой просто склеиваются, так как не разрезаются. Получается все очень жестко. Руками невозможно скрутить балку, чтобы увидеть хоть малейшую слабину в ферме, хотя без стержней, при том же усилии от рук, ферма “играла” на скручивание.
Обтяжка секции Ф-1 полиэстером на аквалаке.
После подсыхания обшивка приобретает приятный бежевый оттенок.
Секция Ф-2. Здесь еще надо дооформить место пулеметчика, а снизу будет технологический люк для сборки. В этом же районе будут также располагаться промежуточные качалки управления рулей высоты и направления.
После окончательной тонировки сквозь обшивку будут слегка просматриваться кресты стержней, имитирующие расчалки.
Секция Ф-3